.RU

Рабочая программа по дисциплине «социальные коммуникации» (электив)


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский Государственный Медицинский Университет

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»


«Утверждаю»

Председатель ЦКМС,

Проректор

по учебно-методической работе,

доцент Ф.Г. Биккинеев

________________________

«7» сентября 2010


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ»
(ЭЛЕКТИВ)
Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108), сестринское дело (06019), социальная работа (040101).

Кафедра истории, философии, социологии и политологии

Курс 1, 2, 3,





Леч.фак

Пед.фак.

Мед.проф.

Фарм.фак.

Стомат

ФСР.дн

ФСР ЗО

Семестр

4

4

6

1

6

6

6

Лекции

12

4

12

-

-

8

4

Практика

26

14

22

38

20

10

-

Форма аттестации

Атт.

Атт.

Атт.

Атт.

Атт.

Атт.

Атт.

Всего

38

18

34

38

20

18

4



2010 г.

Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для медицинских специальностей и 040101 – социальная работа, в соответствии с учебным планом.


Разработчики программы:

Заведующий кафедрой

Кафедра истории, философии,

социологии и политологии ____________________ Мухарямова Л.М.

Доцент кафедры

истории, философии,

социологии и политологии _____________________ Петрова Р.Г.


Рабочая программа рассмотрена и пролонгирована на заседании кафедры истории, философии, социологии и политологии 03.09. 2010 г. протокол № 11.

Заведующий кафедрой, профессор _____________ Мухарямова Л.М.


Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно- методического совета гуманитарных и социально-экономических дисциплин

06. 09. 2010г.


Председатель

предметно-методического совета

гуманитарных и социально-экономических _____________ Мухарямова Л.М.

дисциплин


^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
1.1 Изучение Курса Социальные коммуникации преследует цель; дать
дополнительные сведения, касающиеся механизмов и норм межличностного и
межгруппового взаимодействия,
а так же макросоциальной регуляции человеческих отношений. Это позволит
социальным работникам точнее анализировать социальную среду и поведение
людей в контакте той или иной социальной ситуации.
1.2 Задачи преподавания:
а) имея в виду особую значимость коммуникационных навыков будущих социальных работников, дать в курсе теоретические основы различных форм взаимодействия людей в обществе;
б) обогатить и закрепить практические навыки социальных коммуникаций применительно к условиям той или иной социальной среды;
в) обучить слушателей основным приемам анализа поведения людей, групп / интегрированность группы; объем и интенсивность взаимодействий; социальный статус членов группы; групповая динамика и т. д.!.


^ ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Межличностные взаимодействия

2 часа

Тема 2. Невербальные формы коммуникации

2 часа

Тема 3. Формальные и неформальные группы

2 часа

Тема 4. Социометрия

2 часа

Тема 5. Межстатусные взаимодействия

2 часа

Тема 6. Средства массовой информации

2 часа

Всего

12 часа


^ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ»

Тема 1. Введение в дисциплину

2 часа

Тема 2. Теория межличностных отношений

6 часов

Тема 3. Формы неречевых коммуникаций

2 часа

Тема 4. Теория пространственных коммуникаций

4 часа

Тема 5. Формальные и не формальные группы

4 часа

Тема 6. Конфликтные коммуникации в социуме

4 часа

Тема 7. социометрия как метод диагностики конфликтных коммуникаций

4 часа

Тема 8. Межстатусные взаимодействия: виды и уровни

4 часа

Тема 9. Реклама как социальная коммуникация.

4 часа

Тема 10. средства массовой информации

4 часа

Всего

38 часов



^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


№ п/п

Объем
в часах

Название темы

Краткое содержание

1

2

Межличностные
взаимодействия,

Показывается сущность взаимодействия, его уровни. социальная обусловленность. далее предлагаются основные теории межличностного Взаимодействия; теория обмена, символический интеракционизм; управление впечатлениями; психоаналитическая теория. Выявляется сущность общения и его функции:
контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, амотивная и др. Объясняются основные формы общения.

2

2

Невербальные формы
Коммуникации.

Показывается отличие вербальных и невербальных форм коммуникации. Выясняется специфика невербальных знаков в разных странах и разных
социальных средах (например, в
молодежной субкультуре).
Невербальные формы поведения в объяснительной
модели антропологической концепции, в психологической трактовке поведения личности, в
этносоциальной трактовке.
Жест, мимика, поза, взгляд в межличностных
коммуникациях. Значение невербальных знаков в
работе медицинского работника.

3

2

Формальные и неформальные группы.

Организации: сущность и основные формы. Функции формальных организаций. Типология формальных организаций. Размер, сложность и эффективность
организации. Механизмы и логика
развития организации. Власть и контроль в организации. Руководитель организации и стили управления. Признаки неформальных групп. Структура и численность неформальных групп. Групповые нормы и контроль за их соблюдением. Ролевые позиции членов неформальных групп.

4

2

Социометрия

Рассматривается сущность социометрического опроса как метода диагностики конфликтных ситуаций в процессе социальных Коммуникаций в малой группе.
Студенты знакомятся с методикой проведения социометрии.

5

2

Межстатусные
взаимодействия,

Социально-культурная стратификация современных обществ. Интеллектуальная и политическая элиты, профессионалы, богема, средний класс, управленцы, рабочие и др. Феномен маргинальности. Особенности ролей и психологии различных групп. Формы межестатусных взаимодействий. Стереотипы межстатусного общения: отношение старший -
младший, начальник - подчиненный, преподаватель -
студент, врач -
пациент: традиции, нормы, проблемы.

6

2

Средства массовой информации

Фиксируются особенности массовых коммуникаций на уровне социальных институтов. СМИ рассматриваются
как источник формирования общественного мнения.
Рассматриваются взаимосвязи СМИ и рекламы, СМИ и
пропаганды в современном обществе.




^ ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ.
Основная
1. Агеев ВС. Психология межгрупповых отношений М., 1983.
2. Назаров ММ. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2002
дополнительная
1 Аврорин ВА. Проблемы изучения функциональной стороны языка-М., 1975.
2. Айзенберг М., Менеджмент рекламы-М., 1993.
3. Бехтерев В.М. Объективная психология-М., 1998.
4. Бойко ВВ. Социально-психологический климат коллектива и личность-М.. 1983.
5. Бородин Ф.М., Коряк ПМ. Внимание: конфликт.- Новосибирск, 1989.
б. Горелов И.Н., Енгалычев ВФ. Безмолвный мысли знак-М,. 1991.
7. Гришина Н.В. «Я» и другие; общение в трудовом коллективе-М., 1999,
8. Губаева ТВ. Словесность в юриспруденции. – Казань. 1995.
9. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации-М., 1984.
10. Карнеги д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей-М., 1990.
11. Клстенгсо КВ. Ценности и символы в массовой коммуникации. – Киев, 1993.
12. Кому принадлежит культура. Общественные науки и перспективы исследования социокультурные перемен. Тезисы международной конференции. Казань. 1998.
13. Конецкая ВП. Социология коммуникации-М., 1997.
14. Лабунская ВА. Невербальное поведение. Социально - персептивный подход. – Ростов- Н./д5 1986.
15. ЛеонтьеваА.А. Основы психолингвистики. – М., 1997.
16. Макаров СФ. Менеджер за работой М., 1989.
17. Мельник Г.С. Психологические процессы и эффекты.-СПб.-1 996
18. Мухарямова ЛМ. Формальные организации: сущность, формы, управление-Казань,
1994.
19. Ниренберг Д.Ж., Калеро Г. Как читать человека словно книгу-Казань. 1990.
20. Кетрова Р.Г. Социальные коммуникации: неречевые взаимодействия. Казань, 1998.
21. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – Рефл-бук Ваклер, 2001
22. Пригожин А.Н. Современная социология организаций. –М., 1995.
23. Соколов И. Технология популярности, или паблик рилейлшнз. -Минск, 1999.
24. Соколов АВ. Общая теория социальной коммуникации. – Санкт-Петербург, 2001
25. Смелзер Социология. –М., 1994.
26. Фармановская Н.И. Речевой этикет и культура общения-М, 1989.
27. Ягер. Дж. деловой этикет. -М., 1994.


Перечень учебников и учебных пособий имеющихся в учебном
абонементе КГМУ по дисциплинам кафедры история, социология философии и политологии.
Социальные коммуникацию»


1. Петрова Р.Г. Социальные коммуникации. Научно -мет. пос.. 1999г.(90экЗ.)
2. Социальные коммуникации: Метод, пособие сост. Л.М. Мухарямова и др., 1999г.(129экз.)
3. Конецкая В.П. Социология коммуникации. 1 997г(94 экз.)


Тестирование

Тесты по курсу «социальные коммуникации».
1 Социальные коммуникации в интерпретации теории обмена.
1 Взаимодействие людей - это обмен социальными статусами.
2. Взаимодействие людей - это постоянный обмен ценностями, имеющими социальную значимость
З Отношения между людьми сводятся к пространственным контактам.
II. Трактовка взаимодействия в теории символического интеракционизм.
1. Основой контакт между людьми является обмен ценностями.
2. Основой взаимодействия являются вещественные контакты.
3. Во взаимодействии людей понятие, действие или предмет выражают смысл другого понятия, действия или предмета.
III. Трактовка взаимодействия в этнометодология.
1. Этнометодология изучает принятые на веру правила, регулирующие взаимодействия между людьми.
2. Этнометодология изучает функцию социализации в общении.
3. Этнометодология изучает соотношение инструментального и экспрессивного моментов в общении людей.
IV. Объяснение взаимодействия в психоаналитической теории.
1. Человек удовлетворяет Во взаимодействии потребность в одобрении и признании.
2. В процессе взаимодействия людей воспроизводится их детский опыт, применяются понятия, усвоенные в раннем детстве.
З. В процессе взаимодействия людей стараются производить на других определенное впечатление
V. Типы межличностных отношений.
1. Приятельские, товарищеские, дружеские, любовные.
2. Познавательные, реальные, индивидуальные.
З. Ценностные, факторные, ориентировочные. престижные.
VI. Какая форма является исторически первоначальной формой речи.
1. Монолог.
2. диалог.
3. Возникновения одновременно.
VII. Назовите две основные функции естественного языка и речи:
1 Воспитательная.
2. Контролирующая.
З. Коммуникативная.
4. Адаптивная.
5. Познавательная.
6. Эстетическая.
7. Мировоззренческая.
VIII. Что означает частое употребления в устной монологовой речи вводных слов.
1. Уверенность в себе.
2. Высокую самооценку.
З. Смущение.
4. Неуверенность в себе.
5. Желание привлечь внимание.
IХ. Признаками отвлечения в беседе из-за убывающего интереса являются:
1. Частое постукивание (рукой или ногой).
2. Быстрая речь.

З. Отклонение назад, отворачиванние.
4. Посадка с устремлением вперед. поддерживать
5. Широкие, размашистые движения.
Х. Личная дистанция в человеческом общении составляет.
1. 0-40/60
2. 40 см. - 1,5 М.
3. 15м-4м.
4. 4 м. - 8 м.
ХI. Выберите три элемента стиля по М. Брейну:
1. «Образ» - костюм. прическа, косметика.
2. Манера поведения - мимика, походка, пантомимика.
З. Образование.
4. Религиозные ценности.
5. Слэнг.
б. Электоральное поведение.
7. Культурные предпочтения.
ХII. Назовите социально обусловленный невербальный знак.
1. Смех.
2. Улыбка.
3. Плач.
4. Покачивание головы как знак отрицания.
5. дрожь от страха.
6. Румянец смущения.
7. Нахмуривание бровей.
ХIII. Какими качествами обладает этническое предубеждение:
1. Неустойчивость.
2. Стереотипность.
3. Изменчивость.
4. Анонимность.
5 Фрагментарность.
ХIV. У какого типа личности наиболее выражена тенденция приписывать собственные качества другим людям?
1. «Авторитетного».
2. «демократического».
ХV. К административным (или формальным) организациям можно отнести:
1 Семью.
2. Студенческую группу.
З Профсоюзную организацию.
4. Либсрально-демократическую партию.
5. Казанский гос.мед. университет.
6. Спортивный клуб “Динамо”.
ХVI. К основным признакам формальной организации относятся:
1 Наличие лидера.
2. Признание со стороны общества.
З. Наличие последователей.
4. добровольное членство.
5. Публичный офис, наличие юридического адреса.
ХУI. К основным признакам формальной организации относятся
1. Наличие лидера.
2. Признание со стороны общества.
3. Наличие последователей.
4. добровольное членство.

ХVI. Размер организации определяется.
1. Объемом прибыли.
2. Количеством занимаемых площадей.
3. Количеством работающих людей.
4. Количеством уровней управления.
5. Количеством зависимых от организации потребителей.
ХVIII. Идентивная власть в организации это:
1. Возможность влиять через признанные и узаконенные права.
2. Способность влиять благодаря своим знаниям.
3. Возможность употреблять организационные и межличностные символы для целей контроля.
4. Способность влиять при помощи возможного нападения.
ХIХ. Символы статуса руководителя это;
1. Право контролировать процессы и отношения.
2. Право принимать решения и подписывать документы.
3. Наличие заместителей.
4. Отличия в условиях работы, удобстве и отделке помещений.
5. Право издавать приказы, распоряжения и т. д.
ХХ. Классификация персонала в открытой социальной организации бывает:
1. Монопрофильный.
2. Многопрофильный.
ХХI. неформальные группы.
1 Обладают юридическим статусом.
2. Формируются спонтанно на основе взаимных симпатий. общности интересов.
З Имеют выборного или назначенного руководителя.
4. Имеют директивно извне установленные цели.
ХХII. Внутригрупповые нормы:
1. Позволяют реализовать профессиональную деятельность идей,
2. Помогают увязывать требования технологии и окружающей среды.
З. Координировать взаимодействие членов неформальных групп и осуществлять контроль за их поведением.
ХХIII. Численность членов неформальной группы:
1. Это может быть только диада.
2. Неформальная группа Может включать в себя любое количество участников.
З Это может быть только триада.
4. Она может включать в себя от 2-х до 8-ми человек.
ХХIV. Метод социометрии это:
1. Отбор источников информации и комплектование выборочной совокупности подлежащих анализу материалов.
2. Направленное. систематическое. непосредственное прослеживание и фиксирование значимых социальных явлений.
З. Метод Исследования малых групп с помощью описания системы межличностных отношений.
ХХV. Назначение социометрических индексов:
1 Отражают количественные характеристики межличностных отношений.
2. Измеряют социальные установки.
З. Обеспечивают планирование работы в социометрическом опросе.
4. Определяют эффективность производственной деятельности.
ХХVI. Социометрический критерий это:
1. Интегральная, обобщенная величина, позволяющая сравнить между собой группы одного ряда распределения или сами ряды распределения.

2. формируемая искусственно экспериментальная ситуация.
3. Прием опроса экспертов.
4. Вопрос. задаваемый всем членам группы с целые выяснения взаимоотношений между ними.
ХХУIII. Имидж личности формируется из:
1. Поведенческих характеристик.
2. Статусного положения.
3. Обладание материальными ценностями.
4. Обладание властью.
ХХIХ. Основной прием создания имиджа организации:
Поведение сотрудников.
2. Предметно-пространственная среда.
3. Финансовое состояние организации.
ХХХ. Рекламные средства это:
1. Средства коммуникации, способствующие рекламе.
2. Оформление сообщений, используемых в рекламе, например, в объявлениях.
3. Верны оба утверждения.
ХХХI. Г. Лассуэл выделял следующие функции общесгвеныо - коммуникативных процессов (отметьте ненужное).
1. Контроль за средой.
2. Контроль за СМИ.
3. Передача наследия последующим поколениям.
4. Взаимосвязь всех компонентов общества.

^ Перечень учебников и учебных пособий, имеющихся в учебном абонементе КГМУ по дисциплинам кафедры истории, философии, социологии и политологии


«Социальные коммуникации»

Конецкая В.П.

Социология коммуникации : Учебник / В. П. Конецкая. - М. : Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997. - 304 с. (Шифр С5я7-499333)

Экземпляры: всего:99 - ХР(5), УА(94)





1997



94

razdel-iii-mirovaya-ekonomika-vstupaya-v-trete-tisyacheletie-glava-1.html
razdel-iii-nalog-na-dobavlennuyu-stoimost-zakon-nalogovij-kodeks.html
razdel-iii-nemetallicheskie-konstrukcionnie-materiali-e-e-deryugin-doktor-fiziko-matematicheskih-nauk.html
razdel-iii-notarialnie-dejstviya-konsulskaya-predlagaemoe-uchebnoe-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-aspirantov.html
razdel-iii-obrazci-form-i-dokumentov-dlya-zapolneniya-uchastnikami-razmesheniya-zakaza.html
razdel-iii-obshaya-chast-obyazatelstvennogo-prava-obshie-polozheniya-4-glava-grazhdanskoe-pravo-kak-otrasl-prava-4.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoriyata-na-blgarskata-komunisticheskata-partiya-se-predstavyashe-za-istoriya-na-blgariya-stranica-17.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kultura-obsheniya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-shestaya-vernopoddannij-trilogiya-imperiya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-ii-lagerya-uniyatozheniya-istoricheskij-i-tehnicheskij-analiz-peresmotra-istorii-to-est-revizii-vpolne-slozhivshihsya.html
  • desk.bystrickaya.ru/p35-464372-470378-rabochaya-programma-predmet-fizika-klass-7.html
  • student.bystrickaya.ru/37-ishite-svoj-put-1-a-vi-genij.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-6-dlya-studentov-2-kursa-zfo-krome-ekonomistov-differencialnie-uravneniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predmet-i-metodi-makroekonomiki-kak-nauki.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-ekonomicheskaya-teoriya-predmet-struktura-i-funkcii2-chasa.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-11-trening-kollektivnij-dogovor-mezhdu-letnim-sostavom-aviakompanii-kontinental-ejrlajns-i-rukovodstvom.html
  • shkola.bystrickaya.ru/trubi-elektrosvarnie-iz-korrozionno-stojkoj-stali-chast-2.html
  • literature.bystrickaya.ru/er-sukiasyan-rukovoditel-biblioteki-neprerivnoe-obrazovanie-v-usloviyah-peremen.html
  • knigi.bystrickaya.ru/slovo-molodim-uchenim-konovalov-mn-soisk-skags-uchenie-zapiski-skags.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-politika-kursa-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-neorganicheskoj-himii-dlya-specialnosti-050606-himiya-ust-kamenogorsk-2006.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sostoyanie-i-perspektivi-raboti-vnii-mvd-rossii-po-linii-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-5-polozheniya-o-gradostroitelnoj-podgotovke-zemelnih-uchastkov-posredstvom-planirovki-territorii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ust-kalmanskij-rajon-plan-provedeniya-proverok-soblyudeniya-zemelnogo-zakonodatelstva-na-2010-god-upravleniem.html
  • literatura.bystrickaya.ru/s-z-lovcova-vitebsk-2005-stranica-4.html
  • shkola.bystrickaya.ru/stavropolskij-kraj-v-centralnoj-pechati.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-nauchno-tehnicheskogo-soveta-ooo-gazprom-razvitie-na-2010-god.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-fakultativnogo-kursa-po-anglijskomu-yaziku-moi-lyubimie-zvuki-my-favourite-sounds.html
  • exam.bystrickaya.ru/zhizn-i-smert.html
  • writing.bystrickaya.ru/a-new-generation-essay-research-paper-a.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-dlya-aspirantov-specialnosti-01-04-02-teoreticheskaya-fizika-podgotovleno-k-izdaniyu.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-2-osnova-loo-ispolzovanie-metodik-lichnostno-orientirovannogo-podhoda-pri-izuchenii-informatiki.html
  • reading.bystrickaya.ru/metalli-i-ih-splavi.html
  • studies.bystrickaya.ru/ekologicheskaya-bezopasnost-sfera-informacionnoj-asimmetrii.html
  • books.bystrickaya.ru/ekologicheskoe-strahovanie-chast-3.html
  • lesson.bystrickaya.ru/planirovanie-sebestoimosti-produkcii-na-predpriyatiyah-hlebobulochnoj-promishlennosti.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-literaturnogo-chteniya-s-ispolzovaniem-ikt-tema-uroka-s-t-aksakov-alenkij-cvetochek.html
  • education.bystrickaya.ru/-259-gamma-izluchenie-i-ego-svojstva-uchebnoe-posobie-napisano-v-sootvetstvii-s-dejstvuyushej-programmoj-kursa-fiziki.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-po-proizvodstvennoj-praktike-vipolnila-studentka.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/etnografchnij-rajon-karpat-chast-3.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tema-a.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/650021-rossiya-kemerovo-gruzovaya-str-1-informaciya-soderzhashayasya-v-nastoyashem-ezhekvartalnom-otchete-podlezhit-raskritiyu-v-sootvetstvii-s-zakonodatelstvom-rossijskoj-federacii-o-cennih-bumagah-stranica-6.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.