.RU

Раздел 7. Организация внеучебной деятельности младших школьников - Основная образовательная программа начального...


Раздел 7. Организация внеучебной деятельности младших школьников 6


Внеучебная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности в урочной и внеурочной формах), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В соответствии с ФГОС НОО, школьного учебного (образовательного) плана (раздел 3) организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеучебную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Для реализации в структурном подразделении доступны следующие виды внеучебной деятельности:

Указанные выше виды объединяются в следующие основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно - полезная.

^ 7.1. Результаты и эффекты внеучебной деятельности учащихся


При организации внеучебной деятельности младших школьников коллективом школы разводятся такие понятия как результат и эффектами этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. ^ Эффект – это последствия результата.

Воспитательный результат внеучебной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

^ Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.

Воспитательные результаты внеучебной деятельности младших школьников распределяются по трем уровням:

^ Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями во внеучебной деятельности как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

^ Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

^ Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе необязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданского общества. Очевидно, для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Каждому уровню результатов внеучебной деятельности своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т.е. ряд содержательно и структурно близких форм).


^ Преимущественные формы достижения воспитательных результатов

во внеучебной деятельности


Уровень результатов

Приобретение

социальных знаний

1 уровень

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

2 уровень

Получение опыта самостоятельного общественного действия

3 уровень

^ Виды внеучебной деятельности

Игровая деятельность

Игра с ролевым акцентом







Игра с деловым акцентом




Социально моделирующая игра

^ Познавательная деятельность

Познавательные беседы, предметные кружки, олимпиады







Дидактический театр, презентация предметных достижений, интеллектуальный клуб




Детские исследовательские проекты (проектные задачи), внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), предметные клубы

^ Проблемно-ценностное общение

Этическая беседа







Дебаты, тематический диспут, рефлексия




Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов, рефлексия

^ Досугово - развлекательная деятельность

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, галерею







Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса, школы




Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.п.)

^ Художественное творчество

Занятия объединений художественного творчества







Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе




Художественные акции школьников в окружающем школу социуме

^ Социальное творчество

Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальном деле, акции, организованной взрослым)







Коллективно-творческое дело




Социально-образовательный проект

^ Трудовая деятельность

Занятия по конструированию, кружки технического творчества, ремесла







Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослого (субботники)




Совместное образовательное производство детей и взрослых

^ Спортивно-оздоровительная деятельность

Занятия спортивных секций, участие в оздоровительных процедурах







Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции




Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу в социуме

^ Туристско – краеведческая деятельность

Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок







Туристический поход, краеведческий клуб




Туристско – краеведческая экспедиция

Поисково- краеведческая экспедиция

Школьный краеведческий музей



^ 7.2. Общая программа организации внеучебной деятельности младших школьников


Данная программа представляет собой комплексную разновозрастную программу внеучебной деятельности школьников, где занятия и мероприятия проводятся в смешанных (разновозрастных) группах, состоящих из учащихся разных классов и параллелей.

Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (10 часов в неделю на ученика), так и возможностью организовывать занятия крупными блоками – «интенсивами» (сборы, слеты, школы актива, «погружения», фестивали, походы, экспедиции и т.п.). Каждый из модулей предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности младших школьников и направлен на решение своих педагогических задач.


^ Основные модули программы


№/п

Название модуля, класс, группа

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

^ Познавательная деятельность

1.

Исследовательская лаборатория

68







2.

Шахматы

34







3.

Математический клуб

34







4.

Литературный клуб

34







^ Художественная деятельность

6.

Школьный театр

34







7.

ИЗО - студия

68







8.

Лепка

34







9.

Выпуск общешкольной газеты «Новости БЭЗТ»

34







10.

Вокальный ансамбль

68







11.

Хореографический ансамбль

68







^ Проблемно-ценностное общение

12.

Общеклассная рефлексия

34







13.

Просмотр и обсуждение кинофильмов в школьном киноклубе

34







^ Игровая деятельность

14.

Кукольный театр

68







^ Досугово - развлекательная деятельность

15.

Подготовка и проведение общешкольных праздников: Посвящение в первоклассники;

Новогодний концерт, Литературный конкурс чтецов, «Саагалган», Последний звонок.

68







16.

Экскурсионная программа (музеи, выставки), театры

68







^ Социально-значимая деятельность

17.

Реализация проекта «Праздник бабушек и дедушек», «Праздник пап»

68







^ Спортивно-оздоровительная деятельность

18.

Спортивные (подвижные) игры на свежем воздухе

68







19.

Хореография

68







20.

Народные игры

34







21.

«Малые олимпийские игры»

68







^ Туристско-краеведческая деятельность

22.

Туристический слет

34







25.

Исследование природы Еравны

68







^ Трудовая деятельность

26.

Проект «Подари детям радость»

34







27.

Конструирование

34










Итого:

1258








^ 7.3 Предполагаемые результаты внеучебной деятельности


Результаты первого уровня (приобретение младшими школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятиях в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории, природы и культуры, к людям других поколений; о русских народных играх, о правилах конструктивной групповой работы; об основах решения проектных задач, организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения научного исследования; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; способы решения нестандартных задач.

Результаты второго уровня ( формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, людям иной этнической или культурной принадлежности, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): младший школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп; опыт волонтерской деятельности; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей; опыт работы в команде.

^ 7.4. Мониторинг эффективности внеучебной деятельности школьников

Цель мониторинга – отслеживать, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеучебной деятельности, которыми занят школьник. Такой мониторинг необходим, во-первых, для того, чтобы обнаруживать и решать наиболее острые проблемы, существующие во внеучебной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания и, во-вторых, оперативно вносить изменения в набор видов внеучебной деятельности на основе данных о посещаемости тех или иных занятий.

В данной ООП необходимо ясно зафиксировать, что воспитание – это управление процессом развития личности ребенка (человека) через создание благоприятных условий.

В связи с таким определением понятия «воспитание» предметом диагностики является изучение личности ученика и создаваемые во внеучебной деятельности условия развития личности. Исходя из этого, выделяется три основные предмета диагностики.

Первый предмет диагностики – это личность самого младшего школьника. Основные вопросы, на которые необходимо все время находить ответы: в каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?

Способы диагностики: наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием младших школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно - деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Анализ письменных работ школьников: сочинений, эссе, статей в школьную газету и т.д. Эти способы раскрывают качественную сторону личностного развития детей.

Второй предмет диагностики – это детский коллектив как одно их важнейших условий развития личности ученика. Современный ребенок развивается как личность в нескольких разных коллективах – разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, ее усреднения, за счет других – развивать индивидуальность ученика, его творческий потенциал.

Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива, а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе. Для этого в данной ООП используются две методики: А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив», «Социометрия».

Третий предмет диагностики – это профессиональная позиция педагога, еще одно важнейшее условие развития личности ученика.

Позиция – это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей. В связи с этим важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь выполняет возложенную на него кем-то обязанность, т.е. просто отбывает повинность); какие профессиональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют, и педагог осуществляет свою работу формально, равнодушно)? Не меньшее значение имеет и характер педагогической позиции. Сформирована ли у воспитателя гуманистическая или авторитарная педагогическая позиция, предполагает ли он самоопределение?

Здесь в мониторинге предлагается использовать специально разработанную методику диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя.


^ 7.5. Взаимосвязь учебной и внеучебных видов деятельности младших школьников. Учет и оценка внеучебных достижений.


Для реализации ООП особое значение приобретает грамотное конструирование расписание учебных занятий. Оно должно учитывать чередование разных видов деятельности младших школьников и быть динамическим, учитывать запросы педагогов для повышения эффективности образовательного процесса.

В системе оценивания учебные и внеучебные достижения младших школьников должны учитываться в равной степени.

Внеучебные достижения обучающихся при реализации данной ООП учитываются (приниматься во внимание):

Решение об учете (принятии во внимание) внеучебных достижений обучающихся при промежуточной аттестации обучающихся принимается учителями и может выражаться в повышении итоговой оценки по окончании учебного года.

В случаях, когда зафиксированные внеучебные достижения свидетельствуют о фактическом освоении обучающимся целостной совокупности компетентностей, прямо или косвенно предусмотренных основной образовательной программой, педагогический совет общеобразовательного учреждения вправе засчитать достижения при промежуточной аттестации, в соответствии с принятыми локально-нормативными актами школы

В случаях, когда зафиксированные внеучебные достижения обучающегося свидетельствуют об освоении им компетентностей, предусмотренных учебной программой по отдельному учебному предмету (предметной области), педагогический совет структурного подразделения вправе перевести обучающегося на обучение по индивидуальному учебному плану (в т.ч. освободить обучающегося от обязательного посещения учебных занятий по данному учебному предмету или предметной области), либо принять решение об изменении формы получения образования (семейное образование, заочное, экстернат) по одному или нескольким учебным предметам (предметным областям).

Основной формой фиксации результатов внеучебных достижений обучающихся в является коллективный (групповой, индивидуальный) портфолио.


ravnoudalenie-larkov-argumenti-i-fakti-avtor-ne-ukazan-08102008-041-str-5.html
ravnovesie-po-belorusski-nezavisimaya-gazeta-suhova-svetlana-27012006-15-16-str-6.html
ravnovesnaya-cena-issledovanie-faktorov-povisheniya-effektivnosti-proizvodstvennih-fondov-i-oboro.html
ravnovesnoe-sostoyanie-zhelezouglerodistih-splavov-v-zavisimosti-ot-soderzhaniya-ugleroda-i-temperaturi-opisivaet-diagramma-sostoyaniya-zhelezo-uglerod-na-diagramm.html
raz-v-3-mesyaca-plan-uchebno-vospitatelnoj-raboti-gou-spo-kstovskij-neftyanoj-tehnikum-na-2009-2010-uchebnij-god.html
razbienie-informacii-o-sobitii-na-komponenti-a-a-shiyan-ekonomicheskaya-kibernetika.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/b-g-ananev-rassmotrel-svyazi-psihologii-s-drugimi-naukami-v-kontekste-razrabotannoj-im-koncepcii-kompleksnogo-chelovekoznaniya-vsled-za-ananevim-svyazi-psihologii-s-drugimi-naukami-proanaliziroval-b-f-lomov-on-v.html
  • control.bystrickaya.ru/drevnerusskoe-gosudarstvo-4.html
  • letter.bystrickaya.ru/nigilizm-v-sovremennom-obshestve-fenomen-i-sushnost-09-00-11-socialnaya-filosofiya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vliyanie-globalizacionnih-processov-na-kulturnie-cennosti-molodyozhi-kitaya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-razvitiya-resheniya-uravnenij.html
  • abstract.bystrickaya.ru/332-analiz-svedenij-poluchennih-pri-osushestvlenii-gosudarstvennogo-zemelnogo-kontrolya.html
  • write.bystrickaya.ru/formirovanie-konstruktivnoj-strategii-preodoleniya-studentom-psihologicheskih-barerov-v-uchebnoj-deyatelnosti.html
  • bukva.bystrickaya.ru/naibolshee-kolichestvo-narushenij-zafiksirovano-nikolaj-vorobev-ekspertnij-doklad-vibori-tambovskoj-oblastnoj-dumi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/ria-novosti-moskva-20032009-postpredi-stran-sng-obsudyat-v-minske-povestku-zasedaniya-soveta-premerov-sng.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nalogovo-tamozhennaya-politika-pri-petre-i.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stad-porushennya-krimnalno-spravi.html
  • books.bystrickaya.ru/biografichni-danni-na-zorka-todorova-trajkova-isbn-978-954-392-030-3-nasheto-letishe-uzundzhovo.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nikolaj-alekseevich-nekrasov-chast-2.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trudi-doktora-geologo-mineralogicheskih-nauk-abdulina-a-a.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rassmotrenie-proizvodstvennoj-deyatelnosti-kombikormovih-kompanij-ssha.html
  • bukva.bystrickaya.ru/strukturnie-metodi-raspoznavaniya-slozhnoorganizovannih-istoricheskih-tablichnih-form.html
  • universitet.bystrickaya.ru/strahovanie-zhizni-chast-10.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-razrabotana-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-sleduyushih-normoustanavlivayushih-dokumentov-federalnim-gosudarstvennim-obrazovatelnim-standartom-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-po-napravleniyu-080100.html
  • spur.bystrickaya.ru/krovavij-voshod-norvezhskogo-bleka-stranica-13.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vtoroe-visshee-obrazovanie-specialistov-s-visshim-inzhenernim-obrazovaniem.html
  • bystrickaya.ru/valyutnij-kontrol-za-postupleniem-v-rossijskuyu-federaciyu-valyutnoj-viruchki-ot-eksporta-tovarov-chast-3.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-pod-red-e-a-loginovoj-spb-izd-vo-soyuz-2005-korrekcionnaya-pedagogika.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovet-iz-knigi-peremen-na-moment-rassilki-byulletenya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zapadno-hristianskie-veroispovedaniya-i-obshestvo-v-rossii-xviii-v.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-po-teplotehnike-avtor-kursa.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnologiya-sabainda-akt-raldarin-oldanu-timdlg.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodika-issledovaniya-4-shtatno-nomenklaturnij-metod-4-metod-rascheta-koefficientov-nasishennosti-4-metod-ekstrapolyacii-4.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-16-fakulteta-inostrannih-yazikov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/administrativnoe-pravo-chast-24.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/utverzhdayu-stranica-5.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkursnaya-dokumentaciya-stranica-3.html
  • teacher.bystrickaya.ru/filmofond--oguk-sverdlovskogo-gosudarstvennogo-kinovideocentra-kinofilma.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/chashin-vozglavit-sbornuyu-rossii-po-lizhnomu-dvoeboryu-podgotovlen-po-rezultatam-ezhednevnogo-monitoringa-i-vklyuchaet.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/m-arlazorova-ciolkovskij-nekachestvennij-ocr-stranica-2.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sushnost-konflikta.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.