.RU

Психологическое здоровье педагога стратегия деятельности педагога-психолога


Психологическое здоровье педагога -

стратегия деятельности педагога-психолога

Бардакова Е.С., педагог-психолог

МДОУ д/с №2 г. Белгорода


Надо знать секрет жизни: «Лечите душу ощущениями, а ощущения пусть врачует душа».

Б. Пруст


Современный мир предъявляет к человеку довольно жесткие требования. Качественный уровень жизни сегодня невозможен без стрессоустойчивости, высокой личной эффективности, грамотного распределения времени и сил.

Быть счастливым, а не казаться; удовлетворять свои потребности одновременно в карьере, в личной жизни и других сферах на фоне всеобщей усталости и повышенной невротизации бывает очень трудно.

Продуктивные оптимисты кажутся сверхлюдьми. А порой вызывают зависть, усугубляя и без того невеселое настроение.

На самом деле, секрет счастливой жизни доступен каждому. Нужно всего лишь немного себя перенаправить, знать секреты успеха и побороть свои страхи.

Профессия педагога относится к духовно опасным. Право оценивать другого эмоционально незрелому человеку дает ощущение власти и непогрешимости, которое действу­ет как наркотик. Взгляд на педагога как на человека, не имеющего пра­ва на ошибку, затрудняет профес­сиональный и личностный рост, ведет педагога к эмоциональному сго­ранию. Противопоставить этому можно только осознание собствен­ного несовершенства и готовность к изменениям.

Мы уверены, что формирование психологического здоровья педагога в настоящее время приобретает такое же значение, как и его профессиональная подготовка. Поэтому мы и разработали свою стратегию деятельности педагога-психолога.

Стратегия деятельности «Психологическое здоровье педагогов как критерий работы образовательного учреждения», разработанная педагогом-психологом МДОУ д/с № 2, направлена на формирование последовательной и непрерывной системы психологического здоровья педагогов, а также на осуществление интерактивного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем.

Цель стратегии состоит в том, чтобы обеспечить физическое и психологическое здоровье педагогов через использование здоровьесберегающих программ и технологий путем создания системы интерактивного взаимодействия педагога-психолога с педагогическим коллективом что обуславливает следующие основные задачи: информационные, развивающие, исследовательские, коммуникативные, конструктивные, организационно-методические, диагностические, консультационные, коррекционные.

Участников нашей стратегии мы представили в виде «пирамиды», где каждое звено не только зависит друг от друга, но и дополняет друг друга и обуславливает, то что пирамида выстраивается в прочное звено. Фундамент пирамиды – это, конечно же, заведующая, которая создает все необходимые условия для реализации нашей стратегии в ДОУ. Следующее звено – старший воспитатель, обеспечивает методическое обеспечение связанное с реализацией стратегии. Третье звено – педагог-психолог, который выполняет организационные функции всех трех блоков стратегии. Ну, и вершина всех наших стараний и усилий – это педагог. Начиная разрабатывать стратегию мы прежде всего учитывали особенности нашего ДОУ: количество педагогов, количество детей, специфику работы, разряды и категории педагогов, стаж работы, для того, чтобы определить уровень и особенности развития нашего коллектива и разработать здоровьезберегающие программы и технологии.

Когда все вышеперечисленные условия были соблюдены, мы наметили план мероприятий стратегии деятельности:

  1. Диагностические

  2. Развивающие и коррекционные

  3. Предполагаемые результаты

  4. Контрольные (вторичная диагностика)

  5. Рефлексия проделанной работы

Диагностические мероприятия.

В основу проекта в качестве его структуры мы положили следующие технологические блоки (опорные точки):

  1. Диагностика межличностных конфликтов педагогов

Анализируемые факторы: психологический климат коллектива, структура коллектива, выявление лидера, стиль и структура межличностных отношений, представление педагогов о своем идеальном «Я», зоны конфликтов.

  1. Диагностика внутриличностных конфликтов

Анализируемые факторы: личностные качества, особенности поведения, общая удовлетворенность собой, эмоциональные стимулы (реакция, мотивация одобрения), фрустрированные реакции ( неудача), психологические причины профессиональных затруднений, профессиональный стиль, особенности НС, направленность педагога, система отношений.

  1. Диагностика реальных психологических возможностей педагогов.

Анализируемые факторы: уровень творческого потенциала, потребность в постоянном профессиональном росте, восприимчивость к нововведениям, реализация потребности педагога в развитии, уровень тревожности, уровень агрессивности, подверженность стрессам, оценка способностей и возможностей педагога коллегами, психологическая защита как личностный феномен.

Такое разделение на три блока облегчило нам работу и помогло наиболее детально и безошибочно разобраться в проблемах педагогов и помочь им. К анализируемым факторам мы подобрали соответсвующие диагностики.

Обособленным блоком у нас выделился диагностический блок руководителя. Мы сочли, что сегодняшний руководитель это не только педагог, это еще и менеджер, и экономист, и немножко психолог. Поэтому для руководителя были подобран специальный психологический инструментарий (анализируемые факторы: способность к хозяйственной деятельности, деловая хватка, чувство уверенности в себе, формы поведения руководителя, стимулы продуктивного поведения, стиль управления, соотношение демократических и формально-организационных факторов, уровень творческого потенциала, тип характера, индивидуальные и личностные особенности).

Результаты индивидуальной психологической диагностики педагогов для удобства и реального видения проблемы мы свели в таблицу и суммировали баллы каждого педагога. Разработали индивидуальную карту динамики развития педагога по десятибалльной шкале. Если заменить шкалу в процентах, то можно сделать сводную таблицу всего коллектива, города, области и т.д.

Развивающие и коррекционные мероприятия.

Организационной формой реализации этого этапа была избрана педагогическая студия. Слово «студия» в переводе с итальянского имеет следующие значение: усердно работаю; творческий коллектив, сочетающий в своей работе учебные, экспериментальные и производственные задачи.

Обычно студия – это коллектив единомышленников, связанных определенным мировоззрением и общими задачами.

Принципиальные условия работы педагогической студии

Объём нашей программы составил при частоте 3 раза в месяц и каждое занятие предполагает диагностические мероприятия:

Обязательно на каждом занятии:

Весь объём программы мы отразили в циклограмме педагогической студии (коррекционно-развивающая программа), которую разделили на 2 полугодия. Коррекционно-развивающая программа также как и диагностический разделена на 3 блока: формирование межличностных отношений, коррекция внутриличностных проблем, коррекция реальных психических возможностей.

Циклограмма педагогической студии легко подвижна и зависит от результатов диагностики (если диагностика показала, что в коллективе отсутствует тревожность, то проводить коррекцию тревожности бессмысленно, можно заменить на своё усмотрение, на коррекцию другой имеющейся проблемы).

3. Предполагаемые результаты.

Разрабатывая стратегию деятельности, мы предполагали, что любой инновационный процесс носит вероятностный характер и не все его последствия могут быть спрогнозированы. Уйти от многих ошибок и упущений ещё на уровне проекта нам поможет составленная нами коррекционно-развивающая программа.

Предполагали так же, что, используя здоровьесберегающую программу интерактивного взаимодействия педагога-психолога с педагогическим коллективом, улучшится психологическое, а вместе с ним и физическое здоровье педагога, что посредством программы развитие творческого потенциала педагогов и создание условий для этого, что все поставленные задачи могут быть не решены за один учебный год и наша программа получит дальнейшее развитие и дополнение на несколько лет вперед.

Предполагаем увидеть МДОУ как корпорацию радости, поиска, постоянного совершенствования. А педагогов – как монолит добрых, общительных, умных, душевных коллег.

Предполагаем, что администрация детского сада очень заинтересуется не только нашей программой, но и её результатами, и её дальнейшим непрерывным развитием в ДОУ. Потому что здоровье педагогов – отражается как в зеркале на здоровье детей, а психологическое здоровье участников образовательного процесса - это самый важный показатель работы дошкольного образовательного учреждения.

Думаем, что при небольшой коррекции наша программа может подойти не только для коллектива педагогов, но и для любого другого коллектива (например: студенческого, военного и т.д.).







rabochaya-programma-po-discipline-sistemnoe-i-prikladnoe-programmnoe-obespechenie-dlya-specialnosti-prikladnaya-matematika-i-informatika.html
rabochaya-programma-po-discipline-socialnaya-ekologiya-i-ustojchivoe-razvitie-obshestva-dlya-studentov-specialnosti-050608-ekologiya-zaochnoj-formi-obucheniya.html
rabochaya-programma-po-discipline-socialnie-kommunikacii-elektiv.html
rabochaya-programma-po-discipline-sociologiya-dlya-studentov-vseh-specialnostej.html
rabochaya-programma-po-discipline-sociologiya-po-specialnosti-socialnaya-rabota-040101.html
rabochaya-programma-po-discipline-soderzhanie-i-metodika-socialno-medicinskoj-raboti-dlya-specialnosti-040101-socialnaya-rabota.html
  • education.bystrickaya.ru/33-vospitanie-lichnosti-zaikayushihsya-l-r-muminova-doktor-pedagogicheskih-nauk-professor.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nezavisimost-kazahstana-nezavisimost-ot-chego.html
  • lesson.bystrickaya.ru/razdel-1-vvedenie-v-zoopsihologiyu-i-sravnitelnuyu-psihologiyu-akademicheskij-kalendar-studenta-i-kursa-fakultet.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-dinamika-nuklidnogo-sostava-reaktora-spisok-ispolzovannih-sokrashenij.html
  • gramota.bystrickaya.ru/za-zemlyu-russkuyu.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-osnovi-teorii-kommunikacii-dlya-specialnosti-032401-65-reklama-podgotovki-specialista-avtor-programmi-shilina-m-g-k-f-n.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-na-zasedanii-us-ti-f-svfu.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sistema-mezhdunarodnogo-kredita-vidi-termini-tendencii.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-peterburge-projdet-plenarnoe-zasedanie-parlamentskoj-assamblei-odkb-grizlov-b-v-monitoring-smi-2-aprelya-2007-g.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-razreshaemie-s-primeneniem-tehniko-kriminalisticheskih-sredstv-i-metodov.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-metodologicheskie-i-metodicheskie-osnovaniya-programmi-formirovanie-estestvenno-nauchnogo-mirovozzreniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pp-polnoe-naimenovanie-yuridicheskogo-lica-stranica-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochij-uchebnij-plan-na-2011-2012-uchebnij-god-specialnost-032001-dokumentovedenie-i-dokumentacionnoe-obespechenie-upravleniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reglament-dopolnen-ponyatiyami-otdelnih-terminov-i-v-otlichie-ot-ranee-dejstvovavshego.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-byudzhetnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • letter.bystrickaya.ru/mneniya-kommentarii-izvestiya-maksim-sokolov-11072008-125-str-8-stolica-novosti-10-07-2008-kolosova-yuliya-16-30-9.html
  • letter.bystrickaya.ru/monografiya-prednaznachena-dlya-specialistov-v-oblasti-politicheskoj.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-51-psihologiya-platona-tema-filosofiya-kak-visshij-vid-mirovozzreniya-tema-istoriya-filosofii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raspisanie-konsultacij-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-v-osennem-semestre-2010-2011.html
  • tasks.bystrickaya.ru/14-gidravlicheskie-zhidkosti-osnovnie-svedeniya-o-trenii-i-smazke.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-referata-po-discipline-mikroekonomika-studentami-fakulteta-sociologii-gu-vshe-referat-ot-lat-referre.html
  • thescience.bystrickaya.ru/harakteristika-ponyatij-i-principov-byudzhetnogo-processa-v-rf.html
  • klass.bystrickaya.ru/85-spravka-o-kadrovih-resursah-forma-5-po-provedeniyu-otkritogo-zaprosa-predlozhenij-na-pravo-zaklyucheniya-dogovora.html
  • composition.bystrickaya.ru/pochti-polveka-nazad-yarkoe-perezhivanie-prodolzhavsheesya-vsego-neskolko-chasov-izmenilo-vsyu-moyu-lichnuyu-zhizn-i-nauchnuyu-kareru-ya-togda-molodoj-vrach-psihiatr-ne-stranica-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/strategicheskoe-upravlenie-annotirovannij-bibliograficheskij-ukazatel.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-29-10-2009-146-polozhenie-ob-ustanovlenii-sistemi-oplati-truda-rabotnikov.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/avtomatizirovannie-teplofikacionnie-sistemi-upravleniya-turbini-s-otopitelnimi-otborami.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/10-temi-po-psiholog-pedagogc.html
  • testyi.bystrickaya.ru/agressiya-v-doshkolnom-vozraste-chast-4.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasslablyatsya-nelzya-nezavisimaya-gazeta-natalya-melikova-16042008-079-str-1-3.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zachem-nuzhna-integrirovannaya-informacionnaya-sistema.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razrabotka-informacionnoj-sistemi-ucheta-prizivnikov-v-administracii-na-primere-administracii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/proverte-poluchennie-znaniya-sveriv-svoi-otveti-na-testi-s-otvetami-privedennimi-v-konce-uchebnika.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkursi-ao-zhajremskij-gok.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/oblk-groshovih-koshtv-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.