.RU

Рабочая программа по дисциплине: Современные нетрадиционные течения и культы Специальность


Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина


"Утверждаю"

Зав. кафедрой______ /

"___" 200 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине: Современные нетрадиционные течения и культы

Специальность: религиовед

Квалификация: 0222000

Форма обучения: очная, заочная

Факультет: исторический

Кафедра: религиоведения


курс: III

семестр: 6 ч

лекций: 36 ч

практических (семинарских) занятий: 18 ч

лабораторных занятий: --

экзамен: 9 ч

консультация: 2 ч

контрольная работа: 5 ч

рефераты: 6 ч

Всего часов: 76 ч


Елец –2009

Рабочая программа разработана на основе ГОС по специальности_______ 022200 Религиоведение

Номер государственной регистрации № 686 от 02.03.2000г._________

На основе программы, разработанной на кафедре религиоведения – доцентом Дворниковым В.В. _________________________________


Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры (протокол №____ от «____» _______________2009г).


Заведующий кафедрой______________________________________


Рабочая программа утверждена методическим советом университета (протокол №___от________200__г)


Председатель методического совета_ __________________________


Рабочую программу составил_________________________________


^ I.ОРАГНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка (цели, задачи и место дисциплины в рамках цикла дисциплин ГОС)

Изучение религии в нашей стране находилось в тесной зависимости от общественно-политической ситуации. Процесс духовного возрождения в 90-е годы ХХ века впервые дал возможность объективного и целенаправленного исследования религии. Наряду с другими базовыми курсами (история религии, философия религии, социология религии) в общепрофессиональные дисциплины включена малоизвестная отрасль религиоведения «Современные нетрадиционные религиозные движения и культы» (ОПД. Ф.08.).

В современном социуме существует значительный, порой невостребованный интерес к нетрадиционной религиозности. Распространение псевдонаучных толкований малоизученных социокультурных феноменов, представляющих утрированный взгляд на сущность данного явления, заставляет обратить пристальное внимание на его истоки. Стихийное образование в мире «культовой среды» было не случайно, в ней реально отразился интерес и обеспокоенность новой духовной ситуацией. Рост подобных настроений в нашей стране был обусловлен не только мистическими исканиями молодежи, обеспокоенной последствиями технократической цивилизации, но и моральным кризисом, связанным с крушением мировоззренческих ориентиров в посткоммунистическом обществе. Нетрадиционная религиозность до недавнего времени фактически не исследовались. Не вписывающаяся в привычные конфессиональные рамки духовность связывалась с отходом от единой традиции и рассматривалась как нравственная патология. Со второй половины ХIХ в. широкий импульс получила борьба с сектантством, под которым подразумевались протестантские и старообрядческие течения.
Событием, послужившим отправной точкой в развитии подлинно научного интереса послужила трагедия в 1978 году в Джонстауне. В отечественной и зарубежной прессе стали появляться публикации, посвященные культам «нового века». В настоящее время изучением занимаются многие отечественные специалисты. Неоориентализм рассматривается в работах А.Ткачевой, Б.Фаликова; над социально-философскими аспектами успешно работают П.Гуревич, Е.Балагушкин, Л.Григорьева, И.Кантеров, С.Филатов, М.Штерин; политико-правовые аспекты исследуются А.Пчелинцевым, В.Кудрявцевым, Ю.Тихонравовым. На рубеже веков увеличилось количество диссертаций по многим ранее неизвестным направлениям (кришнаизм, мунизм, сатанизм, бахаизм, неошаманизм): А.Джиганова, Л.Рогозина, Ю.Сошин, Е.Голубева, И.Базеленко. Немаловажен вклад конфессиональных авторов: А.Меня, А.Кураева, Г.Кочеткова и др.
Большая часть конфессиональных и светских научно-исследовательских центров расположена в западных странах: Ватиканский Секретариат содействия единству христиан, Международный миссионерский Совет, Евангельская Ассоциация Иностранных Миссий, Центр «Saints Alive», Международной европейской ассоциацией CESNUR (Center for Studies or Religions) в Турине (Италия), Институт изучения американских религий в Санта-Барбаре (США), INFORM в Лондоне (Великобритания) и др. Ажиотаж в обществе, вызванный распространением новых религиозных движений, во многом связан с активностью мирового антикультового движения: CAN (Американская сеть оповещения о культах), FECRIS (Европейская Федерация Центров Исследования и Информирования о сектах), ADFI (Ассоциация защиты семьи), Диалог-центр (Дания) и др.

В зарубежной науке накоплен значительный научно-исследовательский опыт: М.Элиаде, А.Тойнби, П.Бергер, Р.Старк, Т.Роззак, Д.Энтони, Т.Роббинс, М.Галантер, Р.Белла, А.Шуп, Д.Бромлей, Д.Бэкфорд, Д.Ричардсон, А.Баркер и др. (К сожалению, их работы большей частью не переведены).

Большинство ученых признают, что до настоящего времени возникает больше вопросов, нежели возможности получить ответы. Это обусловлено многообразием неокультовых процессов и незавершенностью их становления. Решение исследовательских задач усложняет отсутствие статического равновесия, необходимого для объективного и взвешенного анализа. Определенные сложности связаны с особенностями источниковедческой базы. Как считает профессор А.Баркер, не все привлекаемые источники могут быть использованы в равной мере. Необходимо выделять информацию представителей новых религиозных движений (НРД), социологии религии, средств массовой информации, антикультового движения, правоохранительных организаций и органов здравоохранения.

Дисциплина «современные нетрадиционные религиозные движения и культы» является одним из дополнительных курсов профессиональной подготовки будущего религиоведа. Цель данного курса - изучение природы нетрадиционной религиозности, выявления причин возникновения, развития, функционирования, определения его элементов, структуры и места в ряду других духовных практик и религиозно-мировоззренческих систем. Курс «современные нетрадиционные религиозные движения и культы» читается на 3 курсе дневного очного отделения.

С учетом вышеуказанных требований курс «современные нетрадиционные религиозные движения и культы» призван решить следующие задачи:


^ 1.2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Образовательная цель предполагает овладение следующими знаниями:

умениями и навыками:

Изложение материала предполагается в соответствии с современными представлениями о месте и роли религии в жизни общества. Курс представлен в виде нескольких тематических разделов: течения и культы неохристиакнской традиции, течения и культы неоориенталистской традиции, течения и культы синтетической традиции («нью-эйдж»).

Основные формы организации учебного процесса: лекции, семинары, самостоятельная работа студентов, написание рефератов, курсовых и дипломных работ. Лекции читаются на основе научно-теоретических исследований нетрадиционных религий и их религиоведческого анализа.

На семинарских занятиях предполагается работа по тематике прикладного практического характера (тексты, биографические справки, статьи ведущих специалистов и пр.). Темы рефератов, курсовых и дипломных работ составляются в соответствии с общим направлением профессиональной подготовки и специализации будущего религиоведа.

Контроль осуществляется в форме оценки работы студента на семинарских и самостоятельных занятиях, а также во время экзамена.

Особое значение при изучении данного курса придается самостоятельной работе студента, предполагающей, прежде всего, индивидуальную работу с каждым студентом. Здесь могут быть предложены следующие виды занятий: рефераты, контрольные, работа с текстом и т.д.


II.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
^ 2.1. Основные разделы дисциплины
Раздел 1. Основные теоретические аспекты изучения новых религиозных движений (1-5)

Раздел 2. Неохристианское направление новых религиозных движений (6-9)

Раздел 3. Неоориенталистское направление новых религиозных движений (10-14)

Раздел 4. Современное синтетическое направление новых религиозных движений (15-18)
^ 2. 2. Темы и их содержание
№1. Проблема изучения новых религиозных движений. Дискуссии по проблеме терминологии. Классификация. Критерии (Л.Н. Митрохин, Ю.В. Тихонравов, Л.И. Григорьева и др.). Причины возникновения. Генезис. Этапы становления.

№2. Характерные особенности и перспективы распространения новых религиозных движений. Специфические черты последователей культов. Социально-психологический портрет верующих. Статистические показатели. География распространения. Тенденции.

№3. ^ Дискуссии по проблеме «контролирования сознания»: Альтернативные позиции по вопросу о манипулировании сознания (Ю. Полищук – Ю. Савенко). Индоктринация. «Промывание мозгов». Критерии «деструктивных культов» (С. Хассан, Р. Лифтон., М. Сингер и др.).

№4. ^ Правовые аспекты распространения новых религиозных движений Антикультовое законодательство в США и странах Западной Европы. Доклад Роберта Котрелла. Исследование Ф. Флинна. Дискуссии в отечественной и зарубежной прессе.

№5. ^ Общемировое антикультовое движение. Создание международных антикультовых организаций FECRIS (Европейская Федерация Центров Исследования и Информирования о сектах), ADFI (Ассоциация защиты семьи), Диалог-центр (Дания) и др. Роль антисектантского центра им. Иринея Лионского А.Л. Дворкина. Исследование Э.Баркер.

№6. ^ Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны). История организации в Америке. Мормоны в России. Харизматическая личность Джозефа Смита. Основы вероучения (доктрина). Конфессиональные источники («Книга Мормона»).

№7. ^ Религиозная организация «Свидетели Иеговы». Истории движения. Структура и миссионерская деятельность. История движения в России. Харизматическая личность Чарльза Рассела. Основы вероучения (доктрина). Конфессиональные источники: «Сторожевая башня», «Пробудитесь!».

№8. ^ Неопятидесятническое движение. Этапы истории пятидесятничества. Пятидесятническая церковь в ХХ в. Движение «харизматическое возрождение». Вероучение и культовая практика. Глоссолалия. Неопятидесятничество в современной России.

№9. ^ Неохристианское движение на рубеже XX-XXI вв. «Церковь Христа» (Бостонское движение). «Семья» Д.Б.Берга. «Ветвь Давида» Д. Кореша. «Богородичный центр» В.Береславского.

№10. Истоки современного неориентализма. Неоиндуизм – истоки и эволюция. «Миссия Рамакришны», Вивекананда, Д.Кришнамурти, «Интегральная йога» Шри Ауробиндо. «Трансендентальная медитация» Махариши Махеш Йоги. Культ Сатьи Саи Бабы, «Ананда марга», «Брахма кумарис», «Шри Чинмой» и др. Ашрам – как форма структурной организации.

№11. Международное Общество Сознания Кришны. История вайшнавизма. Движение бхакти. Миссия Чайтаньи. Создание организации МОСК. Деятелность Шрилы Прабхупады (Абхай Чаран Дей). Основы вероучения. Обрядовая и культовая практика. Бхагавадгита. Основные конфессиональные источники: «Шриманд-бхагаватам», «Шри ишопанишад» и др. Деятельность организации в СССР и современной России.

№12. Культ Бхагавана Шри Раджниша (Ошо). Коммуна Раджнишпурам в Орегоне (США). Вероучительные книги: «Корни и крона», «Постижения неведомого», «Начало начал», и др. Основы вероучения. Идеал «Зорба-будда». Динамическая медитация. «Оранжевая книга». «Библия Раджниша». Оценка учения в научных и богословских источниках (А.Ткачёва, Э.Вандерхилл, А.Дворкин и др.).

№13. ^ Аум Синрикё. История организации. Деятельность в России. Трагические события в марте 1995г в Токио. «Учение Истины Аум». Харизматическая личность Сёко Асахары. Конфессиональные источники: «Необходимые условия истинной религии», «Путь к абсолютному счастью» и др. Исследование Юдзимиро Накамура «Зло и грех в японской культуре».

№14. Бахаистское движение. Бабидское движение в Иране. Откровение Баха-Уллы. «Китаб-и-Иган» - как вероучительный текст. Религиозная практика. Административная система. Дом Всемирной Справедливости в Хайфе.

№15. ^ Религиозно-мистическое течение «сайентология». История «Сайентологической церкви». Основы вероучения: «Дианетика». Харизматическая личность Рона Луи Хаббарда. Противоправная деятельность сайентологов. Сторонники и противники движения. Последователи в России.

№16. ^ Церковь Объединения Сен Мен Муна. История. Политическая, экономическая и миссионерская деятельность. Основы вероучения: «Божественный принцип». Биография Сен Мён Муна. Конфессиональные источники («Бог и мы» и др.). Оценка мунизма учёными и богословами. Деятельность организации в России.

№17. Церковь последнего Завета. История и структура организации. Обрядовая и культовая практика. Основы вероучения. «Последний Завет» Виссариона. Харизматическая личность Сергея Торопа. Коммуна «Город Солнца» в Красноярском крае.

№18. Распространение неоязычества в постсоветсом пространстве. Неоязычество и политика. Культ «Анастасии». Неоязыческие течения («Радастея», «Бажовцы» и др.). Организация Л.Лисенко «Рiдна-вiра» на Украине. Неоязычество в оценке учёных и богословов (С.Филатов, А.Щипков, А.Кураев и др.).


^ III.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.Распределение часов курса по темам и видам работ


№ п/п

Наименование тем и разделов


Всего часов


Аудиторные занятия.

Самостоятельная работа

Сам. раб. студ.

лекции

семинары

Лабор

I

Основные теоретические аспекты изучения новых религиозных движений

18

10

8







16

1.

Проблема изучения новых религиозных движений

8

2

6







4

2.

Характерные особенности и перспективы распространения новых религиозных движений


2


2










4

3.

Дискуссии по проблеме «контролирования сознания»

2

2










4

4.

Правовые аспекты распространения новых религиозных движений

2

2










4

5.

Общемировое антикультовое движение

4

2

2







II

Неохристианское направление новых религиозных движений


8

8










12

6.

Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны)

2

2










4

7.

Религиозная организация «Свидетели Иеговы»

2

2










4

8.

Неопятидесятническое движение

2

2










9.

Неохристианское движение на рубеже XX-XXI вв.

2

2










4

III

Неоориенталистское направление новых религиозных движений

10

10










16

10.

Истоки современного неориентализма

2

2










4

11.

Международное Общество Сознания Кришны


2


2










4

12.

Культ Бхагавана Шри Раджниша (Ошо)

2

2










4

13

Аум Синрикё

2

2










2

14.

Бахаистское движение


2


2




-




2

IV

Современное синтетическое направление новых религиозных движений

18

8

10







16

15.

Религиозно-мистическое течение «сайентология»

2

2










4

16.

Церковь Объединения Сен Мен Муна.

2

2










4

17.
^ Церковь последнего Завета.



2


2










2

18.

Распространение неоязычества в постсоветсом пространстве

2

2










4


Итого:




54

36

18









2

12

4

4

4

12


4

4

4

4

8

4

4

8








^ 3.2.Практические (семинарские) занятия, их содержание и объем в часах


Тема №1. Отечественная и зарубежная историография новых религиозных движений (2 ч)



  1. Сектоведение в Российской империи.

  2. Советская историография в довоенный период.

  3. Советская историография в послевоенный период.

  4. Изучение новых религиозных движений в постсоветский период.

  5. Круглый стол «Нетрадиционные религии в пост коммунистической России».


Литература:

  1. Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». - М, Советская Россия,1985.

  2. «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России // Вопросы философии,1996, №12.

  3. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в капиталистических странах Запада и их влияние на молодежь. – М, МГУ, 1980.

  4. Дворников В.В. Краткий обзор современной зарубежной историографии по проблеме новых религиозных движений / В. В. Дворников // Межвузовские научно-методические чтения памяти К.Ф. Калайдовича: Сборник материалов. – Вып. 4. – Елец: ЕГПИ, 2001. – С.108-112.

  5. Дворников В.В Этапы изучения сектантства в дореволюционном и советском религиоведении / В. В. Дворников // Собор. Альманах религиоведения. Вып. 3. – Елец: ЕГУ им И.А. Бунина, 2003. – С.215-231.



Тема №2-3. Проблема «деструктивных» религиозных культов в России в 1990-е гг. (4 ч).

1. Возникновение понятия «тоталитарные секты».

  1. Причины и этапы формирования данной проблемы.

  2. Исторические предпосылки антисектантских настроений в нашей стране.


Литература:


  1. Булгаков С. Секты нового времени // История. Приложение к газете «Первое сентября», 1993, №13-14.

  2. Вахтин Б. Гибель Джонстауна // Новый мир, 1982, №2.- с.230-247.

  3. Винокуров А. Людоеды с нимбом святых: О современных сектах // Новое время, 1994, №20.

  4. Галицкая И.А. Новые религиозные культы и школа: пособие для руководителей руководства образования и учителей. – М, Сентябрь, 2001.

  5. Григоренко С.А. Молодежные организации России и религия // Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 1997, №2.

  6. Дворкин А.Л. Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. – М, 1995.

  7. Кантеров И.Я. Новые религии в России и молодежь (о деятельности религиозных объединений среди молодежи) // Архангельск, Свеча. 1997. – с.51-67.

  8. Кривельская Н.В. Секты: угроза и поиск защиты. – М, Благовест, 1999.

  9. Кураев А. Из жизни сект: Во что веруем? // Огонек, 1994, №19-20.

  10. Митрохин Л. Веру нащупываем от противного // Новое время, 1996, №2.

  11. Мчедлов М.П. Как идет религиозное возрождение России? Наука и религия, 1997, №1. – с.33-35.

  12. Филатов С., Щипков А. Нетрадиционная религиозность в посткоммунистической России // Истина и жизнь: Христианский журнал. – М, 1997, №№5, 6,7.



Тема №4. Антикультовое движение в Америке и странах Европы (2 ч)

  1. Возникновение антикультового движения.

  2. Антикультовое законодательство в США.

  3. Доклад Р. Котрелла.

  4. Антикультовое движение во Франции.

  5. Антикультовое движение в Германии.

  6. Антикультовое движение в других европейских странах.


Литература:

  1. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в капиталистических странах Запада и их влияние на молодежь. – М, МГУ, 1980

  2. Богданов В.А., Лисовский В.Т. Новые религиозные движения: отклонение или норма? // Вестник С.Петербургского университета,1995. Серия 6. Выпуск 4. декабрь.-с.65.

  3. Гудинг Д. Все ли религии ведут к Богу? // Поиск, 1991, 13-19 декабря.

  4. Доктур Т. Новые религиозные движения в посткоммунистической Европе // Диа-Логос: Религия и общество. – М,1997. – с.340-347.

  5. Киселев Г.С. Современный мир и «новое» религиозное сознание // Вопросы философии, 2000, №6

  6. Рулев С.П. Неорелигия и будущее человечества // Философские исследования, 1995 (или), №2.

  7. Фурман Д.Е. Трагедия Джонстауна и американские секты // США: экономика, политика, идеология, 1979, №6.

  8. Эргис Г. О псевдорелигиозном экстремизме // Полярная звезда, 1995, №6.



Тема №5. Психотерапевтическое течение НРД на примере культа Порфирия Иванова (2ч)

  1. История жизни «Паршека»

  2. Преследования П. Иванова со стороны властей

  3. Учение «Детка»

  4. Община на хуторе Верхний Кондючий

  5. «Труды» П.Иванова как вероучительный текст

  6. Последователи в странах СНГ


Литература:

  1. Размышления о Боге, богочеловечестве и новой жизни (о движении П. Иванова). – Киров, Отечество, 1999

  2. Кайдашко Г. Где теряется истина? (о Порфирии Иванове) // Литературная газета, 1997. - 20 февраля.

  3. Федорова О. Они называют его учителем (о П. Иванове) // Литературная газета, 1996. – 21 ноября.

  4. Фаликов Б. Неоязычество // Новый мир, 1999, №8.

  5. Шаров С. Языческие корни европейского сектантства // Москва, 1999, №4.

  6. Филатов С., Щипков А. Язычество. Рождение или возрождение? // Дружба народов, 1994, №№11-12.

  7. Филатов С., Щипков А. Языческий вызов христианству // Дружба народов, 1996, №3.

  8. Винокуров А. Язычество во Христе. Эссе // Новое время, 1996, №21. – с.38-39.

  9. Антоненко С. Нежить (размышление о современном язычестве) // Москва, 1996, №9.



Тема №6. Эзотерическое течение НРД на примере «Великого Белого Братства» (2ч)


  1. История движения.

  2. Драматические события в Киеве в ноябре 1993г.

  3. Харизматические фигуры М.Цвигун и Ю.Кривоногова.

  4. Эклектическое учение о «Божественном фохате».

  5. Оценка деятельности «Белого Братства» в научных и конфессиональных источниках.

  6. Современный «постапокалипсический» этап развития организации.


Литература:

  1. Фаликов Б. Белое Братство (о религиозной секте на Украине) // Знамя, 1996, №8. - с.185-192.

  2. Григорьева Л.И. История возникновения, особенности вероучения и культовой практики, методы воздействия на психику религиозного движения «ЮСМАЛОС» (Белое Братство) // Религия, церковь в России и за рубежом. - М, 1994, №2.- С.22-30

  3. «Белое Братство» идет в атаку // Московский комсомолец, 1993, 30 октября.

  4. Орлов А. Белые одежды невежества // Комсомольская правда, 1993, 4декабря.

  5. Поймали деву Марию? МВД Украины отменило конец света // Московский комсомолец, 1993, 12 декабря.

  6. Никитин И.П. «Белое Братство – ЮСМАЛОС // Этнографическое обозрение, 1995, №2.

  7. Карамазова О. Комсомольская богиня (о движении «Белое Братство») // Панорама, 1993, 3 июля.

  8. Дунаев М. Черные дела «Белых Братьев» // Москва, 1993, №11.

  9. Бабасян Н. «Белое Братство» ждет своего конца // Новое время, 1993, №46.


Тема №7. Демонологическое течение НРД (сатанизм) (2ч)

Алистер Кроули – основоположник современного сатанизма.

  1. Социокультурные корни сатанизма.

  2. Принципы вероучения (А. Кроули, Ш. Ла Вей и др.).

  3. Ритуальная и культовая практика («чёрная месса»).

  4. Сатанинские организации (Церковь Сатаны, «Синий Лотос», «Зелёный орден» и др.).



Литература:

  1. Фаликов Б., Успенский М. Сектопатология: (об отношении к новым религиям // Новое время, 1997, №14. – с.32-34.

  2. Леван А. Киладзе. Скоростная дорога в ад. – М, Альтерра,1999.

  3. Дроздов С. Сеанс спиритизма с кровавым исходом // Комсомольская правда, 1991, 3 августа.

  4. Алексеевский А. Шабаш сатанистов: сатанисты травят традиционные религиозные организации России // Миссионерское обозрение, 1998. - №8.

  5. Терехов А. Как убивают душу // Совершенно секретно.-1994, №9.

  6. Золотов О. Пещера дьявола (о секте сатанистов) // Труд, 1998. – 16 декабря.

  7. Светланова Ф., Русланов Ш. Сатанисты // Аргументы и факты.-1992, №42.

  8. Проповедников будут сажать // Московский комсомолец, 1994, 12 февраля.

  9. Сандулов Ю.А. Тайный мир сатанистов: история и современность. – СПб, Лань, 1997.

  10. Саввин А.В. Современный сатанизм: идейные истоки, доктрина, практика. – М, 1999.

  11. Сатанинские и демонические культы // Миссионерское обозрение, 1997. - №2.

  12. Полищук Ю.И. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность человека // Журнал практического психолога, 1997, №1.

  13. Беннетс Л. Кошмары на главной магистрали // Диалог, 1994. - №9/10. –с.55-70.

  14. Главацкая Е. Когда умолкнут все бубны…(от шаманства а православию) // Родина, 2000, №5. – с.81-84.

  15. Гуревич П.С. Мистицизм против человека. - М, Знание,1987.



Тема №8-9. Внеконфссиональное течение НРД (4ч)

  1. Идеология «New Age».

  2. Истоки синкретической идеологии «Нового века» («Живая этика», теософия и др.).

  3. Философия оптимизма и экологизма.

  4. Община Финдхорн в Шотландии.

  5. Надконфессиональная религиозность и неомистицизм.

  6. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Р.Баха как аналог вероучительного текста


Литература:

  1. Алексеев В., Григорьев Н. Познаем, что пришло последнее время (о религиозном движении «Нью Эйдж») // Воскресная школа /Приложение к «ПС»/. – 1999, №4.

  2. Алексеев В., Григорьев Н. Познаем, что пришло последнее время (о религиозном движении «Нью Эйдж») // Воскресная школа /Приложение к «ПС»/. – 1999, №4.

  3. Фаликов Б., Успенский М. Сектопатология: (об отношении к новым религиям // Новое время, 1997, №14. – с.32-34.

  4. Алексеев В., Григорьев Н. Познаем, что пришло последнее время (о религиозном движении «Нью Эйдж») // Воскресная школа /Приложение к «ПС»/. – 1999, №4.

  5. Плешаков Ю. Чтобы не было ни одного голодного // Азия и Африка сегодня, 1996, №12.

  6. Высшей вселенской природы путь / Моношенс Эль Охим. – Минск, 1994.

  7. Кураев А. Из жизни сект // Огонек, 1994, №19/20.

  8. Корнев В. Неизвестная нам религия // Азия и Африка, 1995, №9.

  9. Беннетс Л. Кошмары на главной магистрали // Диалог, 1994. - №9/10. –с.55-70.

  10. Главацкая Е. Когда умолкнут все бубны…(от шаманства а православию) // Родина, 2000



^ 3.3.Лабораторные занятия, их содержание и объем в часах - не предусмотрены.


3.4.Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие этапы изучения нетрадиционных религий можно выделить в отечественном религиоведении?

  2. Какие аспекты были положены в основу изучения маркистскими сектоведами и сектоведами царской России?

  3. Почему вклад отечественных ученых в исследователей в изучение НРД является менее весомым, чем вклад зарубежных коллег?

  4. Какие направления зарубежного религиоведения выделяет Е.Г.Балагушкин?

  5. В чем заключается сложность использования источниковой базы по вопросам НРД?

  6. Какие причины возникновения НРД выделяют украинские исследователи?

  7. Как рассматривает происхождение НРД российский историк Б.Фаликов?

  8. В чем заключается сущность эволюционного подхода к проблеме генезиса НРД?

  9. Охарактеризовать критерии культов «нового века» Л.Н. Митрохина, в чем их односторонность.

  10. Какие криминогенные элементы вероучений выделяет правовед Ю.Тихонравов, какие из них могут представлять наибольшую социальную опасность?

  11. Как характеризует новый тип религиозного сознания пермский исследователь Я.Афанасенко?

  12. Какие компоненты нетрадиционной религиозности выделяет профессор Л.И.Григорьева?

  13. Какое значение имеет использование безоценочного подхода в терминологии.

  14. В чем заключается различие конфессионального и религиоведческого подходов в толковании термина «секта»?

  15. В чем выражаются трудности классификации НРД?

  16. Правомерно ли использовать по отношению к последователям НРД понятия «верующий»?

  17. Почему информация, полученная о религиозности населения с помощью социологических методов непоказательна в отношении последователей НРД?

  18. Какие психологические особенности современной личности реализуются а неокультовых группах?

  19. В чем видит причины успеха НРД канадский исследователь Б.Вильсон?

  20. Какие тенденции в развитии НРД позволяют проследить данные статистики?

  21. Какие события побудили общественность к созданию антикультового движения?

  22. Как реализовывалась попытка создания антикультового законодательства в США?

  23. Как реализовывалась попытка создания антикультового законодательства в странах Западной и Восточной Европы?

  24. Дать оценку докладу Р.Котрелла?

  25. Почему попытки законодательного ограничения нетрадиционных религий оказались безрезультатными?

  26. В чем была особенность антикультовой инициативы в Германии?

  27. Как развивалась ситуация вокруг антикультовой законодательной инициативы во Франции?

  28. Можно ли отнести гипотезу «контролирования сознания» к глобальным проблемам современности?

  29. Дать оценку критериям деструктивного воздействия предложенным Р.Лифтоном.

  30. В чем видит сущность манипуляции сознания Е.Волков?

  31. Связана ли культовая проблема с внутрисемейным конфликтом?

  32. Какими социальными причинами обусловлено возникновение мифологемы «промывания мозгов» по мнению профессора Л.Филиппович?

  33. Как использовался метод психологического порабощения человека по отношению к американским военнопленным по мнению Э.Хантера?

  34. Как связывает возникновения мифа о «промывании мозгов» с послевоенной историей В. Еленский?


^ 3.5.Курсовая работа

  1. Нетрадиционные религии в современной России

  2. Проблема изучения новых религиозных движений в России

  3. Этапы изучения сектантства в дореволюционном и советском религиоведении

  4. Новые религиозные движения в странах СНГ во второй половине ХХ в.

  5. Проблема новых религиозных движений

  6. Новые религиозные движения и процесс духовного возрождения Украины в 90-е годы ХХ века

  7. Сектантство Липецкой области в послевоенный период в исследованиях А.И. Клибанова

  8. Реализация свободы совести и зарубежное миссионерство в постсоветском пространстве в 1990-е гг.

  9. Проблема новых религиозных движений в отечественных СМИ 1990-х гг.

  10. Проблема «контролирования сознания» в новых религиозных движениях на рубеже ХХ–XXI вв. в оценках ученых



^ IV.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1.Типовые контрольные работы

№1

Вариант I

  1. Какие этапы изучения нетрадиционных религий можно выделить в отечественном религиоведении?

  2. Какие аспекты были положены в основу изучения марксистскими сектоведами и сектоведами царской России?

  3. Почему вклад отечественных ученых в исследователей в изучение НРД является менее весомым, чем вклад зарубежных коллег?

  4. Какие направления зарубежного религиоведения выделяет Е.Г. Балагушкин?

  5. В чем заключается сложность использования источниковой базы по вопросам НРД?

Вариант II

  1. Какие компоненты нетрадиционной религиозности выделяют Я. Афанасенко и Л. Григорьева?

  2. Какое значение имеет использование безоценочного подхода в терминологии.

  3. В чем заключается различие конфессионального и религиоведческого подходов в толковании термина «секта»?

  4. В чем выражаются трудности классификации НРД?


Вариант III

  1. Как реализовывалась попытка создания антикультового законодательства в США?

  2. Как реализовывалась попытка создания антикультового законодательства в странах Западной и Восточной Европы?

  3. Дать оценку докладу Р.Котрелла?

  4. В чем была особенность антикультовой инициативы в Германии и Франции?

  5. Можно ли отнести гипотезу «контролирования сознания» к глобальным проблемам современности?

№2

Вариант I

  1. Как изменилось отношение к неокультам на территории СНГ после событий в Киеве в ноябре 1993 г?

  2. Почему использование ненаучного термина «тоталитарные секты» выходило за рамки религиозного процесса?

  3. Как была сформулирована сектантская угроза на Международном христианском семинара “Тоталитарные секты в России” в мае 1994г.

  4. Как определялась сектантская угроза Архиерейским собором РПЦ?

  5. Назвать социально-политические причины культовой проблемы в 90-е гг. ХХ в.

Вариант II

  1. Как изменилась борьба с прозелитизмом в традиционных конфессиях в последние десятилетия ХХ в?

  2. Чем было обусловлено возникновение института депрограммирования?

  3. Какие итоги имела деятельность депрогромматоров?

  4. Как оценивалась нетрадиционная религиозность в рамках атеистического религиоведения?

  5. Как рассматривал нетрадиционную религиозность советский исследователь Е.Г. Балагушкин?


^ 4.2.Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы


  1. Информация о религиозности последователей НРД, полученная с помощью социологических методов

  2. Психологические особенности современной личности реализуемые неокультовых группах

  3. Тенденции в развитии НРД по данные статистики

  4. Создание антикультового движения .

  5. Критерии деструктивного воздействия Р.Лифтона.

  6. Культовая проблема и внутрисемейные конфликты.

  7. Возникновение мифологемы «промывания мозгов» по работам Л.Филиппович и В.Еленского.

  8. Социокультурные причины культовой проблемы в 90-е гг. ХХ в.

  9. Правовые аспекты культовой проблемы в 90-е гг. ХХ в.

  10. Отношение к неправославным конфессиям в царской России

  11. Нарушение свободы совести в рамках государственно-церковных отношений в «победоносцевский период»

  12. Культы «нового века» в исследованиях Л.Н.Митрохина

  13. Трагические события в Джонстауне

  14. Конфронтацию по проблеме «контролирования сознания» в среде российских специалистов-психологов (проф.Ю.Полищук – Ю.Савенко)

  15. Дискуссии «Нетрадиционные религии в посткоммунистической России» (1996г.)


^ 4.3.Примерная тематика рефератов

      1. Встреча Востока и Запада: Всемирный парламент религий в г. Чикаго (США) в сентябре 1893 г.

      2. Эхо Джонстауна: криминальные проявления нетрадиционной религиозности в конце ХХ века.

      3. Клюнийский монастырь – новые тенденции в католической церкви.

      4. Община Финдхорн в Шотландии – «оазис выживания».

      5. Синтез мировых религий в «Розе мира» Д.Андреева: культурологический аспект.

      6. Неошаманизм на примере «Учения Дона Хуана» К.Кастанеды.

      7. Конфронтация в среде отечественных специалистов по вопросу о «контролировании сознания» в НРД.

      8. Антикультовые пособия конфессиональных авторов (на примере брошюры А.Л.Дворкина «Десять вопросов навязчивому незнакомцу…»).

      9. Историко-правовая ￿ц￿нка ￿орошо￿екого судебного процесса ￿еомитет защиты свободы совести против А.Л.Дворкина) в апреле-июне 1997г.

      10. Миссионерская активность современных неокультовых объединений на примере иеговистской методики «дверь в дверь».

      11. Миссионерская практика «фандрайзинг» в Церкви Объединения Муна.

      12. Религиозная организация «Свидетели Иеговы» в годы Второй мировой войны.

      13. «Миссия Рамакришны» - начало неоориентализма.

      14. Коммуна «Ауровиль» в г.Пандишери (Индия) как тип современного ашрама.

      15. Движение «хиппи» и ранний этап становления «Международного общества сознания Кришны».

      16. Город Рджнишпурам в штате Орегон (США) – центр молодежной контркультуры и полигон психологической свободы.

      17. Творцы психоделической культуры (Т.Лири, О.Хаксли, А.Уотс и др.).

      18. Фальсификация исторических и религиозных источников на примере «Велесовой книги».

      19. «Морская организация» Р.Хаббарда - авангардное подразделение сайентологии.

      20. «Черная месса» Ш.Ла Вея: элементы демонического в современной культуре.

      21. Всемирный Дом Справедливости в г.Хайфе (Израиль).

      22. «Труды» П.Иванова – как аналог вероучительного текста.

      23. «Бхагавадгита как она есть» Шрилы Прабхупады – как аналог вероучительного текста.

      24. Идеология «New Ege» в творчестве Р.Баха и П.Куэльо.

      25. Постмодернисткое искусство в новых религиозных движениях (Мартимандир, Гетеанум и др.).

      26. Джидду Кришнамурти – мессия теософии.

      27. «Харизматическое возрождение» в пятидесятничестве.

      28. Паломничество на Восток: от Г.Гессе до Б.Гребенщикова.

      29. «Битлз» и «Трансцендентальная медитация» Махариши

      30. Гендерный фактор в учении Сен Мен Муна.


^ 4.4.Перечень вопросов к зачету (экзамену)

  1. Современная зарубежной историографии по проблеме новых религиозных движений.

  2. Этапы отечественного сектоведения в России в XIX-XX вв.

  3. Проблема терминологии НРД

  4. Проблема классификации НРД

  5. Проблема генезиса НРД

  6. «Нетрадиционные религиозные культы в посткоммунистической России» (материала круглого стола института философии РАН).

  7. Антикультовое законодательство в Америке.

  8. Доклад Робертра Котрелла.

  9. Антикультовое законодательство в европейских государствах.

  10. Проблема «контролирования сознания».

  11. Критерии Роберта Лифтона.

  12. Критерии Маргарет Сингер.

  13. Метод стратегического взаимодействия Стивена Хассана.

  14. Противоправная деятельность НРД.

  15. НРД в оценке И.Я. Кантерова.

  16. Социальный портрет последователей НРД.

  17. Психологический портрет верующего.

  18. Перспективы развития НРД.

  19. История возникновения релегиозной организации «Эра Бахаи».

  20. ^ ДОКТРИНА (ВЕРОУЧЕНИЕ) И КУЛЬТОВАЯ ПРАКТИКА БАХАИ.

  21. СТРУКТУРА И УСТРОЙСТВО ОБЩИНЫ БАХАИ

  22. БАХАИЗМ В РОССИИ.

  23. История религиозной организации «Аум Синрикё».

  24. Структура, управление, доктрина и культовая практика «Аум Синрикё».

  25. Противоправная деятельность организации «Аум Синрикё». Деятельность организации в России.

  26. История религиозной организации «Свидетели Иеговы».

  27. Доктрина, структура управления и культовая практика иеговизма.

  28. «Свидетели Иеговы» в России.

  29. История и структура религиозной организации «ЦИХСПД».

  30. Движение мормонов а России

  31. Основы вероисповедания и культовая практика мормонов.

  32. Религиозная организация «МОСК»

  33. Культ Бхагавана Шри Раджниша (ОШО).

  34. Религиозная организация «Белое Братство».

  35. Церковь Последнего Завета Виссариона.


^ 4.5.Основная литература

  1. Афанасенко Я.А. Социально-философский анализ становления новой религии. – Пермь, 2000.

  2. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. Ч.1. – М., 1999.

  3. Буриковский А.Л. Новые религиозные сообщества и будущее человечества // Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе. – СПб.,1991.

  4. Где истинная церковь? Сведения о церквах и сектах. – СПб.:1993.

  5. Григорьева Л.И. Религии «Нового века» в современной России: социально-философский анализ. – М.: РАГС, 2000.

  6. Иваненко С.И., Трофимчук Н.А. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды. – М, Знание, 1991.

  7. История религий в России: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Трофимчука. – М.: РАГС, 2001.

  8. Копысов Д.Ю. Сущность и специфика современных нетрадиционных религий. – М.: МГУ, 1994.

  9. Методические рекомендации по критике нетрадиционных религий. – Киев, 1988.

  10. Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира. – М.,1995.

  11. Народы и религии мира: Энциклопедия / Под ред. В.А. Тишкова. – М.,1999.

  12. Неокульты: «Новые религии» века? /Под ред. А.С. Майхровича.3-е изд. Доп. – Мн.: «Четыре четверти», 2000.

  13. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник Миссионерского отдела Московской патриархии. 2-е изд. – М, 1998.

  14. Новые религиозные культы, движения и организации в России: словарь-справочник / Науч. ред. Н.Трофимчук. – М, РАГС, 1998.

  15. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: справочник / Миссионерский отдел Московского патриархата Русской Православной церкви. - Изд. 2-е. - Белгород, 1997.

  16. Перечень квазирелигиозных образований на православной почве, нетрадиционные религии, культы, тоталитарные секты и религиозные группы на территории РФ на современном этапе. – М, 1996.

  17. Религии народов современной России: Словарь /Под ред. М.П.Мчедлова. – М.: Республика, 2002; История религии. В 2-х т. Т.2. Учебник / Под общ. ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высшая школа, 2002.

  18. Современные секты в России / Сост. С.Е. Прокофьев. – М.,СПб.,1995.

  19. Современные секты и неоязычество в России. – М, 1998.

  20. Религиозные объединения Российской Федерации: Справочник. – М, 1996.

  21. Штерин М. Новые религиозные движения в России 1990-х годов // Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред проф. К.Каариайнена и проф. Д.Е.Фурмана. – СПб.: Летний сад, 2000.


^ 4.6.Дополнительная литература

  1. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в капиталистических странах Запада и их влияние на молодежь. – М, МГУ, 1980.

  2. Балагушкин Е.Г. Новые религии как социокультурный феномен // ОНС, 1996, №5.- с.90-101.

  3. Балагушкин Е.Г., Квасникова С.М. Новые религиозные движения и секты. - М,1993.

  4. Берри Г.Д. Во что они верят (доктрины различных религиозных групп). – М, 1994

  5. Доктур Т. Новые религиозные движения в посткоммунистической Европе // Диа-Логос: Религия и общество. – М,1997. – с.340-347.

  6. Кислова А.А. «Иисусова революция» в США: религиозные искания и нетрадиционная религиозность // Религия и церковь в западном обществе ХХ в. – М,1992.

  7. Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». - М, Советская Россия,1985.

  8. «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России // Вопросы философии,1996, №12.

  9. Фаликов Б. Разное о конце света (о новых религиозных движениях) // Независимая газета, 1996, 29 марта.

  10. Фаликов Б. Борьба с демонами и научная объективность // Новое время, 1997, №21.

  11. Фурман Д.Е. Трагедия Джонстауна и американские секты // США: экономика, политика, идеология, 1979

  12. Берри Г.Д. Во что они верят (доктрины различных религиозных групп). – М, 1994

  13. Доктур Т. Новые религиозные движения в посткоммунистической Европе // Диа-Логос: Религия и общество. – М,1997. – с.340-347.

  14. Кислова А.А. «Иисусова революция» в США: религиозные искания и нетрадиционная религиозность // Религия и церковь в западном обществе ХХ в. – М,1992.

  15. Киселев Г.С. Современный мир и «новое» религиозное сознание // Вопросы философии, 2000, №6.

  16. Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. – М, Наука, 1973.

  17. Саркисов К. Секты и цивилизация XXI века // Московские новости, 1995, 7-14 мая (32).

  18. Рулев С.П. Неорелигия и будущее человечества // Философские исследования, 1995 (или1996), №2.

  19. Фаликов Б. Конец света через систему интернет // Независимая газета, 1997, 29 мая.

  20. Фаликов Б. Борьба с демонами и научная объективность // Новое время, 1997, №21. Борисоглебский Л. Из мира ханжества в небытие (о трагедии в Гаяне) // Наука и религия, 1979 №5. – с. 57-59.

  21. Бойл Д. Секты – убийцы // Иностранная литература . – 1997, №7-8.

  22. Вахтин Б. Гибель Джонстауна // Новый мир, 1982, №2.- с.230-247.

  23. Волков.Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога,1996.№5.-с.86-95.

  24. Волков.Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога,1996,№3.-с.76-82;

  25. Волков.Е.Н. Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой: основные принципы, особенности практики // Журнал практического психолога,1997,№1.-с.102-109;

  26. Доценко Е. Манипуляция: феномен, механизм, защита // Контроль сознания и методы подавления личности/ Сост. К.В.Сельченок. – Мн, 2002. – с. 166-262.

  27. Иванчук Н.В. Технологии зла в манипуляторной деятельности / Уральск. Академ. Гос. службы. – Екатеринбург, 2000.

  28. «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России // Вопросы философии,1996, №12

  29. Полищук Ю., Осипов С. Духовная жвачка? // Аргументы и факты, 1994, (27), июль.

  30. Сафронов. А.Г. Деструктивные культы и деструктивные методы воздействия на психику // Вiсник ХДУ,№460:36.наук.пр.-Харкiв,ХДУ,1999.-с.113-115.

  31. Сафронов. А.Г. Психология религии. - Киев, Ника-центр,2002.

  32. Фаликов Б.З. В ожидании конца света (о появлении новых религий в России) // Новое время, 1998, №34. – с.32-33.

  33. Фурман Д.Е. Трагедия Джонстауна и американские секты // США: экономика, политика, идеология, 1979, №6.

  34. Хассен С. Освобождение от психологического насилия: деструктивные культы, контроль сознания, методы помощи. – СПб,2002.


^ 4.7.Использование информационных технологий

Адреса электронных сайтов:




V.РАЗДЕЛ

Дополнения и изменения в рабочей программе на ______ учебный год


Дополнения и изменения рассмотрены и утверждены на заседании кафедры______________протокол № ________от «_____»_________________200__г.


Зав. кафедрой ___________

razdel-iii-psihicheskie-processi-i-svojstva-lichnosti-1-ponyatie-o-predmete-psihologii.html
razdel-iii-psihologiya-lichnosti-glava-1-lichnost-1-opredelenie-ponyatiya-lichnost-sootnoshenie-ponyatij-chelovek-individ-individualnost-s-ponyatiem-lichnost.html
razdel-iii-puti-obzhalovaniya-sudebnih-reshenij-statya-dejstvie-grazhdanskogo-processualnogo-zakona-vo-vremeni.html
razdel-iii-razrabotka-normativnih-pokazatelej-rashoda-toplivno-energeticheskih-resursov-i-drugih-normativno-metodicheskih-i-informacionnih-materialov.html
razdel-iii-rekomendacii-po-etike-svyazi-s-religioznimi-obedineniyami-spravochnik-tom-1.html
razdel-iii-rukovodstvo-dlya-vrachej.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodika-rezultati-vivodi-spisok-literaturi-dlya-eksperimentalnoj-raboti-dopolnitelno.html
  • universitet.bystrickaya.ru/test-4-uroven-subektivnogo-kontrolya-uchebnik-psihologiya-i-etika-delovogo-obsheniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svidetelstvuet-l-a-haritonova-grigorij-medvedev-chernobilskaya-tetrad.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razdel-2obrazci-form-i-dokumentov-dokumentaciya-po-otkritomu-zaprosu-predlozhenij-szbf-121-12-na-vipolnenie.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhertva-iskusstva-centralnaya-pressa-25-popechiteli-obespechili-detej-sirot-novogodnimi-podarkami-25.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-golubov-s-n-snimemtovarishishapki.html
  • znanie.bystrickaya.ru/52-tehnicheskoe-predlozhenie-na-okazanie-uslug-forma-2-12-2-134-uvedomlenie-o-provedenii-otkritogo-zaprosa-predlozhenij.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-topograficheskoj-semke-v-masshtabah-1-5000-1-2000-1-1000-i-1-500-stranica-7.html
  • tasks.bystrickaya.ru/22-ocenka-imushestva-i-istochnikov-formirovaniya-sredstv-predpriyatiya-zadachi-dat-harakteristiku-buhgalterskogo.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/bografya-ta-tvorchij-shlyah-so-senna.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriografiya-istorii-rossii-specialnost-050401-istoriya-stranica-4.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij-m-tc-sfera.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-biznes-treninga.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-disciplina-dv2.html
  • writing.bystrickaya.ru/grazhdanstvo-rf-vid-na-zhitelstvo-razreshenie-na-vremennoe-prozhivanie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/133-anglijskie-tradicii-chaepitiya-chaj-kak-priyatnaya-beseda.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-3-kriticheskie-tehnologii-respubliki-bashkortostan-fiziko-matematicheskie-principi-i-tehnicheskie-resheniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/scenarij-svadbi-scenarij-svadbi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-5-uchebnik-razrabotan-v-sootvetstvii-s-programmoj-podgotovki-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij-po-grazhdanskoj-oborone.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-dlya-studentov-syllabus-naimenovanie-disciplini-tipologiya-lichnosti-v-korporativnom-prostranstve.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-trebovaniya-k-poryadku-ispolneniya-gosudarstvennoj-funkcii-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svodnij-plan-osnovnih-meropriyatij-provodimih-v-sisteme-obrazovaniya-goroda-moskvi-s-12-po-18-marta-2012-g-stranica-5.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-10-gosudarstvo-na-rinke-cennih-bumag-ekzamenacionnie-voprosi-po-bazovomu-kvalifikacionnomu-ekzamenu-dlya.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-10-missiya-v-otnoshenii-pravoslavnoj-cerkvi-i-s-prohanov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/moskva-pri-vasilii-dimitrieviche-i-vasilii-temnom-chast-4.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-vosmaya-kniga-mirdada.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-pervie-romanovi-utverzhdenie-samoderzhaviya-i-krepostnogo-prava-vlast-i-cerkov-cerkovnij-raskol.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/virusnij-gepatit.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravitelstvo-oblasti-postanovlyaet-proekt.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-vipolneniyu-i-oformleniyu-kursovih-rabot-dlya-studentov-specialnosti-080105-65-finansi-i-kredit-perm-2009-stranica-2.html
  • education.bystrickaya.ru/1700-po-sledam-ischezayushih-zhivotnih-yaguar-rasskaz-o-polnom-opasnostej-puteshestvii-kotorie-sovershayut-antilopi.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-konstituciya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-konstitucionnoe-pravo-zarubezhnih-stran.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nie-vse-brzame-nanyakde-vse-km-nesho-se-stremim-vseki-ot-nas-zhelae-da-izzhivee-shastliv-zhivot-da-sreshne-lyubovta-si-da-szdade-semejstvo-no-na-mnogo-li-ot-na.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istochnik-is-paragraf-22-06-2011-13-55-27-stranica-4.html
  • lecture.bystrickaya.ru/avtomatizaciya-proizvodstvennih-processov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.