.RU

Работа с психическим напряжением - Рекомендации по организации управления и решению конфликтов в неправительственных...


^ Работа с психическим напряжением
Руководитель организации/проекта должен быть не только психологом и педаго­гом, а еще и психотерапевтом как для самого себя, так и для других. Надо уметь снимать то колоссальное пси­хическое напряжение, которое возникает у вас и сотрудников.


Предлагаем четыре правила снятия пси­хического напряжения психотерапевта А. В. Алексеева:


1. Соберись. Умей полностью включиться в дело, которое предстоит начать, и доведи его до конца.


2. Выключись. Успокоить себя можно, переключив­шись на что-то интересное (кино, театр, литература). Можно думать о чем-нибудь очень приятном: красивых картинах, закате солнца, самом счастливом и радостном дне жизни.


^ 3. Не злись. Большинство людей после неудач злят­ся на себя и других. Злость – эмоция неблагоприятная и даже вредная. «Не злитесь зря и долго», – писал Д. Карнеги. Злость уносит много здоровья и счастливых минут жизни.


^ 4. На любые помехи, трудности, неудачи отвечайте мо­билизацией всех своих сил. Мобилизуйтесь быстро и эффективно. Важно воспитывать в себе умение на любую трудность отвечать не злостью, а мобилизацией внутренних сил.


Обязательно попробуйте выполнять эти рекомендации. Помните: овладение собой – путь к «овладению» другими.


^ МЕТОДЫ УЛУЧШЕНИЯ СВОЕГО СОСТОЯНИЯ


СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ


Состояние психического утомления разви­вается у человека в тех случаях, когда он имеет ясно сфор­мулированную цель деятельности, располагает всем необхо­димым для ее реализации, но получение результата требует продолжительной работы. Даже если работа не тяжелая, у человека развивается ощущение усталости от долгого ожи­дания и предвосхищения результата. Недаром говорят, что нет ничего хуже, чем ждать и догонять. В состоянии психи­ческого утомления человек чувствует себя «выжатым лимо­ном». Он и готов работать, так как знает, зачем и что нужно делать, но не имеет для этого достаточно сил: запоминается все с трудом, решения приходят самые тривиальные, трудно надолго сосредоточить внимание.


Снижение интенсивности психической деятельности вызывает депрессию, а вместе с ней приходят раздражительность и вспышки гнева по отно­шению к ни в чем неповинным людям, чаще всего самым близким. Если вы себя чувствуете именно так, значит к вам давно не приходил успех, вы не видите результата собствен­ных усилий. Стоит получить хоть какой-то позитивный результат, и все встает на свои места.


Но иногда долгий путь к конечному результату имеет объективные причины. ^ Что делать в этом случае?


Кроме основного конечного результата наметьте себе промежуточные результаты и радуйтесь, отмечайте ка­ждый успех. Для примера вспомним тактику японских волейболистов, которая помогла им в свое время стать непобедимой командой. Спортсмены радостно обнимали друг друга и поздравляли за каждый проведенный мяч и перехваченную подачу, хотя их в течение игры может быть очень много. Эта радость подавляюще действовала на противника и со­храняла психическую активность японских игроков. Приём был заимствован затем всеми командами.


Также и вы – радуйтесь каждому, пусть небольшому результату. А для этого нужно каждое утро задавать себе три коротких вопроса:



^ Вечером рекомендуется подвести итоги и похвалить себя, если сделано все, что запланировано; и поздравить, если сделано что-то сверх этого списка.


Но иногда психическая усталость так велика, что вы даже не можете взяться за дело. Тогда рекомендуется сде­лать что-нибудь такое, где результат будет виден сразу, на­пример, переставить мебель, наколоть дрова на даче, помыть посуду или выстирать белье – главное, чтобы результат был доступен.


В процессе деятельности возможно возникновение со­стояний психической напряженности. Они воз­никают в таких условиях деятельности, когда от чело­века требуются чрезмерные психические усилия для реше­ния поставленных задач. Для состояния напряженности ха­рактерны чувства беспокойства, тревоги или даже страха. Интеллектуальная деятельность становится более интен­сивной, темп мыслительных процессов увеличивается, зача­стую, за счет глубины анализа; человек лихорадочно прове­ряет различные гипотезы. Наблюдаются изменения в двига­тельном поведении: движения становятся либо хаотичными, либо, напротив, четкими и быстрыми – в любом случае их темп ускоряется. Меняются и физиологические реакции: уча­щается пульс, повышаются давление и температура тела, происходит прилив крови к голове.


Обычно такие состояния возникают в случаях повышен­ной ответственности, дефицита времени или при столкновении с особо трудными задачами. Для всех этих ситуаций общим является то, что они требуют от человека новых, не­стандартных, неавтоматизированных действий. Это утвержде­ние справедливо не только по отношению к сложным, труд­ным заданиям, но и к тем случаям, когда риск принятия не­верного решения слишком высок, высока ответственность за принятое решение. В этом случае человеку приходится кон­тролировать и критически относиться к каждому своему шагу, отказываясь от автоматизированных действий. При дефиците времени необходимо ускорение темпов привычной деятель­ности, поиск более эффективных решений.


Таким образом, можно сказать, что состояние психиче­ской напряженности возникает вследствие того, что прежние способы и средства деятельности оказываются недостаточными, не соответствуют новым условиям. Человеку известны цели деятельности и результат, которого он должен достиг­нуть, но он не готов к немедленной работе и испытывает дефицит средств: информации, условий, оборудования.


Это состояние по-разному влияет на разных людей. У од­них оно ухудшает показатели деятельности, приводит к дезорганизации личности. На других, напротив, действует благо­творно: повышает их способности и улучшает самочувствие. Более того, некоторые люди могут эффективно работать толь­ко в состоянии психической напряженности и поэтому сами создают себе определенные трудности, например, отклады­вая до последнего момента выполнение важного дела, а по­том на волне энергетического подъема («позади Москва, от­ступать некуда») за короткое время выполняют множество дел.


^ К какому типу относитесь вы и ваши сотрудники?


Это полезная информация, и вы будете знать, чего можете ожидать от себя и коллег. Однако надо честно признать, что два крайних варианта поведения являются нежелательными, поскольку общественная деятельность предполагает как возникновение неожиданных ответственных ситуаций, так и большое количество монотонной, нудной работы, которую нельзя переложить на других людей.


^ Что можно рекомендовать человеку, на которого состояние психической напряженности действует отрицательно?


  1. Прежде всего, помнить, что это состояние вызывается нехваткой средств деятельности (в широком понимании слова). Поэтому следует всегда подстраховываться: иметь дополнительную информацию, заранее в спокойной обстановке обдумывать свои действия на случай непредвиденных ситуаций, не откладывать дела на крайние сроки – все делать заранее или вовремя; иметь надежных помощников.




  1. Не стоит забывать, что человек сам выступает как средство производства. Поэтому необходимо заботиться о себе и своих подчиненных. Усталость, болезнь, плохая физическая форма, озабоченность бытовыми проблемами не способствуют эффективной деятельности в на­пряженных ситуациях. Кроме того, необходимо поддерживать высокий интеллектуальный уровень, для чего нужно постоянно заниматься самообразованием в разной форме (тренинговые программы, чтение и т.д.).


Эти действия относятся к долгосрочным, профилактиче­ским планам.


Но что делать, если неожиданно вышло из строя оборудование, предал надежный партнер или должна произойти ответственная встреча, а вы находитесь в состоянии психической напряженности?


Можно реко­мендовать следующие простые приемы эмоциональной раз­рядки:


  1. Дыхание: глубокий вдох, задержка дыхания на 10-15 сек. и резкий выдох. Повторить 4-5 раз. Вдох сочетать с напряжением мышц, выдох с расслаблением.

  2. Контроль за выражением глаз, мимикой лица и голосом. Снятие волевым усилием излишнего напря­жения.

  3. Использовать формы самоприказов успокоения (Я спокоен! Я абсолютно спокоен!).

  4. Рисунок ходьбы для эмоциональной разрядки выглядит следующим об­разом.


А. 3-5 мин ходьба в быстром темпе. Свободная размашистая походка, правильная осанка. Дышать ровно, спокойно с интенсивным вдохом.

Б. 1-1,5 мин ходьба в замедленном темпе.

В. 3-5 мин ускорить темп, поставить цель догнать кого-нибудь. В такт шагам напрягать и расслаблять мышцы рук, спины, живота: 4 ша­га – напряжение, 6-10 – расслабление.

Г. Замедление ходьбы.


Если вы устали, но вам предстоит еще сложная работа, или же произошло событие, которое выбило вас из колеи, и вы теряете контроль над событиями, рекомендуем сделать паузу для психорегуляции:


1-й этап (10-15 сек). Физические упражнения на растяжение мышц и на напряжение-расслабление наиболее подходящих и не занятых в работе мышц.


2-й этап (2,5 мин). Расслабление мышц, но без дремотного состояния, с использованием следующих словесных формул, которые произносятся «про себя» на фазе вдоха:


  1. Я расслабляюсь и успокаиваюсь.

  2. Мои руки расслаблены и теплеют.

  3. Мои руки полностью расслаблены, теплы, неподвижны.

  4. Мои руки расслаблены и теплеют.

  5. Мои ноги полностью расслаблены, теплы, неподвижны.

  6. Мое туловище расслабляется.

  7. Мое туловище полностью расслаблено, отдыхает. Хороший, приятный отдых.

  8. Состояние приятного отдыха, покоя, расслабления.

  9. Идет максимальный процесс восстановления.

  10. Каждая клетка мышц, нервов, мозга отдыхает и восстанавливается.

  11. Весь организм хорошо отдохнул, восстановился.

  12. Исчезла усталость и тревога. Я готов действовать.


3-й этап (2 мин). Мысленное представление наиболее значимых элементов в предстоящей работе.


4-й этап (10-15 сек). Выполнение наиболее значимых действий или произнесение самых основных аргументов.


Достаточно часто человеку приходится испытывать состояние отсутствия или пониженной мотивации в деятельности. Это состояние более характерно для наемных работников, чем для руководителя или других ответственных лиц, поскольку оно возникает в ситуациях, в которых деятельность не имеет внутреннего побуждающего мотива, а цель работы привносится извне в форме некоего принуждения. При этом работник обеспечен всеми необходимыми средствами деятельности и, следуя имеющимся инструкциям, более или менее легко получает результат. Однако и в деятельности руководителя то ли организации, то ли проекта возникают условия, когда он становится безразличным к цели, ради которой совершается работа. Это может быть и столкновение с бюрократической администрацией, и необходимость по много раз переделывать отчетные документы, внося в них, на первый взгляд, несу­щественные поправки, и просто выполнение рутинной работы, без которой, увы, не может существовать никакая организа­ция.


^ По внешним признакам состояние снижения мотивация легко спутать с утомлением.


Для него также характерно ухудшение количественных и качественных показателей ре­зультативности: уменьшается скорость работы, увеличивается число ошибок – главным образом за счет невнимательности. Развиваются субъективные ощущения недомогания, усталости, хотя никаких особых физических затрат человек не производит.


^ Несмотря на внешнее сходство с утомлением, снижение мотивации отличается от него причинами возникновения и психофизиологическими проявлениями. Поэтому меры профилактики данного состояния принципиально отличаются от профилактики утомления. Если при утомлении человек нуждается в отдыхе, то при падении мотивации он, напротив, нуждается в активности. Часто эта активность заключается в поиске новых или особых смыслов деятельности. Смыслообразующая функция – одна из глубинных характеристик личности, ее трудно изменить за короткий промежу­ток времени.


^ Пути решения проблемы. Если снижение мотивации наблюдается у ваших подчиненных, вы должны привнести смысл в их деятельность, найти способы стимулирования работы, больше опираться на личную заинтересованность каждого. Простые призывы, принуждение и наказание неэффективны в борьбе с данным негативным состоянием. Оно развивается вследствие однообразной или неинтересной работы, частого повторения стереотипных действий. Работник оказывается отделенным и от действительных целей своего труда, и от его результатов.


^ Состояние эмоционального стресса человек испытывает практически только в особых, экстремальных ситуациях деятельности. Сущность эмоционального стресса заключается в том, что цели деятельности сформулированы человеком и безусловно им приняты, но он лишен средств получения результатов, и развитие событий практически не зависит от человека. Беспомощность человека, кажущаяся ему неотвратимость неудачи катастрофических размеров усиливают внешние проявления стресса.


Представления о стрессе как о неспецифической приспособительной реакции на воздействие экстремального фактора были экспериментально разработаны выдающимся физиологом Г. Селье.


Эта реакция, независимо от характера экстремального фактора, проявляется в точной мобилизации защитных сил организма для того, чтобы правильно отреагировать на непосредственную трудность или найти приемлемый способ ее преодоления. До тех пор, пока этот способ не найден, организм работает в режиме сверхзатрат. Но поскольку резервы человека ограничены, то частые или продолжительные стрессовые переживания могут привести к развитию целого ряда заболеваний и деформации личностных качеств человека.


Причина стресса может представлять угрозу как биологической цельности организма, так и психологическому статусу человека. На этом основании выделяют две группы стрессовых состояний: физиологический и психологический стресс.


^ Физиологический стресс вызывают физические воздействия: это могут быть разного рода препятствия, а также сильные звуки, интенсивное освещение, повышенная температура воздуха, вибрация и т. д. Подготовка людей к противодействию таким стрессорам заключается в умении пользоваться защитными средствами, специальной тренировке в нагрузочных режимах работы, а также совершенствовании способов безопасности труда.


В психологическом стрессе экстремальность ситуации задается отношением человека к создавшемуся положению и оценкой его сложности. Неожиданное изменение задания, отсутствие необходимой тренировки и навыка работы, дефицит времени, высокая значимость работы, а также личная ответственность за успех порученного дела – вот типичные ситуации возникновения психологического стресса.


Для разных людей характерны различные типы поведения в трудных ситуациях – у одних преобладает тормозная, у других импульсивная формы реагирования.


Как уже упоминалось, причинами возникновения стресса являются недостаточность средств выполнения деятельности и сомнительность достижения желаемого результата.


Поэтому профилактика данного состояния заключается в реорганизации объективного содержания деятельности. Новизна ситуации, необходимость поиска нетривиального решения в трудной задаче, повышенная значимость или ответственность деятельности теряют стрессовый характер, если человек владеет сформированными способами преодоления сложностей. Необходимыми навыками поведения в усложненных усло­виях являются умения целесообразно распределять имеющиеся временные ресурсы и строить четкую программу действий.


Однако полное устранение объективных причин, приведших к развитию эмоционального стресса, далеко не всегда возможно, поэтому рекомендуется формировать у самого человека навыки регуляции и управления собственным состоянием. Практически в любой многовековой культуре вырабатывались системы приемов и средств, позволяющих спра­виться с трудностями за счет нормализации и активизации своего состояния. К числу наиболее распространенных среди них относится методика нервно-мышечной релаксации, кото­рая служит для профилактики нервно-психических срывов и хронического утомления. Она основана на контрастном чере­довании сильного сокращения с последующим полным рас­слаблением определенной мышечной группы.


^ Состояние тревожности также достаточно часто сопровождает нашу жизнедеятельность. Связано это с тем, что зачастую невозможно регламентиро­вать служебные обязанности, отношения и производственные процессы так, чтобы полностью исключить элемент неопре­деленности. Тревожность вызывается ожиданием неблаго­приятных результатов из-за того, что цели деятельности сформулированы нечетко, средств для разрешения сложной быстро меняющейся ситуации может быть недостаточно. Субъ­ективно это состояние сопровождается беспокойством, дискомфортом, ожиданием худшего или неопределенного. Особенно часто состояние тревожности испытывают люди, склонные любые жизненные ситуации рассматривать как ситуа­ции оценки их личностных качеств или компетентности. За­висимость от оценок других людей формирует устойчивое свойство личности – тревожность.


Состояние тревожности является ситуативным и зависит от склонности к негативному прогнозу собственной деятель­ности. Надо отметить, что прогностические способности от­носятся к числу высших интеллектуальных способностей. Од­нако в некоторых случаях они оказывают плохую услугу: человек начинает предполагать, что все возможные беды или случайности произойдут именно с ним. В этом случае реко­мендуется помнить поговорку: «Двум смертям не бывать, одной – не миновать». Даже если и возможны неудачи, каж­дая из них будет происходить в свое время и справляться с ними придется по очереди, а не со всеми сразу, как пред­ставляется растревоженному воображению. Поэтому исполь­зуйте свои прогностические способности на то, чтобы проду­мать и предвосхитить возможные способы выхода из небла­гоприятной ситуации, а не на то, чтобы эти ситуации при­думывать.


Полезно также оценить вероятность возможных исходов. Например, если вы тревожитесь, что угонят вашу машину, оставленную в лесу во время прогулки за грибами, то оцените, насколько велика вероятность того, что именно в этом месте и в это время окажется профессиональный угонщик машины со всем необходимым оборудованием.


Однако бывают такие ситуации, когда состояние тревож­ности почти неизбежно, например, визит к зубному врачу или сдача отчета. В этом случае тревожность может быть снята небольшими физическими нагрузками (даже простое прохаживание по коридору туда и обратно действует успокаивающе) или путем представления положительных успокаи­вающих зрительных образов. Например, вы можете пред­ставить себе голубой воздушный шарик или летний день с чистым голубым небом. Психологи давно определили, что голубой цвет способствует снятию тревоги. Улыбка и умеренный смех также способствуют успокоению. Улыбнитесь в тяжелый момент!


^ Профилактика неблагоприятных состояний заключается в улучшение или исправлении конкретных параметров деятельности или изменении отношения к ним.

Прекрасные рекомендации по преодолению тревожности приведены в книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» известного психолога и писателя Дейла Карнеги. Полезно выписать их для себя на лист бумаги и повесить на стену на самом видном месте и регулярно перечитывать. Вы будете чувствовать себя намного уверенней и спокойней в любой ситуации, а также сведёте к минимуму необдуманные шаги. Вы можете сделать также буклеты с этой информацией и раздать их сотрудникам, а также обсудить на общем собрании или пригласить специалиста-психолога, психотерапевта.


^ Основные факты, которые следует знать о беспокойстве

Правило 1:

Если вы хотите избежать беспокойства, делайте то, что советовал Уильям Ослер – «^ Живите в «отсеке» сегодняшнего дня». Не тревожьтесь о будущем. Живите спокойно до отхода ко сну.


Правило 2:

Если Беда крадётся за вами и загоняет в угол, применяйте формулу:


А) Спросите себя: «Что может быть самым худшим, если я не смогу решить свою проблему?»

Б) Мысленно подготовьте себя к принятию самого худшего – в случае необходимости.

В) Попытайтесь спокойно продумать меры улучшения ситуации, с которой вы мысленно примирились как с неизбежностью.


Правило 3:

Полните о невосполнимом вреде, который беспокойство наносит вашему здоровью.


Основные методы анализа беспокойства


Правило 1:

Соберите факты. Помните: «Половина беспокойства в мире вызвана людьми, пытающимися принимать решения до того, как они получат достаточную информацию, обусловливающую эти решения».


Правило 2:

После тщательного анализа фактов примите решение.


Правило 3:

Когда решение принято, приступайте к действиям! Займитесь осуществлением своего решения и отбросьте всё беспокойство по поводу результата.


Правило 4:

Когда вы склонны беспокоиться по поводу какой-то проблемы, запишите следующие вопросы и ответы на них:


А) В чём заключается проблема?

Б) Чем вызвана проблема?

В) Каковы возможные решения?

Г) Какое решение самое лучшее?


Как одолеть привычку беспокоиться, прежде, чем она одолеет вас


Правило 1:

Чтобы вытеснить беспокойство из своей жизни, будьте постоянно заняты. Загруженность деятельностью – одно из лучших лекарств, созданных когда-либо для изгнания духа уныния.


Правило 2:

Не расстраивайтесь из-за пустяков. Не позволяйте пустякам – в жизни они всего лишь муравьи – разрушать ваше счастье.


Правило 3:

Спрашивайте себя: «Какова вероятность того, что это событие вообще произойдёт?»


Правило 4:

Считайтесь с неизбежным. Если вы знаете, что не в ваших силах изменить или исправить какое-либо обстоятельство, скажите себе: «Это так, это не может быть иначе».


Правило 5:

Установите «ограничитель» на ваши беспокойства. Решите для себя, какого беспокойства заслуживает то или иное событие, – и не беспокойтесь больше этого.


Правило 6:

Пусть прошлое хоронит своих мертвецов. Не пилите опилки.


Семь правил выработки такого умонастроения, которое принесёт вам

душевное спокойствие и счастье


Правило 1:

Заполните свой ум мыслями о спокойствии, мужестве, здоровье и надежде, ведь «наша жизнь – это то, что мы думаем о ней».

Правило 2:

Никогда не пытайтесь свести счёты с вашими врагами, потому что этим вы принесёте себе гораздо больше вреда, чем им. Никогда не думайте ни минуты о людях, которых вы не любите.


Правило 3:

А) Вместо того, чтобы переживать из-за неблагодарности, будьте к ней готовы. Помните, что Иисус излечил 10 прокажённых за один день – и только один из них поблагодарил его. Почему вы ожидаете большей благодарности, чем получил Христос?

Б) Помните, что единственный способ обрести счастье – это не ожидать благодарности, а совершать благодеяния ради радости, получаемой от этого.

В) Помните, что благодарность – это такая черта характера, которая является результатом воспитания; поэтому, если вы хотите, чтобы ваши дети были благодарными, учите их этому.


Правило 4:

Ведите счёт своим удачам, а не своим неприятностям!


Правило 5:

Не подражайте другим. Найдите себя и оставайтесь собой, ведь «зависть – это невежество», а «подражание – самоубийство».


Правило 6:

Когда судьба вручает вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад.


Правило 7:

Забывайте о своих собственных неприятностях, пытаясь дать немного счастья другим. «Делая добро другим, вы, в первую очередь, помогаете себе».


Существует также прекрасная «^ ПРОГРАММА НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ», которая может помочь вам и вашим сотрудникам более спокойно принимать события текущего дня и не впадать постоянно в состояние тревожности. Её вы также можете сделать в виде буклетов для сотрудников.


^ ХОТЯ БЫ СЕГОДНЯ


  1. ХОТЯ БЫ СЕГОДНЯ я постараюсь прожить сегодняшним днем, не пытаясь решить все проблемы в моей жизни сразу. Если я представлю, что мне придется заниматься этим до конца своей жизни, в этот момент я могу совершить что-нибудь ужасное.

  2. ХОТЯ БЫ СЕГОДНЯ я постараюсь быть счастливым, понимая, что мое счастье не зависит от того, что скажут или сделают другие, или от того, что происходит вокруг меня. Ощущение счастья возникает, когда Вы находитесь в мире с собой.

  3. ХОТЯ БЫ СЕГОДНЯ я постараюсь притерпеться к тому, что есть, – и не буду стремиться, чтобы все вокруг соответствовало моим желаниям. Я приму мою семью, моих друзей, мою работу, условия, в которых я живу, такими, какие они есть.

  4. ХОТЯ БЫ СЕГОДНЯ я позабочусь о моем физическом здоровье. Я буду упражнять мой ум. Я прочту что-нибудь для души.

  5. ХОТЯ БЫ СЕГОДНЯ я сделаю кому-нибудь добро и не буду выставлять это напоказ. Если даже о моем поступке никто не узнает, это не имеет значения. Я сделаю, по крайней мере, одну вещь, которую мне не хочется делать, и я каким-нибудь, хоть самым незначительным способом, проявлю свою любовь к ближнему.

  6. ХОТЯ БЫ СЕГОДНЯ я постараюсь сделать все, чтобы быть добрым к тому, кого я встречу. Я буду выглядеть хорошо, насколько это в моих силах; одеваться прилично; разговаривать спокойно, вести себя вежливо, никого не критиковать, ни в чем не искать ошибки и не пытаться улучшить или исправить никого, кроме себя самого.

  7. ХОТЯ БЫ СЕГОДНЯ у меня будет программа действий. Возможно, я не смогу следовать ей в точности, но она у меня будет. Я спасу себя от двух бичей – торопливости и нерешительности.

  8. ХОТЯ БЫ СЕГОДНЯ я перестану говорить: «Если бы только у меня было время…». Я никогда не буду находить время «для чего-нибудь». Если оно мне нужно, я должен его взять.

  9. ХОТЯ БЫ СЕГОДНЯ я уделю время спокойной медитации, во время которой буду думать о Боге, как я его понимаю, о себе и о своих ближних. Я расслаблюсь и буду искать истину.

  10. ХОТЯ БЫ СЕГОДНЯ я не буду бояться. Особенно я не буду бояться быть счастливым, радоваться всему хорошему, всему прекрасному, всему полному любви в этой жизни.

  11. ХОТЯ БЫ СЕГОДНЯ я приму себя таким, какой я есть, и буду жить настолько хорошо, насколько это в моих силах.

  12. ХОТЯ БЫ СЕГОДНЯ я постараюсь поверить, что могу достойно прожить один этот день.



^ ВЫБОР ЗА МНОЙ!


Также очень эффективны упражнения с глубоким дыханием и упражнения на мышечную релаксацию.

razdel-1-osnovnie-ponyatiya-i-metodi-teorii-informatiki-i-kodirovaniya-signali-dannie-informaciya-obshaya-harakt.html
razdel-1-osnovnie-ponyatiya-teorii-veroyatnostej-spisok-profilej-napravleniya-podgotovki-bakalavra.html
razdel-1-osnovnie-sredstva-instrukci-ya-po-buhgalterskomu-uchetu-v-uchrezhdeniyah-sostoyashih-na-byudzhete-organizaciya.html
razdel-1-osvoenie-tipovogo-zvukotehnicheskogo-oborudovaniya-razdel-2.html
razdel-1-pedagogika-refleksii-programma-kandidatskogo-ekzamena-po-specialnosti-13-00-01-obshaya-pedagogika.html
razdel-1-podgotovka-territorii-stroitelstva-tehnicheskie-specifikacii-razrabotani-na-osnove-dejstvuyushih-normativnih.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tehnologiya-vozdelivaniya-kukuruzi.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchyot-po-discipline-bazi-dannih-tema.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-marketing.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-14-ne-izbegnesh-ti-doli-krovavoj.html
  • write.bystrickaya.ru/feniks-stranica-16.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogo-vnutrennyaya-otdelka-tehnicheskoe-zadanie-razdel-1-obshie-trebovaniya-predmet-konkursa-nachalnaya-maksimalnaya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rasskaz-dela-semejnie-stranica-3.html
  • write.bystrickaya.ru/evropejskata-politika-za-ssedstvo-i-stranite-ot-iztochna-evropa-i-yuzhen-kavkaz.html
  • education.bystrickaya.ru/2-sazajcev-pervij-direktor-yalchikskoj-srednej-shkoli-chernov-p-n-istoriya-yalchikskoj-srednej-obsheobrazovatelnoj.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-33-regionalnie-organizacii-po-metrologii-krilova-g-d-k85-osnovi-standartizacii-sertifikacii-metrologii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-gorodskih-lichno-komandnih-sorevnovanij-po-voenno-prikladnomu-mnogoboryu-yunij-zashitnik-otechestva-v-ramkah-gorodskih-kompleksnih-sorevnovanij-po-yunarmejskomu-mnogoboryu-celi-i-zadachi.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-6-finansovij-kontrol-i-audit-v-byudzhetnoj-sfere-2-osnovi-professionalnoj-etiki-buhgaltera-123-tema-obshie.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-1-a1-programma-po-literature.html
  • pisat.bystrickaya.ru/test-11-klass-oushilarina-aralan-metobolizm-aj-tlden-alinan.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yolochka-izumrudnaya-igolochka-dlya-srednej-shkoli.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-universalnie-mehanizmi-kulturi-dlya-napravleniya-080100-62-ekonomika-podgotovki-bakalavra-dlya-specialnosti-080105-65-finansi-i-kredit-podgotovki-specialista-avtor-dobrohotov-aleksandr-lvovich.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-1-v-v-e-d-e-n-i-e-uchebnoe-posobie-kemerovo-2004-udk-637-5.html
  • abstract.bystrickaya.ru/32kreditnie-chasi-upravlenie-uchebnim-processom-v-vuze-v-usloviyah-perehoda-na-mezhdunarodnie-standarti-visshego-obrazovaniya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/krizis-vnimaniya.html
  • student.bystrickaya.ru/24-sentyabrya-1990-httpwww-versiasovsek-rumaterial-php4017.html
  • testyi.bystrickaya.ru/bakalavri-programma-universiteti-rossii.html
  • student.bystrickaya.ru/1obshie-svedeniya-razrabotka-i-vnedrenie-tehnologii-kompleksnoj-avtomatizirovannoj-sistemi-upravleniya-passazhirskimi.html
  • holiday.bystrickaya.ru/multimedijnaya-podderzhka-obrazovatelnogo-processa-v-9-11-klassah-kak-sredstvo-formirovaniya-informacionno-kommunikativnoj-kompetencii-uchashihsya-slobozhanina-e-a-uchitel-anglijskogo-yazika.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochie-gruppi-nasilstvennie-ili-nedobrovolnie-zaderzhaniya-rukovodstvo-po-celyam-i-zadacham-sistemi-pravozashitnih.html
  • school.bystrickaya.ru/52-skazka-o-pune-i-pavane-kniga-predstavlyaet-soboj-sbornik-dialogov-mezhdu-ogromnim-kolichestvom-mudrecov-sobravshihsya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-vipolneniyu-kursovoj-raboti-dlya-studentov-specialnosti-080109-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osobennosti-iskusstvennih-sputnikov-zemli-na-primere-sputnikovih-sistem-svyazi-chast-2.html
  • control.bystrickaya.ru/episkop-vasilii-krivosheie.html
  • student.bystrickaya.ru/112-rezultati-ispolneniya-v-2010-godu-gosudarstvennoj-funkcii-po-kontrolyu-za-rashodovaniem-subvencij-upravleniem-roszdravnadzora-po-karachaevo-cherkesskoj-respublike.html
  • lecture.bystrickaya.ru/arhitekturnoe-formirovanie-nauchno-proizvodstvennih-zdanij-innovacionnogo-napravleniya.html
  • report.bystrickaya.ru/i-v-krilov-rukovoditel-izdatelskogo-proekta-kand-sociol-nauk-stranica-7.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizaciya-i-provedenie-prakticheskoj-chasti-ekzamena-po-informatike-i-ikt-v-ramkah-gia-vipusknikov-9-klassov-ou-zabajkalskogo-kraya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-frazeologii-radioobmena-pri-vipolnenii-poletov-i-obsluzhivanii-vozdushnogo-dvizheniya-glava-obshie-polozheniya-stranica-6.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-uroka-dobro-i-zlo-rabochaya-programma-kursa-osnovi-religioznih-kultur-i-svetskoj-etiki-modul-svetskaya-etika.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-konferenciya-po-inzhenernomu-obrazovaniyu-i-issledovaniyam-v-chehii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.