.RU

Рабочая программа дисциплина «Проектирование автоматизированных систем»


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ


«УТВЕРЖДАЮ»
Декан факультета АТП
д.т.н. _______________ И. А. Авцинов

« _____ » __________________ 2005 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНА


«Проектирование автоматизированных систем»

__________________________________________________________________

(наименование дисциплины)

для специальности 210200 « Автоматизация технологических процессов

и производств »

(код и название специальности в соответствии с Классификатором направлений специальностей высшего

профессионального образования (приказ Госкомвуза №180 от 05.03.94 г.))

Направление ^ 657900 « Автоматизированные технологии и производства »

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры «Информационных

и управляющих систем»

« _____ » _______________ 2005 г., протокол № _____

Заведующий выпускающей кафедры ИУС __________ проф. В.К. Битюков

Программа рассмотрена на заседании методической комиссии ф–та АТП

« _____ » _______________ 2005 г., протокол № _____

Председатель МК по образованию в области

управления и информатизации: _____________ проф. И.А. Авцинов

(подпись)


ВОРОНЕЖ

2005 г.

^ 1. Цели и задачи дисциплины


Дисциплина «Проектирование автоматизированных систем» преподается в 8 и 9 семестрах и завершает профессиональную подготовку будущих специалистов в области автоматизации.

Цель изучения дисциплины «Проектирование автоматизированных систем» заключается в формировании знаний и умений для выполнения проектно–конструкторских работ по созданию систем автоматизации технологических процессов и производств.


^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:


Уметь:


Получить навыки:


При изучении дисциплины используется учебный материал, излагаемый студентам в курсах: «Теория управления», «ЭВМ и вычислительные системы», «Технические измерения и приборы», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Технические средства автоматизации», «Инженерная и компьютерная графика».

Знания и умения, приобретенные студентами при изучении данной дисциплины, используются при курсовом и дипломном проектировании.

В целях более глубокого изучения дисциплины рекомендуется темы курсового проекта по данной дисциплине с курсовыми работами по «Технические измерения и приборы», «Микропроцессоры и микроконтроллеры в системах управления» и расчетно–графическими работами по «Автоматизации технологических процессов и производств».

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

^ Виды работы
Общая

трудоемкость, ч

8 сем.

9 сем.

Аудиторная работа

  • Лекции

  • Практические занятия

Итого


51

34

85


17

17

34


34

17

51

Самостоятельная работа

  • Курсовые проекты

- разработка материала

пояснительной записки

- оформление пояснительной

записки

- графическая часть

  • Проработка конспектов лекций

  • Подготовка к практическим

занятиям

- создание графических

компонентов

- создание текстовых документов

55

28


7


5

16

15


12


8

4

18

5


6


4

2

37

28


7


5

16

10


6


4

2

Итоговый контроль (форма)

зач., экзамен

зач.

экзамен

Общая трудоемкость дисциплины, ч

140







Дисциплина входит в цикл

СД








^ 4. Содержание дисциплины


4.1. Разделы дисциплины и виды занятий




тем

Тема

Количество часов

Всего

Аудиторная работа

Лек.

Прак.

1

Общие сведения

о проектировании

2

2




2

Организация проектирования

и характеристика

проектной документации

4

2

2

3

Разработка

технического проекта

49

29

20

4

Автоматизация

проектных работ

12

4

8

5

Составление

рабочего проекта

16

12

4

6

Внедрение и эксплуатация

систем автоматизации

2

2




7

ИТОГО:

85

51

34


^ 4.2. Содержание разделов дисциплины


4.2.1. Общие сведения о проектировании – 2 ч.


Цели, задачи и критерии качества проектирования. Связь проектирования с НИР и ОКР. Влияние проектирования на последующие стадии создания систем автоматизации (строительно–монтажные, монтажные работы, эксплуатация систем). Организация проектного дела в стране, характеристика проектной и конструкторской документации, системы государственных стандартов и нормативной документации. Применение ЭВМ в проектировании. Учет экологических требований и техники безопасности на стадии проектирования.

Общие сведения о внедрении и эксплуатации систем автоматизации. Задачи и содержание монтажных и наладочных работ. Организация этих работ в отрасли. Инструментальные методы монтажа. Автоматизация наладочных работ. Задачи эксплуатации. Служба эксплуатации систем управления и контроля в отрасли.


^ 4.2.2. Организация проектирования и характеристика

проектной документации – 2 ч.


Организация проектирования. Системный подход к проектированию, его сущности и общие принципы. Содержание предпроектных работ. Задание на проектирование локальных систем и техническое задание на АСУ, их содержание и утверждение; разработка технико–экономического обоснования проекта.

Общая характеристика проектной документации. Состав и содержание графической и текстовой частей технического и рабочего проектов АСУ. Особенности проектирования АСУ для действующей и вновь создаваемых объектов.


^ 4.2.3. Разработка технического проекта


4.2.3.1. Построение и проектирование структурных схем управления. Особенности проектирования распределенных АСУ ТП. Структурная схема распределенной АСУ ТП – 2 ч.

4.2.3.2. Определение прикладных функций АСУ ТП. Информационная, управляющая и оптимизированные подсистемы АСУ ТП – 4 ч.

4.2.3.3. Выбор комплексов технических средств. Выбор типовых технических средств сбора, преобразования, переработки и отображения информации с учетом их метрологических характеристик. Особенности выбора информационно–управляющих вычислительных комплексов. Структурная схема КТС – 4ч.

4.2.3.4. Выбор точек контроля, сигнализации, управления и блокировки. Локальные схемы контроля и управления. Выполнение функциональных схем локальной автоматизации – 5 ч.

4.2.3.5. Схемы контроля и управления с использованием средств вычислительной техники. Режимы управления: супервизорный и НЦУ. Выполнение функциональных схем АСУ ТП – 4 ч.

4.2.3.6. Принципиальные электрические схемы. Общие правила разработки ПЭС – 2 ч.

4.2.3.7. Схемы технологической и аварийной сигнализации – 4 ч.

4.2.3.8. Схемы управления и блокировки. Составление алгоритма их работы – 4 ч.


^ 4.2.4. Автоматизация проектных работ – 4 ч.


Общие сведения о системах автоматизированного проектирования (САПР), их цели и функции: структуры САПР. Технические и программные средства автоматизации проектирования. Автоматизированное рабочее место проектировщика. Использование системы Автокад для выполнения проектных чертежей.


^ 4.2.5. Составление рабочего проекта – 12 ч.


4.2.5.1. Пункты управления. Выбор и размещение аппаратуры. Выбор типа и конструкции щитов и пультов. Компоновка приборов и аппаратуры на щитах и пультах, размещение электрических и трубных проводок – 6 ч.

4.2.5.2. Безщитовые пункты управления. Выбор и размещение аппаратуры: ЭВМ, дисплеев, функциональных клавиатур, мнемосхем, пультов и др. – 2 ч.

4.2.5.3. Внешние электрические и трубные проводки. Выбор проводов, кабелей, труб и трассовых конструкций. Схемы внешних электрических и трубных проводок – 4 ч.


^ 4.2.6. Внедрение и эксплуатация систем автоматизации – 2 ч.


Организация монтажных работ. Особенности одновременного монтажа объектов управления и систем автоматизации. Наладочные работы, их назначение, содержание и организация.

Стендовая проверка средств контроля и управления. Проверка электрических и трубных линий. Организация опытной эксплуатации систем и задача их ввода в промышленную эксплуатацию.

Структура, состав и функции службы эксплуатации систем автоматизации и метрологическое обеспечение.


^ 4.3. Перечень тем практических занятий


4.3.1. Составление фрагментов текстовых документов проектов систем автоматизации (технические задания, заказные спецификации) – 2 ч.

4.3.2. Составление функциональных структурных схем АСУ ТП (информационная, управляющая и оптимизационная подсистема АСУ ТП) – 4 ч.

4.3.3. Составление структурной схемы комплекса технических средств АСУ ТП – 4 ч.

4.3.4. Разработка функциональных схем локальной автоматизации – 4 ч.

4.3.5. Разработка функциональных схем автоматизации систем управления на базе программируемых контроллеров и ЭВМ – 4 ч.

4.3.6. Составление фрагментов графического проектного материала с использованием «Автокада» – 6 ч.

4.3.7. Разработка принципиальных электрических схем управления, сигнализации и защиты – 6 ч.

4.3.8. Компоновка приборов и аппаратуры на щитах и пультах. Размещение щитов и пультов в помещении – 4 ч.

Все практические занятия проводятся с использованием ПЭВМ и пакета программ для проектирования документации «Автокад».


^ 5. Содержание самостоятельной работы


5.1. Перечень тем курсовых проектов


Графическая часть проекта включает структурные схемы автоматизации, функциональные схемы автоматизации, принципиальные схемы, чертежи общего вида щита, стойки для размещения средств управления или пункта управления.

Текстовая часть проекта включает описание технологического процесса, как объекта управления, описание разработанных схем, обоснование принятых проектных решений и аппаратурных реализаций, перечень элементов и заказные спецификации.

Все проектные документы выполняются с использованием пакета программ «Автокад» и текстового процессора «Word».


^ 5.2. Перечень индивидуальных заданий



^ 6. Форма и содержание текущего итогового контроля


6.1. Текущий контроль


Проверка знаний студентов по итогам практических занятий.


^ 6.2. Промежуточный контроль


Контроль за выполнением курсового проекта и его защита.


6.3. Итоговый контроль


6.3.1. Зачет в 8 семестре. Зачет проводится в устной форме.

Перечень вопросов:

  1. Задачи проектирования

  2. Организация проектирования

  3. Этапы проектирования

  4. Предпроектные работы

  5. Техническое задание

  6. Состав технического проекта

  7. Структурные схемы автоматизации

  8. Структурная схема контроля и управления

  9. Структурная схема комплекса технических средств

  10. Структурная функциональная схема

  11. Функциональная схема автоматизации. Общие положения

  12. Графические обозначения средств автоматизации на ФСА

  13. Буквенные обозначения функций средств автоматизации

  14. Позиционные обозначения средств автоматизации

  15. Линии связи на ФСА


6.3.2. Экзамен в 9 семестре. Экзамен проводится по смешанной форме (письменно и устно).


Перечень вопросов:

  1. Организация проектного дела в России

  2. Характеристика проектной документации, системы государственных стандартов и нормативной документации

  3. Основные этапы создания и эксплуатации АСУ ТП

  4. Содержание предпроектных работ

  5. Техническое задание на проектирование АСУ ТП

  6. Структурная схема АСУ ТП

  7. Структурная схема комплекса технических средств АСУ ТП

  8. Функциональные подсистемы АСУ ТП

  9. Информационная подсистема и связь с другими подсистемами

  10. Управляющая подсистема и связь с другими подсистемами

  11. Оптимизирующая подсистема и связь с другими подсистемами

  12. Функциональные схемы локальной системы автоматизации. Общие принципы выполнения

  13. Графические и буквенные обозначения ФСА

  14. Функциональные схемы локальной системы автоматизации (каскадные, комбинированные системы управления)

  15. Линии связи комплекса систем управления

  16. Заказные спецификации

  17. Функциональные схемы АСУ ТП

  18. Реализация супервизорного режима управления

  19. Реализация непосредственного цифрового управления

  20. Принципиальные электрические схемы. Общие правила выполнения

  21. Схемы технологической сигнализации

  22. Схемы аварийной сигнализации

  23. Схемы управления и блокировки

  24. Цели, функции и структура САПР

  25. Автоматизированное рабочее место проектировщика

  26. Щиты, пульты, стативы, стойки. Компоновка приборов и аппаратуры управления

  27. Чертеж единичного щита, пульта и стойки

  28. Внешние электрические трубные проводки

  29. Внедрение и эксплуатация систем автоматизации

  30. Опытная эксплуатация АСУ ТП и ввод в промышленную эксплуатацию

Каждый билет содержит задачу по проектированию системы управления конкретным процессом, аппаратом пищевой или химической промышленности.


^ 7. Учебно–методическое обеспечение дисциплины


7.1. Основная литература


  1. Емельянов А.Н., Капник О.В. Проектирование систем автоматизации технологических процессов: Справочное пособие по содержанию и проектированию. 3–е изд., перераб. и доп. М.: Энергоиздат, 1983. 400 с.

  2. Клюев А.С. и др. Наладка средств автоматизации и автоматических систем регулирования. Справочное пособие. 2–е изд. М.: Энергоиздат, 1988. – 488 с.

  3. Клюев А.С. и др. Проектирование систем автоматизации технологических процессов. Справочное пособие. 2–е изд. М.: Энергоиздат, 1990. – 464 с.

  4. Мамиконов А.Г. Проектирование АСУ: Учебник для ВУЗов, М.: Высшая школа, 1987. – 303 с.

  5. Романычева Э.Т. и др. Автоматизация разработки и выполнения конструкторской документации.: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1990.–176с.

  6. Системы автоматизированного проектирования: Учебное пособие для ВУЗов в 9–ти кн. / Под ред. И.Н. Норенкова. М.: Высшая школа. 1986.

  7. Техника чтения схем автоматического управления и технологического контроля / Клюев А.С., Глазов Б.В., Миндин М.Б., Под ред. А.С. Клюева. 3–е изд. перераб и доп. – М.: Энергоиздат, 1991. – 432 с.


^ 7.2. Дополнительная литература


  1. Трегуб В.Г., Ладанюк А.П., Плужников Л.Н. Проектирование, монтаж и эксплуатация систем автоматизации в пищевой промышленности: Учебник для ВУЗов, М.: Агропромиздат, 1991. – 352 с.

  2. Наладка средств автоматизации и автоматических средств регулирования. Справочное пособие. Под ред. А.С. Клюева. 2–е изд. перераб. и доп. М.: Энергоиздат. 1989. – 368 с.

  3. Монтаж приборов и средств автоматизации. Справочник. Под ред. А.С. Клюева. 2–е изд. перераб. и доп. М.: Энергия. 1979. – 728 с.

  4. Наладка средств измерений и систем технологического контроля. Справочное пособие. Под ред. А.С. Клюева. 2–е изд. перераб. и доп. М.: Энергоиздат. 1990. – 400 с.

  5. Е.А. Калинский. Практические приемы чтения схем электроустановок. М.: Энергоиздат. 1988. – 368 с.

^ 7.3. Методический материал преподавателя


  1. Проектирование систем автоматизации. Методические указания к выполнению курсового проекта для студентов специальности 21.02 – «Автоматизация технологических процессов и производств» / Воронеж. технол. ин–т; сост. В.А. Приходай, С.М. Габович, В.Н. Копосов. Воронеж, 1991. – 24 с.

  2. Функциональные схемы автоматизации. Методика и общие принципы выполнения. Метод. указания к практическим занятиям по курсу: «Проектирование систем автоматизации» для студентов специальности 21.03 дневного обучения / Воронеж. технол. ин–т; сост. В.А. Приходай, С.М. Габович, В.Н. Копосов. Воронеж, 1991. – 40 с.

  3. Выполнение принципиальных электрических схем. Методические указания к практическим занятиям по курсу: «Проектирование систем управления» / Воронеж. гос. технол. академия.; сост. В.А. Приходай, С.М. Габович, Г.Н. Безрядина, Н.В. Суханова. Воронеж, 2001. 32 с.

  4. Методические указания к выполнению спецификации к проектам систем автоматизации технологических процессов / Воронеж. гос. технол. академия.; сост. В.А. Приходай, С.М. Габович, В.Н. Копосов, Г.Н. Безрядина. Воронеж, 1999. 32 с.


^ 7.4. Обучающие, контролирующие, расчетные компьютерные

программы и другие средства освоения дисциплины


Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования подготовки дипломированного специалиста по специальности 210200 «Автоматизация технологических процессов и производств».


Программу составили _______________ доц. Приходай В. А.

programma-socialno-pedagogicheskoj-raboti-po-socializacii-detej-iz-problemnih-semej-avtor-socialnij-pedagog.html
programma-socialno-psihologicheskogo-treninga-tolerantnosti-k-ekstremalnim-situaciyam-sostaviteli-kandidat-biologicheskih-nauk-docent-kafedri-valeopsihologii-i-fizicheskoj-kulturi-rgu-vasileva-o-s.html
programma-socialnoj-adaptacii-podrostkov.html
programma-sociologicheskogo-issledovaniya-po-opredeleniyu-prioritetnogo-agenta-socializacii-dlya-pod.html
programma-sodejstviya-ekonomicheskomu-razvitiyu.html
programma-soderzhit-dva-modulya-finansovij-i-informacionnij.html
  • school.bystrickaya.ru/kratkoe-soderzhanie-gspsnusa2352-stranica-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-pravovedenie-stranica-3.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakon-o-birzhevih-obligaciyah-dorabotayut-gosduma-rf-monitoring-smi-4-6-marta-2006-g.html
  • institut.bystrickaya.ru/temi-referatov-predmet-obshej-biologii-ego-zadachi-sushnost-zhizni-osnovnie-priznaki-i-svojstva-zhivoj-materii-obshaya-harakteristika-zhivogo.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tomskaya-oblast-lica-kotorim-prisuzhdeni-premii-v-razmere-30-tisyach-rublej.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-7-osnovnie-prioriteti-razvitiya-shkoli-v-20102011-uchebnom-godu-srednyaya-shkola-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-generalnogo-sekretarya-mrfks-garmaeva-v-r-o-vvedenii-oplati.html
  • education.bystrickaya.ru/112npv-poyasnitelnaya-zapiska-izuchenie-kursa-opiraetsya-na-materiali-sleduyushih-disciplin.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-24-parlamentskie-proceduri-monografiya-posvyashena-novomu-napravleniyu-v-nauke-lezhashemu-na-stike-sociologii-psihologii.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakon-o-tamozhennom-tarife-stranica-4.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/professiya-sportivnij-reporter-otkliki-redaktora-olga-odisharova-verstka-i-pechat-muk-tvorchesko-metodicheskij.html
  • books.bystrickaya.ru/bronhialnaya-astma-u-detej-i-podrostkov-lekciya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-klyuchevie-voprosi-5.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-kod-napravleniya-510800-naimenovanie-napravleniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rasskaz-i-a-bunina-holodnaya-osen.html
  • school.bystrickaya.ru/gelendzhik.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zasedanie-kluba-nachalos-s-togo-chto-vedushij-predstavil-drug-drugu-sorevnuyushiesya-komandi-i-ih-kapitanov-komanda-7-aklassa-nazvala-sebya-klop-komanda-lyuboznatelnih.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/avangardnij-kostyum.html
  • composition.bystrickaya.ru/otdel-obrazovaniya-administracii-sovetskogo-rajona-g-gomelya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-diplomnoj-raboti-dlya-studentov-specialnosti-kommercheskaya-deyatelnost.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-proektu-federalnogo-zakona-tehnicheskij-reglament-o-bezopasnosti-zdanij-i-sooruzhenij.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-vi-v-d-suhorukov-istoricheskoe-opisanie-zemli-vojska-donskogo.html
  • writing.bystrickaya.ru/kavkazskaya-idilliya-kodzoev-i-a-obval-roman.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/himiya-pishevareniya-racionalnogo-pitaniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/fondovaya-birzha.html
  • tasks.bystrickaya.ru/12-obshaya-har-ka-zap-realizma-geroj.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ontologium-hristianskoj-pravoslavnoj-nravstvennosti-skvoz-prizmu-bogosloviya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/samoanaliz-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-elektivnih-kursov-v-10-11-klassah.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/44-analiz-antialkogolnoj-kampanii-1985-goda-osnovi-sobriologii.html
  • literature.bystrickaya.ru/demenyovskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vv-kandinskij-abstrakcionist.html
  • spur.bystrickaya.ru/matchi-s-uchastiem-legendarnih-hokkeistov-budut-provoditsya-ezhegodno-internet-resurs-wwwprima-tvru-01122011.html
  • student.bystrickaya.ru/3-vzaimosvyaz-semioticheskih-nauk-charlz-uilyam-morris-osnovaniya-teorii-znakov.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-i--obshie-polozheniya-poyasnitelnaya-zapiska-k-ustavu-territorialnoj-gromadi-goroda-sevastopolya-voprosi-territorii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.