.RU

Раздел 3 - Утверждаю


Раздел 3.

^ Вид учебной работы


Зачётные единицы (ECTS)

Учебные недели в семестре

(количество академических часов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Общая трудоемкость модуля 3

4























































^ Аудиторные занятия

2

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

Лекции


1

4

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2




^ Практические занятия (ПЗ)


1




2




2




2




2




2




2




2




2







^ Семинары (С)







2




2




2




2




2




2




2




2

4

^ Самостоятельная работа

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Эссе


0,5











2




2




2




2




2




2




2




2

^ Просмотр хореографических произведений


10

Курсовая работа

0,5

10

Формы контроля

1























































^ Контрольная работа

0,5

























*

























*

Экзамен

0,5

проводится по итогам изучения объема учебной дисциплины



4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

С

ПЗ , ЛР

1.

История хореографического искусства от истоков до наших дней

+

+

+

2.

Периодизация и художественно-эстетические принципы стилей в хореографическом искусстве


+


+


+

3.

Теория хореографического искусства: подходы, проблематика и основные направления исследований.


+


+


+


^ 4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1

История хореографического искусства от истоков до наших дней

1. Цели и задачи курса «История и теория хореографического искусства». Место курса в профессиональной подготовке. Основные понятия и их значение: хореография, танец, балет, современный танец, танец-модерн. Структура курса. Формы итогового контроля. Методика самостоятельной работы студентов. Учебно-методическая литература и теоретическое наследие мастеров балета в изучении истории хореографического искусства. Роль предмета «История хореографического искусства» в формировании у будущего специалиста общей культуры, аналитического восприятия искусства и осознании задач его развития.

2. Истоки западноевропейской хореографической культуры

Появление сценического танца в период античного общества. Танец и пантомима в пьесах Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана. Особенности и техника танца в трагедии, комедии, сатирической драме. Маски, костюмы, значение жеста и композиции. Отношение общества к танцу и актерам. Танцевальная культура Рима. Сатура – первый театральный жанр, гистрионы – исполнители сатуры. Воинственные танцы салиев, погребальные пляски, триумфальные шествия. Соединение слова, вокала, музыки и танца в массовых зрелищах. Декоративная сложность, использование машинерии.

Танцевальная культура средневековья. Народный и придворный танец под влиянием христианской религии. Разнообразие жанров искусства бродячих артистов. Место танца в народных праздненствах, связь с трудовым процессом и иллюстрацией народных песен. Бранль – первоисточник появившихся позже танцев. Междуяствия, маскарады, момерии – начальные формы балетных представлений на феодальных праздненствах. Театрализация католического богослужебного ритуала (литургические действа, мистерии).

Танцевальная культура эпохи Возрождения. Хореографический элемент в итальянской комедии дель арте и ее значение в развитии профессионального балетного искусства. Пропорциональное развитие сценического танца в связи с эволюцией музыкальной культуры, драматического театра и декорационного искусства. Балетные интермедии в опере. Маскарады и карнавалы. Пастораль. Значение фигурных танцев в становлении жанра балетного спектакля. Появление учителей танца. Д. Пьяченца и его трактат «Об искусстве пляски и танца». Систематизация танцев, описание движений и манеры исполнения в трудах Г. Эбрео, А. Корнацано, Ч. Негри, Ф. Карозо. Преобладание мифологической тематики. «Балет об Орфее» в постановке Б. Ботта (1489).

Истоки русской хореографической культуры. Обряды, игрища, хороводы, пляска. Источники изучения древних форм танцевальной культуры. Собор Святой Софии в Киеве, русский лубок. Скоморохи на Руси. Кукольный театр «вертеп» и «раек», особенности русского песенно-плясового фольклора и его значение в формировании профессионального балетного театра. Влияние западноевропейского музыкального театра.

^ 3. Зарождение балета

Балет в Англии XVI – XVII веков. Придворные театральные постановки в традиционном жанре маски.

Французский балет первой половины XVII века. Особенности стиля барокко. Конструкции барочного балета: балеты-маскарады, драматический балет, балет с выходами («Королевский балет Ночи», 1653). Чередование пантомимно-танцевальных сцен с декламацией, речитативами и ариями. Фигурные танцы. Трактовка мифологического сюжета. Гротеск. Мелодраматические балеты, их пасторальная и рыцарская тематика («Освобождение Рено», 1617).

Творчество Ж.-Б. Люлли. Комедии-балеты Ж.-Б. Мольера («Господин де Пурсоньяк», 1669 г.; «Мещанин во дворянстве», 1670 и др.). П. Бошан (1636-1705) – артист, балетмейстер и педагог. Открытие Королевской Академии танца в Париже и первого общедоступного театра.

Развитие теории танцевального искусства. Труд Р. Фейе «Хореография, или искусство записи танца» (1701) – популярный источник знания современного танца тех лет. Значение опыта балетного театра Франции XVII столетия для дальнейшего развития хореографии.

Театр при дворе царя Алексея Михайловича. Иноземный балет. Деятельность лютеранского пастора И. Грегори. «Балет об Орфее и Эвридике» (1673). Хореография в эпоху Петра I, ассамблеи. Театр в эпоху Анны Иоанновны. Начало профессионального хореографического образования в Петербурге и Москве. Школа Ж.-Б. Ланде. Первая русская балетная труппа.

4. Балетный театр XVIII века

Классицизм – ведущее направление в европейском искусстве XVIII в., его особенности. Тесная связь хореографии с передовыми течениями в музыке и драматическом театре. Оперы-балеты Ж.-Ф. Рамо и эстетика придворного балета. Превращение балетного представления в самостоятельный вид сценического искусства. Появление артистов-профессионалов. Зарождение действенного балета.

Английский балет. Д. Уивер (1675-1760) и его действенный балет «Любовь Марса и Венеры» (1717 г.). Сочетание условного жеста, пантомимы и танца в его балетах. Литературное наследие Уивера. Исполнители в Английском балете XVIII в.

Ф. Хильфердинг (1710-1768) – австрийский балетмейстер, его венские постановки, их жанровое разнообразие. Драматизация мифологического сюжета, использование законов классицистической трагедии, тематики и образов комической оперы. Введение элементов городских и крестьянских танцев. Деятельность Хильфердинга в России. Балет «Победа Флоры над Бореем, или Возвращение Весны».

Г. Анджиолини (1731-1803) – итальянский балетмейстер. Широта литературных и музыкальных знаний, сочинение либретто и музыки к своим балетам. Стремление к созданию трагического и героико-патетического спектаклей. Работа в различных городах Италии. Венский период творчества, совместная работа с К.-В. Глюком. «Дон Жуан» (1761), «Семирамида» (1765). Его деятельность в России. Панегирические и мифологические балеты.

Французский балет. Тематика балетов, стиль и манера исполнения партий. Конструкция академического балетного спектакля XVIII в. Условность балетного костюма, маски, декорации и машинерия. Главенствующая роль мужских виртуозных партий.

Исполнительское искусство танцовщиков: М. Блонди (1675-1747), Л. Дюпре (1697-1739), танцовщиц: Ф. Прево (1680-1741), М. Камарго (1710-1770), М. Салле (1707-1765).

Ж-Ж. Новерр (1721-1810) – французский танцовщик и балетмейстер. Жизнь и творчество. Утверждение ведущей роли драматургии в его спектаклях, суть реформы Новерра – утверждение действенного танца. Героико-мифологическая тематика балетов «Смерть Геркулеса» (1762), «Медея и Язон» (1763) и др. «Письма о танце и балетах». Его взгляды на связь балета с действительностью, на танец, на пантомиму, на сочинение балетов, воспитание танцовщиков, на работу балетмейстера с композитором и художником. Полемика с Г. Анджиолини. Ученики и приемники Новерра: Ж. Доберваль, О. и Г.Вестрисы, братья Гардели.

Творчество Ж. Доберваля (1742-1806). Комедийные балеты. «Тщетная предосторожность» (1789), «Дезертир» (1784).

Итальянский балет. Создание театра Ла-Скала. Роль Миланской Академии танца в формировании итальянской школы классического танца. Г. Джойя (1764-1826) – артист, балетмейстер. Творчество С. Вигано (1769-1821). Балет «Творения Прометея». Хореографические драмы «Отелло», «Весталка», «Титаны». Выразительные средства постановок. Исполнители: А. Паллерини, М. Молинари. К. Блазис (1795-1878 г.г.) – выдающийся деятель итальянского балетного театра, артист, балетмейстер, создатель методики преподавания классического танца, руководитель Миланской Академии танца. Значение его творчества и литературного наследия.

Русский балет. Первые балетмейстеры в России. Балеты серьезные и комические. Хореографические фрагменты в прологе «Россия по печали паки обрадованная» и в опере «Милосердие Титово». Балетмейстер А. Ринальди. Хореографические фрагменты в операх Ф. Арайя «Сила любви и ненависти», «Евдоксия венчанная», «Цефал и Прокрис» и др.

Австрийский балетмейстер Ф. Гильфердинг в России. Аллегорические балеты «Новые Лавры», «Прибежище добродетели». Балеты «Ацис и Галатея», «Сражение Любви и Разума», «Возвращение Весны, или победа Флоры над Бореем».

Итальянский балетмейстер Г. Анджьолини в России. Аллегорические балеты «Побежденное предрассуждение», «Новые Аргонавты». Мифологические балеты «Отъезд Энея, или Дидона покинутая», «Ренольд и Армида». Балет Анджьолини «Семира». Сюжеты А. П. Сумарокова в русском балетном театре. Русская народная хореография в творчестве Гильфердинга и Анджьолини.

Русские исполнители эпохи классицизма. Открытие Большого Каменного театра в Петербурге (1783). Антреприза Д. Локателли. Вольный театр на Царицыном лугу. Петровский театр. Различие в репертуаре придворных и городских театров. Балетмейстерская деятельность А.-Б. Питро, П. Гранже, И. Канциани, Ш. Лепика, А. Таулато. Петровский театр в Москве. Балетмейстеры Л. Парадиз, К. Морелли, П. Пинюччи, И. Соломони. Балет «Обманутая старуха». Театр на Арбатской площади. Положение русских артистов в труппе по отношению к иностранным гастролерам. Устройство и виды театров. Крепостной театр Юсуповых, Головкиных, Зоричей, Шереметевых. Исполнители в крепостных театрах. Т. Шлыкова- Гранатова, П. Жемчугова и др.

^ 5. Романтический балет

Сентиментализм в русском балете. Балет на рубеже XVIII-XIX вв. Влияние мелодрамы. И. Вальберх (1766-1819). Балет «Новый Вертер» и современная тема. Балеты-мелодрамы, балеты-сказки. Патриотические дивертисменты и балеты времен Отечественной войны 1812 года: «Женщина-козак, или русские в Германии» и др. Исполнительское искусство О. Пуаро, Н. Бериловой, Е. Колосовой.

Романтизм в балетном театре. Обновление проблематики, образов, выразительных средств, хореографических форм, структуры балетного спектакля. Два направления в балетном романтизме: Ф. Тальони и Ж. Перро.

Т. Готье – теоретик, критик и сценарист. Художник романтических зрелищ П. Сисери. Балетные композиторы: Ж.-М. Шнейцхоффер, А. Адан, Ч. Пуньи, Л. Минкус.

Творчество Дидло (1767-1837) в России. Основные этапы его деятельности. Драматургия и композиционный строй спектаклей. Анакреонтические балеты «Зефир и Флора», «Ацис и Галатея». Героические и сказочные балеты его репертуара. Действенные балеты: «Венгерская хижина», «Рауль де Креки», «Кавказский пленник». Значение его творчества в формировании русского исполнительского искусства, утверждении особенностей русской школы классического танца. А. С. Пушкин о Ш. Дидло, тема балета в творчестве русского поэта. Разнообразие исполнительских индивидуальностей в эпоху Дидло: М. Данилова, А. Истомина, Е. Телешова, Н. Гольц, Л. Дюпор, Я. Люстих, Е. Санковская, Е. Андреянова, Т. Глушковская, И. Матиас и др.

А. Глушковский (1793-ок.1870). Балеты Глушковского на сюжеты русской литературы: «Руслан и Людмила», «Три пояса, или Русская Сандрильона», «Черная шаль». Литературное наследие – «Воспоминания балетмейстера». Строительство Большого театра (1825 г.). Дивертисменты начала XIX в. Сценические обработки народного танца. Характерный танец. Дивертисменты Ш. Дидло, А. Глушковского, И. Лобанова. Дивертисмент И. Аблеца «Семик, или Гуляние в Марьиной роще».

Балеты А. Блаша. А. Титюс в России. Танцовщицы Пейсар, Круазет и др. Московский балетный театр. Балеты Ф. Бернаделли: «Отелло», «Волшебный барабан». Деятельность Ф. Гюллень-Сор в Москве. Творчество К. Кавоса, Ф. Шольца. Особенности композиции балетной партитуры этого периода, сборная музыка, национальный колорит. Деятельность П. Гонзаго в России. Принципы художественного оформления спектакля и многообразие машинерии.

Балетмейстер Ф. Тальони. Общая характеристика творчества Ф. Тальони (1777-1871). Сущность хореографической реформы Ф. Тальони. Урок Ф. Тальони. Эстетический манифест романтизма – балет Ф. Тальони «Сильфида». Анализ спектакля и сценическая судьба балета. «Сильфида» на русской сцене. Исполнители в «Сильфиде» в Петербурге и Москве.

Балетмейстер А. Бурнонвиль (1805-1879). «Моя театральная жизнь» – книга о теории балета на пути от классицизма к романтизму. Своеобразие романтизма датского балета: «Неаполь, или рыбак и его невеста» (1842), «Ярмарка в Брюгге» (1851), обращение к историческим сюжетам и скандинавской мифологии. «Сильфида» А. Бурнонвиля и «Сильфида» П. Лакотта на современной сцене.

Балетмейстер Ж. Коралли (1779-1854). Влияние народного танца на хореографию романтического балета. Спектакли по мотивам романтических литературных произведений: «Хромой дьявол», «Пери». Роль Коралли в создании балета «Жизель». Балет “Жизель». Балетмейстер Ж. Мазилье. Общая характеристика творчества Ж. Мазилье (1801-1868). Балеты Мазилье на сцене Петербурга и Москвы: «Сатанилла», «Пахита», «Своенравная жена». Отход от поэтических принципов романтического балета.

Выдающиеся балерины романтизма. М. Тальони (1804-1884), Ф. Эльслер (1810-1840), Ф. Черрито (1817-1909), К. Гризи (1819-1899) и др.

Балетмейстер Ж. Перро. Поздний романтизм в балете. Общая характеристика творчества Ж. Перро (1810-1892). Европейский период творчества Перро, его верность новерровским традициям. Фантастические балеты Перро: «Ундина, или Наяда», «Эолина», «Питомица фей». Бессюжетные балеты: «Па де катр» (1845). Хореографические романтические драмы: «Эсмеральда», «Фауст», «Корсар». Балеты Перро на русской сцене. Выразительные средства в балетах Перро. Т. Готье о балете.

^ 6. Балетный академизм XIX века

Балетмейстер А. Сен-Леон (1821-1870). Разносторонность и образованность Сен-Леона. Особенности структуры и выразительных средств в его балетах. Проблематика балетов Сен-Леона. Сен-Леон – мастер вариации. Характерный танец в творчестве Сен-Леона. Дивертисментность и зрелищность его балетов: «Скрипка дьявола», «Стелла», «Ручей», «Копеллия» и др.

Балеты Сен-Леона на русской сцене: «Сальтарелло», «Маркитантка», «Конек-горбунок», «Золотая рыбка». «Коппелия» на русской сцене.

Балетмейстерское и исполнительское искусство 1850-1880. Сочетание фольклорных и фантастических элементов в одном спектакле. Развитие выразительных средств. Характер танцевальной партитуры. Понятия «характерный», «классический» танцы, эволюция амплуа гротеск. Утверждение на европейской сцене развлекательных жанров – оперетты, балета-феерии, дивертисмента, мюзик-холла, варьете.

Итальянский балет-феерия: отсутствие литературного сюжета и драматического конфликта, установка на зрелищность, декоративную пышность, сложную машинерию. Демонстрация виртуозной техники, стоящей на грани трюка. Русские танцовщицы на европейских сценах. Зарубежные критики об их искусстве.

Общая характеристика русского балетного театра второй половины ХIХ в. Влияние народной хореографии. Требование идейность и реализма актерского репертуара. Народная и литературная темы в хореографии. Новаторство в области дуэтного танца. Деятельность К. Блазиса в Москве. Характеристика исполнительского искусства М. Муравьевой, В. Гельцера, О. Николаевой; Л. Петипа, П. Тальони, Л. Меранта, Л. Манцотти.

Балетмейстер Мариус Петипа (1818-1910). Творчество Петипа как синтез и итог достижений хореографического театра XVIII-XIX вв. Жизненный и творческий путь. Значение творчества Петипа. Структура балетов, хореографические формы и выразительные средства. Эстетические принципы.

Ранние балеты Петипа: «Сатанилла, или Любовь и ад», «Пахита», «Царь Кандавл», «Дочь Фараона» – новая организация спектакля. Структура балетов Петипа, хореографические формы, выразительные средства.

Развитие выразительных средств и композиционной структуры в многоактных балетах «Баядерка» и «Дон Кихот». Проблемы симфонизации танца на несимфоническую музыку.

Сущность музыкальной реформы П. И. Чайковского в балетном театре. Хореографическое воплощение симфонической музыки в балетах Петипа. «Спящая красавица» (1892). «Раймонда» и одноактные балеты А. К. Глазунова. Новые редакции балетов Петипа в мировом театре ХХ в.

Балетмейстер Лев Иванов (1834-1901) – танцовщик и балетмейстер. Первые постановки Иванова: «Очарованный лес», «Гарлемский тюльпан». История создания балета «Щелкунчик» и последующие постановки. Его роль в постановке балета «Лебединое озеро».

М. Суровщикова, Е. Вазем, Е. Соколова, В. Никитина, П. Гердт, Ф. Кшесинский, П. Карсавин и др. Итальянцы в России: В. Цукки, П. Леньяни, К. Брианца, Э. Чекетти. Педагогическая деятельность Х. Иогансона. Московская сцена в конце Х1Х в.

О. Преображенская, М. Кшесинкая, В. Трефилова, А. Ваганова, Ю. Седова, Л. Егорова, Е. Гельцер, В. Тихомиров и др.

Балетмейстерский опыт Н. Легата и С. Легата. «Фея кукол». Сторонники академизма и реформаторы.

7. Хореография первой половины ХХ века

Влияние русского искусства на мировой балетный театр. Деятельность С. Дягилева и русских художников-мирискуссников. Формирование в недрах дягилевской труппы «Русский балет С. Дягилева» (1913-1929) новых балетмейстеров – Л. Мясина, Б. Нижинской, Дж. Баланчина, С. Лифаря.

Балетмейстер А. Горский (1871-1924). Его роль в возрождении московской хореографии. Петербургская и Московская сцены. «Дон Кихот», «Дочь Гудулы», «Саламбо». Танцовщики Горского.

Балетмейстер М. Фокин (1880-1942). Первые постановки на Мариинской сцене. Обновление пластики и новые приемы выразительности. «Эвника», «Шопениана», «Павильон Армиды». Сотрудничество с мирискусниками. Сущность реформы Фокина. Книга «Против течения».

Деятельность С. Дягилева. Расцвет модерна в балетном искусстве и постановки Фокина: «Шехеразада», «Жар-птица», «Петрушка» и др. Влияние творчества Фокина на балетный театр ХХ в. Балеты И. Стравинского. Балеты Нижинского в труппе Дягилева. Значение пропаганды русского искусства и его влияние на мировую художественную культуру. Последние годы императорского балета. М. Кшесинская, А. Павлова, Т. Карсавина, В. Фокина, Б. Нижинская, А. Больм, В. Владимиров, Н Гольц идр. В. Нижинский – жизнь и творчество.

Опыты Б. Романова. Исполнительское искусство и судьба О. Спесивцевой. Балетная критика начала ХХ века. Г. Баланчивадзе и «Молодой балет». Эксперименты 1920-х годов. Постановки А. Горского в Москве. Становление балетоведения.

Балетмейстер К. Голезовский (1892-1970). «Иосиф Прекрасный», «Смерч». Школа-студия Голейзовского. Постановки на эстраде. Позднее творчество. «Лейли и Меджнун». Эстетические взгляды в статьях о балете.

Балетмейстер Ф. Лопухов (1886-1973). Балеты Лопухова «Ледяная дева» и «Щелкунчик». Лопухов – основатель Ленинградского Малого театра оперы и балета. «Арлекинада» и «Светлый ручей.» Книги по теории балета. Ученики Ф. В. Лопухова. Рождение жанра танцсимфонии: «Величие мироздания». Балет на музыку Стравинского «Красный вихрь».

Французский балет.

Б. Нижинская (1891-1972). Ее творческая биография, участие в «Русских сезонах», работа в труппе «Русский балет Дягилева». Попытка вернуться к традициям русского балета («Спящая красавица», 1921). Первоначальное прочтение балетных партитур И. Стравинского «Байка про Лису» (1922), «Свадебка» (1923.). Сочетание хореографических сцен с пением, фольклорное направление в балете. Воссоздание духа мольеровской эпохи в неоклассическом балете «Докучные», использование современной и классической хореографии, гимнастических элементов в пластическом решении балетов «Лани» и «Голубой поезд» (1924), «Ромео и Джульетта» (1926).

Л. Мясин (1895-1979) – танцовщик, балетмейстер. Творческая биография. Балетмейстерский дебют в спектакле «Полуночное солнце» (1915). Работа с крупными композиторами и художниками, сочетание пластики классического и характерного танца, использование элементов акробатики и гротеска. Жанровое разнообразие спектаклей: «Парад» (1917 г.), «Пульчинелла» (1920), «Матросы» (1925), «Стальной скок» (1927).

С. Лифарь (1905-1986) – артист, хореограф, педагог. Балетмейстерский дебют – «Байка про Лису» (1929). Прекращение существования труппы «Русский балет С. Дягилева» и создание новых коллективов. Приглашение Лифаря в Парижскую оперу на положение ведущего танцовщика и балетмейстера. Создание им спектаклей в стиле модернизированной классики – «Вакх и Ариадна» (1931), мюзик-холльного балета «Юность» (1933), в традициях комедии масок – «Жизнь Полишинеля» (1934), в комедийном пародийном стиле – «Голый Король» (1936) и др. Обращение к традициям хореографии XIX в. и создание на ее основе своеобразного стиля – неоклассицизма. Мысли Лифаря о самодавлеющем значении ритма как основы танца, изложенные в книге «Манифест хореографа» (1935) и воплощенные в спектакле «Икар».

^ 8. Советский балет

А. Я. Ваганова (1879-1951) – артистка, балетмейстер и педагог. Редакции балетов «Лебединое озеро», «Эсмеральда». Педагогическая система. Ученики Вагановой.

В. Вайнонен (1901-1964) – артист, балетмейстер. Хореографические миниатюры. Балеты «Щелкунчик» (1934), «Пламя Парижа», «Партизанские дни». Социальная тема в его балетах. Обращение к народно-характерному танцу. Балетный театр 1930-40-х. Балеты Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Б. Асафьева.

Л. Лавровский (1905-1967) – балетмейстер и педагог. «Фадетта», «Катерина». Освоение принципов хореодрамы. «Ромео и Джульетта», «Паганини». Литературное наследие.

Р. Захаров (1907-1984). Проблемы хореодрамы при воплощении литературных шедевров в балетах «Бахчисарайский фонтан», «Медный всадник».

В. Чабукиани (1910-1992) – артист, балетмейстер и педагог. Его биография. Социальная тема в балетах «Сердце гор», «Лауренсия». Использование народно-характерного танца. Спектакли «Горда», «Отелло». Значение его творчества.

Исполнительское искусство 1930-50-х годов: М. Семенова, Г. Уланова, Т.Вечеслова, Н. Дудинская, А. Шелест, О. Лепешинская и др. Развитие мужского танца в творчестве А. Ермолаева, В. Чабукиани, А. Мессерера, Н. Зубковского, К. Сергеева, М. Габовича.

Балетный театр в годы войны и послевоенный период. Концертная деятельность артистов балета на отечественных фронтах, в госпиталях, в эвакуации. Работа Ленинградского театра им. Кирова в Перми. Деятельность Лениградского МАЛЕГОТа в Оренбурге. Советский балетный театр послевоенных лет. Обращение к сказочной тематике: «Золушка» Р. Захарова и К. Сергеева, «Семь красавиц» П. Гусева.

Балетмейстерское творчество 1950-х годов. Поиски Л. Якобсона: «Спартак», «Шурале», «Клоп», «Двенадцать»; хореографические миниатюры. Создание балетной труппы и позднее творчество.

Творчество Ю. Н. Григоровича. «Каменный цветок» Ю. Григоровича как начало нового этапа в развитии балетного театра. Постановки И. Бельского и Ю. Григоровича и проблемы танцевального симфонизма. Спектакли «Берег Надежды», «Ленинградская симфония», «Легенда о любви».

Балетный театр 1960-70-х годов. Творчество балетмейстеров: О. Виноградов, М. Боярчиков, Г. Алексидзе, Н. Касаткина и В. Василев.

Исполнительское искусство 1960-70-х годов. М. Плисецкая, Р. Стручкова, Н. Тимофеева, Н. Бессмертнова, Е. Максимова, А. Осипенко, И. Колпакова, Г. Комлева, Ю. Соловьев, В. Васильев, Н. Долгушин, М. Лиепа и др.

Тенденции развития балетного театра в 1970-90-е годы. Основные тенденции развития балетного театра в 1970-80-е годы. Поиски новой образности. Малые балетные труппы: Б. Эйфман и Д. Брянцев. Балетные театры провинции и союзных республик в 1960-80-е годы. В. Елизарьев, И. Чернышов, М. Мурдмаа. Современные тенденции развития балетного театра. Балетмейстерское и исполнительское творчество.

Творчество русских танцовщиков за рубежом. Творческая биография Р. Нуреева, М. Барышникова, Н. Макаровой, С. Годунова и др. советских артистов, эмигрировавших за границу. Особенности индивидуальности артистов. Репертуар исполненных ими ролей на родине и за рубежом. «Запрещенные имена» и интерес к их творчеству на родине. Вклад в мировую хореографическую культуру и прославление русской школы классического танца.

9. Балет ХХ века.

Возникновение танца Модерн. Теория Ф. Дельсарта и Э. Жак-Далькроза. Влияние на формирование системы «выразительного» танца выступлений А. Дункан. Новые возможности танца Модерн – воплощение условно-символических, иррационально-мистических тем и образов. Взаимосвязь лексики классического танца и свободной пластики. Различные направления танца модерн – от балетов М. Фокина и В. Нижинского к творчеству современных мастеров. Школы танца Модерн в Европе, США и России. Эстетические лозунги А. Дункан. «Естественный танец» как вызов классическому балету. Идеология и идеологи танца «модерн». Американские первопроходцы: Р. Сен-Дени, Т. Шон, М. Грэхем, Д. Хемфри. Первые немецкие «модернисты»: Р. Лабан, М. Вигман, К. Йосс. Источники выразительности человеческого тела в современном танце. Школа Марты Грэхем и ее последователей (Х. Лимон, П. Тейлор, Д. Браун). «Джазовый танец» Алвина Эйли. Система Мерса Каннингема. Индивидуальный язык Матса Эка. Новый американский модерн (Д. Парсон, Т. Тарп, Л. Любович, У. Форсайт и др.). Течения французского модерна (Д. Багуэ, К. Сапорта, А. Прельжокаш и др.). Немецкие танцтеатры П. Бауш и Й. Кресника. Новейшие формы и техники танца и «движенчества». Контактная импровизация. Contemporary dance. Движенческие театры.

Балетное искусство послевоенного периода. Парижские театры – Национальный оперный театр и «Опера комик». Создание балетных коллективов, противопоставляющих свои творческие принципы академической сцене Парижской оперы. Приглашение в 1947 г. Дж. Баланчина на постановку балетов «Серенада», «Аполлон Мусагет», «Поцелуй феи». Возвращение Лифаря в Парижскую оперу (1947-1958). Продолжение традиции бессюжетных постановок: «Вариации», драматических балетов «Видения», «Федра». «Ромео и Джульетта» – последняя крупная работа С. Лифаря на сцене Оперы.

Французский балет.

М. Дескомбе (р.1930 г.) – солист и главный балетмейстер Парижской оперы (1962-1969 г.г.). «Концертная симфония» – балет, отразивший тему одиночества человека, враждебности окружающего мира. Новая редакция «Коппелии» (1966) по собственному сценарию, обогащение репертуара постановками новаторов: Р. Пети и М. Бежара, работающих вне академической сцены.

Творчество Р. Пети (р.1924 г.). Формирование труппы «Балет Елисейских полей» (1945-1947). Обращение к конфликтам, отражающим реальные и современные противоречия жизни. Тяготение к жанру драматического балета, связь современной режиссурой театра и кино. Сотрудничество с художниками Ж. Кокто, К. Бераром, А. Дореном, порой определяющими стиль и решение спектакля в целом. Балеты «Комедианты» (1945), «Юноша и смерть» (1946), «Комната». Самостоятельное прочтение литературных сюжетов: «Собор Парижской Богоматери», «Манон», «Кармен». Работа в различных коллективах Парижа, Лондона. Дании, Канады. Марсельская труппа.

М. Бежар (1927-2007). Организация в 1954 труппы «Балет звезды» (с 1957 – «Балетный театр Парижа»). Слияние трупп Бежара и Ж. Шарра и организация коллектива «Балет ХХ века». Восприятие Бежаром современных философских течений, их влияние на его творческое мировоззрение. Балеты Сюита для троих» (1957), «Девятая симфония» (1964), «Дом священника» и др.

Английский балет.

Многообразие художественных направлений в английском театральном искусстве. Влияние гастролей русских артистов на становление национального балета. Выступления А. Павловой и М. Мордкина (1910), студия Павловой в Айва-Хаус. Роль Э. Чекетти в формировании балетной школы. Студии, открытые русскими педагогами С. Астафьевой, М. Легатом. Деятельность Т. Карсавиной в английском балете. Становление отечественных кадров английского балета.

Н. Де Валуа (1898-1956) – первая классическая балерина, педагог и балетмейстер английского балета. Открытие ею в Лондоне в 1926 г. «Академии хореографического искусства». Открытие в Лондоне в 1931 г. на сценической площадке «Олд Вик» первого государственного музыкального театра. Переход труппы «Сэдлерс Уэллс Балле» (1946.) в театр «Ковент Гарден» – факт признания труппы национальным английским балетом, с 1957 – труппа называется «Королевкий балет», Н. Де Валуа – художественный руководитель труппы и школы, стремление сохранять классику.

Балетмейстеры Ф. Аштон, К. Макмилан и Д. Крэнко. Исполнительское искусство М. Фонтейн, П. Аргайл, М. Шерер, Б. Грей, Р. Хелпмен, А. Грант и др. «Королевский балет» – центр формирования национальной школы классического танца.

Немецкий экспрессионизм.

Отсутствие национальных традиций в искусстве классического танца – почва для развития экспрессионизма в немецкой хореографии. Влияние на формирование системы «выразительного» танца выступлений А. Дункан, деятельности Далькроза. Воплощение условно-символических, иррационально-мистических тем и образов.

Р. фон Лабан (1879-1958) – исследователь, теоретик немецкого «выразительного» танца и педагог, возглавивший центрально-европейскую школу танца Модерн. Изучение и анализ принципов движения человека в пространстве. Ведущие балетные театры Германии.

М. Вигман (1886-1973) – танцовщица, хореограф и педагог, одна из главных представительниц немецкого Модерна в хореографии. Отход от интеллектуального метода композиций Лабана, стремление к эмоциональной трактовке образов. «Танец ведьмы», «Привидение», «Зов смерти» и др.

К. Йосс (1901-1979) – прогрессивный представитель «выразительного танца», балетмейстер, обратившийся к конкретным событиям и проблемам современности. «Зеленый стол», «Большой город», «Хроника» и др.

Дж. Кранко. Вертембергский государственный центр в Штутгардте. Руководитель театра балета с 1961 по 1973 английский балетмейстер Дж. Кранко. Разносторонность репертуара, выдвижение молодых хореографов И. Килиана, Дж. Ноймайера.

М. Хайде (р.1926) – прима-балерина Штутгардтского театра. Диапазон амплуа артистки – от чистой классики до трагедийных и комедийных ролей.

Танцевальный театр П. Бауш и хореографы новой волны.

Немецкий балет.

Г. Креллер, Л. Герцер – балетмейстеры Мюнхенской и Берлинской опер, отстаивающие принципы классического балета.

Дж. Ноймайер (р.1942) – руководитель Гамбургской оперы (с 1973). Сочетание в его творчестве традиций танца Модерн с современным подходом к классике. Обращение к сюжетным спектаклям по мотивам литературных произведений: «Сон в летнюю ночь», «Ромео и Джульетта», «Пер Гюнт».

Творчество У. Форсайта.

Хореографическое искусство США

Открытие в 1883 в Нью-Йорке театра «Метрополитан Опера». Формирование национального балета США во второй пол. ХХ в. Два направления, определивших особенности американского балетного театра: «свободный» танец и классический балет.

Американский балетный театр классического направления

Дж. Баланчин (1904-1983). Творческая биография. Дягилевский период. Первые годы в Америке. «Серенада», «Кончерто Барокко». Влияние на его творческие методы традиций русского балета XIX в. Путь мастера от мюзик-холлных спектаклей «Кошка» (1921) и «Пастораль» (1926) к неоклассическому балету: «Аполлон Мусагет» (1928 г.), «Блудный сын» (1929). Бессюжетная хореография Баланчина. Проблемы танцсимфонии. «Четыре темперамента», «Хрустальный дворец», «Тема с вариациями», «Агон», «Драгоценности» и др. Наследие Баланчина на русской сцене. Значение творчества Баланчина в истории мирового хореографического искусства.

Балеты Э. Тюдора, Дж. Роббинса.

Американский Модерн.

Р. Сен-Дени (ок.1879-1968) – основоположница нового американского танца, обращение к традиционным танцам Египта, Ирана, Индии, Японии. Т. Шоун (1891-1972) – партнер Сен-Дени и организатор совместно с ней школы «Денишоун» в Лос-Анжелесе. Философско-религиозная основа педагогического метода, «шоуната» – танец как средство самопознания и самоусовершенствования.

М. Грем – одна из ярчайших представительниц танца Модерн. Студия и труппа (1927) «Марта Грем данс трупп». Импровизационная основа, отрицание канонизированной техники танца, рождение движения из «внутреннего импульса». Танец Модерн различных направлений в творчестве М. Каннингем, Д. Хамфри, Ч. Вейдман, Н. Кей и др.

Американский Модерн второй половины ХХ века в творчестве балетмейстеров: Х. Лимон, А. Эйли, П. Тейлор, Р. Джоффри, Т. Браун, М. Моррис, А. Митчелл и др.

Шведский балетный театр

Шведский балетный театр. Б. Кульберг. М. Эк и постмодернизм в балете. Новый взгляд на классику в балетах «Жизель», «Лебединое озеро».

Нидерландский театр танца

Нидерландский театр танца. И. Килиан. Х. ван Манен.

Датский балетный театр.

Наследие А. Бурнонвиля. Х. Ландер. Исполнительское искусство датской школы ХХ в.

Современные тенденции развития мирового балетного театра

Подведение результатов изучения истории хореографического искусства России и зарубежных стран. Выявление основных направляющих в балетмейстерском и исполнительском творчестве на основе тенденций развития искусства сценического танца в ХХ веке. Тематика спектаклей, средства пластической выразительности, роль оформления в современном балетном спектакле, использование новейших технологий машинерии и освещения. Роль музыки в современном балетном спектакле. Жизнь классики во времени. Эволюция пластических элементов танца, в том числе лексики классического танца, прослеживаемой на примере исполнительского мастерства современных артистов.



rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-dlya-studentov-syllabus-naimenovanie-disciplini-istoriya-i-teoriya-socialnoj-raboti.html
rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-dlya-studentov-syllabus-naimenovanie-disciplini-osnovi-konfliktologii.html
rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-dlya-studentov-syllabus-naimenovanie-disciplini-socialnaya-rabota-s-molodezhyu.html
rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-dlya-studentov-syllabus-naimenovanie-disciplini-sociotipi-i-akcentuacii-haraktera.html
rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-dlya-studentov-syllabus.html
rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-ekonomika-diagnostika-i-effektivnost-deyatelnosti-torgovogo-predpriyatiya-dlya-napravleniya-100700-62-torgovoe-delo-profil-podgotovki-kommerciya-stranica-5.html
  • control.bystrickaya.ru/effektivnost-ekologicheskogo-predprinimatelstva.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vistuplenie-na-gorodskom-seminare-uchitelej.html
  • education.bystrickaya.ru/1-harakteristiki-i-osnovi-boevogo-primeneniya-sil-i-sredstv-vozdushno-kosmicheskogo-napadeniya-inostrannih-gosudarstv.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nauka-novogo-vremeni.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-yazik-11-klass.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-provedenii-i-i-ii-etapov-vserossijskih-sorevnovanij-po-futbolu.html
  • znanie.bystrickaya.ru/62-osnovnie-parametri-kulachkovih-mehanizmov-krivoshipno-polzunnij-mehanizm-ris-1.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vi-smozhete-ustanavlivat-dzhon-maksvell-dzhim-dornan-kak-stat-vliyatelnim-chelovekom.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-organizaciya-vnutrivuzovskogo-kontrolya-fakulteta-obsheakademicheskoj-kafedri-pri-nalichii-fakultetov-kafedri-pri-fakultetah.html
  • holiday.bystrickaya.ru/motivaciya-v-stile-ekshn-vostorg-zarazitelen-alpina-biznes-buks-moskva-stranica-2.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/plan-osnovnih-organizacionnih-meropriyatij-upravleniya-federalnoj-sluzhbi-po-nadzoru-v-sfere-zashiti-prav-potrebitelej-i-blagopoluchiya-cheloveka-po-respublike-hakasiya-na-2010-god-stranica-3.html
  • exam.bystrickaya.ru/variativnost-metodov-kontrolya-znanij-sredstvo-aktivizacii-uchebnoj-deyatelnosti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sberbank-rossii-prodolzhit-finansirovat-programmu-professionalnoj-perepodgotovki-uvolnyaemih-v-zapas-oficerov-baltijskogo-flota.html
  • pisat.bystrickaya.ru/terapiya-aplasticheskih-anemij-provoditsya-pod-kontrolem-gematologa-anemiya-u-beremennih.html
  • shkola.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-studentov-chelovek-i-okruzhayushaya-sreda.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-5-poryadok-cenoobrazovaniya-i-smetnogo-normirovaniya-v-stroitelstve-moskovskoj-oblasti-pcsn-2005.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-ekologii-studenta-gruppi-pz-07-2.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-prevrashenie-i-krugovorot-vodi.html
  • institut.bystrickaya.ru/tolkovij-slovar-psihiatricheskih-terminov-stranica-10.html
  • esse.bystrickaya.ru/proizvodstvo-protivopehotnih-min-v-mirovom-masshtabe-kratkoe-izlozhenie.html
  • crib.bystrickaya.ru/intellektualnaya-sobstvennost-i-ee-ohrana-v-pedagogicheskom-vuze.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rolevie-igri-na-urokah-anglijskogo-yazika-2.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/slovo-korolya-ili-gosudarstvennie-lyudi.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kafedra-filosofiya-i-kulturologiya-plana-izdaniya-uchebno-metodicheskoj-literaturi.html
  • textbook.bystrickaya.ru/io-eto-kompleks-inzh-zadach-i-meropriyatij-io-boya-organizuetsya-s-celyu.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sistema-menedzhmenta-kachestva-stranica-6.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-vii-tekstovie-zadachi-kontrol-za-samostoyatelnoj-rabotoj-studentov.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tekst-vzyat-s-psihologicheskogo-sajta-stranica-14.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravilapredostavleniya-subsidij-hozyajstvuyushim-subektamna-podderzhku-organizacii-vistavochno-yarmarochnoi-deyatelnosti.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/avtokommunikaciya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/andrej-platonov-chevengur-andrej-platonov-chevengur-stranica-13.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/bedki-v-kletke-moskovskij-komsomolec-pichugina-ekaterina-26062006-0-str-10.html
  • tasks.bystrickaya.ru/23-1976-79-gg-snova-amerika-rabota-smerti-nikolaj-mihajlovich-amosov.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-1-obrazovatelnie-vozmozhnosti-informacionnih-tehnologij-zaharova-i-g-338-informacionnie-tehnologii-v.html
  • report.bystrickaya.ru/ispolzovanie-igrovih-priemov-pri-korrekcii-leksiko-grammaticheskih-narushenij-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obshim-nedorazvitiem-rechi-3-urovnya-chast-12.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.