ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Региональная общественная организация ученых
.RU

ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Региональная общественная организация ученых


^ ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СПОРТА:

-----------------------------------------------------------------------

ТИПЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ^ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТРЕНЕРОВ ПО СПОРТУ


Г.В. Лозовая

С целью выявления типов удовлетворенности у тренеров по спорту испытуемые предварительно были разделены на две группы: на удовлетворенных и на неудовлетворенных профессиональной деятельностью в целом. Различия между этими двумя группами оказались достоверными при p  0,001. Затем обе группы по отдельности были подвергнуты процедуре ротации. В результате факторного анализа удалось вывить два типа удовлетворенности и два типа неудовлетворенности профессиональной деятельностью у тренеров по спорту.

^ Первый тип удовлетворенности профессиональной деятель-ностью включает в себя удовлетворенность собственным профес-сионализмом, своим профессиональным статусом, отношениями с руководством и деятельностью в целом. Этот тип можно было бы охарактеризовать как «удовлетворенность собой в профес-сиональной деятельности» или «удовлетворенность самоут-верждением в профессиональной деятельности», поскольку, как отмечает С.А. Лебедев (2001), самоутверждение направлено на реализацию разнообразных личностных амбиций, на повышение своей значимости, на достижение определенной статусной позиции, на приобретение и усиление чувства уверенности в себе, на достижении определенных результатов деятельности и утверждения на этой основе своей общественной и личной значимости. Вполне отчетлив психологический портрет тренеров, испытывающих удов-летворенность данного типа. Это тренеры - старшие по возрасту, с большим стажем. Они обладают высокой самооценкой как личностных, так и профессиональных качеств, ставят реально достижимые цели, о чем свидетельствует небольшая величина разрыва между уровнем притязаний и самооценкой. Интересно, что эти тренеры наиболее успешными оказались в образовательном плане. Вероятно, уверенность тренера в себе способствует их успешности в передаче необходимых знаний и умений.

^ Второй тип удовлетворенности профессиональной деятель-ностью включает в себя удовлетворенность перспективами карьерного роста, престижностью профессии, возможностью для самосовершенствования и своей профессиональной подготовкой. Этот тип удовлетворенности можно было бы характеризовать как «удовлетворенность возможностями профессиональной деятель-ности» или же «удовлетворенность возможностью самореализации» в ней, поскольку, как отмечает С.И. Бузукин (2001), самореализация осуществляется в деятельности и раскрывается в ней и предполагает совершенствование и реализацию человеком своих способностей, умений, навыков и при этом важной составляющей является профессиональный рост человека, его становление как специалиста.

Среди личностных характеристик тренеров отмечены высокий профес-сиональный уровень притязаний, высокая внешняя поло-жительная мотивация (ориентация на карьеру), высокая внутренняя мотивация (ориентация на саму деятельность). Тренеры, обладающими этими качествами, как оказалось, наиболее успешны в соревновательном плане, что может быть объяснено их высоким честолюбием.

Факторный анализ также был проведен и на группе тренеров, в целом не удовлетворенных своей профессиональной деятельностью. Полученные два типа неудовлетворенности тренеров своей професмсиональной деятельностью, эти типы сходны с типами удовлетворенности, как бы их «зеркальное отражение».

^ Первый тип неудовлетворенности профессиональной деятель-ностью включает в себя неудовлетворенность перспективами карьеры и престижностью своей профессии. В рамках этой профессиональной деятельности их удерживает удовлетворенность возможностью широкого общения в ее рамках, удовлетворенность профессией в целом и удовлетворенность возможностью творчества. В целом, данный тип неудовлетворенности можно охарактеризовать как «неудовлетворенность возможностью карьерного роста». Тренеры, переживающие данный тип неудовлетворенности, молодого возраста, с небольшим стажем педагогической деятель-ности, обладающие высоким уровнем притязаний (как общим, так и профессиональным), высокой внутренней и внешней отрицательной (ориентация на избегание всевозможных неприятностей) профессиональной мотивацией. Можно сделать вывод, что эти тренеры обладают завышенными амбициями, которые, по их мнению, невозможно удовлетворить в рамках данной профес-сиональной деятельности. Однако, именно тренеры этой категории оказались наиболее успешными в воспитании своих учеников, что связанно с их направленностью на творчество и общение со спортсменами.

^ Второй тип неудовлетворенности профессиональной деятель-ностью тренера по спорту включает в себя неудовлетворенность деятельностью в целом и своими результатами. В рамках своей профессиональной деятельности их удерживает удовлетворенность содержанием деятельности, соответствием профессии своему характеру, возможностью для самосовершенствования в ней. Этот тип неудовлетворенности можно охарактеризовать как «неудовлетворенность собой» в профессиональной деятельности. Тренеры с данным типом неудовлетворенности отличаются низкой самооценкой своих личностных и профессиональных качеств, низкой внешней отрицательной мотивацией и большим разрывом профессионального уровня притязаний и самооценки (ставят нереально высокие планы и низко оценивают степень их реализации). Эти тренеры неуверенны в себе и, как следствие, мало ценят свои профессиональные достижения. Данный тип тренеров оказался наиболее успешным в оздоровлении своих учеников, что может быть объяснено их мягкостью и гуманностью.

Таким образом, существуют два типа удовлетворенности (самоутверждением и возможностью самореализации) и неудовлетворенности тренеров по спорту (возможностью карьеры и собой как профессионалом) своей профессиональной деятель-ностью.

Тренеры, склонные к переживанию их, характеризуются некоторыми особенными личностными чертами и успешны в различных сферах учебно-тренировочной деятельности. Полученные данные можно использовать в целях коррекции тех аспектов профессиональной деятельности, которые являются источниками неудовлетворенности тренеров с учетом их личностных особенностей.

rabochaya-programma-po-literature-buryatii-dlya-10-b-klassa-sostavlena-na-osnove-primernoj-programmi-po-buryatskoj-literature-dlya-obsheobrazovatelnih-shkol-s-dvuyazichnoj-obrazovatelnoj-sredoj-avtor-e.html
rabochaya-programma-po-literature-dlya-10-klassa-5-chasov-v-nedelyu-vsego-175-chasov.html
rabochaya-programma-po-literature-dlya-10-klassa-sostavlena-na-osnove-sleduyushih-dokumentov-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-dlya-osnovnoj-obshej-shkoli-2004-goda.html
rabochaya-programma-po-literature-dlya-10-klassa.html
rabochaya-programma-po-literature-dlya-11-klassa-uchitelya-russkogo-yazika-i-literaturi-visshej-kategorii-stepuninoj-veri-nikolaevni.html
rabochaya-programma-po-literature-dlya-5-klassa-po-programme-pod-redakciej-g-s-merkina-razrabotala-egorova-lyudmila-nikolaevna-uchitel-russkogo-yazika-i-literaturi.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-vipolneniya-plana-pervoocherednih-dejstvij-po-realizacii-iniciativi.html
  • testyi.bystrickaya.ru/43-organizaciya-uchebnogo-processa-otchet-po-itogam-samoobsledovaniya-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-abiturienti-rekomendovannie-k-zachisleniyu-na-mesta-s-oplatoj-stoimosti-obucheniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/m-v-dmitriev-odna-iz-ne-tolko-vazhnih-no-i-ostro-sovremennih-dazhe-politizirovannih-tem-nashego-universitetskogo-prepodavaniya-eto-tema-identichnosti-i-granic-evropi-v-sootnesenii-s-rolyu-hristianstva-i-inih-relig.html
  • education.bystrickaya.ru/-nedobrosovestnih-perevozchikov-uberut-s-marshrutov-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-v-ivanchenko-plenarnoe-zasedanie.html
  • shkola.bystrickaya.ru/specifika-raboti-sekretarya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/avtor-nazvanie-knigi-52-000-pyatdesyat-dve-tisyachi-rub-00kop-v-t-ch-nds.html
  • spur.bystrickaya.ru/kompleksnij-investicionnij-plan-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-shumerlya-na-2010-2012-godi-i-na-period-do-2020-goda.html
  • predmet.bystrickaya.ru/russkij-yazik-v-mire-vestnik-mapryal-ot-pervogo-nomera-do-pyatidesyatogo-kratkij-ekskurs.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/princip-socialnosti-posvyashaetsya-80-letiyu-nngasu-1930-2010-gg-sistema-socialnoj-ekologii-nizhnij-novgorod-2010.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-kursa-povisheniya-kvalifikacii-professorsko-prepodavatelskogo-sostava-po-napravleniyu-kompleksnie-sistemi-informacionnoj-bezopasnosti.html
  • letter.bystrickaya.ru/muzika-sabai-3-sinip-oo-oblisi-abaj-audani-93-v-tereshkova-atindai-zhalpi-orta-mektep-muzika-pn-malm-sardarbekova-gulnar-dajindaan-orkestr-ramindai-aspaptar.html
  • desk.bystrickaya.ru/pedagogicheskoe-obespechenie-informacionno-obrazovatelnoj-sredi-sredstvami-setevih-i-multimedia-tehnologij.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urokov-po-teme-umnozhenie-i-delenie-obiknovennih-drobej-stranica-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/n-s-zajceva-e-a-zadorozhnaya-v-a-nikitin-o-v-etezova-stranica-10.html
  • grade.bystrickaya.ru/mgnovennoe-poznanie-talbot-majkl-golograficheskaya-vselennaya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/12-osnovnie-napravleniya-analiza-finansovih-rezultatov-deyatelnosti-predpriyatiya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-predmeta-osnovi-ekonomiki-po-specialnosti-himicheskaya-tehnologiya-organicheskih-veshestv-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/biologiya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-gosudarstvennaya-sistema-obespecheniya-edinstva-izmerenij-rashod-vodi-na-rekah-i-kanalah-metodika-vipolneniya-izmerenij-metodom-skorost-ploshad.html
  • testyi.bystrickaya.ru/anatolij-marchenko-o-sebe-vse-rasskazal-sam-stranica-23.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/praktikant-v-yuridicheskij-otdel-vremennaya-rabota-s-perspektivoj-na-postoyannoe-mesto-raboti-vozmozhna-oplata-pri-horoshih-rezultatah-raboti-stranica-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/akcii-po-zakonodatelstvu-rossijskoj-federacii.html
  • school.bystrickaya.ru/izobrazitelnie-sredstva-radio-7-radioveshanie-istoriya-razvitiya-izobrazitelnie-sredstva-radiozhurnalistika.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rasprostranenie-difillobotrioza-v-kostromskoj-oblasti-i-borba-s-nim.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-po-obshestvoznaniyu-vvedenie-v-sovremennie-socialnie-problemi.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-botanika-dlya-studentov-specialnosti-020803-bioekologiya-napravleniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/kakuyu-vodu-mi-pem-analiz-kachestva-pitevoj-vodi-rez-ternii-k-zvezdam-materiali-64-j-itogovoj-mezhvuzovskoj-nauchnoj.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trudi-3-ego-soveshaniya-upravlenie-dvizheniem-malogabaritnih-sputnikov.html
  • letter.bystrickaya.ru/nazvanie-tezisov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/portable-computers-kurs-letnyaya-sessiya-great-britain-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-osnovi-sociologii-i-politologii-dlya-specialnosti-2202-avtomatizirovannie-sistemi-obrabotki-informacii-i-upravleniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proekta-gorbachevskie-chteniya-stranica-9.html
  • nauka.bystrickaya.ru/udivitelnie-treugolniki-v-loskutnom-shite.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.