.RU

Рабочая программа по дисциплине «Современный русский язык. Словообразование» для специальности 031001 «Филология»


Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра стилистики и риторики


«Утверждаю»

Декан ФФИЖ Кем ГУ

к. п. н., доцент А.В. Клишин _____________________________

«____»_________________ 2008 г.


Рабочая программа

по дисциплине «Современный русский язык. Словообразование»

для специальности 031001 «Филология»


факультет филологии и журналистики

курс 2

семестр 3 экзамен: 3 семестр

лекции 36 ч.

практические занятия 36 ч.

индивидуальная работа 1 ч.

всего 73ч.


Составитель – д.ф.н., профессор кафедры стилистики и риторики

А.Г. Антипов


Кемерово 2008


Рабочая программа составлена на основании программы дисциплины Московского государственного университета (см.: Кубрякова Е.С., Кукушкина О.В., Клобуков Е.В. Морфемика. Морфонология. Словообразование // Русский язык и его история. Программы кафедры русского языка для студентов филологических факультетов государственных университетов. М.: МГУ, 1997).


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры стилистики и риторики

Протокол №___от «__»_________2008 г.

Зав. кафедрой, проф._______Л.А. Араева


Рабочая программа одобрена методической комиссией факультета филологии и журналистики

Протокол №___от «__»_________2008 г.

Председатель методической комиссии факультета филологии и журналистики

доцент____________________И.В. Ащеулова



  1. ^ Пояснительная записка.

Курс «Современный русский язык. Словообразование» имеет особое значение для преподавания лингвистических дисциплин на филологическом факультете. Теоретические положения одного из наиболее молодых разделов русистики служат основой для формирования нового аспекта характеристики системы языка, тесно связанного своими межуровневыми связями как с явлениями уже изученных студентами языковых уровней (фонетикой и лексикой), так и с теми языковыми фактами, которые студентам еще предстоит освоить (морфологией и синтаксисом). Поэтому помимо основных задач формирования у студентов дериватологических представлений, курс словообразования играет важную пропедевтическую роль, подготавливая студентов к восприятию понятий морфологии и синтаксиса. Ведущее же направление осваиваемого на этом этапе лингвистической подготовки студентов анализами заключается в том, чтобы представить необходимый переход от рассмотрения односторонних единиц фонетики и семантики к тому их осознанию, которое приводит к пониманию значимости двусторонних, знаковых процессов, на которых основываются такие динамические тенденции языка, как деривационные. Отсюда внимание, уделяемое в курсе проблематике знака и тем уникальным функциям, которые выполняют единицы словообразования в представлении системных семиотических отношений в их динамическом функционировании. Кроме того, проблемы порождения знака рассматриваются в рамках курса с позиций нового для филологов понятия – структуры слова как «сгущенного пучка» признаков единиц системы и их парадигматических отношений, т.е. с точки зрения структурной выстроенности иерархических связей, обусловливающих процесс формирования системы систем. Разноаспектность подачи данного понятия обусловливает внимание к терминосистемам по меньшей мере трех самостоятельных дисциплин – морфемики, морфонологии и семантического словообразования. Изучение этих терминосистем в курсе словообразования преследует цель представить различные уровни системной мотивированности структуры слова и степени их актуальности в процессах деривации. Предлагаемое содержание вузовской дисциплины учитывает современный научный уровень развития словообразования. В частности, наряду с традиционными структурными линиями интерпретации деривационных процессов, используются новейшие, когнитивные методики ономасиологического, пропозиционального и концептуального анализа, необходимые для формирования исследовательской культуры студента.

^ Задачи изучения дисциплины:

  1. совершенствовать навыки лингвистического анализа языковых знаков на основе осмысления теоретических вопросов их системной мотивированности;

  2. выработать умение оценивать динамические явления функционирования словообразовательной системы языка с позиций актуальных направлений дериватологии;

  3. сформировать навыки морфемного, морфонологического и словообразовательного анализа.

^ 2. Тематическое планирование.

Тематический план

Темы

Объем часов

Лекций

Практических

Используемые наглядные методические пособия

СРС

Формы контроля

1. Основы теории дериватологии

14

8

2




4

Микрозачет

(сентябрь)

2. Семиотические
признаки производного слова

14

6

4




4

Микрозачет

(сентябрь)

3. Словообразовательная морфемика и
морфонология

23

10

8

Раздаточный

материал

5

Контрольная работа

(октябрь)

4. Словообразовательная мотивация и
производность

39

12

22

Раздаточный

материал

5

Контрольная работа

(ноябрь-декабрь)



^ 3. Основные знания, умения и навыки, которые должен приобрести студент, изучающий этот курс.


Содержание дисциплины

Лекционные занятия

1-2. Словообразование как особый раздел языкознания (4 часа).

Проблема выделения словообразования в качестве самостоятельной лингвистической дисциплины.

Типы деривационных связей в языке и их специфика на словообразовательном уровне. Феномен словообразовательной производности.

Межуровневая природа словообразования. Отражение в структуре производного слова системных связей словообразования с морфологией, лексикой и синтаксисом. Функции словообразования.

Морфологический, лексический и синтаксический аспекты словообразовательного анализа.

Соотношение исследовательских задач словообразования, морфемики и морфонологии.

^ 3. Актуальные направления дериватологических исследований (2 часа).

Теоретические аспекты исследования словообразовательной системы как отражение межуровневой природы процессов деривации: словообразование морфологическое, лексическое и синтаксическое.

Вклад словообразования в исследование фундаментального семантического противоположения лексических и грамматических значений.

Семантические вопросы словообразование и ономасиологический аспект дериватологии.

Содержание пропозиционального направления дериватологических исследований.

^ 4. Актуальные проблемы когнитивного словообразования (2 часа). Роль словообразования в формировании языковой картины мира. Соотношение ономасиологических и когнитивных задач современной дериватологии.

^ 5. Феномен языкового знака и роль единиц словообразования в представлении его мотивационной природы (2 часа).

Спор Соссюра – Бенвениста о природе языкового знака. Концепция языкового знака Пирса – Якобсона. Иконические, индексальные и символические признаки языкового знака. Понятие мотивированного знака в семиотике Гумбольдта – Потебни. Словообразование как показатель мотивированности и мотивационных отношений в системе языковых уровней. Явления словообразовательной мотивации и производности.

^ 6-7. Формально-семантические свойства производного слова (4 часа).

Структура производного слова как иерархическая организация знаковых планов выражения и содержания.

Отражение межуровневой природы словообразования в структуре производного слова. Уровни представления формально-семантических свойств производных знаков.

Морфологическая и словообразовательная структуры производного слова. Соотношение понятий членимости и производности. Единицы представления морфологической и словообразовательной структур. Морфемика и морфонология как особые уровни представления структуры производного слова.

Определение ономасиологической структуры производного слова. Понятия ономасиологического базиса, ономасиологического признака и ономасиологической связки.

Ономасиологическая структура и словообразовательное значение.

Семантическая и смысловая структуры производного слова.

^ 8-9. Словообразовательная морфемика (4 часа).

Предметная область морфемики и ее место в кругу лингвистических дисциплин, изучающих структуру слова.

Морфемная структура производного слова и единицы ее представления.

Морфема как минимальная значимая единица языка: знаковая природа и функции морфемы, ее своеобразие в системе уровневых единиц языка (дифференциальные признаки морфемы в ее соотношении с фонемой, словом, предложением).

Специфика плана выражения морфемы: возможность материально выраженных и нулевых морфем, критерии установления нулевых морфем. Свойство формального видоизменения (альтернирования) материально выраженных морфем.

Парадигматическое устройство морфемы: единицы системного анализа формальных модификаций морфем (соотношение понятий морфемы, морфа, субморфа, алломорфа, варианта морфемы).

Аффиксоиды, радиксоиды и унификсы.

Специфика плана содержания морфемы: функциональная значимость морфемы, стратификация языковых значений в морфемной структуре слова.

Основания классификации морфем: по роли в организации слова (различия корневых и аффиксальных морфем), по степени свободы функционирования (разграничение свободных и связанных морфем и их основных корневых и аффиксальных разновидностей), по позиции в слове (выделение аффиксальных морфем – префиксов, суффиксов, постфиксов, вопрос об интерфиксах и конфиксах /циркумфиксах/), по функциональному типу (противопоставление словоизменительных и словообразовательных аффиксов и их основных разновидностей – флексий, собственно словообразовательных и основообразовательных аффиксов).

Морфемный анализ слова: принципы и процедуры его проведения.

Операциональный и типологический уровни морфемного анализа.

Формально-структурный и словообразовательно-семантический подходы к вычленению деривационных аффиксов.

Понятие морфемной структуры слова. Этапы установления морфемной структуры слова: а) выделение основы (определение словоизменительных аффиксов); б) членение основы: основные приемы членения основ (подбор однокорневых слов, использование словообразовательного квадрата и словообразовательных пропорций); в) типы основ по степени их членимости.

^ 10. Пути формирования словообразовательной морфемики (2 часа).

Изменения морфемной членимости производного слова.

Изменения стратификации значений в морфологической структуре производного слова. Формирование омонимичных и полисемантичных морфем: явления декорреляции, морфологизации и реэтимологизации.

Изменения фонологической противопоставленности компонентов морфологической структуры производного слова. Семантическая «поляризация» фонологически противопоставленных вариантов морфем.

^ 11-12. Словообразовательная морфонология как раздел языкознания (4 часа).

Определение морфонологии в современном языкознании.

Морфонология и словообразование в системе языка, их соотношение с фонологией и морфологией.

Предметная область словообразовательной морфонологии.

Изменения фонологической структуры морфемы как объект морфонологического анализа производного слова. Причины морфонологического варьирования словообразовательной структуры слова.

Морфонологическая структура производного слова и единицы ее описания. Соотношение понятий морфема – морф – субморф. Морфонема и субморф как основные единицы морфонологии.

Основные морфонологические процессы в структуре русского производного слова. Чередования фонем, их структурная классификация и системная нагрузка. Вопрос о продуктивности морфонологического чередования.

Освещение вопроса об интерфиксах в современной русистике. Интерфиксация как морфонологический процесс русского словообразования. Виды интерфиксов.

Функции словообразовательной морфонологии. Вопрос о знаковой природе морфонологических явлений. Морфологизация и семасиологизация морфонологических процессов.

^ 13-14. Внутренняя форма производного слова и его семиотические характеристики (4 часа).

Содержание понятия «внутренняя форма» в теории лексикологии и словообразования. Инферентность производного слова как специфическое свойство внутренней формы производного знака. Функциональность компонентов иерархической структуры производного слова как отражение деривационного потенциала его внутренней формы.

Соотношение понятий членимости и производности в современной русистике.

Мотивированность и мотивационные отношения в системе языковых уровней. Понятие мотивированности в словообразовании. Словообразовательная мотивация и производность.

Словообразовательная производность как особый тип семиотической связи единиц языка. Основные признаки производного слова. Функциональные типы производных слов.

Понятие основы слова. Основы членимые и нечленимые. Разные точки зрения на членимость слова. Случаи асимметрии морфологической и словообразовательной структур производного слова. Степени членимости и словообразовательной мотивированности.

Мотивирующее слово как особый тип мотивирующих единиц. Формально-семантические критерии определения мотивирующего слова. Влияние речевых факторов на мотивацию. Нетиповые случаи мотивации. Роль аналогии.

Типы словообразовательной мотивации. Явление множественной мотивации и его роль в процессе формирования словообразовательной структуры слова. Признаки полимотивированных лексем.

Принципы и приемы словообразовательного анализа на его операциональном уровне. Цель словообразовательного анализа, его отличие от морфемного и формообразовательного. Уровни и разновидности словообразовательного анализа.

^ 15. Единицы представления системных словообразовательных отношений (2 часа).

Комплексный характер словообразовательной структуры производного слова.

Компоненты словообразовательной структуры как единицы описания системных словообразовательных отношений.

Понятие словообразовательной системы языка. Проблема разграничения «простых» и «комплексных» единиц словообразовательной системы.

Значение иерархических связей единиц словообразовательной системы.

Представления о классификационной системообразующей значимости комплексных единиц словообразования.

Формально-семантические специфика основных единиц словообразовательной системы (способа словообразования, словообразовательной категории, словообразовательного типа и словообразовательного гнезда).

^ 16-18. Словообразовательная семантика как особый тип языкового содержания (6 часов).

Ономасиологическая структура деривата как моделирование его семантического своеобразия. Особенности семантической референции и стратификация значений производной лексики.

Словообразовательное значение в общей типологии языковых значений. Отличия словообразовательных значений от лексических и грамматических.

Явление фразеологичности (идиоматичности) семантики производного слова. Факторы идиоматичности в словообразовании.

Основания классификации словообразовательных значений.

Категориальная семантика производящего и производного слов и возможности ее конкретизации. Соотношение понятий «системное» и «функциональное» при описании семантики производного слова.

Типология словообразовательных значений. Отличия мутационных и модификационных словообразовательных значений. Явление транспозиции в словообразовании.

Виды словообразовательных значений с учетом межуровневых связей словообразования с лексикой и грамматикой. Основные уровни иерархической модели словообразовательного значения Янценецкой – Араевой.

Словообразовательный тип как единица организации словообразовательной системы. Определение словообразовательного типа в современной лингвистике. Формально-семантические характеристики дериватов одного словообразовательного типа. Функции словообразовательных типов.

Системные свойства словообразовательного типа. Соотношение понятий регулярности и продуктивности. Критерии эмпирической и системной продуктивности словообразовательного типа.

Морфонологические модели и семантические образцы как единицы описания системных свойств словообразовательных типов.

Семантическая структура словообразовательного типа. Основные уровни иерархической организации словообразовательного типа как семантической микросистемы.

Основания семантической классификации словообразовательных типов по соотношению производящего и производного слов (транспозиционные и нетранспозиционные словообразовательные типы), характеру деривации (словообразовательные типы лексической, синтаксической и компрессивной деривации) и виду словообразовательного значения (модификационные, мутационные и “эквивалентностные” словообразовательные типы).

Словообразовательная парадигматика.

Морфонологическая асимметрия словообразовательных структур. Алломорфия суффикса как показатель формальных и семантических сдвигов в структуре словообразовательного типа.

Полисемия производного слова. Специфика реализации семантической структуры производного полисеманта. Функции мотивирующего и форманта в представлении семантики производного слова. Пути формирования производного полисеманта.

Синонимия производного слова. Семантические различия лексической и словообразовательной синонимии. Лексико-словообразовательный и словообразовательно-пропозициональный уровни представления семантических оппозиций синонимичных словообразовательных типов.
^
Практические и семинарские занятия

  1. 1. Словообразование и теория номинации (2 часа).

Проблема выделения словообразования в качестве самостоятельной лингвистической дисциплины.

  1. Межуровневая природа словообразования.

Типы деривационных связей в языке и их специфика на словообразовательном уровне.

Функции словообразования.

Номинативная деятельность человека и роль словообразования в процессе номинации. Роль ономасиологических структур в процессе познания. Вторичная номинация как категоризация знаний человека. Словообразование как акт номинации. Ономасиологическое своеобразие производных знаков. Пропозициональная природа производного слова.

Отражение в структуре производного слова системных связей словообразования с лексикой, морфологией и синтаксисом.

Аспекты определения структуры производного слова.

^ 2-3. Формально-семантические свойства производного слова (4 часа).

Определение языкового знака в лингвосемиотике. Иконические, индексальные и символические признаки языкового знака.

Спор Ф. де Соссюра и Э. Бенвениста о природе языкового знака.

  1. Мотивированность как категориальное свойство системы языка.

Мотивированность и мотивационные отношения в системе языковых уровней.

Понятие мотивированности в словообразовании. Словообразовательная мотивация и производность.

  1. Семиотические свойства производного слова.

Структура производного слова как иерархическая организация знаковых планов выражения и содержания.

Отражение межуровневой природы словообразования в структуре производного слова. Уровни представления формально-семантических свойств производных знаков.

Морфологическая и словообразовательная структуры производного слова. Соотношение понятий членимости и производности. Единицы представления морфологической и словообразовательной структур. Морфемика и морфонология как особые уровни представления морфологической и словообразовательной структур.

Определение ономасиологической структуры производного слова. Понятия ономасиологического базиса, ономасиологического признака и ономасиологической связки.

Ономасиологическая структура и словообразовательное значение.

Семантическая и смысловая структуры производного слова.

^ 4-5. Морфологическая структура производного слова (1): Словообразовательная морфемика (4 часа).

Предметная область морфемики и ее место в кругу лингвистических дисциплин.

Морфемная структура слова и единицы ее представления.

Морфема как минимальная значимая единица языка: знаковая природа и функции морфемы, ее своеобразие в системе уровневых единиц языка (дифференциальные признаки морфемы по сравнению с фонемой, словом, предложением).

Специфика плана выражения морфемы: возможность материально выраженных и нулевых морфем, свойство формального видоизменения (альтернирования) материально выраженных морфем.

Парадигматическое устройство морфемы: единицы системного анализа формальных модификаций морфем (соотношение понятий морфемы, морфа, субморфа, алломорфа, варианта морфемы).

Специфика плана содержания морфемы: функциональная значимость морфемы, стратификация языковых значений в морфемной структуре слова.

Основания классификации морфем: по роли в организации слова (различия корневых и аффиксальных морфем), по степени свободы функционирования (разграничение свободных и связанных морфем и их основных корневых и аффиксальных разновидностей), по позиции в слове (выделение аффиксальных морфем – префиксов, суффиксов, постфиксов, вопрос об интерфиксах и конфиксах /циркумфиксах/), по функциональному типу (противопоставление словоизменительных и словообразовательных аффиксов и их основных разновидностей – флексий, собственно словообразовательных и основообразовательных аффиксов).

Морфемный анализ слова: принципы и процедуры его проведения.

Этапы установления морфемной структуры слова: а) выделение основы (определение словоизменительных аффиксов); б) членение основы: основные приемы членимости основ (подбор однокорневых слов, использование словообразовательного квадрата и словообразовательных пропорций); в) типы основ по степени их членимости.

^ 6. Морфологическая структура производного слова (2): Исторические изменения морфологической структуры производного слова (2 часа).

Опрощение как ведущий процесс исторических изменений морфемной структуры производного слова: содержание, причины и функции.

Переразложение как ведущий процесс исторических изменений морфемной структуры производного слова: содержание, причины и функции.

Вопрос о сущности и причинах усложнения.

Этимологический анализ: задачи и методика проведения. Лингводидактическая значимость этимологического анализа в школьном и вузовском курсах русского языка.

^ 7. Морфологическая структура производного слова (3): Словообразовательная морфонология (2 часа).

Определение морфонологии в современном языкознании.

Морфонология и словообразование в системе языка.

Предметная область словообразовательной морфонологии.

Изменения фонологической структуры морфемы как объект морфонологического анализа производного слова.

Причины морфонологического варьирования словообразовательной структуры слова.

Основные морфонологические процессы в структуре русского производного слова.

Морфонологическая структура производного слова и единицы ее описания: понятия морфонемы и субморфа.

Функции словообразовательной морфонологии. Вопрос о знаковой природе морфонологических явлений.

^ 8. Словообразовательная структура производного слова (1): Членимость и производность (2 часа).

Мотивированность и мотивационные отношения в системе языковых уровней.

Понятие мотивированности в словообразовании. Словообразовательная мотивация и производность.

Словообразовательная производность как особый тип семиотической связи единиц языка. Основные признаки производного слова.

Соотношение признаков членимости и производности. Случаи асимметрии морфологической и словообразовательной структур производного слова.

Степени членимости и словообразовательной мотивированности.

Типы словообразовательной мотивации.

Явление множественной мотивации и его роль в процессе формирования словообразовательной структуры слова.

Признаки полимотивированных лексем.

Значимость семантического критерия в определении отношений словообразовательной производности.

^ 9-11. Словообразовательная структура производного слова (2): Единицы представления системных словообразовательных отношений (6 часов).

Комплексный характер словообразовательной структуры производного слова.

Компоненты словообразовательной структуры как единицы описания системных словообразовательных отношений.

Понятие словообразовательной системы языка. Проблема разграничения «простых» и «комплексных» единиц словообразовательной системы.

Значение иерархических связей единиц словообразовательной системы.

Представление о классификационной значимости комплексных единиц словообразования.

Системообразующий статус комплексных единиц словообразования. Словообразовательные пары и цепи, их соотношение. Словообразовательная парадигма и ее отличие от морфологической. Строение словообразовательных парадигм. Конкретные и типовые словообразовательные парадигмы.

Способ словообразования как единица организации плана выражения словообразовательных структур. Диахронные и синхронные классификации способов словообразования.

Проблема определения семиологических функций словообразовательной категории. Словообразовательные категории разной степени абстракции.

Словообразовательный тип и словообразовательное гнездо как двусторонние единицы представления системных словообразовательных отношений. Словообразовательное гнездо, его строение. Типология словообразовательных гнезд.

^ 12-14. Ономасиологическая структура производного слова (1): Словообразовательная семантика (6 часов).

Ономасиологическая структура деривата как моделирование его семантического своеобразия. Особенности семантической референции и стратификации значений производной лексики.

Явление фразеологичности (идиоматичности) семантики производного слова. Факторы идиоматичности в словообразовании.

Словообразовательное значение в общей типологии языковых значений. Отличия словообразовательных значений от лексических и грамматических.

Основания классификации словообразовательных значений:

Категориальная семантика производящего и производного слов и возможности ее конкретизации. Соотношение понятий «системное» и «функциональное» при описании семантики производного слова.

Типология словообразовательных значений. Отличия мутационных и модификационных словообразовательных значений. Явление транспозиции в словообразовании.

Виды словообразовательных значений с учетом межуровневых связей словообразования с лексикой и грамматикой. Основные уровни иерархической модели словообразовательного значения Янценецкой – Араевой.

Роль словообразовательной семантики в языковой категоризации мира.

^ 15-16. Ономасиологическая структура производного слова (2): Семантика словообразовательного типа (4 часа).

Словообразовательный тип как единица организации словообразовательной системы. Функции словообразовательных типов.

Формально-семантические характеристики словообразовательного типа.

Системные свойства словообразовательного типа. Соотношение понятий регулярности и продуктивности. Критерии эмпирической и системной продуктивности словообразовательного типа.

Морфонологические модели и семантические образцы как единицы описания системных границ словообразовательных типов.

Семантическая структура словообразовательного типа. Основные уровни иерархической организации словообразовательного типа как семантической микросистемы.

Основания семантической классификации словообразовательных типов по соотношению производящего и производного слов (транспозиционные и нетранспозиционные словообразовательные типы), характеру деривации (словообразовательные типы лексической, синтаксической и компрессивной деривации) и виду словообразовательного значения (модификационные, мутационные и “эквивалентностные” словообразовательные типы).

^ 17-18. Ономасиологическая структура производного слова (3): Асимметрия производного знака в структуре словообразовательного типа (4 часа).

Понятие асимметрии языкового знака. Структурный и функциональный аспекты асимметрии языковой системы.

Формально-семантические типы асимметрии производного знака.

Морфонологическая асимметрия словообразовательных структур. Алломорфия суффикса как показатель формальных и семантических сдвигов в структуре словообразовательного типа.

Полисемия производного и непроизводного слова. Специфика реализации семантической структуры производного полисеманта. Функции мотивирующего и форманта в представлении семантики производного слова. Пути формирования производного полисеманта.

Синонимия производного слова. Семантические различия лексической и словообразовательной синонимии. Уровни представления семантических оппозиций синонимичных словообразовательных типов.
^
Учебно-методические материалы по дисциплине

Основная литература

Антипов А.Г. Русская диалектная морфонология: проблемы описания: Кемерово, 1997.

Араева Л.А. Парадигматические отношения на словообразовательном уровне. Кемерово, 1990.

Голев Н.Д. Введение в теорию и практику морфемно-словообразовательного анализа. Барнаул, 1980.

Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973.

Кубрякова Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. М., 1981.

Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском литературном языке. Л., 1987.

Немченко В.Н. Современный русский язык. Морфемика и словообразование. Новгород, 1994.

Русская грамматика. Ч. 1. М., 1980.

Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1997.

Современный русский язык / Под ред. Н.М. Шанского, А.Н. Тихонова. М., 1981. Ч. 2.

Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. М., 1985.

Тихонов А.Н. Русская морфемика // А.Н. Тихонов. Морфемно-орфографический словарь. М., 1996.


Дополнительная литература

Антипов А.Г. Алломорфное варьирование суффикса в словообразовательном типе (на материале русских говоров). Томск, 2001.

Антипов А.Г. Словообразование и фонология. Словообразовательная мотивированность звуковой формы. Томск, 2001.

Араева Л.А. Словообразовательный тип как семантическая микросистема. Суффиксальные субстантивы (на материале русских говоров). Кемерово, 1994.

Балакай А.Г. Некоторые спорные вопросы морфемного анализа в вузе и в школе // Русский язык в школе, 1990, № 4.

Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974.

Блинова О.И. Явление мотивации слов. Лексикологический аспект. Томск, 1984.

Булгакова О.А. Полисемия суффиксальных субстантивов: АКД. Томск, 1994.

Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Г.О. Винокур. Избранные работы по русскому языку. М., 1959.

Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М., 1992.

Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). М., 1996.

Земская Е.А., Китайгородская М.В., Ширяев Е.Н. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. М., 1981.

Зубкова Л.Г. Категориальная мотивированность означающего и его связи с означаемым (к обоснованию принципа знака) // Актуальные направления функциональной лингвистики. Томск, 2001.

Катышев П.А. Мотивационная многомерность словообразовательной формы. Томск, 2001.

Кубрякова Е.С. Что такое словообразование. М., 1965.

Кубрякова Е.С. Теория номинации и словообразование // Языковая номинация. Виды наименований. М., 1977.

Кубрякова Е.С. Части речи в ономасиологическом освещении. М., 1978.

Кубрякова Е.С. Семантика производного слова // Аспекты семантических исследований. М., 1980.

Кубрякова Е.С. Стратификация значений в морфологической структуре слова // Морфемика. Принципы и методы системного описания. Л., 1987.

Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988.

Кубрякова Е.С. Морфонология // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

Кубрякова Е.С. Ономасиология // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

Кубрякова Е.С. Словообразование // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

Кубрякова Е.С. Формальные и содержательные характеристики производного слова // Вопросы словообразования и номинативной деривации в славянских языках. Гродно, 1990.

Кубрякова Е.С. Возвращаясь к определению знака // Вопросы языкознания, 1993, № 4.

Кубрякова Е.С. Части речи с когнитивной точки зрения. М., 1997.

Кубрякова Е.С., Панкрац Ю.Г. Морфонология в описании языков. М., 1983.

Лопатин В.В. Так называемая интерфиксация и проблемы структуры слова в русском языке // Вопросы языкознания, 1975, № 4.

Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. М., 1977.

Лопатин В.В. Морфемика // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

Максимов В.И. Структура и членение слова. Л., 1975.

Милославский И.Г. Вопросы словообразовательного синтеза. М., 1980.

Общее языкознание. Внутренняя структура языка. М., 1972.

Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987.

Развитие словообразования современного русского литературного языка. Членимость слова. М., 1975.

Русский язык и советское общество. Словообразование современного русского литературного языка. М., 1968.

Скорнякова М.Ф. Трудные случаи морфемного и словообразовательного анализа. Свердловск, 1983.

Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977.

Телия В.Н. Номинация // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

Тихонов А.Н. Множественность словообразовательной структуры слова // Русский язык в школе, 1970, № 4.

Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. М., 1977.

Улуханов И.С. Мотивация и производность (о возможностях синхронно-диахронного описания языка) // Вопросы языкознания, 1992, № 2.

Улуханов И.С. О степенях словообразовательной мотивированности слов // Вопросы языкознания, 1992, № 4.

Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы языка и их лексическая реализация. М., 1996.

Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. М., 1968.

Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. М., 1975.

Щарандин А.Л. О некоторых вопросах словообразования в школьных учебниках и пособии «Русский язык» // Русский язык в школе, 1990, № 5.

Якобсон Р.О. В поисках сущности языка // Семиотика. М., 1983.

Янценецкая М.Н. Семантические вопросы теории словообразования. Томск, 1979.

Янценецкая М.Н., Араева Л.А. Явление множественной мотивации в русском языке // Производное слово и способы его функционирования. Кемерово, 1990.

Вопросы к экзамену

1. Словообразование как особый раздел языкознания: предметная область, задачи, аспекты исследования и место в системе лингвистических дисциплин.

2. Актуальные направления дериватологических исследований.

3. Словообразование и теория номинации.

4. Актуальные проблемы когнитивного словообразования.

5. Феномен языкового знака и роль единиц словообразования в представлении его мотивационной природы.

6. Формально-семантические свойства производного слова.

7. Морфологическая и словообразовательная структуры производного слова. Соотношение понятий членимости и производности. Единицы представления морфологической и словообразовательной структур. Морфемика и морфонология как особые уровни представления структуры производного слова.

8. Определение ономасиологической структуры производного слова. Понятия ономасиологического базиса, ономасиологического признака и ономасиологической связки.

9. Словообразовательная морфемика.

10. Морфема как минимальная значимая единица языка: знаковая природа и функции морфемы, ее своеобразие в системе уровневых единиц языка (дифференциальные признаки морфемы в ее соотношении с фонемой, словом, предложением).

11. Специфика плана выражения морфемы: возможность материально выраженных и нулевых морфем, критерии установления нулевых морфем. Свойство формального видоизменения (альтернирования) материально выраженных морфем.

12. Специфика плана содержания морфемы: функциональная значимость морфемы, стратификация языковых значений в морфемной структуре слова.

13. Основания классификации морфем.

14. Морфемный анализ слова: принципы и процедуры его проведения.

15. Понятие морфемной структуры слова. Этапы установления морфемной структуры слова.

16. Пути формирования словообразовательной морфемики.

17. Опрощение как ведущий процесс исторических изменений морфемной структуры производного слова: содержание, причины и функции.

18. Переразложение как ведущий процесс исторических изменений морфемной структуры производного слова: содержание, причины и функции.

19. Вопрос о сущности и причинах усложнения.

20. Этимологический анализ: задачи и методика проведения. Лингводидактическая значимость этимологического анализа в школьном и вузовском курсах русского языка.

21. Словообразовательная морфонология как раздел языкознания.

22. Изменения фонологической структуры морфемы как объект морфонологического анализа производного слова. Причины морфонологического варьирования словообразовательной структуры слова.

23. Основные морфонологические процессы в структуре русского производного слова. Чередования фонем, их структурная классификация и системная нагрузка. Вопрос о продуктивности морфонологического чередования.

24. Освещение вопроса об интерфиксах в современной русистике. Интерфиксация как морфонологический процесс русского словообразования. Виды интерфиксов.

25. Морфонологическая структура производного слова и единицы ее описания. Соотношение понятий морфема – морф – субморф. Морфонема и субморф как основные единицы морфонологии.

26. Функции словообразовательной морфонологии. Вопрос о знаковой природе морфонологических явлений. Морфологизация и семасиологизация морфонологических процессов.

27. Внутренняя форма производного слова и его семиотические характеристики.

28. Соотношение понятий членимости и производности в современной русистике.

29. Словообразовательная производность как особый тип семиотической связи единиц языка. Основные признаки производного слова. Функциональные типы производных слов.

30. Понятие основы слова. Основы членимые и нечленимые. Разные точки зрения на членимость слова. Случаи асимметрии морфологической и словообразовательной структур производного слова. Степени членимости и словообразовательной мотивированности.

31. Мотивирующее слово как особый тип мотивирующих единиц. Формально-семантические критерии определения мотивирующего слова. Влияние речевых факторов на мотивацию. Нетиповые случаи мотивации. Роль аналогии.

32. Типы словообразовательной мотивации. Явление множественной мотивации и его роль в процессе формирования словообразовательной структуры слова. Признаки полимотивированных лексем.

33. Принципы и приемы словообразовательного анализа на его операциональном уровне. Цель словообразовательного анализа, его отличие от морфемного и формообразовательного. Уровни и разновидности словообразовательного анализа.

34. Единицы представления системных словообразовательных отношений.

35. Системообразующий статус комплексных единиц словообразования. Словообразовательные пары и цепи, их соотношение. Словообразовательная парадигма и ее отличие от морфологической. Строение словообразовательных парадигм. Конкретные и типовые словообразовательные парадигмы.

36. Способ словообразования как единица организации плана выражения словообразовательных структур. Диахронные классификации способов словообразования.

37. Способ словообразования как единица организации плана выражения словообразовательных структур. Синхронные классификации способов словообразования.

38. Проблема определения семиологических функций словообразовательной категории. Словообразовательные категории разной степени абстракции.

39. Словообразовательный тип и словообразовательное гнездо как двусторонние единицы представления системных словообразовательных отношений. Словообразовательное гнездо, его строение. Типология словообразовательных гнезд.

40. Словообразовательная семантика как особый тип языкового содержания.

41. Явление фразеологичности (идиоматичности) семантики производного слова. Факторы идиоматичности в словообразовании.

42. Основания классификации словообразовательных значений.

43. Виды словообразовательных значений с учетом межуровневых связей словообразования с лексикой и грамматикой. Основные уровни иерархической модели словообразовательного значения Янценецкой – Араевой.

44. Словообразовательный тип как единица организации словообразовательной системы. Определение словообразовательного типа в современной лингвистике. Формально-семантические характеристики дериватов одного словообразовательного типа. Функции словообразовательных типов.

45. Системные свойства словообразовательного типа. Соотношение понятий регулярности и продуктивности. Критерии эмпирической и системной продуктивности словообразовательного типа.

46. Семантическая структура словообразовательного типа. Основные уровни иерархической организации словообразовательного типа как семантической микросистемы.

47. Основания семантической классификации словообразовательных типов.

48. Морфонологическая асимметрия словообразовательных структур. Алломорфия суффикса как показатель формальных и семантических сдвигов в структуре словообразовательного типа.

49. Полисемия производного слова. Специфика реализации семантической структуры производного полисеманта. Функции мотивирующего и форманта в представлении семантики производного слова. Пути формирования производного полисеманта.

50. Синонимия производного слова. Семантические различия лексической и словообразовательной синонимии. Лексико-словообразовательный и словообразовательно-пропозициональный уровни представления семантических оппозиций синонимичных словообразовательных типов.
^ Вопросы для самостоятельной и индивидуальной работы

  1. Словообразование и языковая картина мира.

Литература: Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988.

  1. Мотивированность как категориальное свойство системы языка.

Литература: Зубкова Л.Г. Категориальная мотивированность означающего и его связи с означаемым (к обоснованию принципа знака) // Актуальные направления функциональной лингвистики. Томск, 2001.

  1. Мотивационная природа языкового знака и ее оценка в семиотике.

Литература: Якобсон Р.О. В поисках сущности языка // Семиотика. М., 1983; Кубрякова Е.С. Возвращаясь к определению знака // Вопросы языкознания, 1993, № 4.

  1. Вариативность знака в системе сущностных детерминант языковой системы.

Литература: Зубкова Л.Г. Сущностные свойства языковой системы и вариативность ее элементов // Явление вариативности в языке. Кемерово, 1997.

  1. Динамика словообразовательной системы: симметрия и асимметрия производного слова.

Литература: Антипов А.Г. Алломорфное варьирование суффикса в словообразовательном типе (на материале русских говоров). Томск, 2001; Антипов А.Г. Симметрия / асимметрия словообразовательной формы // Актуальные направления функциональной лингвистики. Томск, 2001.

  1. Стратификация значений в морфологической структуре слова.

Литература: Кубрякова Е.С. Основы морфологического анализа. М., 1974; Кубрякова Е.С. Стратификация значений в морфологической структуре слова // Морфемика. Принципы и методы системного описания. Л., 1987; Кубрякова Е.С. Формальные и содержательные характеристики производного слова // Вопросы словообразования и номинативной деривации в славянских языках. Гродно, 1990.

  1. Множественность интерпретаций морфонологической структуры слова.

Литература: Земская Е.А. К проблеме множественности морфонологических интерпретаций слова (спорные случаи членения производных слов в современном русском языке) // Развитие современного русского языка 1972. Словообразование. Членимость слова. М., 1975; Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. М., 1977.

  1. Словообразовательная морфонология и категоризация знаний.

Литература: Антипов А.Г. Алломорфное варьирование суффикса в словообразовательном типе (на материале русских говоров). Томск, 2001.

  1. Словообразование и номинативная деятельность человека.

Литература: Кубрякова Е.С. Части речи в ономасиологическом освещении. М., 1978; Кубрякова Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. М., 1981; Кубрякова Е.С. Ономасиология // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

  1. Функциональные свойства деривационных морфем и способы словообразования.

Литература: Голев Н.Д. Логический анализ синхронной типологии русских словообразовательных формантов // Семантико-стилистические параметры исследования слова и предложения. Барнаул, 1995; Янценецкая М.Н. Семантические вопросы теории словообразования. Томск, 1979.

  1. Пропозициональная природа словообразования.

Литература: Араева Л.А. Парадигматические отношения на словообразовательном уровне. Кемерово, 1990; Араева Л.А. Словообразовательный тип как семантическая микросистема. Суффиксальные субстантивы (на материале русских говоров). Кемерово, 1994; Янценецкая М.Н. Пропозициональный аспект словообразования // Актуальные проблемы региональной лингвистики и истории Сибири. Кемерово, 1992.

  1. Роль словообразовательной семантики в языковой категоризации мира.

Литература: Кубрякова Е.С. Семантика производного слова // Аспекты семантических исследований. М., 1980; Кубрякова Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. М., 1981; Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988; Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. М., 1977;

  1. Тенденции развития словообразовательной системы русского языка.

Литература: Русский язык и советское общество. Словообразование современного русского литературного языка / Под ред. М.В. Панова. М., 1968.

  1. Актуальные процессы русского словообразования.

Литература: Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М., 1992; Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца ХХ столетия. М., 1995; Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971; Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. СПб., 1999.

  1. Специфика словообразования разговорной речи.

Литература: Земская Е.А. Русская разговорная речь. Лингвистический анализ и проблемы обучения. М., 1987; Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М., 1992; Земская Е.А., Китайгородская М.В., Ширяев Е.Н. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. М., 1981; Русская разговорная речь / Под ред. Е.А. Земской. М., 1973.

  1. Особенности окказионального словообразования.

Литература: Белова Б.А. Окказиональное слово в синонимических отношениях // Русское слово в языке и речи. Кемерово, 1977, вып. 2; Белова Б.А. Об изучении окказионализмов художественной речи (к вопросу о термине) // Семантика слова и его функционирование. Кемерово, 1981; Белова Б.А. Авторское новообразование как элемент лексического варьирования текста // Словообразовательная система русских говоров Кузбасса. Кемерово, 1992; Земская Е.А. Неузуальное словообразование в системе номинативной деривации // Словообразование и номинативная деривация в славянских языках. Гродно,1986, ч. 1; Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М., 1992; Изотов В.П., Панюшкин В.В. Неузуальные способы словообразования. Орёл,1997; Лыков А.Г. Окказиональное слово как лексическая единица речи // Филологические науки, 1971, № 5; Лыков А.Г. Можно ли окказиональное слово назвать неологизмом? // Руский язык в школе, 1972, № 2; Миськевич Г.И. , Чельцова Л.К. Новые слова, их принятие и нормативная оценка // Актуальные проблемы культуры речи. М.,1970; Миськевич Г.И. К вопросу о норме в словообразовании // Грамматика и норма. М., 1977; Намитокова Р.Ю. Авторские неологизмы: Словообразовательный аспект. Ростов н/Д., 1986; Улуханов И.С. Окказиональные чистые способы словообразования в современном русском языке // Изв. РАН. Сер. лит. и яз., 1992, № 1; Ханпира Э.И. Окказиональные элементы в современной речи // Стилистические исследования. М., 1972.

razdel-iii-shkolnoe-detstvo-izdatelskaya-programma-300-luchshih-uchebnikov-dlya-visshej-shkoli-v-chest-300-letiya.html
razdel-iii-smezhnie-prava-nauchno-tehnicheskoj-organizacii.html
razdel-iii-socialnie-instituti-smelzer-n-s50-sociologiya-per-s-angl.html
razdel-iii-soderzhanie-disciplini-tematicheskij-plan-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-tematicheskij-plan-dlya-studentov.html
razdel-iii-soderzhanie-kursa-uchebno-metodicheskij-kompleks-buhgalterskij-finansovij-uchet-visshee-professionalnoe.html
razdel-iii-sostavlenie-proekta-byudzheta-goroda-chelyabinskoj-oblasti.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-mezhdunarodnoe-trudovoe-pravo-naimenovanie-uchebnoj-disciplini.html
  • education.bystrickaya.ru/-poznanie-i-yazik-problema-opredeleniya-stranica-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-trebovaniyah-k-bezopasnosti-moloka-i-molochnih-produktov-stranica-5.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vzaimosvyaz-predvaritelnogo-i-sudebnogo-sledstviya-chast-4.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-magistraturu-po-napravleniyu-050100-pedagogicheskoe-obrazovanie-tara-2012-stranica-3.html
  • tasks.bystrickaya.ru/13ya-kniga-predstavlyaet-interes-kak-dlya-roditelej-tak-i-dlya-specialistov-zanimayushihsya-voprosami-profilaktiki.html
  • learn.bystrickaya.ru/everyday-life-in-the-viking-age-stranica-2.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-v-s-a-v-s-a-v-s-av-s-a-v-s-a-v-s-kratkij-kurs-matematicheskogo-analiza-v-lekcionnom.html
  • studies.bystrickaya.ru/bezrabotica-i-eyo-vidi-3.html
  • textbook.bystrickaya.ru/igra-v-detektiv-cel-meropriyatiya.html
  • literature.bystrickaya.ru/blagotvoritelnij-proekt-etot-i-drugie-voprosi-stali-temoj-obsuzhdenij-uchastnikov-kruglogo-stola-pod-nazvaniem.html
  • textbook.bystrickaya.ru/issledovanie-vliyaniya-transfer-faktora.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-provedenii-konkursa-sredi-imeyushih-gosudarstvennuyu-akkreditaciyu-obrazovatelnih-uchrezhdenij-srednego-professionalnogo-i-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-n.html
  • letter.bystrickaya.ru/naciyanalni.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-administracii-batirevskogo-rajona-v-centre-o-i-kudryashova-uchitel-russkogo-yazika-i-literaturi-n-i.html
  • report.bystrickaya.ru/izdatelstvo-stranica-18.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/takim-obrazom-mi-issledovali-ekonomicheskoe-obespechenie-proekta-priobreteniya-novogo-oborudovaniya-investicionnij-proekt-na-oao-samarskij-hlebozavod-9-yavlyaets-stranica-6.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prekrasnij-angel-spal-so-mnoyu-i-sdelal-devushkoj-menya-stranica-3.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-otchet-soderzhit-s-247-54-ris-17-tabl-50-istochnikov-5-pril.html
  • klass.bystrickaya.ru/8beremennost-krasit-zhenshinu-margarita-zemlyanskaya.html
  • student.bystrickaya.ru/1431-posle-1463-vidayushijsya-francuzskij-poet-pozdnego-srednevekovya-ottochennost-stiha-inoskazatelnost-i-mrachnij-yumor-delayut-ego-unikalnim-yavleniem-v-sre.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prezentaciya-eto-kommunikacionnij-process-so-vsemi-ego-osnovnimi-elementami.html
  • control.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-spisok-informatika-vichislitelnaya-tehnika-i-inzhenernoe-obrazovanie-2011-2-4.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-tekushego-remonta-i-tehnicheskogo-obsluzhivaniya-elektrovozov-postoyannogo-toka-stranica-7.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ia-regnum-regnumru-moskva-14-oktyabrya-2009-1332-zakon-o-byudzhete-voronezhskoj-oblasti-na-2010-god-napravlen-na-nulevoe-chtenie.html
  • college.bystrickaya.ru/3-sensej-haruki-murakami-ohota-na-ovec.html
  • control.bystrickaya.ru/energiya-buran.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-10-andrej-dvornik.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stati-v-setevom-almanahe-evrejskaya-starina-zametki-po-evrejskoj-istorii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nemetallicheskie-materiali-chast-8.html
  • writing.bystrickaya.ru/21-issledovanie-reakcionnoj-sposobnosti-monotiooksamidov-monotiooksamidi-i-tiogidrazidi-oksaminovih-kislot-v.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-n3-postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-14-iyulya-2007g-n446.html
  • books.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-spisok-literaturno-hudozhestvennogo-soderzhaniya-gazet-sverdlovska-i-oblasti-1930-h-godov-stranica-14.html
  • occupation.bystrickaya.ru/municipalnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-12.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sistema-privlecheniya-investicij-agropromishlennij-i-ribohozyajstvennij-kompleks-41-mashinostroitelnij-kompleks-53.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.