.RU

ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Региональная общественная организация ученых


^ ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СПОРТА:

-----------------------------------------------------------------------

ТИПЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ^ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТРЕНЕРОВ ПО СПОРТУ


Г.В. Лозовая

С целью выявления типов удовлетворенности у тренеров по спорту испытуемые предварительно были разделены на две группы: на удовлетворенных и на неудовлетворенных профессиональной деятельностью в целом. Различия между этими двумя группами оказались достоверными при p  0,001. Затем обе группы по отдельности были подвергнуты процедуре ротации. В результате факторного анализа удалось вывить два типа удовлетворенности и два типа неудовлетворенности профессиональной деятельностью у тренеров по спорту.

^ Первый тип удовлетворенности профессиональной деятель-ностью включает в себя удовлетворенность собственным профес-сионализмом, своим профессиональным статусом, отношениями с руководством и деятельностью в целом. Этот тип можно было бы охарактеризовать как «удовлетворенность собой в профес-сиональной деятельности» или «удовлетворенность самоут-верждением в профессиональной деятельности», поскольку, как отмечает С.А. Лебедев (2001), самоутверждение направлено на реализацию разнообразных личностных амбиций, на повышение своей значимости, на достижение определенной статусной позиции, на приобретение и усиление чувства уверенности в себе, на достижении определенных результатов деятельности и утверждения на этой основе своей общественной и личной значимости. Вполне отчетлив психологический портрет тренеров, испытывающих удов-летворенность данного типа. Это тренеры - старшие по возрасту, с большим стажем. Они обладают высокой самооценкой как личностных, так и профессиональных качеств, ставят реально достижимые цели, о чем свидетельствует небольшая величина разрыва между уровнем притязаний и самооценкой. Интересно, что эти тренеры наиболее успешными оказались в образовательном плане. Вероятно, уверенность тренера в себе способствует их успешности в передаче необходимых знаний и умений.

^ Второй тип удовлетворенности профессиональной деятель-ностью включает в себя удовлетворенность перспективами карьерного роста, престижностью профессии, возможностью для самосовершенствования и своей профессиональной подготовкой. Этот тип удовлетворенности можно было бы характеризовать как «удовлетворенность возможностями профессиональной деятель-ности» или же «удовлетворенность возможностью самореализации» в ней, поскольку, как отмечает С.И. Бузукин (2001), самореализация осуществляется в деятельности и раскрывается в ней и предполагает совершенствование и реализацию человеком своих способностей, умений, навыков и при этом важной составляющей является профессиональный рост человека, его становление как специалиста.

Среди личностных характеристик тренеров отмечены высокий профес-сиональный уровень притязаний, высокая внешняя поло-жительная мотивация (ориентация на карьеру), высокая внутренняя мотивация (ориентация на саму деятельность). Тренеры, обладающими этими качествами, как оказалось, наиболее успешны в соревновательном плане, что может быть объяснено их высоким честолюбием.

Факторный анализ также был проведен и на группе тренеров, в целом не удовлетворенных своей профессиональной деятельностью. Полученные два типа неудовлетворенности тренеров своей професмсиональной деятельностью, эти типы сходны с типами удовлетворенности, как бы их «зеркальное отражение».

^ Первый тип неудовлетворенности профессиональной деятель-ностью включает в себя неудовлетворенность перспективами карьеры и престижностью своей профессии. В рамках этой профессиональной деятельности их удерживает удовлетворенность возможностью широкого общения в ее рамках, удовлетворенность профессией в целом и удовлетворенность возможностью творчества. В целом, данный тип неудовлетворенности можно охарактеризовать как «неудовлетворенность возможностью карьерного роста». Тренеры, переживающие данный тип неудовлетворенности, молодого возраста, с небольшим стажем педагогической деятель-ности, обладающие высоким уровнем притязаний (как общим, так и профессиональным), высокой внутренней и внешней отрицательной (ориентация на избегание всевозможных неприятностей) профессиональной мотивацией. Можно сделать вывод, что эти тренеры обладают завышенными амбициями, которые, по их мнению, невозможно удовлетворить в рамках данной профес-сиональной деятельности. Однако, именно тренеры этой категории оказались наиболее успешными в воспитании своих учеников, что связанно с их направленностью на творчество и общение со спортсменами.

^ Второй тип неудовлетворенности профессиональной деятель-ностью тренера по спорту включает в себя неудовлетворенность деятельностью в целом и своими результатами. В рамках своей профессиональной деятельности их удерживает удовлетворенность содержанием деятельности, соответствием профессии своему характеру, возможностью для самосовершенствования в ней. Этот тип неудовлетворенности можно охарактеризовать как «неудовлетворенность собой» в профессиональной деятельности. Тренеры с данным типом неудовлетворенности отличаются низкой самооценкой своих личностных и профессиональных качеств, низкой внешней отрицательной мотивацией и большим разрывом профессионального уровня притязаний и самооценки (ставят нереально высокие планы и низко оценивают степень их реализации). Эти тренеры неуверенны в себе и, как следствие, мало ценят свои профессиональные достижения. Данный тип тренеров оказался наиболее успешным в оздоровлении своих учеников, что может быть объяснено их мягкостью и гуманностью.

Таким образом, существуют два типа удовлетворенности (самоутверждением и возможностью самореализации) и неудовлетворенности тренеров по спорту (возможностью карьеры и собой как профессионалом) своей профессиональной деятель-ностью.

Тренеры, склонные к переживанию их, характеризуются некоторыми особенными личностными чертами и успешны в различных сферах учебно-тренировочной деятельности. Полученные данные можно использовать в целях коррекции тех аспектов профессиональной деятельности, которые являются источниками неудовлетворенности тренеров с учетом их личностных особенностей.

rabochaya-programma-po-literature-buryatii-dlya-10-b-klassa-sostavlena-na-osnove-primernoj-programmi-po-buryatskoj-literature-dlya-obsheobrazovatelnih-shkol-s-dvuyazichnoj-obrazovatelnoj-sredoj-avtor-e.html
rabochaya-programma-po-literature-dlya-10-klassa-5-chasov-v-nedelyu-vsego-175-chasov.html
rabochaya-programma-po-literature-dlya-10-klassa-sostavlena-na-osnove-sleduyushih-dokumentov-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-dlya-osnovnoj-obshej-shkoli-2004-goda.html
rabochaya-programma-po-literature-dlya-10-klassa.html
rabochaya-programma-po-literature-dlya-11-klassa-uchitelya-russkogo-yazika-i-literaturi-visshej-kategorii-stepuninoj-veri-nikolaevni.html
rabochaya-programma-po-literature-dlya-5-klassa-po-programme-pod-redakciej-g-s-merkina-razrabotala-egorova-lyudmila-nikolaevna-uchitel-russkogo-yazika-i-literaturi.html
  • klass.bystrickaya.ru/62-izmenenie-entropii-v-izoprocessah-s-i-kuznecov-molekulyarnaya-fizika.html
  • desk.bystrickaya.ru/pelop.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gosudarstvennie-garantii-okazaniya-besplatnoj-medicinskoj-pomoshi-zakon-chelyabinskoj-oblasti-ot-27-10-2005-n-414-zo.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-podgotovke-k-ekzamenacionnomu-testu-po-literature-na-vstupitelnih-ispitaniyah-v-2012-godu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-13-sredstva-zashiti-sajta-rabochaya-programma-disciplina-ds-09-mirovie-informacionnie-resursi-i-seti-specialnost.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-7-b-klassa-tema-sozdanie-geograficheskogo-obraza-territorii-materik-yuzhnaya-amerika.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-investicionnie-proekti-realizuemie-v-apk-agropromishlennogo-kompleksa-i-selskih-territorij-v.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nazvanie-tura.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-44-upotreblenie-dlya-oboznacheniya-myagkosti-soglasnih-vnutri-morfemi-i-na-stike-morfem-posle-shipyashih-v-raznih-chastyah-rechi.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vopros-o-proishozhdenii-vospitaniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sushestvuyut-dve-osnovnih-gruppi-koncepcij-pribilnosti-na-osnove-teorij-stoimosti-i-na-osnove-neopredelennosti-oni-sushestvenno-razlichayutsya-v-otvete-na-vopros-stranica-12.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vopros-3-k-ekzamenacionnim-biletam-2-13-na-vipusknom-ekzamene-po-fizike-11-j-klass.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-masati-blmdlg-oushilardi-nruiz-molekulasin-zertteu-dster-tanistiru.html
  • books.bystrickaya.ru/dobro-pozhalovat-v-stranu-shaftlandiyu.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchyot-po-presse-17-dekabrya.html
  • letter.bystrickaya.ru/minornij-belok-sivorotki-krovi-svyazannij-s-beremennostyu-alfa-2-glikoprotein-teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekti-03-00-04-biohimiya-stranica-3.html
  • turn.bystrickaya.ru/perevod-s-anglijskogo-o-g-kuznecovoj.html
  • studies.bystrickaya.ru/2-sostav-posledovatelnost-i-sroki-vipolneniya-administrativnih-procedur-dejstvij-trebovaniya-k-poryadku-ih-vipolneniya.html
  • education.bystrickaya.ru/1-bu-v-informacionnoj-sisteme-upravleniya-ek-koj-org-cii.html
  • tests.bystrickaya.ru/likero-vodochnij-zavod-habarovskij-stranica-10.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-uchet-osnovnih-sredstv-9-strahovanie-obekti-strahovaniya-interesi-strahovanie-kotorih-ne-dopuskaetsya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/selskoe-hozyajstvo-doklad-podgotovlen-v-ramkah-gosudarstvennogo-kontrakta-na-postavku-informacionnih-i-statisticheskih.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-ekonomike-bazovij-uroven-10-11.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-direktora-ou-po-itogam-uchebnogo-goda-i-finansovogo-polugodiya-9-analiz-raboti-us-shkoli-i-planirovanie-na-sleduyushij-uchebnij-god-9.html
  • abstract.bystrickaya.ru/22-proekt-pereseleniya-municipalnogo-obrazovaniya-lenskij-rajon-programma-respubliki-saha-yakutiya-po-okazaniyu.html
  • lecture.bystrickaya.ru/akcionernoe-predpriyatie-v-sisteme-rinochnih-otnoshenij-chast-3.html
  • crib.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-stranica-19.html
  • bukva.bystrickaya.ru/uchebnik-prednaznachen-dlya-obucheniya-i-povisheniya-kvalifikacii-v-vuzah-nii-ministerstva-zdravoohraneniya-osushestvlyayushih-podgotovku-kadrov-dlya-medicinskoj-sluzhbi-grazhdanskoj-oboroni-stranica-16.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-programme-ekonomicheskogo-i-socialnogo-razvitiya-stranica-6.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tekst-vzyat-s-psihologicheskogo-sajta-http-www-myword-ru-detskaya-rech-psiholingvisticheskie-issledovaniya-moskva-2001.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-na-2011-2016-godi-missiya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/01-01-shubert-muzikalnij-moment-f-moll-vilgelm-kempf-02-02-bah-i-s-horalnaya-prelyudiya-f-moll-lajonel-rogg-03-03-brams-intermecco-op-117-2-artu.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-5-uroki-mudrosti.html
  • bukva.bystrickaya.ru/raza-proehali-otkuda-to-sleva-veter-rech-kazennuyu-obrivkami-donosil-mi-tipa-ne-zonu.html
  • control.bystrickaya.ru/detskaya-odarennost-chast-15.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.