.RU

Рабочая программа по курсу "Функциональное программирование" Специальность





Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра ЮНЕСКО по Новым информационным технологиям


«Утверждаю»

Декан математического факультета


________________ Н.Н. Данилов

« » 20 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по курсу "Функциональное программирование"

Специальность: 351500.65 «Математическое обеспечение и администрирование
информационных систем», ДС.Ф.02

Факультет: Математический


Курс: III




Семестр: 5










Лекции: 18

Зачет: 5 семестр

практические занятия:




лабораторные занятия: 18




КСР: 2




самостоятельные занятия: 73




Всего часов: 111




Составитель: ^ Григорьева И.В.






Кемерово, 2008




Рабочая программа дисциплины федерального компонента цикла ДС.Ф.02 «Функциональное программирование» составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности 010503 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», утвержденном 10 марта 2000 г., № 72 мжд/ СП.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

Протокол №_____от «_____»_________200__г.

Зав.кафедрой ____________________________ К.Е. Афанасьев


Одобрено методической комиссией

Протокол №_____от «_____»_________200__г.

Председатель ____________________________


^ 1.Пояснительная записка

Рабочая программа полностью соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования второго поколения по специальности 010503 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем».


^ Актуальность и значимость дисциплины. Дисциплина входит в цикл дисциплин специальности и относиться к группе дисциплин направленных на развитие программистского мышления и навыков программирования. В рамках данной дисциплины изучаются рекурсивные алгоритмы, а также формируются навыки работы с декларативными и функциональными языками программирования.


^ Цель и задачи изучения дисциплины. Главная цель преподавания курса - формирование представление о функциональном программировании и освоение функционального языка программирования Common Lisp.

Объектами изучения в данной дисциплине являются: принципы функционального программирования, основы языка Common Lisp, рекурсивные функции.

Основными задачами изучения дисциплины являются:


^ Место дисциплины в профессиональной подготовке специалистов. Курс занимает особое место в учебном плане, так как входит в список дисциплин, призванных научить студентов программированию и развить программистское мышление. Курс рассчитан на студентов-математиков, имеющих подготовку по математике и информатике в объеме программы средней школы. В течение преподавания курса предполагается, что студенты знакомы с основными понятиями теории функций, комбинаторики, логики, информатики, которые читаются на факультете перед изучением данной дисциплины.


^ Требования ГОС ВПО к обязательному минимуму содержания дисциплины.

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего

часов

ДС

дисциплины СПЕЦИАЛЬНОСТИ




ДС.Ф.00

Федеральный компонент




ОПД.Ф.05
^ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Программирование с помощью функций и процедур; рекурсивные функции и лямбда-исчисление А.Черча; программирование в функциональных обозначениях; функциональные языки; строго функциональный язык: элементарные понятия; приемы программирования; представление и интерпретация функциональных программ; соответствие между функциональными и императивными программами; применения функционального программирования.





^ Структура учебной дисциплины. Дисциплину можно условно разделить на два раздела. Первый раздел посвящен изучению основ функционального программирования на примере языка Lisp, к этому разделу относятся темы: введение в функциональное программирование; элементарный Лисп; основные понятия: программа, функция, выражение; формы рекурсии, функционалы. Во втором разделе рассматривается решение различных задач на Lisp: универсальная функция, абстрактная Лисп-машина, построение экспертной системы на Лиспе, компилятор с Лиспа.


^ Особенности изучения дисциплины. Особенность курса состоит в том, что он ориентирован на значительную самостоятельную работу студентов. Лабораторные занятия относятся к темам, относящимся к первому разделу курса. Материал второго раздела разбирается на лекциях, но реализация программ, которые представляются на лекциях, выполняется студентами самостоятельно в рамках семестровых работ.


^ Форма организации занятий по дисциплине. По дисциплине читаются лекции в течение одного семестра по одному часу в неделю. В течение одного семестра лабораторные занятия в объеме одного часа в неделю в компьютерном классе. Кроме того, студенту предлагается выполнить семестровое задание в рамках самостоятельной работы. Один раз в семестре проводится коллоквиум по дисциплине, состоящий из теоретической части и двух практических заданий. Также один раз в семестре проводится контрольная работа.


^ Требования к уровню усвоения содержания материала. В результате изучения курса студенты должны усвоить основные теоретические и практические вопросы, определенные содержанием дисциплины, научиться пользоваться полученными знаниями для решения прикладных задач.


^ Виды контроля знаний и их отчетности. По разделам основной части курса предусмотрены самостоятельные задания, семестровые задания, для выполнения которых требуются элементы исследовательской работы, контрольная работа и коллоквиум. По итогам изучения курса предусмотрен зачет.


Критерии оценки знаний студентов. Для получения зачета необходимо:


^ 2.Тематический план



Название и содержание разделов, тем, модулей

^ Объем часов

Формы контроля

Общий

Аудиторная работа

Самостоятельная работа (в часах)

лекции

практические

1

2

3

4

5

6

7

^ Очная форма обучения



Введение в функциональное программирование

2

2

0









Элементарный Лисп

8

2

2

6

Самостоятельные задания



Основные понятия: программа, функция, выражение

12

2

6

4

Самостоятельные задания



Формы рекурсии

22

2

8

12

Семестровая работа



Универсальная функция

14

2

0

12

Семестровая работа



Функционалы

8

2

2

4

Самостоятельные задания



Абстрактная Лисп-машина

14

2

0

12

Семестровая работа



Построение экспертной системы на Лиспе. Игра Дарвин.

14

2

0

12

Семестровая работа



Компилятор с Лиспа.

14

2

0

12

Семестровая работа




Итого:

108

18

18

73







  1. Содержание дисциплины

^ 3.1 Содержание теоретического курса

1. Введение в функциональное программирование. Классификация языков программирования. Общее представление о ФП и его применении. Математические основы функционального программирования – лямбда-исчисление Черча. История создания и развития Лиспа. Базис Лиспа. Особенности Лиспа.


^ 2. Элементарный Лисп. Базовые средства символьной обработки данных. Структуры данных: атомы и списки. Списочные ячейки. Понятие точечной пары и S-выражения. Соответствие между списочной и точечной нотациями. Базовые функции работы со списками.


^ 3. Основные понятия: программа, функция, выражение. Определение функций. Композиция функций. Рекурсивные функции: определение и исполнение. Введение в теорию рекурсивных функций. Простая рекурсия. Рекурсивные функции работы со списками.


^ 4. Формы рекурсии. Классификация форм рекурсии. Параллельное ветвление рекурсии. Взаимная рекурсия. Программирование вложенных циклов. Рекурсия более высокого порядка.


^ 5. Универсальная функция. Общий подход к обработке символьных выражений и представлению программ. Формулы Бекуса-Наура. Общий метод обработки S-выражений. Определение набора вспомогательных функций. Определение функции интерпретатора.


6. Функционалы. Основы композиции функций. Применяющие функционалы: автоаппликативные и авторепликативные функции. Встроенные функционалы. Примеры функционалов. Безымянные функции.


^ 7. Абстрактная Лисп-машина. Машина SECD – организация регистров. Система команд. Примеры. Арифметические операции. Доступ к контексту. Ввод. Ветвление.


8. Построение экспертной системы на Лиспе. Игра Дарвин. Понятие экспертной системы. Структура экспертной системы. Представление знаний. Машина вывода. Правила вывода базы знаний. Стратегия обратного вывода. Работа системы Дарвин. Главная программа Дарвин. Примеры запросов.


^ 9. Компилятор с Лиспа. Чистый результат правильного выражения. Компиляция. Венский метод. Операционная семантика. Реализация компилятора с Лиспа на Лиспе.


^ 3.2 Содержание лабораторных занятий

  1. Базовые функции.

  2. Имя и значение символа.

  3. Определение функций.

  4. Передача параметров и область их действия.

  5. Вычисления в Лиспе.

  6. Внутреннее представление списков.

  7. Свойства атомов.

  8. Основы рекурсии.

  9. Другие формы рекурсии.

  10. Функционалы.




№ п/п

Тема занятия

Задания

В аудитории

Дома

1.

Базовые функции.

1-5 [п.1]

6-10 [п.1]




2

Имя и значение символа.

1,2 [п.2]

3 [п.2]




3

Определение функций.

1-3 [п.3]

4 [п.3]




4

Передача параметров и область их действия.

1-3 [п.4]

4 [п.4]




5

Вычисления в Лиспе.

1-5 [п.5]

6-8 [п.5]




6

Внутреннее представление списков.

1-2 [п.6]

3-4 [п.6]




7

Свойства атомов.

1-3 [п.7]

4, 5 [п.7]




8

Основы рекурсии.

1-5 [п.8]

6-14 [п.8]




9

Другие формы рекурсии.

1-6 [п.9(1)]

1-3 [п.9(2)]

7-12 [п.9(1)]

4-6 [п.9(2)]




10

Функционалы

1-2 [п.10]

3-4 [п.10]





^ 3.3 Семестровая работа, ее характеристика

Семестровая работа состоит из двух частей, первая часть направлена на реализацию компилятора с Лиспа или универсальной функции. Вторая часть предусматривает реализацию абстрактной Лисп машины или игровой экспертной системы на Лиспе. Семестровая работа направлена на освоение функционального подхода к программированию и предусматривает реализацию двух достаточно объемных задач на Лиспе.

  1. ^ Учебно-методические материалы по дисциплине

Электронные конспекты лекций, электронные лабораторные практикумы в формате MS PowerPoint.
Основная литература
1. Городняя Л.В. Основы функционального программирования [Электронный ресурс]/ Л.В. Городняя – Интернет-университет информационных технологий (http://www.intuit.ru/department/pl/funcpl/).

2. Э. Хювенен, И. Сеппянен Мир Лиспа [Текст]/ Хювенен Э., Сеппянен И. - М.: Мир, 1980, 2 тома.

^ Дополнительная литература
3. Городняя Л.В., Березин Н.А. Введение в программирование на Лиспе [Электронный ресурс]/ Л.В. Городняя, Н.А. Березин - – Интернет-университет информационных технологий (http://www.intuit.ru/department/pl/lisp/).

4. Хендерсон П. Функциональное программирование. Применение и реализация [Текст]/ П. Хендерсон—М.: Мир, 1983—349 с.

5. Джексон П. Введение в экспертные системы [Текст]/ П.Джексон – М.: Вильямс, 2001.- 624 с.

6. Непейвода Н.Н. Стили и методы программирования [Текст]/ Н.Н.Непейвода - М.: Изд-во "Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру", 2005. - 320 с.

7. Рассел С., Норвиг П. Искусственный интеллект: современный подход [Текст]/ С.Рассел - М: Издательский дом "Вильямс", 2007. – 1408 c.


Список основной учебной литературы

Сведения об учебниках

Количество экземпляров в библиотеке на момент утверждения программы

Наименование,гриф

Автор

Год издания

Основы функционального программирования

Городняя Л.В.

2002

электронный ресурс www.intuit.ru

Мир Лиспа

Хювенен Э.,
Сеппянен И.




2



  1. ^ Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля

Контрольная работа

  1. Запишите последовательность вызовов CAR и CDR, выделяющие из приведенного ниже списка символ «цель». Упростите эти вызовы с помощью функций С…R.

((1)(цель 2)(3 (4)))

  1. Определите функцию УМНОЖЬ, умножающую элементы списка на данное число:

(добавь ‘(2 7 3) 3) (6 21 9)

  1. Нарисуйте следующие списки при помощи списочных ячеек и стрелок:

(a (b (e) d))

  1. Определите функции, преобразующие список (а b с) к виду (а (b (с))) и наоборот.

  2. Определите предикат НЕПЕРЕСЕКАЮЩИЕСЯ, проверяющий, что два множества не пересекаются, т.е. у них нет общих элементов.



^ 5.4 Вопросы к коллоквиуму

  1. Символы, числа, логические значение T и NIL, константы и переменные, атомы.

  2. Функции CAR, CDR и CONS, связь между ними.

  3. Элементарные предикаты: ATOM, NILL и группа предикатов, проверяющих тождество объектов ( чисел, атомов, списков).

  4. Значение константы и символа. Псевдофункции связывания символа.

  5. Вызов интерпретатора, основной цикл интерпретатора.

  6. Лямбда-выражение, лямбда-вызов, лямбда-преобразование.

  7. Форма DEFUN. Вычисление аргументов.

  8. Передача параметров по значению. Типы переменных: свободные, динамические и статические.

  9. Программа, формы и функции, типы форм.

  10. Создание локальных связей, последовательные вычисления, разветвление вычислений.

  11. Списочные ячейки и указатели, представление списков.

  12. Точечная пара, варианты точечной и списочной записей.

  13. Внутренне представление списков. Списочные ячейки.

  14. Свойства символа, имя и значение символа.

  15. Определение рекурсии, примеры примитивно-рекурсивных и общерекурсивных функций.

  16. Простая рекурсия, примеры простой рекурсии.

  17. Параллельное ветвление рекурсии.

  18. Взаимная рекурсия.

  19. Рекурсия более высокого порядка.

  20. Функции более высокого порядка.

  21. Построение функции интерпретатора.

  22. Функционалы. Понятие. Группы функционалов. Примеры использования.

  23. Построение абстрактной элементарной Лисп-машины.

  24. Понятие экспертной системы.

  25. Архитектура экспертной системы.

  26. Игра Дарвин на Лиспе, принципы построения.



referat-celyu.html
referat-cikla-rabot-v-g-goldort-d-v-ledovskih-n-n-rubcova-v-a-reshetov-e-b-hvorostov.html
referat-dannaya-rabota-soderzhit-23-stranici-1-tablicu.html
referat-delovoj-etiket.html
referat-diplom-vklyuchaet-v-sebya-114-stranic-teksta-30-risunkov-12-tablic-i-22-lista-prilozheniya-stranica-2.html
referat-diplomnaya-rabota-167-s-53-illyustracii-22-tablici-23-istochnika-5-prilozhenij.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vntitov-veshevoj-rinok-dejstvuyushie-lica-i-normi-ih-vzaimootnoshenij-shtrihi-k-portretu.html
  • lesson.bystrickaya.ru/slovo-o-kreste-osnova-edinstva-cerkvi-kommentarij-na-pervoe-poslanie-k-korinfyanam.html
  • school.bystrickaya.ru/izbiratelnoe-pravo-v-rossii-ego-razvitie.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-04-avgusta-2009-g-murmansk-414-p-po-peremennomu-sostavu-ochnoj.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nalogovaya-sistema-chast-8.html
  • desk.bystrickaya.ru/peremeni-est-horoshie-peremeni-mozhno-skazat-dvizhenie-pereshlo-na-novij-uroven-ponimaniya-vistroilo-novuyu-sistemu-cennostej-sposobno-sdelat-sleduyushij-shag.html
  • report.bystrickaya.ru/i-38-k-marutam-rigveda.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mazepa-ivan-stepanovich-mazepa-kaledinskij-spravochnoe-posobie-rassmotreno-i-utverzhdeno-na-zasedanii-kafedri-filosofskih.html
  • essay.bystrickaya.ru/deyatelnosti.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-po-himii-kislorod-svojstva-poluchenie-primenenie.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-tomsk-2009-bbk-73-30ya73-pechataetsya-po-resheniyu.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gosudarstvo-chistilshik-vedomosti-stepanov-dmitrij-24052005-92-str-a4-radio-14-mayak-novosti-23-05-2005-14-00-00-14.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/doklad-o-deyatelnosti-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka.html
  • college.bystrickaya.ru/222ocenka-potrebnosti-v-rabochej-sile-na-territorii-vseleniya-oblastnaya-celevaya-programma-okazanie-sodejstviya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/41pravij-gidravlicheskij-blok-nastennie-vodogrejnie-kotli.html
  • write.bystrickaya.ru/gosduma-rf-monitoring-smi-27-29-yanvarya-2007-g-stranica-21.html
  • studies.bystrickaya.ru/132-planirovanie-rezhima-raboti-pravila-tehnchna-ekspluatacya-elektrichnih-stancj-merezh.html
  • school.bystrickaya.ru/evolyuciya-visceralnogo-cherepa-pozvonochnih-chast-3.html
  • turn.bystrickaya.ru/opredelit-koordinatorom-programmi-departament-finansov-i-byudzhetnoj-politiki-oblasti-borovik-v-f-stranica-3.html
  • education.bystrickaya.ru/11-ya-iskupil-tebya-i-ya-budu-hranit-tebyabozhe-obetovanie-v-krovi-i-vode-n-a-akinina-kompyuternaya-verstka.html
  • student.bystrickaya.ru/33-neverbalnie-sposobi-obsheniya-programma-i-metodi-socialno-psihologicheskogo-issledovaniya-v-a-hashenko.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prodvizhenie-tovarovtehnika-reklami.html
  • lesson.bystrickaya.ru/metodika-rassledovaniya-vimogatelstva-chast-4.html
  • uchit.bystrickaya.ru/temi-kursovih-rabot-po-discipline-bankovskoe-delo-dlya-studentov-4-kursa-specialnosti-finansi-i-kredit-20072008-uch-god-dnevnoj-i-vechernij-fakultet.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/metodicheskie-aspekti-ispolzovaniya-testirovaniya-dlya-tekushego-kontrolya-znanij-uchashihsya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-russkoj-muziki-razrabotana-daleko-ne-polno-otsutstvie-sistematicheskoj-i-vsestoronnej-publikacii-materialov-ohvativayushih-vazhnejshie-oblasti-muzikalno-stranica-7.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zavisimost-kievskih-mitropolitov-ot-patriarha-znamenskij-rukovodstvo-po-istorii-russkoj-cerkvi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bihovenko-vs-zam-predsedatelya-federacii-profsoyuzov-rostovskoj-oblasti-uchenie-zapiski-skags.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-d-s-03-metodi-modelirovaniya-geofizicheskih-polej-zakreplena-za-kafedroj-geoinformatiki.html
  • letter.bystrickaya.ru/oblastnoj-metodicheskij-konkurs-pedagogov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-kostromskoj-oblasti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-yurisprudenciya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoriya-i-metodika-vospitaniya-specialnost-050706-65-pedagogika-i-psihologiya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/neobhodimost-etoj-knigi-stranica-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoj-literaturi-dlya-obuchayushihsya-8-b-klassa-na-2011-2012-uchebnij-god.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mobilnij-ofis-primer-perspektivnogo-tehnicheskogo-resheniya-planirovanie-i-kontrol-za-vsem-ciklom-proizvodstva.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.