.RU

Развитие контрольно-оценочных действий учащихся при освоении способа опиливание металлов на уроках технологии


Короткова О.В.

Волгоград, Лицей №8 «Олимпия»

Развитие контрольно-оценочных действий учащихся при освоении способа опиливание металлов на уроках технологии.

Предмет технология очень близок к реальной жизни. Навыки, которые учащиеся получают на технологии, пригодятся им в разных жизненных ситуациях. Поэтому очень важно, чтобы полученные навыки и умения учащихся были качественными. При изготовлении изделий ученик выполняет предметно-монипуляционные действия по преобразованию предмета, которые не только закрепляют полученные знания, умения и навыки, но и развивают его мышление.

Важной частью любой учебной деятельности является её контроль и оценка. Умение проводить контроль и оценку продуктивного действия приводит к совершенствованию самого действия.

Целью нашей работы явилась организация способов формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся на основе выполнения технологических операций. Для достижения этой цели нами разработаны специальные контрольно-оценочные задания по технологиям выполнения основных операций (пиление, строгание, опиливание и т.д.). Эти задания предполагают оценку учеником правильности выполнения той или иной технологической операции. При этом он должен соотнести показанные на рисунках действия с имеющимися у него знаниями и умениями в этой предметной области. Такой пооперационный контроль позволяет прогнозировать, предварять выполняемые действия в уме до его реального выполнения. Нахождение и объяснение ошибок в процессе прогнозирования помогает ученику не совершать их во время выполнения реальных предметных действий.

В качестве примера может выступать такое задание: ^ Опираясь на рисунки, оцени правильность выполнения, учеником действия опиливания металлической заготовки, по следующим критериям.

1) Способ закрепления заготовки из металла в тисках.

2) Способ «хватки» инструмента при опиливании металлической заготовки.

3) Распределяемые усилия при опиливании.

4) Способ перемещения инструмента при опиливании.

5) Умение проводить контроль опиленной поверхности по критериям прямоугольности, прямолинейности.

1

2

3


4

5

6



7

8


^ В тех случаях, в которых ты не согласен с действиями ученика, объясни, почему и напиши, как бы ты выполнил эту операцию.

В процессе осуществления контроля и оценки этого способа действия ученики должны установить правильность действий по третьему и пятому критериям. Найти ошибки в действиях по первому, второму и четвёртому критериям. Так, например, анализируя рисунок 1, ученик должен установить, что заготовка закреплена неправильно: над тисками металлическая заготовка должна выступать не более чем на 10 мм.

Анализ (контроль и оценка) рисунков 2, 3, 4 показывают, что пальцы левой руки загибаются на носке напильника. Такой способ «хватки» инструмента может привести к травме. Вытянутые пальцы должны отступать от края носка на 20-30 мм.

Анализ рисунка № 5 позволяет установить, что инструмент во время холостого хода (движение назад), прижимается к заготовке. Такое действие может привести к затуплению инструмента. Во время холостого хода инструмент ведётся без нажима.

Это задание рассчитано на учащихся 6 классов, изучающих или изучивших тему «Опиливание металлов». Его можно давать учащимся перед началом практической работы по опиливанию металлов, с целью предотвращения типичных ошибок и закрепления новых знаний, и с целью определения умений ученика проводить контроль выполнения операции при итоговом контроле.

Задание состоит из двух частей. В первой части ученик определяет: умеет он или не умеет, выполнять соответствующие операции (против каждой операции ставится знак «+» или «-»). Во второй части ученик должен дать письменное обоснование простановки этих знаков (содержательно охарактеризовать). Данное задание позволяет выявить освоенность учащимися способа опиливания металлов, а также умение проводить контроль выполнения операций по опиливанию металлов. Задание имеет шесть критериев оценивания. Пять, из них соответствуют операционному составу, действию по опиливанию металлов. Шестой критерий не соответствует данному виду деятельности и не отражён на рисунках, поэтому оценить по этому критерию не возможно. Этот критерий выступает в виде ловушки, он добавлен с целью выявления умений учеником сопоставлять задание с реальностью.

Чтобы оценить умения виртуального ученика по 2,3,4,5,6 критериям контролирующему ученику необходимо проанализировать и сопоставить не один, а несколько рисунков.

Данное задание было апробировано при работе с учащимися 6 классов. Анализ результатов показал, что 94,2 % учащихся достаточно быстро и правильно справились с первой частью задания, которое в первоначальном виде содержало только пять критериев.

При выполнении второй части задания, требующей письменного ответа, значительная часть учащихся отказались от такой формы анализа собственных действий. Предпочли анализировать свои действия устно. Такая возможность им была предоставлена.

Данные задания развивают контрольно-оценочную деятельность учащихся, позволяют ученику совершенствовать знания, умения и навыки по выполнению технологических операций, развивают общеучебные умения: анализировать, сравнивать, сопоставлять, понимать графические изображения (схемы, рисунки).

rabochaya-programma-po-discipline-b-organizaciya-proizvodstva-i-obsluzhivaniya-na-predpriyatiyah-obshestvennogo-pitaniya.html
rabochaya-programma-po-discipline-b-tehnologiya-konstrukcionnih-materialov.html
rabochaya-programma-po-discipline-b-tovarovedenie-odnorodnih-grupp-prodovolstvennih-tovarov.html
rabochaya-programma-po-discipline-basketbol-dlya-studentov-3-kursa-fzo-obshij-kurs-napravlenie-521900-fizicheskaya-kultura-specialnost-022300.html
rabochaya-programma-po-discipline-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-dlya-specialnosti-080111-marketing-fakultet.html
rabochaya-programma-po-discipline-bibliografiya-razdel-inostrannaya-bibliografiya-po-specialnosti-030903-65-knigorasprostranenie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-ot-2014g-ustav-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • credit.bystrickaya.ru/omskaya-oblast-omskaya-oblast.html
  • university.bystrickaya.ru/germenevtika-v-sociologii-chast-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-tretya-moej-zhene-sone-i-sinu-teme-s-lyubovyu.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sistema-klassifikacii-gostinic-v-rossii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-pravovedenie-po-napravleniyu-podgotovki.html
  • spur.bystrickaya.ru/lektronnoj-pochte-kak-iz-rossii-i-stran-blizhnego-zarubezhya-tak-i-iz-evropi-ksozhaleniyu-ya-prosto-fizicheski-ne-mogu-otvetit-na-vse-interesuyushie-vas-temi-i-izvin-stranica-3.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-21-pervij-doktor-solnechnij-svet-aluchshej-illyustraciej-lekcij-statej-i-knig-bregga-sluzhil-on-sam-ego.html
  • write.bystrickaya.ru/forma-obucheniya-ochno-zaochnaya-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-080505-upravlenie-personalom-moskva-2009.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-2-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-opd-f-02-socialnaya-pedagogika-dlya-specialnosti.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-2-strategiya-kak-sistema-razvitiya-konkurentnih-preimushestv-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-ekonomicheskaya.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovanie-svojstv-hroma-i-ego-soedinenij-chast-3.html
  • control.bystrickaya.ru/bolee-chem-vtroe-sokratilas-ploshad-prirodnih-pozharov-v-rossii-informacionnoe-agentstvo-interfaks-15082011.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmi-razvitiya-organizacii-obedinennih-nacij-fonda-organizacii-obedinennih-nacij-v-oblasti-narodonaseleniya-i-upravleniya-organizacii-obedinennih-nacij-po-obsluzhivaniyu-proektov-distr-general.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/ris-37-shema-signalizacii-s-fotodiodnim-datchikom-elektronika-v-nashem-dome.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-sovershenstvovaniyu-upravleniya-denezhnimi-potokami-predpriyatiya-32-1-osnovnie-napravleniya-sovershenstvovaniya-upravleniya-denezhnimi-potokami-predpriyatiya-32.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-ugolovno-ispolnitelnoe-pravo-dlya-specialnosti-030501-yurisprudenciya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-oformleniya-kursovih-referatov-i-drugih-nauchnih-rabot-orientirovochnij-obem-pismennih-rabot.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/administrativnaya-otvetstvennost-v-oblasti-predprinimatelskoj-deyatelnosti-chast-12.html
  • thescience.bystrickaya.ru/history-of-the-usa-chast-3.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-v-gralevskaya-k-t-n-a-n-ganceva-student.html
  • reading.bystrickaya.ru/kommunikativnaya-struktura-liricheskih-proizvedenij-chast-3.html
  • writing.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-kredit.html
  • essay.bystrickaya.ru/celi-i-zadachi-audita-uchebno-metodicheskij-kompleks-avtor-sostavitel-l-g-bolshakova-udk-bbk-a-rekomendovano.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-podrazdelu.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-rasschitana-na-shirokie-krugi-chitatelej-v-tom-chisle-ne-imeyushih-specialnih-znanij-po-politicheskoj-ekonomii-ksozhaleniyu-po-vine-avtorov-inih-uchebnikov-i-knig-vstrechaetsya-u-nas.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-dolg-rf-ego-dinamika-i-struktura.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/ris-12-filtruyushaya-sposobnost-mozga-kulturno.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pourochnoe-planirovanie-7-klass-tematicheskoe-planirovanie-uchebnogo-materiala.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-ta-samaya-cel-stranica-37.html
  • urok.bystrickaya.ru/pozhalujsta-zapolnite-i-otpravte-etu-formu-po-faksu-ili-e-mail.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zabegaya-vperyod-dolzhen-skazat-chto-v-etoj-rabote-delaetsya-popitka-raskrit-odnu-iz-samih-zagadochnih-i-neizuchennih-po-sej-den-stranic-chelovecheskoj-istorii-kot-stranica-12.html
  • reading.bystrickaya.ru/kriterii-ocenki-otveta-studenta-mirovaya-hudozhestvennaya-kultura.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-usloviya-opredelyayushie-kachestvo-podgotovki-specialistov-organizacionnoe-pravovoe-obespechenie-obrazovatelnoj-deyatelnosti.html
  • university.bystrickaya.ru/formirovanie-i-realizaciya-konkurentnih-preimushestv-trudovih-resursov-na-municipalnom-urovne.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.