.RU

Рассказы о календаре, способах летоисчисления и часах


Рассказы о календаре, способах летоисчисления и часах.


Санкт-Петербург
2004 г.

К читателю

Дорогой читатель! В этой книжке мы хотим рассказать тебе о счёте времени. Временные промежутки, или протяжённость времён, с которыми встречается каждый человек очень и очень разные. Есть короткие времена — скажем минуты и часы. В нашей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с такими интервалами времени. Есть и более длительные промежутки: дни, недели, месяцы и годы. Ещё большие промежутки времени измеряются веками, то есть столетиями. Дальше следуют тысячелетия, эпохи, эры. В мироздании известны и бóльшие промежутки времени. Они столь велики, что охватить их разумом простого человека не очень просто. При переходе в область очень малых объектов, в так называемый микромир, мы сталкиваемся с мельчайшими долями секунды. Это миллионные доли, так называемые микросекунды и намного, намного меньшие — наносекунды (это тысячные доли микросекунды) и даже ещё меньшие времена. Конечно, в повседневной жизни нам хватает часов и их основных долей, а также дней, недель, месяцев и годов. Мы к ним привыкли и не очень задумываемся о содержании этих понятий и, тем более, о том, как эти единицы измерения времени возникли и вошли в жизнь человека. Обычно мы не очень интересуемся и тем, что же интересное скрывается за их значениями и за историей их возникновения. Не трудно, однако, заметить, что измеряем и считаем мы эти промежутки времени по-разному. Часы и их простейшие доли мы измеряем с помощью обычных часов. Для измерений более мелких промежутков времени, например на спортивных соревнованиях, мы используем секундомер. Это также часы, но только особой конструкции. Особо точное измерение промежутков времени производится с помощью хронометров. Даже простейшие часы имеют разные конструкции: механические часы, электронные и так далее. А вот дни и месяцы мы считаем иначе. Конечно, на современных часах их тоже отражают. Мы же привыкли вести счёт дней и других, бóльших, единиц времени с помощью календаря. Даты и годы мы сейчас узнаём по телевидению и радио, но всё ещё иногда по старинке пользуемся отрывными календарями. Есть и другие способы измерения таких промежутков времени. Но только все они отличаются от тех способов, которые связаны с применением часов. Это нам не мешает. Более того, мы к этому так привыкли, что и не удивляемся разным способам счёта времени. А не будь в нашем распоряжении календаря, не будь сообщений по средствам массовой информации, окажись мы одни на необитаемом острове, как Робинзон Крузо, и сразу же возникли бы у нас трудности с определением дат. Чтобы не запутаться пришлось бы нам, подобно тому же Робинзону Крузо, делать ежедневно засечки на каком-либо столбе или дереве. Не так просто оказалось бы всё это. Да просто заблудились люди в лесу и уже через несколько суток они могут потерять счёт дней.

Получается, что определение даты, календарь и многое другое, связанное со временем, не такие уж простые вещи, как нам может показаться с первого взгляда. Трудно определить и точное время суток без часов, особенно ночью. Мы ведь не успели проснуться, и сразу смотрим на часы или будильник, включаем радио или телевизор и все данные о времени к нашим услугам. А если всё это исчезло, то придётся призадуматься и поднапрячься. Все способы изменения суточного хода времени, определения дат и многое другое, связанное со счётом времени, возникли не сразу. Для возникновения многих из этих способов понадобились долгие годы, усилия и раздумья многих людей. Много, много интересного кроется в счёте времени и узнать об этом весьма полезно и поучительно. Вот и решили мы рассказать наиболее интересное о способах счёта времени, способах определения дат и о многом другом. Например, о том, что время в разных точках Земного шара разное и счёт его ведётся по определённым правилам. Оказывается, что даже сейчас, когда население земли тесно связано друг с другом, в разных местах даты определяют по-разному, используются разные календари. Даже у нас в одной стране — России — используется, наряду с привычным нам календарём, так называемый «старый стиль». Он отстаёт от привычного нам счёта дней на 13 суток. Встречаются и более сложные ситуации. Что же за этим кроется? Что интересного можно об этом рассказать? Оказывается, достаточно много. Вот рассказ обо всём этом и является нашей задачей. Чтобы выполнить эту задачу, нам надо опуститься вглубь времён, к жизни первобытных людей и древних сообществ, рассказать о создателях календарного счёта времени и об изобретателях часов, рассказать о том, как появление железных дорог заставило прийти к тому, что теперь называется поясным временем — московскому, среднеевропейскому и т.д. Расскажем мы и том, что такое хронология. В общем, рассказывая о времени, мы одновременно совершим и мысленное путешествие во времени.

Есть ли у науки о времени специальное название? Да, для неё за рубежом часто использую термин хорология, а специалистов, связанных с этой наукой иногда называют хорологистами. Этот термин связан с латинским словом хора (ора) — время, час. Но его можно вывести и от греческого слова, обозначающего время — Хронос или же Хоронос. Особенно широко для обозначения науки о времени этот термин используется в англоязычной литературе. В русском же языке слово хорология для этих целей используют очень редко. И это не случайно. Оказывается, термин хорология имеет ещё одно — географическое значение. Так называется распределение по земной поверхности разных видов и семейств животных и растений. Придумал этот географический термин, скончавшийся в 1941 году, немецкий учёный Альфред Хеттнер. В этом понимании хорология тоже происходит от греческого слова хорос, т.е. место. Её иногда называют ещё ареологией. В географическом смысле слово хорология можно встретить очень часто. Увы! Для науки о времени иного термина пока не придумали. Вот и придётся мириться с этой неоднозначностью, когда один и тот же важный термин используется для обозначения разных понятий. Бывает, дорогой читатель, и такое.. Чтобы не смущать тебя, читатель, мы постараемся, по возможности. избегать этого термина в наших рассказах, к которым мы сейчас переходим. Заметим также, что в России иногда ещё вместо слова хорология используют термин темпорология. Но это очень редкий термин. Мы искренне надеемся, дорогой читатель, что из наших рассказов ты узнаешь много полезного и интересного для себя. Искренне желаем тебе успеха на этом пути.


^ Рассказ первый. О том, чем время отличается от пространства

и о том, какие сведения использовали наши

древние предки для счёта времени.

Любой живое существо и, прежде всего, человек, появившись на свет ощущает себя частью окружающего мира. Волей-неволей он начинает создавать некую картину мироздания и ощущать себя частью окружающей среды. Естественно, что представления о картине мироздания у человека в дальнейшем формируются не только на базе собственного опыта, но и в результате обучения. Дорогой читатель, ты это хорошо знаешь и понимаешь. Однако, ещё задолго до начала обучения современный человек, как и человек первобытный, ощущает, что он живёт и действует в пространстве и во времени. Дорогой читатель, человек очень быстро начинает сознавать разницу между временем и пространством. Дело не в том, что пространство имеет три измерения. Мы прекрасно знаем, что можно двигаться вперёд и назад, вправо и влево, а также вверх и вниз. Во времени же мы движемся только вперёд. На самом же деле более существенно совсем иное. Во-первых, в пространстве мы часто можем двигаться произвольно: захотели перемещаемся, захотели остаёмся на одном и том же месте. Со временем же всё обстоит совсем не так — вне зависимости от нашего желания мы непрерывно смещаемся во вемени. Во-вторых, в пространстве при желании мы обычно можем вернуться туда, где были раньше. Со временем этого не бывает. Вернуться в прошедший момент времени невозможно. Можно только мечтать об этом. И, наконец, третье принципиальное различие: в одном и том же месте пространства может находиться только один объект. Это может быть предмет, может быть живое существо — неважно. Если место занято, то его что-либо иное занять не может. Со временем всё выглядит иначе. Многие объекты, в общем же и весь окружающий нас мир, находятся в разных местах пространства, одновременно, в одни и те же моменты времени, Дорогой читатель, ты это прекрасно знаешь, хотя вполне вероятно никогда особенно об этом не задумывался.

Разница в свойствах пространства и времени проявляется и в возможности количественного измерения, как расстояний, так и временных промежутков. Даже первобытный человек мог легко измерить расстояние шагами или, например, днями пути. Можно было измерить величину объекта, прикладывая к нему простую палку. Способов было достаточно много. Так просто создать особый прибор для измерения времени первобытный человек не мог. Для этой цели он мог воспользоваться только природными явлениями, от человека никак не зависящими. По счастью в природе имеется много периодических, то есть регулярно повторяющихся процессов, и человек постоянно сталкивался с ними с момента своего появления на земле. При этом он постепенно сознавал смысл и значение их постоянной повторяемости. Прежде всего, это касалось регулярной смены дня и ночи. Условия жизни обязательно заставляли наших далеких предков учитывать смену светлого и тёмного времени суток в своей повседневной жизни и деятельности. Достаточно очевидно, это подтверждается и общими соображениями и наблюдением за жизнью дикарей, что смена дня и ночи, то есть суточный ход времени стал осознаваться человечеством в первую очередь. Суточные интервалы вскоре потребовали их счёта, введения понятий «вчера» и «завтра». Систем чисел тогда ещё не было. Поэтому сутки или же дни считали по пальцам. На руке человека 5 пальцев. Вот и возник, дорогой друг, новый интервал времени. Он состоял из пяти суток, и долгое время использовался нашими далёкими предками. Этот интервал времени называется короткая или малая неделя. Когда стали для счёта суток использовать пальцы обеих рук, возникла десятидневная или большая неделя. Счёт на десятидневки использовался в некоторых календарях, в частности в египетском календаре и в календаре французской революции. Десятидневки, как ты, возможно, слышал, принято называть декадами. Счёт времени промежутками в несколько дней очень удобен. Мы и очень многие другие страны пользуемся семидневными неделями. Но недели бывали не только семидневные и десятидневные. Календарь индейцев майя имел 13-дневную и 20-дневную недели. В Литве до принятия христианства использовалась 9-дневная неделя. Древний Рим использовал 8-ми дневную неделю и только в 321 году император Константин перешёл к семидневной неделе. В СССР в течение 1929-30 годов использовались пятидневки. При этом в стране не было фиксированного выходного дня. В этот период времени, чтобы не прерывать производство, люди отдыхали по очереди, независимо от своих напарников по работе. Короткая пятидневка без строго выделенного дня отдыха было очень неудобна. Поэтому 1 сентября 1931 года её сменила шестидневка. Она продержалась до 1940 года, когда 26 июня вся страна перешла к традиционной семидневной неделе. Дни отдыха во времена шестидневки были 6, 12, 18, 24 и 30 числа каждого месяца. 31 число было рабочим днём. Недостающий выходной в конце февраля компенсировался в день 1-го марта. Мы привыкли к тому, что в один год у нас день рождения падает на выходной. В следующие несколько лет он выпадает на будние дни. Это никому не обидно. У всех соблюдается такая очерёдность дней рождения. А в те времен, коли твой день рождения падал на будний день, то он так и оставалось будним на всю жизнь. Конечно, не эти соображения были главными при отмене шестидневки. Скорее всего, об этом и не задумывались. Тема о днях рождения несколько уводит нас вперёд в нашем рассказе. Поэтому пока мы ограничимся только тем, что отметим факт раннего появления в счёте времени промежутка в несколько дней — будущей недели.

Хозяйственная жизнь — охота, земледелие, кочевничество — требовала умения ориентироваться в бòльших промежутках времени. Нужно было ориентироваться в таких сезонных изменениях, как паводки, засухи, отлёт птиц и т.д. Сезонные изменения и сами служили для ориентации наших предков во времени. Кроме того, и чаще всего это было главным, ориентироваться во времени человеку помогали астрономические наблюдения. Дорогой читатель, наши предки были удивительно наблюдательны и движения небесных тел не были для них секретом. Удивительно, скорее всего, то, что иногда первобытный человек знал о небесных явлениях больше, чем наш обычный современник. Во времени дня ему помогало определение высоты солнца над горизонтом. Ночью тоже можно было ориентироваться по положению луны на небосводе и по движению звёзд. Это были достаточно грубые оценки времени, но, тем не менее, наши предки ими пользовались. Они прекрасно знали о фазах луны, знали оценочную длину лунного месяца и многое, многое другое. Хотя лунный месяц и длиннее, чем 28 дней, всё же его четвертая часть это около 7 дней. Возможно, отсюда и возникла семидневная неделя. Однако, многие современные учёные считают, что семидневка возникла из попыток связи дней недели с планетами небесного свода. А наши предки знали тогда семь небесных тел: крупнейшие планеты, Солнце и Луну. Дорогой читатель, не удивляйся. Когда мы будим говорить о Луне, Земле и Солнце, как о небесных телах, мы будем писать их имена с прописной (большой) буквы. Так принято. Вернёмся к числу семь. В силу как указанных, так и других причин, число семь особо выделялось нашими предками. Например, они говорили о семи добродетелях и о семи смертных грехах. Согласно библии Бог сотворил Мир за 6 дней, а седьмой положил днём отдыха. Седьмой день, как день отдыха, это традиция идущая от евреев. Они, вероятно, привезли её вместе со своим календарём из вавилонского плена. Намного позже, когда в XVII веке Ньютон разложил белый цвет, то он выделил семь основных цветов, хотя градации световых интенсивностей в радуге таковы, что правильнее говорить или о пяти основных цветах, или же выделять не семь, а девять основных цветов. Такова, дорогой друг, сила древних привычек и понятий!

Древние люди, проживавшие в удалённых друг от друга зонах нашей планеты, не общались друг с другом. Тем не менее, основные результаты их наблюдений были во многом совпадающими. Конечно, одни народы лучше замечали одно, другие другое. В результате и календари для счёта дней у них были разными. Для нас, скорее, удивительно иное — все календари имели нечто общее в своей основе и опирались они на практически те же самые знания, полученные в результате наблюдений. Только обработка этих данных иногда бывала очень разной. Если бы календаря не было, то пришлось бы просто считать все дни подряд, что очень непросто и ошибки здесь легко сделать. Заметить же их трудно. Древнегреческий историк Геродот рассказывает о неудачном походе персидского царя Дария в Скифию. Когда персидское войско подошло к Дунаю, то его основная ударная часть, переправившись через эту широкую реку, двинулась дальше. Небольшая же часть войска — греки — осталась на Дунае охранять наведённый мост и ждать возвращения Дария из похода. Дарий оставил им ремень, на котором было завязано 60 узлов. Он велел каждый день развязывать по одному узлу и, если войско не вернётся назад к тому времени, когда будет развязан последний узел, то надо было прекратить ожидание и возвращаться обратно. Вот так приходилось обходиться без календаря. Был бы календарь, обговорили бы нужную дату и достаточно.

Календарный счёт времени был разным у разных народов, но в его основу всегда полагались наблюдения за перемещениями небесных тел. Идея связать счёт дней с астрономическими явлениями оказалась очень плодотворной. Однако, мы по-настоящему так и не знаем, где и когда она возникла впервые. Единственно, что мы можем сказать — это то, что она возникла независимо у разных народов. Мы расскажем тебе. дорогой друг, о наиболее известных календарных системах разных народов и древних, основательно забытых, и о современных: Современных календарных систем в мире несколько. Естественно, что нам надо начать с описания происхождения той календарной системы, то есть системы годового счёта дней, которой пользуемся мы в нашей повседневной жизни. Это тем более обоснованно, что именно этой системой пользуются ныне для общения между собой разные народы, имеющие разные календари. Наша календарная система имеет свои начала на Востоке в областях Двуречья. Это пространство между реками Тигр и Ефрат. Оно ещё, часто называется Мессопотамией. Наша календарная система имеет свои корни и там, и в ряде близлежащих географических областей. Центром этого пространства можно условно считать современный Ирак. Оттуда через Египет, а затем через Рим и Византию календарная система пришла к нам. Вот и начнём мы с описания календарей некоторых из этих древних народов и соответственно с изучения их знаний о движении небесных тел. Для этого мы очень, очень кратко остановимся на основных астрономических понятиях, которые в той или иной форме положены в основу всех современных календарей.

Для построения календаря нужно иметь представления о движении Солнца и Луны. Так как все основные явления на Земле, сезоны весны, лета, осени и зимы повторяются, то естественно ввести единицу времени, учитывающую минимальные периоды между их повторениями. Дорогой читатель, ты прекрасно знаешь, что эта единица времени называется годом. Таким образом, для построения календаря нужно знать годичные периоды обращения — циклы Солнца и Луны. Нетрудно понять, что год и другие календарные единицы должны состоять из целого числа дней. День в течение года меняет свою длину. Поэтому надо пользоваться понятием средней длины дня. Понимание этого обстоятельства пришло к людям позже, чем возникли календарные системы. Однако, существенных ошибок из-за того, что ранее это не учитывалось, не возникло. Куда большая трудность была связана с другим. Продолжительность дня (или, если тебе так угодно, длина суток) определяется временем одного оборота Земли вокруг своей оси. Одновременно Земля движется вокруг Солнца по замкнутой траектории. Ты, вероятно, знаешь, что эта траектория называется орбитой. Когда Земля возвращается заново в ту же точку орбиты, проходит год, который называют солнечным. Увы! Природа не «озаботилась» удобствами человека. Поэтому за время солнечного года Земля не совершает целого числа оборотов вокруг своей оси. Это значит, что на самом деле солнечный год не состоит из целого числа дней. Понимание этого пришло к людям далеко не сразу. Оно является величайшей заслугой египетских, в первую очередь, астрономов. Человеку же для практического пользования надо иметь год, состоящий из целого числа дней. Это значит, что надо искать соотношения, которые позволяли бы отыскать некоторое целое число дней, которые бы складывались в несколько годовых циклов. Затем эти дни надо так распределить между годами, чтобы годы составляли группу из разного числа дней или даже месяцев каждый, и чтобы по завершении этого цикла из целого числа дней Земля снова оказывалась в той же точке своей солнечной орбиты, что и в его начале.

Люди достаточно быстро установили периодичность движения Луны. Время между двумя одинаковыми состояниями Луны, скажем новолуниями или полнолуниями около 29,5 суток, точнее 29 дней 12 часов и 44 мин.. Время между двумя новолуниями принято называть синодическим месяцем. Длина этого месяца, когда Луна видна в той же фазе, из-за суточного вращения Земли вокруг своей оси отличается от того срока, когда Луна снова оказывается против тех же звёзд на небосклоне. Длина этого месяца, он называется сидерический, то есть звёздный, равна 27 дням 7 часам и 43 минутам. Из-за особенностей орбиты Луны длина синодического месяца может меняться в пределах нескольких часов. Её, мы просто будем называть её длиной лунного месяца. Эту длину, можно округлить и до 29 и до 30 дней. Такие разной длины месяцы и используются в лунных календарях. Дорогой друг, ты сразу видишь, что длина лунного месяца не очень отличается от длины наших месяцев, которые чисто условно можно назвать «солнечными». Можно почти с уверенностью сказать, что, создавая нашу систему месяцев, наши древние предки учитывали длину месяца лунного. Само название месяц, например в русском языке, это одно из названий луны. 12 лунных месяцев это фактически лунный год. Его длина 354 дня, точнее 354 дня и 8 часов. Хорошо видно, что она на 11 дней, отличается от длины солнечного года. В то же время повторяемость явлений земной природы: сезонов (то есть времён года), времени регулярных наводнений и засух, поведения животных и циклов развития растений связана с солнечным годом. Поэтому лунный календарь необходимо в той или иной форме согласовывать с солнечным годом или же надо мириться с большими неудобствами. Пока люди занимались скотоводством, это было терпимо. При переходе же к земледелию надо было начинать более точно связывать длину года с солнечным циклом. Тем не менее, повторяемость фаз Луны весьма очевидна. С Солнцем вопрос стоит сложнее. По этой причине, читатель, лунные календари были широко распространены в древности. Сохранились они и сейчас. Конечно, можно согласовать лунный календарь и календарь солнечный. Это довольно сложная система. Она называется смешанным или лунно-солнечным календарём. Такие календари и сейчас используется в Израиле и с 1957 года в современной Индии. Для нас Израильский, точнее еврейский, календарь интересен ещё и тем, что по ряду религиозных причин он оказал серьёзное влияние на наш нынешний календарь, хотя наш календарь чисто солнечный. В Китае тоже используется смешанный календарь. Однако, редчайший случай, в нём одновременно с движением Луны учитывается и движение планеты Юпитер.

Таким образом, дорогой друг, в основе календарных систем лежат три системы: солнечный календарь, лунный календарь и лунно-солнечный календарь. Проблемы, связанные с созданием этих трёх типов календарей, разные. В солнечных календарях месяцы, на которые делится год, то есть промежутки времени порядка 30 дней, никак не связаны с движением Луны. Однако, длина солнечного, его ещё называют тропическим, года не выражается в целых числах дней. Поэтому возникает вопрос о построении цикла из нескольких годов с разным числом дней, но такой, чтобы сумма дней в годах цикла была целым числом. Тогда после окончания цикла Земля снова будет точно в той же точке орбиты, что и в его начале. Это непростая задача. Трудности здесь не только арифметические. Играют здесь роль и соображения удобства создаваемой схемы. Тем не менее, если сейчас в век компьютеров, арифметические трудности проблемы уже не представляют, то в давние времена их преодоление было связано с серьёзным трудом. Да и сейчас, дорогой читатель, если изложить все тонкости этой арифметической задачи, сразу же справиться с её решением очень и очень непросто.

В лунных календарях разница в длине солнечного (тропического) года и длиной лунного года, который может состоять из месяцев разной длительности, решается введением в некоторые годы, создаваемого цикла из нескольких лет, дополнительного месяца. Это напоминает введение в знакомом нам календаре ещё одного дня в високосном году. Процесс введения дополнительного месяца в науке называется интеркаляцией. В лунных календарях на согласование длин лунного года и года солнечного внимания не обращают. Вот и получается, что в рамках нашего солнечного календаря, новый лунный год. приходится на разные сезоны — на лето, на зиму и т.д. Смешанные лунно-солнечные календари самые сложные. Длина года в них определяется движением Солнца, а месяцы движением Луны. При постоянстве длины года само его начало как бы «ползает» в определённых пределах. Конечно люди, использующие разные календарные системы, с детских лет, привыкают к ним и особых сложностей в пользовании ими не видят. Тем не менее, самостоятельно найти новый год и сопоставить его с датами нашего солнечного календаря, для человека постоянно пользующегося, например, только еврейским календарём, простому жителю не всегда просто. Как мы уже говорили несколько раз, календарь, которым пользуются у нас в стране и в большинстве западных стран — это календарь солнечный. Для того, чтобы перейти к рассказу о нём, необходимо кратко ознакомить тебя, читатель, с некоторыми астрономическими сведениями. Это мы и сделаем в конце данного рассказа.

Дорогой друг! Ты должен знать, что видимое с Земли движение Солнца ежедневно меняется. Это выражается в том, что каждый день Солнце восходит и заходит в разных точках горизонта, а также поднимается в полдень на разную высоту над горизонтом. В результате этих перемещений длина дня то увеличивается, то уменьшается. Два раза в году, а именно 20-21 марта и 22-23 сентября Солнце восходит точно на востоке и заходит точно на западе. При этом продолжительность дня и ночи в эти сутки одинакова. Именно по этой причине их называют днями или точками весеннего и осеннего равноденствий. 22 июня движение восходов и заходов солнца по горизонту меняет свое направление. В этот день солнце находится в наивысшей точке над горизонтом. Этот день называется днём летнего солнцестояния. Аналогично 21-22 декабря солнце находится в наинизшей точке над горизонтом и наступает самая длинная ночь в году. Это время зимнего солнцестояния. Так происходит в северном полушарии, где мы с тобой живём, дорогой друг. В южном полушарии наоборот — дни нашего весеннего и осеннего равноденствие меняются местами, также как и дни летнего и зимнего солнцестояния. Эти четыре характерные даты давно известны человечеству. У разных народов на них падают всевозможные праздники. Так у славян день летнего солнцестояния — это праздник Ивана Купала, у прибалтийских народов праздник Лиго или Иванов день. У многих народов день зимнего солнцестояния, когда «свет побеждает тьму» связывался с днём рождения доброго бога, в разных странах и религиях носившего разные имена.

В день весеннего равноденствия начинается астрономическая весна, в день летнего солнцестояния астрономическое лето и т.д. Мы, естественно, опять говорим о нашем северном полушарии. Где-то примерно за 400 лет до начала нашей эры (т.е. до Рождества Христова) греческие астрономы, долгие годы наблюдавшие за небом, установили, что длительность разных сезонов года различна. Мы теперь знаем, что эта разница возникает из-за разной скорости движения Земли в разных частях её орбиты. Греки установили, что в нашем северном полушарии весна в среднем продолжается 94 дня, лето продолжается 92 дня, осень 89 дней и, наконец, длительность зимы составляет 90 дней. В результате теплое время года у нас на 7 суток длиннее холодного. Мы теперь знаем ещё больше. Мы знаем, что соотношение длительности сезонов медленно, но непрерывно меняется, колеблясь в определённых пределах. Однако, главное, суммарная длительность сезонов, то есть длительность солнечного года при этих изменениях остаётся неизменной. По этой причине длина солнечного года практически постоянная величина, которой действительно удобно пользоваться для построения календарных систем. Ну, а характерные дни, которые можно взять за начало отсчёта годового круга явлений – это, естественно, дни равноденствий и солнцестояний.

Движение Луны по небу известно народам с глубокой древности. Ныне всем понятно, что непрерывная смена фаз Луны вызвана тем, что, вращаясь вокруг Земли, Луна приходит в разные положения относительно Солнца. В этом движении Луна обгоняет Солнце, непрерывно продвигаясь на восток. У Луны также имеются характерные моменты в этом движении. Это дни полнолуний, четвертей, тогда видна половина лунного диска, и, наконец, новолуние. Однако, строить месячный календарь, исходя из полнолуний и четвертей луны очень непросто: ведь практически невозможно точно оценить, например, видим мы сегодня весь диск Луны или это не совсем так и малая его часть нам не видна. То же можно сказать и про определение величины половины лунного диска. Поэтому практически ни один народ никогда не пользовался этими моментами для определения начала лунного месяца. Большинство всегда пользовалось моментом новолуния.

В конце лунного месяца Луна находится на восточной стороне неба. При этом её можно наблюдать только перед утренней зарёй. Заря, как известно, начинается чуть раньше восхода Солнца. Это опережение зависит от широты места. Затем, в следующие дни, Луна начинает восходить в лучах наступающей зари. В это время её видеть нельзя, она тонет в солнечных лучах. Такой период длится 2-3 дня. Древние давно окрестили его «междулунием». В нашем повседневном быту, дорогой друг, этот термин не известен. В короткий период междулуния Луна переходит на другую сторону Солнца. Таким образом, она из утреннего светила превращается в вечернее. Это связано с наступлением новолуния. Буквально на следующий день молодая Луна становится видна за несколько минут до своего захода в сумерках вечерней зари. Этот день первой видимости называют малоизвестным широкому кругу людей греческим словом неомения. Её-то и брали, и берут ныне, разные народы за начало лунного месяца. Древние не могли расчётами определять первый день лунного месяца. Они опирались на непосредственные наблюдения. Этим иногда пользуются и сейчас. Для того, чтобы наблюдать неомению, нужно внимательно следить за вечерним небом. При этом краткий момент появления лунного серпа вечером заметить непросто даже при ясной погоде. Кто-то может заметить, а кто-то и нет. Поэтому, в частности в древней Иудее, каждый наблюдавший это явление должен был обязательно сообщить об этом жрецам в Синедрион. Если таких сообщений было несколько, то жрецы объявляли о начале нового лунного месяца. Тем не менее, неточности были возможны, и неопределённость в определении начала нового месяца в один день всегда существовала. Это значит, что и для длины предыдущего месяца, существовала неопределённость в один день. Однако, ничего лучшего придумать было невозможно.

Наши древние предки очень внимательно наблюдали также за движением звёзд. Для них при неустановившихся и не очень точных календарных системах это было очень важно. В южных странах, где наши предки по большей части обитали, небо редко бывает облачным, зори короткие и наблюдать за звёздами намного проще, чем в наших северных широтах. Конечно, думать, что в древности наши северные предки звёзд не наблюдали, не следует. Их сведения были достаточно основательными и весомыми. В том, что видит человек при движении звёзд, очень много общего с только что описанными движениями Луны на небесном своде. Наблюдаемое людьми движение звёзд на небесном своде определяется годичным обращением Земли вокруг Солнца. В результате видимое нами расположение звёзд на небесном своде ежедневно меняется в течение всего года. Если в какой-либо день отметить положение звёзд (или хотя бы одной звезды), на небе, скажем , вечером в 11 часов, то через месяц та же картина неба будет наблюдаться уже на 2 часа раньше, то есть в 9 часов вечера. Иными словами, звёзды будут также восходить и заходить, но всё это будет происходить раньше, чем в день первого наблюдения. Пройдёт полный солнечный год, и ровно через 12 месяцев та же самая картина звёздного неба будет наблюдаться в те же самые 11 часов вечера. Иными словами, в течение года произойдёт полный оборот явлений звёздного неба. Читатель, мы уже сказали, что этот наблюдаемый оборот связан с годичным движением Земли вокруг Солнца. Также как и в случае Луны, в определённый момент года определённая звезда может в какой-то день взойти одновременно с Солнцем. Короче, в течение определённого времени звезда будет тонуть в лучах Солнца и, значит, будет не видна земному наблюдателю. Таким образом, среди обычных восходов и заходов звёзд можно выделить четыре особых, когда звезда восходит одновременно с восходом Солнца и когда она восходит одновременно с его заходом. Точно также можно выделить и два аналогичных захода звезды. В отличие от обычных восходов и заходов эти заходы и восходы принято называть годичными. Они имеют и свои специальные названия, но мы их не будем здесь приводить, чтобы напрасно не усложнять наш рассказ. Во всяком случае, наши древние предки знали, что бывают определённые дни, когда, например, происходит первый утренней заход какой-либо звезды и первый видимый её заход. Древние календари были делом сложным и вести их поручали специальным жрецам. Со звёздами же всё было проще. Наблюдается первый видимый восход или заход (утром или вечером не важно) какой-то звезды и можно начинать сев, или собирать плоды с деревьев. Это было очень удобно и служило ориентиром в построении всей хозяйственной жизни наших предков. Календари древних по этой причине содержали много сведений о годичных восходах и заходах разных ярких звёзд. Естественно, дорогой друг, что эти наблюдения менялись от места к месту, точнее от одной широты к другой.

Мы уже, сказали, читатель, что китайский календарь связан с движением на небе планеты Юпитер. Древние прекрасно знали характер движения нескольких крупнейших планет. Им, как и нам, было известно, что эти движения более сложны, чем движения звёзд. Именно по этим признакам древние и выделяли планеты из мира звёзд. Для построения календаря эти сложные движения не так важны, как движения звёзд. По этой причине мы их затрагивать не будем.

Итак, читатель, мы знаем теперь всё необходимое, чтобы приступить к описанию разных календарей. Начнём, как мы уже говорили, с нашего календаря, который зародился в Древнем Египте.



psihologicheskaya-podgotovka-polunin-aleksandr-ivanovich-shkola-bega-vyacheslava-evstratova.html
psihologicheskaya-pomosh-detyam-s-cerebralnim-paralichom-ee-napravlenie-i-zadachi.html
psihologicheskaya-pomosh-seme-vospitivayushej-rebenka-sotkloneniyami-vrazvitii.html
psihologicheskaya-prisposoblennost-neosvobozhdenie-i-terapevticheskim-otnosheniyam.html
psihologicheskaya-samoregulyaciya-pri-podgotovke-i-sdache-ekzamenov.html
psihologicheskaya-sostavlyayushaya-individualnoj-obrazovatelnoj-traektorii-uchashegosya-nominaciya-tvorcheskij-proekt.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kadrovoe-obespechenie-uchebno-vospitatelnogo-processa-publichnij-doklad.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razvertivanie-setej-wimax.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sobirateli-zemel-ussurijskih-mayak-novosti-14-05-2005-bejlin-boris-21-00-12.html
  • studies.bystrickaya.ru/evolyucionnij-mif-i-sovremennaya-nauka.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-vtoraya-mihail-uspenskij.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-svojstva-zimnego-kluba-pchel-i-osobennosti-podgotovki-pchelinih-semej-k-zimovke.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/universalnie-simvoli-obrazi-kniga-rasschitana-na-shirokij-krug-chitatelej-nezavisimo-ot-vozrasta-obrazovaniya.html
  • control.bystrickaya.ru/enciklopediya-keltskaya-mifologiya-stranica-28.html
  • studies.bystrickaya.ru/genri-ford-moya-zhizn-moi-dostizheniya-stranica-2.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vasilij-velikij-vostochnie-otci-iv-veka.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihologicheskie-reakcii-beremennih-zhenshin-s-onkologicheskimi-zabolevaniyami.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zabolevaemost-koryu-i-svoevremennost-ohvata-privivkami-v-rossijskoj-federacii-1996-2006-gg-na-100-tis-naseleniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rezultati-uchastiya-v-predmetnih-olimpiadah-uchashihsya-mou-olhovskoj-sosh-v-2009-10-uch-godu.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-4-marta-2005-g-mezhvedomstvennaya-komissiya-po-organizacii-otdiha-ozdorovleniya-zanyatosti-detej-podrostkov.html
  • tests.bystrickaya.ru/kratkoe-vvedenie-v-spiralnuyu-dinamiku-spiral-dynamics-uchebnoe-posobie-samara-2007-udk-331-108-4075-8-bbk-3307.html
  • knigi.bystrickaya.ru/regionalnij-komponent-obrazovaniya-kak-sredstvo-nravstvenno-patrioticheskogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhaandi-arzhili-naritardi-rilimi-zhne-olardi-retteu.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elektivnie-kursi-v-obuchenii-matematike-f-yu-alyaev-12-perspektivi-podgotovki-yunih-futbolistov-g-balashova-12.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/avtorskaya-programma-letnego-otdiha-dlya-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-igrotur.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rizhankova-en-uchebnoj-uchebno-metodicheskoj-literaturi-i-inih-bibliotechno-informacionnih-resursov-i-sredstv-obespecheniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-vii-kosmicheskaya-evolyuciya-lekciya-i-8.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/anketirovanie-razrabotka-ekspertnih-sistem.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gyustav-flober-gospozha-bovari-stranica-30.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-psihika-v-filogeneze--1-etapi-razvitiya-psihiki-v-filogeneze-e-v-koneva-uch-sekretar.html
  • desk.bystrickaya.ru/ponyatie-prava-prirodopolzovaniya-i-ego-vidi.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/utorgovivanie-ceni-zayavki-na-uchastie-v-zaprose-predlozhenij-instrukciya-po-uchastiyu-v-otkritom-zaprose-predlozhenij.html
  • institut.bystrickaya.ru/sroki-i-mesto-provedeniya-festivalya-konkursa.html
  • school.bystrickaya.ru/konsensusa-v-sovremennom-obshestve.html
  • lesson.bystrickaya.ru/razdel-psihologiya-cheloveka-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/naselenie-irkutskoj-oblasti-chast-2.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-professionalnij-kazahskij-yazik.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issledovaniya-dinamiki-proizvodstva-yaic-v-hozyajstvah-vseh-kategorij-ivanovskoj-oblasti.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-municipalnogo-obrazovatelnogo-stranica-21.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sluchaj-v-gorah.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vibiraetsya-samostoyatelno-iz-predlagaemogo-spiska.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.