.RU

Программа учебного предмета «слушание музыки» дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ в области музыкального искусства


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Детская школа искусств» Янтарного городского округа


ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ»

дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ в области музыкального искусства

«Фортепиано», «Аккордеон», «Скрипка», «Вокальное исполнительство» (срок обучения 5 лет)


Янтарный

2016 г.


Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

- Учебная литература

- Методическая литература

I. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Слушание музыки» (далее программа) разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области музыкального искусства в ДШИ.

Данная рабочая программа составлена на основе:

• примерной программы для средних специальных школ по специальности инструментальное исполнительство, одобренной Учебно-методическим советом среднего профессионального образования, программы «Слушание музыки» Царёвой Н.А.

• авторской рабочей программы по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ О.А. Владимировой.
Начало XX столетия — эпоха бурного развития отечественного музыкального образования. Это эпоха, когда возникают новые образовательные учреждения — Народные консерватории, когда открываются одна за другой музыкальные школы. Именно в эти годы был разработан целый комплекс дисциплин, посвященных изучению музыкального искусства. Среди них одно из основных мест занимал предмет «Слушание музыки», имеющий столетнюю историю. «Слушание музыки» предваряет курс «Музыкальной литературы».

Предмет «Слушание музыки» ориентирован в большей степени на музыкальное и интеллектуальное развитие детей, чем на заучивание ими определенных понятий и терминов. Что слышит ребенок, когда слушает музыку? Как помочь ему понять и осознать особую реальность сложного мира музыкальных звуков? Первая педагогическая помощь на этом пути — усвоение и осознание некоторых конкретных понятий и явлений, а именно: звука и его характеристик (высоты, длительности, силы, окраски), метра и ритмического рисунка, фактуры, мелодии и аккомпанемента, темпа, штрихов и т.д. Необходимого развития требует и одно из эстетических чувств — синестезия (особая способность человека к межсенсорному восприятию; зрительно-слуховые ассоциации, соощущения).

Ощущение в музыке — цвета и плотности, в живописи — динамики, в поэзии — музыкальных интонаций — не только обогащает восприятие каждого вида искусства, но и поддерживает, развивает творческое начало, необходимое каждому музыканту. Такое направление в работе заставляет рассматривать «Слушание музыки» как предмет, способствующий формированию взгляда на мир как на единое целое: мир един, а собственно Искусство музыки — составная его часть. В связи с этим при прохождении материала могут возникнуть ассоциации с явлениями природы и психологическими состояниями человека.

Не случайно от начала и до конца в программе курса проходят категории времени и пространства: музыкальное время в мелком масштабе (пульс, шаг) и более крупном (синтаксис, простые формы), их пространственно-звуковое решение. Таким образом, комплексный подход к изучаемому материалу, связанный одновременно с конкретным анализом, является стержнем в работе по данной программе.

Предмет «Слушание музыки» даёт возможность приобщить детей к музыкальному искусству практически с начального этапа обучения в школе. В тесной связи с другими предметами – эта дисциплина способствует формированию музыкального вкуса и культуры эстетического восприятия музыки, расширению общего кругозора обучающегося, накоплению музыкального багажа знаний, а также развитию музыкально – литературного лексикона обучающихся.
Музыкальный материал должен быть подобран по возможности яркий, образный, доступный детскому восприятию.

Предмет «Слушание музыки» является неотъемлемой частью музыкально- исторических дисциплин и занимает важнейшее место в учебно-воспитательном процессе музыкальных школ.

Специфика курса Слушание музыки состоит в том, что главным в нем является живое восприятие и осмысление музыки. Эстетические цели преобладают над дидактическими. Данный курс компенсирует бедность начальных музыкальных впечатлений детей. Целенаправленное воздействие шедевров мирового музыкального искусства формирует основы музыкальной культуры обучающихся, как части их духовной культуры.

Курс является подготовительным к изучению музыкальной литературы.
Срок реализации учебного предмета

Учебный предмет «Слушание музыки» вводится в 1 классе (5 – летний срок обучения).

Срок реализации программы – 1 год. При реализации программы учебного предмета «Слушание музыки» продолжительность учебных занятий с составляет 35 недель в год (из расчета - 1час в неделю). Продолжительность урока - 40 минут.
Сведения о затратах учебного времени

rabochaya-programma-speckursa-aktualnie-problemi-sovremennogo-slovoobrazovaniya-po-specialnosti-031001-filologiya-fakultet-filologii-i-zhurnalistiki-stranica-7.html
rabochaya-programma-speckursa-lingvistika-v-kontekste-teorii-simvolicheskih-form-dlya-specialnosti-031001-filologiya-fakultet.html
rabochaya-programma-speckursa-tehniko-ekonomicheskie-aspekti-planirovaniya-na-predpriyatii-sootvetstvuet-gosudarstvennomu-obrazovatelnomu-standartu-visshego-professionalnogo.html
rabochaya-programma-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-po-fizike-uchitelya-fiziki.html
rabochaya-programma-srok-obucheniya-4goda-zaochno-specialnost-280104-65-pozharnaya-bezopasnost.html
rabochaya-programma-syllabus-po-discipline-ekonomika-obshestvennogo-sektora-dlya-specialnosti-6-n.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-12-cherez-dver-hleva-hroniki-narnii-pisma-detyam-stati-o-narnii.html
  • credit.bystrickaya.ru/ochishenie-dushi-aleksandr-fedorov.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vozniknovenie-novih-nauk-na-stike-disciplin-chast-2.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osobennosti-mac-os.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stroitelstvo-sooruzhenij-i-setej-inzhenernoj-infrastrukturi-po-ulice-nikiforovskoj-stranica-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/instrukciya-na-metod-mz-rb-minsk-2003g-g-a-shishko-t-i-kornilova-i-a-vanilovich-i-b-dzikovich.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-krasnoyarsk-2009-udk-546076-1-stranica-2.html
  • lesson.bystrickaya.ru/storya-mitno-spravi-v-ukran.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nugumanov-fatih-nugumano-vich-tatishlinskii-rajon-v-spiske-2-524-cheloveka-v-tom-chisle-2-geroya-sovetskogo-soyuza.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/o-zhanrovih-raznovidnostyah-v-ispolnitelskom-stile.html
  • knigi.bystrickaya.ru/saldo-oborotnaya-vedomost-po-sinteticheskim-schetam-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-260501.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/samoobsledovanie.html
  • pisat.bystrickaya.ru/traveling-traveling-puteshestvie-stranica-16.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-1-makroekonomicheskaya-sreda-deyatelnostikorporacij-dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni.html
  • composition.bystrickaya.ru/plani-seminarskih-zanyatij-po-kursu-filosofiya-nauki-dlya-aspirantov-fakultetov-biologii-i-bb-mgu-2009.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/esteticheskij-gumanizm-v-russkoj-filosofii-hh-veka.html
  • literature.bystrickaya.ru/dejstvie-elektricheskogo-toka-na-organizm-cheloveka.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predstavlyayushie-interes-voprosi-kotorie-voznikli-posle-provedeniya-sorok-devyatoj-sessii.html
  • education.bystrickaya.ru/17-sovetskoe-gosudarstvo-protiv-ligovki-librusek.html
  • books.bystrickaya.ru/daosizm-vozniknovenie-i-osnovnie-idei-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/leontev-kn-o-nem.html
  • bukva.bystrickaya.ru/transformaciya-donnih-soobshestv-v-usloviyah-neftyanogo-zagryazneniya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmi-plana-srok-realizacii-planiruemij-stranica-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/komandira-stranica-2.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-razvitie-detskoj-psihologii-v-rossii-srednevekovya-18-voprosi-psihologicheskogo-razvitiya-detej-v-epohu-vozrozhdeniya-22.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdelenij-vsego-na-meste-nahodyatsya-17-edinic-tehniki-i-46-chelovek-territoriya-oceplena.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-elektivnomu-kursu-biologiya-zhivotnih.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iz-sbornika-vadima-viktorovicha-erlihmana-praviteli-mira-hronologichesko-genealogicheskie-tablici-po-vsemirnoj-istorii-v-4-tt-stranica-4.html
  • crib.bystrickaya.ru/iii-procedura-zashiti-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-vipusknih-kvalifikacionnih.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yazikovoe-normativno-stilisticheskoe-soznanie-kak-povod-dlya-metodologicheskih-razmishlenij.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-2-principi-i-priemi-raboti-s-nauchnimi-istochnikami-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-uchitelej-obsheobrazovatelnih.html
  • holiday.bystrickaya.ru/netradicionnie-i-populyarnie-vidi-sporta.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-goroda-temirtau-na-2011-2015-godi-soderzhanie-stranica-10.html
  • institute.bystrickaya.ru/forma-rekomenduemaya-forma-soglasiya-uchastnika-razmesheniya-zakaza-na-postavku-tovarov-vipolnenie-rabot-okazanie-uslug-nastoyashim-organizaciyafizicheskoe-lico-s-stranica-8.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-10-upravlenie-kachestvom-uslug-distancionnogo-obucheniya-metodicheskoe-posobie-ivanovo-2003-vihodnie-dannie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.

    Вид учебной работы, нагрузки аттестации

    Затраты учебного

    времени

    Всего

    часов

    Год обучения

    1




    Полугодия

    1

    2




    Количество недель

    16

    19




    Аудиторные занятия

    16

    19

    35

    Самостоятельная работа

    16

    19

    35

    Максимальная учебная нагрузка

    32

    38

    70