.RU

Работа с текстами - Свободы



^ Работа с текстами


  1. Внимательно перечитайте поэму «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Кратко (0,5 стр.) и стилистически корректно изложите содержание.

_____________________

Начинается поэма с описания сцены царского пира. Все предаются веселью, один лишь опричник Кирибеевич не разделяет общего настроения. Когда разгневанный царь спрашивает, почему Кирибеевич невесел, тот говорит, что любит девицу – Алену Дмитриевну, но та его сторонится. Опричник не сказал одного – что девица венчана в церкви с купцом Калашниковым. Царь дарит Кирибеевичу жемчужное ожерелье и яхонтовый перстень, говоря, чтобы опричник обратился за помощью к свахе и передал подарки Алене Дмитриевне.

Тем временем у купца торговля идет не очень хорошо, и тот уходит домой, пробыв в лавке до вечера. Дома он не застает жену, ему говорят, что она до сих пор не вернулась из церкви. Тут появляется Алена Дмитриевна, с разорванной одеждой, распущенными волосами, и говорит, что Кирибеевич, схватив её, сулил драгоценности, целовал и клялся в любви.

Калашников, желая отомстить за обиду, посылает за своими братьями, и просит, чтобы они помогли ему расправиться с Кирибеевичем во время кулачного боя на Москве-реке.

Однако во время боя Калашников сам убивает Кирибеевича. Царь, рассерженный смертью своего любимого опричника, спрашивает, специально ли Калашников его убил. Получив правдивый ответ, царь казнит Калашникова, но обещает не оставлять его семью.

===================

  1. Охарактеризуйте каждого из персонажей «Песни...» в соответствии с планом анализа художественного образа, приведенным в разделе «Принципы анализа литературных произведений».

_____________________


===================

  1. Приведите по 5 наиболее ярких примеров, иллюстрирующих:

_____________________

Использование исторических фактов и деталей:

«Да об чем тебе, молодцу, кручиниться?

Не истерся ли твой парчевой кафтан?

Не измялась ли шапка соболиная?»

«Как я сяду поеду на лихом коне

За Москву-реку покататися,

Кушачком подтянуся шелковым,

Заломлю набочок шапку бархатную,

Черным соболем отороченную»

«И велел растянуть цепь серебряную,

Чистым золотом в кольцах спаянную.

Оцепили место в двадцать пять сажень,

Для охотницкого бою, одиночного».

«Скидает с могучих плеч шубу бархатную,

Подпершися в бок рукою правою,

Поправляет другой шапку алую…»

«По высокому месту лобному

Во рубахе красной с яркой запонкой,

С большим топором навостренным,

Руки голые потираючи,

Палач весело похаживает…»


Своеобразие стиля и стиха поэмы:

«Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!»

«Мы сложили ее на старинный лад,

Мы певали ее под гуслярный звон

И причитывали да присказывали».

«Ай, ребята, пойте — только гусли стройте!

Ай, ребята, пейте — дело разумейте!

Уж потешьте вы доброго боярина

И боярыню его белолицую!»

«Гей вы, ребята удалые,

Гусляры молодые,

Голоса заливные!»

«Тороватому боярину слава!

И красавице боярыне слава!

И всему народу христианскому слава!»

===================

  1. Внимательно перечитайте поэму «Мцыри». Дайте краткое и стилистически грамотное изложение ее содержания, отражающее композицию с точностью до главки (1 стр.).

_____________________

Однажды мимо уединенного монастыря проезжал русский генерал с пленным мальчиком. Умирающий ребенок отказывался от пищи, угасал, но один монах пожалел ребенка и оставил его в монастыре. Тот рос нелюдимым, одиноким, тосковал по родине. Однако постепенно он освоился в монастыре, выучил чужой язык, был окрещен и уже собирался принять монашеский обет, когда вдруг исчез. Его повсюду искали, и через три дня нашли совершенно обессиленным у стен монастыря. Его приносят обратно. Юноша увядает, приближается его смерть. К нему приходит исповедник, просит его поговорить с ним, и рассказывает свою историю.

Мцыри вспоминает отцовский дом, прекрасную природу. Он говорит, что лишь на свободе жив. Он говорит, что эти три дня, проведенные на воле, были самыми радостными в его жизни.

Мцыри давно хотелось взглянуть на дальние поля, посмотреть на землю, на природу, понять, “для воли иль тюрьмы” родится человек. Он проводит ночь у обрыва, утром спускается вниз, к потоку. У потока он встречает девушку, спустившуюся за водой. Мцыри впал в забытье, а когда очнулся, её уже не было.

Мучась от голода, Мцыри пошел в лес и заблудился. Зная, что он один, юноша позволил себе заплакать от отчаяния. Утомленный переживаниями и голодом, Мцыри вскоре заснул. Проснулся он на лесной поляне от шума и увидел огромного грозного барса. Мцыри вступает в схватку, и не без труда, но побеждает. Это убеждает его в том, что на родине он был бы славным воином и охотником. Израненный, он вышел из леса и вдруг понял, что края эти ему знакомы, — он вернулся туда, откуда бежал. Мцыри понимает, что ему никогда не найти дороги домой, и лишается чувств. В таком состоянии его находят монахи и приносят обратно в монастырь. Мцыри, закончив свою исповедь, просит похоронить его в монастырском саду.

===================

  1. Охарактеризуйте каждого из персонажей поэмы «Мцыри» в соответствии с планом анализа художественного образа, приведенным в разделе «Принципы анализа литературных произведений».

_____________________


===================


^ Развитие навыков литературоведческого анализа


  1. Опираясь на текст и используя цитаты, перечислите и проиллюстрируйте черты романтизма в обеих поэмах.

_____________________


===================

  1. Приведите из каждой поэмы и прокомментируйте по 5-10 примеров использования каждого из следующих художественных средств:

_____________________


===================

  1. Сформулируйте особенности конфликта в «Песне про царя Ивана Васильевича...».

_____________________


===================

  1. Перечислите и прокомментируйте образы природы в поэме «Мцыри».

_____________________


===================


^ Анализ проблематики


  1. Какие аспекты духовной, семейно-бытовой, общественной и правовой традиций русской культуры нашли отражение в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича...»? Аргументируйте свой ответ (0,5-1 стр.).

_____________________


===================

  1. Как трактуются в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича...» следующие понятия:

Аргументируйте свой ответ ссылками на текст.

_____________________


===================

  1. Как раскрываются в поэме «Мцыри» темы

Прокомментируйте их взаимопроникновение (1 стр.)

_____________________

Все эти темы тесно переплетаются между собой в поэме. Мцыри готов променять две жизни в плену на одну, но «полную тревог»; он стремится к свободе, но его судьба сложилась так, что он не смог осуществить свою мечту. Герой делает попытку выбраться за пределы своего обыденного существования, но она кончается неудачей.

«Но тщетно спорил я с судьбой;/ Она смеялась надо мной!» - восклицает мцыри после. То, с каким отчаянным бесстрашием он стремится к своей свободе, ясно даже по тому, что, когда он бежал, была гроза, и монахи, обуянные страхом, лежали ниц, но мцыри не побоялся стихии. Он был готов обняться с бурей, всем сердцем желал вырваться на волю, к природе, но в то же время именно природа помешала ему – герой не имел никаких навыков для общения с ней. Мцыри вырос взаперти, не был готов к тому, что встретится ему вне стен монастыря.

Битва с барсом, несмотря на то, что мцыри вышел из неё победителем, отняла у героя слишком много сил и повлияла на его скорую смерть. Перед смертью мцыри признается старому монаху, что за несколько минут в тех краях, где мцыри играл, будучи мальчиком, не жаль отдать и рай, и вечность.

===================

  1. Лаконично сформулируйте Ваше понимание идейно-художественного своеобразия романтических поэм Лермонтова (10 строк).

_____________________


===================


^ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»


Работа с текстом


  1. Внимательно перечитайте роман. Изложите отдельно

Изложение должно отражать своеобразие композиции, нарушение хронологии в изображении событий. Следите за точностью в изложении фактов.

_____________________


===================

  1. В произвольной форме составьте схему системы персонажей романа (воспользуйтесь образцом, приведенным в разделе «Принципы анализа литературных произведений»). Схема должна содержать:

Имейте в виду, что можно говорить как о системе персонажей каждой отдельной повести, так и о системе персонажей романа в целом (учитывая, что Печорин - единственный главный герой, а многообразие остальных персонажей служит для всестороннего раскрытия его внутреннего мира).

_____________________


===================


^ Развитие навыков литературоведческого анализа


  1. Охарактеризуйте жанровое своеобразие романа (исходя из жанровой специфики каждой его части). На каком основании мы называем этот текст романом и в чем его отличие от романов Пушкина?

_____________________


===================

  1. Перечислите все композиционные особенности романа. В чем заключается значение композиции для раскрытия художественной идеи?

_____________________

Среди наиболее ярких композиционных особенностей следует отметить то, что роман состоит из нескольких повестей, при этом каждая из них имеет собственный сюжет. Безусловно, важную роль играет смена повествователей, это способствует полноценному восприятию событий романа.

Также в романе нарушен ход времени – события не следуют друг за другом в четком хронологическом порядке. Это служит для того, чтобы в полной мере раскрыть характер главного героя, выявить и объяснить его трагическую судьбу. Монологи Печорина, обращенные в прошлое, составляют романную предысторию. Действие начинается с середины после сообщения о смерти героя, что очень необычно, а предшествующие события излагаются благодаря журналу после тех, которые произошли позже. Это заинтриговывает читателя, заставляет его размышлять над загадкой личности Печорина, объяснять для себя его «большие странности». Однако главная цель, которую преследовал автор, переставляя главы во времени – показать уходящего из романа Печорина настоящим героем. Он действительно мог бы совершать прекрасные дела, сложись его судьба несколько иначе. Таким он и должен был, по мысли Лермонтова, запомниться читателю.

===================

  1. Охарактеризуйте Печорина и трех других персонажей (по выбору) в соответствии с планом анализа художественного образа, приведенным в разделе «Принципы анализа литературных произведений».

_____________________


===================

  1. Перечислите черты романтизма и реализма в романе.

_____________________


===================

  1. Определите своеобразие пафоса в изображении личности и поступков главного героя.

_____________________


===================

  1. Перечислите и приведите примеры использования основных деталей предметной изобразительности в романе (см. раздел «Принципы анализа литературных произведений»).

_____________________


===================


^ Анализ проблематики


  1. Охарактеризуйте своеобразие социально-исторической проблематики романа.

_____________________


===================

  1. Какие вопросы составляют, на Ваш взгляд, философскую проблематику романа и как они решаются в каждой конкретной части?

_____________________


===================

  1. Сформулируйте Ваше понимание выражения «дети природы». Соотнесите его с идеями Ж.-Ж. Руссо («естественный человек», противостояние «природы» и «цивилизации»); с романтическими представлениями о человеке.

_____________________


===================

  1. Объясните буквальный и символический смысл выражения «водяное общество». Как определяется духовный и психологический облик Печорина в его отношении к миру «детей природы» и «водяному обществу»?

_____________________


===================

  1. Перечислите и прокомментируйте содержащиеся в романе высказывания о следующих общечеловеческих ценностях:

_____________________


===================

  1. Составьте подробный план сочинения на тему: «Соотношение жизненных позиций автора и героя в романе Лермонтова». План должен отражать структуру сочинения, используемые тексты, краткое содержание каждой части (0,5 стр.).

_____________________


===================


ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ


  1. Философские проблемы в лирике Лермонтова и романе «Герой нашего времени».

  2. Идейно-тематическая связь поэмы «Мцыри» с лирикой Лермонтова.

  3. «Герой нашего времени» как социально-психологический роман.

_____________________


===================

razdel-1-vtorichnoe-sire-struktura-predpriyatij-pererabotki-annotaciya-programmi-disciplini-inostrannij-yazik.html
razdel-1-vvedenie-spisok-profilej-napravleniya-podgotovki-bakalavra.html
razdel-1-vvedenie-v-kurs-administrativnogo-prava-rabochaya-programma-po-discipline-administrativnoe-pravo-dlya.html
razdel-1-vvedenie-v-professiyu-bazovij-kurs-1-professionalnij-buhgalter-i-ego-status.html
razdel-1-yazik-programmirovaniya-turbo-paskal-programmi-vstupitelnih-ispitanij-po-obsheobrazovatelnim-predmetam.html
razdel-1-zakon-v-sisteme-zakonodatelstva-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-gosudarstvennoe.html
  • school.bystrickaya.ru/himicheskoe-i-biologicheskoe-oruzhie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primechaniya-tipovaya-programma-i-metodika-metodologicheskie-problemi-materiali-konferencii-sociokulturnaya-karta.html
  • occupation.bystrickaya.ru/naimenovanie-meropriyatiya-stranica-3.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/proizvodstvo-po-delam-ob-administrativnih-pravonarusheniyah-v-oblasti-tamozhennogo-dela-i-ih-rassmotrenie-chast-13.html
  • college.bystrickaya.ru/15-detskaya-kolyaska-serov-popal-v-vitrezvitel.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zanyatie-13-gipertekstovoe-oformlenie-dokumenta-v-redaktore-ms-word-2003-i-poyasnitelnaya-zapiska-4-ii-rekomenduemaya-literatura-4.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reshenie-zasedaniya-kafedri-protokol-1-30-avgusta-2012g-annotirovannaya-programma-modulya-kv6-obrazovatelnoe-pravo.html
  • literature.bystrickaya.ru/byudzhetnij-deficit-i-sposobi-ego-finansirovaniya.html
  • klass.bystrickaya.ru/717opisanie-programm-menu-5-sanitary-parameters-parametri-sistemi-gvs-nastennie-vodogrejnie-kotli.html
  • composition.bystrickaya.ru/podrazdel-g-konflikt-finansovih-interesov-normi-eticheskogo-povedeniya-sluzhashih-organov-ispolnitelnoj-vetvi-vlasti.html
  • klass.bystrickaya.ru/aggadicheskij-midrash-odin-iz-samih-interesnih-razdelov-evrejskoj-literaturi-voshodyashij-k-drashot-propovedyam-kotorie-proiznosilis-v-mestah-sobranij-v.html
  • report.bystrickaya.ru/klassifikaciya-norm-prava-referati-kontrolnie-kursovie-diplomnie-raboti-uchebniki-vse-besplatno.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-kursa-povisheniya-kvalifikacii-pedagogov-psihologov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-psihologicheskoe-soprovozhdenie-predprofilnogo-obucheniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/mircha-eliade-richard-vebster-vash-pitomec-ekstrasens.html
  • esse.bystrickaya.ru/raznovidnosti-serii-m2-rukovodstvo-po-ekspluatacii-m2-soderzhanie.html
  • essay.bystrickaya.ru/dolzhnostnaya-instrukciya-direktora-po-razvitiyu.html
  • credit.bystrickaya.ru/ot-kogo-mi-zashishaem-detej-sostoyalis-ocherednie-vserossijskie-roditelskie-stoyaniya-v-zashitu-semi-detstva-i-nravstvennosti.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zakon-snelliusa.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-voprosi.html
  • writing.bystrickaya.ru/ansys-stranica-4.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-11-stranica-3.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nastoyashee-izdanie-posvyasheno-razlichnim-aspektam-marketinga-sotovoj-svyazi-a-takzhe-prognozirovaniyu-i-biznes-planirovaniyu-vknige-obobshen-otechestvennij-opit-prodvi.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-3-celevie-pokazateli-programmi-programma-sodejstvie-zanyatosti-naseleniya-goroda-smolenska-na-2012-2014-godi-g-smolensk.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-funkciya-i-znak-semiologiya-arhitekturi-vvedenie-v-semiologiyu.html
  • student.bystrickaya.ru/1-ponyatie-kreditosposobnosti-5.html
  • report.bystrickaya.ru/isostoyanie-deyatelnosti-kafedri-na-01012010i-tendencii-ee-razvitiya.html
  • essay.bystrickaya.ru/edinaya-rossiya-priglashaet-v-berlogu-pervij-kanal-novosti-20-11-2008-borisov-dmitrij-12-00-15.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-zanyatiya-vzaimosvyaz-i-vzaimozavisimost-principov-obucheniya-inostrannomu-yaziku-didakticheskie-principi-obucheniya-inostrannomu-yaziku.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossiya-segodnya-ekskursiya-po-moskve-i-sankt-peterburgu-stranica-2.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rmett-student-2016-zhili-tehnikali-ilimdar-zhne-tehnologiyalar-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/praktyczna-nauka-jzyka-rosyjskiego-mwienie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-kursa-i-plan-seminarskih-zanyatij-bakalavriat-2-kurs-2-modul-moskva-2008-bazovij-uchebnik-i-rider-bazovij-uchebnik.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-19-proizvodstvo-v-sude-apellyacionnoj-i-kassacionnoj-instanciyah-uchebnaya-programma-po-ugolovno-processualnomu.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informatika-1-087-79-voprosov-70-rublej-ishite-testi-ne-tolko-po-nazvaniyam-no-i-po-soderzhaniyu-ishite.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-yu-petrov-24-oktyabrya-2008-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.