.RU

ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Региональная общественная организация ученых


^ ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СПОРТА:

-----------------------------------------------------------------------

ТИПЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ^ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТРЕНЕРОВ ПО СПОРТУ


Г.В. Лозовая

С целью выявления типов удовлетворенности у тренеров по спорту испытуемые предварительно были разделены на две группы: на удовлетворенных и на неудовлетворенных профессиональной деятельностью в целом. Различия между этими двумя группами оказались достоверными при p  0,001. Затем обе группы по отдельности были подвергнуты процедуре ротации. В результате факторного анализа удалось вывить два типа удовлетворенности и два типа неудовлетворенности профессиональной деятельностью у тренеров по спорту.

^ Первый тип удовлетворенности профессиональной деятель-ностью включает в себя удовлетворенность собственным профес-сионализмом, своим профессиональным статусом, отношениями с руководством и деятельностью в целом. Этот тип можно было бы охарактеризовать как «удовлетворенность собой в профес-сиональной деятельности» или «удовлетворенность самоут-верждением в профессиональной деятельности», поскольку, как отмечает С.А. Лебедев (2001), самоутверждение направлено на реализацию разнообразных личностных амбиций, на повышение своей значимости, на достижение определенной статусной позиции, на приобретение и усиление чувства уверенности в себе, на достижении определенных результатов деятельности и утверждения на этой основе своей общественной и личной значимости. Вполне отчетлив психологический портрет тренеров, испытывающих удов-летворенность данного типа. Это тренеры - старшие по возрасту, с большим стажем. Они обладают высокой самооценкой как личностных, так и профессиональных качеств, ставят реально достижимые цели, о чем свидетельствует небольшая величина разрыва между уровнем притязаний и самооценкой. Интересно, что эти тренеры наиболее успешными оказались в образовательном плане. Вероятно, уверенность тренера в себе способствует их успешности в передаче необходимых знаний и умений.

^ Второй тип удовлетворенности профессиональной деятель-ностью включает в себя удовлетворенность перспективами карьерного роста, престижностью профессии, возможностью для самосовершенствования и своей профессиональной подготовкой. Этот тип удовлетворенности можно было бы характеризовать как «удовлетворенность возможностями профессиональной деятель-ности» или же «удовлетворенность возможностью самореализации» в ней, поскольку, как отмечает С.И. Бузукин (2001), самореализация осуществляется в деятельности и раскрывается в ней и предполагает совершенствование и реализацию человеком своих способностей, умений, навыков и при этом важной составляющей является профессиональный рост человека, его становление как специалиста.

Среди личностных характеристик тренеров отмечены высокий профес-сиональный уровень притязаний, высокая внешняя поло-жительная мотивация (ориентация на карьеру), высокая внутренняя мотивация (ориентация на саму деятельность). Тренеры, обладающими этими качествами, как оказалось, наиболее успешны в соревновательном плане, что может быть объяснено их высоким честолюбием.

Факторный анализ также был проведен и на группе тренеров, в целом не удовлетворенных своей профессиональной деятельностью. Полученные два типа неудовлетворенности тренеров своей професмсиональной деятельностью, эти типы сходны с типами удовлетворенности, как бы их «зеркальное отражение».

^ Первый тип неудовлетворенности профессиональной деятель-ностью включает в себя неудовлетворенность перспективами карьеры и престижностью своей профессии. В рамках этой профессиональной деятельности их удерживает удовлетворенность возможностью широкого общения в ее рамках, удовлетворенность профессией в целом и удовлетворенность возможностью творчества. В целом, данный тип неудовлетворенности можно охарактеризовать как «неудовлетворенность возможностью карьерного роста». Тренеры, переживающие данный тип неудовлетворенности, молодого возраста, с небольшим стажем педагогической деятель-ности, обладающие высоким уровнем притязаний (как общим, так и профессиональным), высокой внутренней и внешней отрицательной (ориентация на избегание всевозможных неприятностей) профессиональной мотивацией. Можно сделать вывод, что эти тренеры обладают завышенными амбициями, которые, по их мнению, невозможно удовлетворить в рамках данной профес-сиональной деятельности. Однако, именно тренеры этой категории оказались наиболее успешными в воспитании своих учеников, что связанно с их направленностью на творчество и общение со спортсменами.

^ Второй тип неудовлетворенности профессиональной деятель-ностью тренера по спорту включает в себя неудовлетворенность деятельностью в целом и своими результатами. В рамках своей профессиональной деятельности их удерживает удовлетворенность содержанием деятельности, соответствием профессии своему характеру, возможностью для самосовершенствования в ней. Этот тип неудовлетворенности можно охарактеризовать как «неудовлетворенность собой» в профессиональной деятельности. Тренеры с данным типом неудовлетворенности отличаются низкой самооценкой своих личностных и профессиональных качеств, низкой внешней отрицательной мотивацией и большим разрывом профессионального уровня притязаний и самооценки (ставят нереально высокие планы и низко оценивают степень их реализации). Эти тренеры неуверенны в себе и, как следствие, мало ценят свои профессиональные достижения. Данный тип тренеров оказался наиболее успешным в оздоровлении своих учеников, что может быть объяснено их мягкостью и гуманностью.

Таким образом, существуют два типа удовлетворенности (самоутверждением и возможностью самореализации) и неудовлетворенности тренеров по спорту (возможностью карьеры и собой как профессионалом) своей профессиональной деятель-ностью.

Тренеры, склонные к переживанию их, характеризуются некоторыми особенными личностными чертами и успешны в различных сферах учебно-тренировочной деятельности. Полученные данные можно использовать в целях коррекции тех аспектов профессиональной деятельности, которые являются источниками неудовлетворенности тренеров с учетом их личностных особенностей.

rabochaya-programma-po-literature-buryatii-dlya-10-b-klassa-sostavlena-na-osnove-primernoj-programmi-po-buryatskoj-literature-dlya-obsheobrazovatelnih-shkol-s-dvuyazichnoj-obrazovatelnoj-sredoj-avtor-e.html
rabochaya-programma-po-literature-dlya-10-klassa-5-chasov-v-nedelyu-vsego-175-chasov.html
rabochaya-programma-po-literature-dlya-10-klassa-sostavlena-na-osnove-sleduyushih-dokumentov-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-dlya-osnovnoj-obshej-shkoli-2004-goda.html
rabochaya-programma-po-literature-dlya-10-klassa.html
rabochaya-programma-po-literature-dlya-11-klassa-uchitelya-russkogo-yazika-i-literaturi-visshej-kategorii-stepuninoj-veri-nikolaevni.html
rabochaya-programma-po-literature-dlya-5-klassa-po-programme-pod-redakciej-g-s-merkina-razrabotala-egorova-lyudmila-nikolaevna-uchitel-russkogo-yazika-i-literaturi.html
  • holiday.bystrickaya.ru/monografiya-chast-1-stranica-22.html
  • letter.bystrickaya.ru/obzor-novinok-id-piter-fevral-2012g-kompyuternaya-i-tehnicheskaya-literatura.html
  • writing.bystrickaya.ru/drugoe-pressa-gosduma-rf-monitoring-smi-19-dekabrya-2006-g.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/komplektnie-raspredelitelnie-ustrojstva.html
  • shkola.bystrickaya.ru/perceptivnaya-storona-obsheniya-fenomen-pervogo-vpechatleniya-o-cheloveke.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kees-nrpejst-alash-ozalisi-tarihin-zertteuge-osan-les.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kitajskaya-armiya-vo-vtoroj-polovine-xix-nachale-hh-veka.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-1-go-kursa-sootvetstvuet-programme-9-klassa-rasshirennogo-izucheniya-biologii-po-teme-fiziologiya-zhivotnih-chelovek-i-ego-zdorove.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-iy-instrumentarii-zashiti-v-trudovom-prave-pravovie-problemi-zashiti-trudovih-prav-rabotnikov-v-usloviyah.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-zerkalo-galadriel-predislovie.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravila-po-ohrane-truda-v-lesozagotovitelnom-derevoobrabativayushem-proizvodstvah-i-pri-provedenii-lesohozyajstvennih-rabot-pot-rm-001-97-stranica-9.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rinok-rabochej-sili.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/xxii-srazhenie-belie-i-sinie-dyuma.html
  • writing.bystrickaya.ru/adovkatura-v-rossii-chast-52.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rajonnaya-konferenciya-festival-tvorchestva-obuchayushihsya-excelsior-2009.html
  • institut.bystrickaya.ru/tablica-1-tis-rub-metodicheskie-ukazaniya-i-tematika-kontrolnih-rabot-po-discipline-ekonomika-predpriyatiya-dlya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sistemi-iskusstvennogo-intellekta.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-politicheskih-partij-ih-regionalnih-otdelenij-i-inih-strukturnih-podrazdelenij-obsherossijskih-obshestvennih-obedinenij-i-inih-obshestvennih-obedinenij-stranica-3.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-panovo-kustovskij-filial-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-ivanovskoj-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-ot-20-g-rabochaya-programma-po-tehnologii-5-8-klassi-devochki-vorobevoj-lidii-dmitrievni.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kvalifikacionnij-spravochnik-stranica-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-o-deyatelnosti-fbou-spo-bijskij-leshoz-tehnikum.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tereshkin-vi-sm-markovskij-dv-dolgachev-g-i-zakatov-l-p-oreshko-a-g-pikalov-v-v-skoryupin.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-i-tehnologiya-tehnicheskogo-obsluzhivaniya-i-remonta-sdm.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vozhdi-v-zakone-stranica-13.html
  • znanie.bystrickaya.ru/6-pusk-i-naladka-ochistnih-sooruzhenij-normirovanie-i-standartizaciya-territorialnie-stroitelnie-normi-tehnicheskie.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12-baudolino-pishet-pismo-ot-presvitera-ioanna-umberto-eko.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-komiteta-stranica-28.html
  • assessments.bystrickaya.ru/detskij-dom-shkola-m-oskovskaya-obl-g-orehovo-zuevo-ul-gagarina-d-telfaks-4-12-73-54.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-1vzaimodejstvie-urovnej-modeli-osi-kurs-lekcij-po-discipline-kompyuternie-seti-i-telekommunikacii-dlya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-xii-soblyudenie-obryadov-blagochestiya-redakcionnaya-kollegiya-serii-ekonomicheskaya-misl-zapada.html
  • predmet.bystrickaya.ru/silami-entuziastov-schitaetsya-chto-blagotvoritelnost-zarodilas-eshe-v-drevnej-grecii-pervim-filantropom-priznaetsya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ponyatie-dokazatelstva-istochniki-dokazatelstv.html
  • school.bystrickaya.ru/bolshaya-enciklopediya-massazha-stranica-5.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-a-timiryazeva-fgou-vpo-rgau-msha-imeni-k-a-timiryazeva-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.