Программа развития и воспитания детей в детском саду Издание 3-е, переработанное - страница 12
.RU

Программа развития и воспитания детей в детском саду Издание 3-е, переработанное - страница 12


Основная задача педагога — помочь ребенку обрести целост­ный образ взрослых на основе интеграции их личностных и про­фессиональных качеств, осознания значимости трудовой деятель­ности взрослых; ненавязчиво подвести к выводу, что правильным выбором профессии определяется жизненный успех.

^ 5.1. Предметный мир

Представления

Отчетливые представления о предметах материальной куль­туры, с которыми ребенок встречается в повседневной жизни, при чтении детской художественной литературы. Знание суще­ственных признаков, лежащих в основе таких родовых обобще­ний, как «одежда» (зимняя, летняя), «головные уборы», «обувь» (кожаная, резиновая), «постельное белье», «овощи», «фрукты», «транспорт» (городской, наземный, воздушный, водный) и пр.

Знание разновидностей материалов (разные виды бумаги и картона, тканей, резины, пластмассы, дерева, металла и т.д.), используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения.

^ Познавательные и речевые умения

Использовать систему обследовательских действий (погла­дить, надавить, понюхать, попробовать на вкус и т.д.) при рассматривании предметов для выявления их особенностей, а также определения качеств и свойств материалов, из которых эти предметы сделаны.

Сравнивать предметы разных видов (например: сумка и порт­фель, тетрадь, книга и журнал), вычленяя и сопоставляя разли­чие и сходство предметов и материалов, обобщая результаты сравнения (что разное, чем похожи).

Точно обозначать словом особенности предметов и матери­алов, называть обследовательские действия. Составлять описа­тельный рассказ о предмете, полно отражая его особенности, пользуясь образными сравнениями, эпитетами, метафорами.

Группировать предметы (овощи, фрукты и пр.) на основе существенных признаков. На седьмом году жизни: классифици­ровать предметы по родовым и видовым признакам, варьируя

190 Программа развития и воспитания детей в детском саду

основания для классификации (посуда — чайная, столовая, ку­хонная, одноразовая и многоразовая; одежда — детская и взрос­лая, мужская и женская, зимняя, летняя, демисезонная и пр.). Развивать гибкость и логичность мышления, умение доказывать правильность обобщения, опираясь на знание существенных признаков.

^ Отношение к предметному миру

Проявлять интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.

Уметь пользоваться предметами в соответствии с их осо­бенностями и назначением. Бережно относиться к предметам, используемым в играх, быту, повседневной жизни. Экономно расходовать материалы (бумагу, ткань, дерево и пр.) в само­стоятельной детской изобразительной, конструктивной, трудо­вой деятельности.

^ Уровни освоения программы

Низкий. Ребенок допускает ошибки при выборе предметов и материалов для самостоятельной деятельности из-за недоста­точного осознания их качеств и свойств. Существенные родо­вые особенности предметов вычленяет только с помощью взрослого, делает ошибки в обобщении, переходя на несуще­ственные, но привлекательные признаки. Содержание описа­тельного рассказа неполно отражает особенности предметов (материалов); средства языковой выразительности не использу­ются. Ценностное отношение к предметному миру требует при­стального внимания воспитателя и родителей ребенка.

Средний. Ребенок правильно выбирает предметы и материа­лы для самостоятельной деятельности, исходя из их качеств и свойств. Вычленяет существенные родовые признаки и осу­ществляет группировку предметов с небольшой помощью взрос­лого. С помощью педагога составляет описательный рассказ, полно отражающий особенности предметов; использует средства языковой выразительности. Отдельные поступки и поведение ребенка в быту свидетельствуют о зарождении ценностного от­ношения к предметному миру.

Высокий. Ребенок осознанно выбирает предметы и материа­лы для самостоятельной деятельности в соответствии с их ка­чествами, свойствами, назначением. Доказывает правильность обобщений, самостоятельно группируя предметы по разным

^ Часть III: Старший дошкольный возраст 191

признакам. Самостоятельно составляет полный описательный рассказ о предмете, свободно пользуется моделью для его по­строения. Речь выразительна, богата эпитетами, сравнениями. В поведении ребенка устойчиво проявляется осознанное це­лостное отношение к предметному миру.

5.2. Труд взрослых

Представления. Представление о роли труда взрослых в жизни людей на основе ознакомления с разными видами про­изводительного (шитье одежды, производство продуктов пита­ния, строительство, сельское хозяйство и т.д.) и обслуживаю­щего (медицина, торговля и пр.) труда, характерными для дан­ной местности.

Представления о разнообразии профессий (строитель, биб­лиотекарь, учитель, летчик, сталевар, портной, пекарь, фермер, врач, художник, артист, менеджер, рекламный агент и пр.) на основе обобщения характерных трудовых процессов и резуль­татов труда; представление о структуре конкретного трудового процесса (цель и мотив, материал, инструменты, набор трудо­вых действий, результат).

Отчетливое представление о роли современной техники в трудовой деятельности (подъемный кран, электронные весы, компьютер и пр.), о роли машин и механизмов в труде чело­века (ускорение получения результата труда, улучшение его ка­чества, облегчение труда).

Обобщенное представление о связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве (швейная фабрика: модельер, закройщик, швея; строительство: экскаваторщик, ка­менщик, маляр) и разных производствах (машиностроители — фермеры; фермеры — работники пищевой промышленности — продавцы и пр.), где ярко выражен обмен результатами труда. Деньги как измеритель ценности товара или услуги. Реклама как способ распространения информации о товарах и услугах.

Общее представление о том, где и кем работают родители ребенка, в чем ценность их труда. Материальное благополучие семьи, ее бюджет, основные доходы и расходы.

^ Познавательные, речевые, игровые и трудовые умения

Расчлененно воспринимать трудовой процесс — все его ком­поненты в их последовательности. Уметь объяснить важность

192 Программа развития и воспитания детей в детском саду

каждого из них. Уметь строить наглядно-схематическую, а затем мысленную модель трудового процесса. К концу дошкольного детства уметь самостоятельно приобретать знания о труде взрос­лых из разных источников (наблюдения, чтение книг, рассмат­ривание картинок и фотографий, рассказы взрослых, просмотр телепередач и т. п.).

Соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии: устанавливать связи между качеством труда, физическим усилием человека и используемыми им ин­струментами, техникой; устанавливать связь между качеством результата труда и его стоимостью; рассматривать деньги как измеритель ценности товаров и услуг.

Пользоваться речью-доказательством для обоснования своих суждений о видах труда, профессиях, для оценки результатов труда, значимости его ценности и стоимости. Владеть к концу дошкольного детства словами профессия, материал, инструмен­ты, деньги, бюджет семьи, реклама и др.

Переносить знания о способах и нормах взаимоотношений взрослых в труде на собственную трудовую деятельность детей; строить все результативные виды детской повседневной дея­тельности по модели трудовой: поставить цель, отобрать сред­ства и продумать способы ее осуществления, контролировать и оценить результат.

^ Отношение к труду. Испытывать чувство уважения и бла­годарности к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные предметы и другие ценности, необходи­мые человеку для жизни.

Формировать адекватное отношение к рекламе и разумный способ достойного поведения на основе осознания материаль­ного достатка семьи.

Стремиться принять участие в трудовой деятельности взрос­лых, оказывать посильную помощь, проявлять заботу, внимание.

^ Уровни освоения программы

Низкий. Нечеткое представление о трудовом процессе. Ре­бенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Речью-доказательством владеет недостаточ­но; не может объяснить, где и кем работают его родители, в чем ценность их труда. Отношение к рекламе и деньгам не

^ Часть III: Старший дошкольный возраст 193

отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду неустойчивое.

Средний. Ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда, понимает значение использования техники, современных машин и механизмов в труде, осознает назначение денег и рекламы. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеет элемен­тарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив.

Высокий. Ребенок самостоятельно пользуется моделью тру­дового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью-доказательством, верно обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Строит самостоятельную деятельность, руководствуясь знанием ее общей структуры.

5.3. Самообслуживание и детский труд

^ Задача педагога — помочь ребенку освоить позицию субъек­та элементарной трудовой деятельности, то есть понимать свою роль в повседневном труде, самостоятельно выполнять необхо­димые трудовые процессы, осуществлять самоконтроль. Это способствует самоутверждению ребенка, осознанию им своей умелости, включению в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками.

Важно помочь ребенку осознать свои способности, найти наиболее значимый для него вид трудовой деятельности (работа с бумагой, деревом, различными конструкторами, шитье ку­кольной одежды, вышивание и т.д.), где проявятся неповтори­мая детская индивидуальность, творческие способности.

Представления. Представления о направленности, содержа­нии, рациональных способах выполнения процессов самообслу­живания, хозяйственно-бытового, ручного труда, труда в при­роде (чистка одежды и обуви; несложная починка игрушек, книг, одежды; наведение порядка в групповой и на участке; изготовление игрушек и поделок; уход за растениями и живот­ными и т.д.).

Знание способрв распределения коллективной работы: объединение участников трудовой деятельности; совместное

^ 194 Программа развития и воспитания детей в детском саду

выполнение трудового процесса, когда предмет труда перехо­дит от одного участника к другому для выполнения после­дующих действий (совместный труд).

Знание обязанностей дежурных по столовой, уголку приро­ды, по подготовке к занятиям.

Знание требований гигиены (необходимость мыть руки пе­ред сервировкой стола, после работы в уголке природы и пр.), правил обращения с инструментами (иглами, ножницами, пи­лами, ножами и пр.) и бытовой техникой (пылесос, миксер, телевизор, компьютер и пр.).

^ Познавательные, речевые, трудовые и игровые умения. Вы­делять виды труда (уборка групповой, дежурство в уголке при­роды и т.д.), отдельные трудовые процессы (вытирание пыли, стирка кукольной одежды, поливка растений, мытье подокон­ников и т. п.), компоненты (цель и мотив труда, предмет труда, инструменты, трудовые действия, результат труда) и устанавли­вать взаимосвязи между ними.

Планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла; уметь договориться о распределе­нии обязанностей в небольшой подгруппе сверстников, распре­деляя работу по способу общего и совместного труда.

Проявлять полную самостоятельность в самообслуживании, привычно заботиться о своем здоровье, чистоте тела и одежды, уметь привести одежду в порядок (почистить, пришить пуго­вицу, вешалку и пр.).

Уметь оказывать необходимую хозяйственную помощь: вы­мыть чайную посуду, выстирать носовые платки, полить рас­тения, накормить домашних животных и пр.

Использовать ручные умения в повседневной жизни детско­го сада и семьи (изготовление простейших пособий для заня­тий, атрибутов и игрушек для игр, подарков и сувениров, де­талей костюмов и украшений для праздников и пр.), проявляя при этом творчество.

Осваивать умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса (экономное расходование материала, бережное обращение с инструментами, поддержание порядка на рабочем месте и т.д.).

Осваивать специальные трудовые умения и способы самокон­троля для работы с различными материалами (бумагой, картоном, деревом, тканью, природным материалом и пр.) и простейшими

^ Часть III: Старший дошкольный возраст 195

инструментами (ножницами, иголками, тисками, пилой, молот­ком, прибором для выжигания, детской швейной машинкой и пр.): сгибать бумагу в разных направлениях, делать надрезы, склеивать, использовать выкройки, переводить рисунок на ткань и дерево; нарезать вареные овощи, пользоваться мерной посудой; пришивать пуговицы, крючки, вешалки; обшивать по контуру рисунок на ткани швом «вперед иголку» и т.д. Владеть обоб­щенными способами конструирования, ручного труда и рукоде­лия; уметь использовать в работе пооперационные карты, «чи­тать» схемы, рецепты приготовления блюд, простейшие чертежи и пр. Пользоваться бытовой техникой под контролем взрослых. Включать детский труд с настоящими инструментами в иг­ровой сюжет: шитье одежды для кукол, стирка кукольного белья, поделки из бумаги, дерева и других материалов, совмест­ное со взрослыми приготовление пищи и пр.

^ Отношение к труду. Устойчиво проявлять трудолюбие (стремление навести порядок, починить разорванную книгу, пришить пуговицу и т.д.); стремиться стать умелым, проявить внимание, заботу, помочь. Понимать личностную значимость посильного труда.

Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво выполненного дела, реализации трудового замысла. В досуговой деятельности ориентировать свои интересы в соответствии с по-лоролевыми предпочтениями мальчиков и девочек — тяготением к разным видам труда.

^ Уровни освоения программы

Низкий. У ребенка снижен интерес к самообслуживанию, он самостоятельно не следит за своим внешним видом, не видит необходимости повседневного труда. Результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая по­мощь взрослого в выполнении трудовых действий. Досуговая деятельность ребенка не ориентирована на труд.

Средний. Ребенок самостоятелен в самообслуживании; охот­но участвует в разных видах повседневного труда. Труд ребенка результативен при небольшой помощи взрослых или сверстни­ков. Сформированы основы культуры труда. Ярко выражено стремление к самостоятельности, оказанию помощи старшим и малышам. Детский труд эпизодически включается в досуго-вую деятельность ребенка.

^ 196 Программа развития и воспитания детей в детском саду

Высокий. Ребенок полностью самостоятелен в самообслужи­вании; инициативен, хороший организатор повседневной тру­довой деятельности. Труд результативен. Ребенок способен ис­пользовать имеющиеся умения для освоения новых трудовых процессов. Хорошо развиты комбинаторные умения, обеспечи­вающие проявление творчества и индивидуальности. Посиль­ный повседневный труд стал для ребенка привычкой. Ребенок охотно занимается досуговой деятельностью, где реализуются его склонности к разным видам ручного труда или рукоделия в соответствии с полом и характером.

^ 6. РЕБЕНОК ОТКРЫВАЕТ МИР ПРИРОДЫ

Н. Н. Кондратьева , Л. М. Маневцова

Шестой год жизни

На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они познают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений, например связь живого и неживого в при­роде, единство и многообразие живых существ, непрерывное движение, изменение и развитие природы, влияние человека на природу и др.

Старшие дошкольники под руководством взрослого овладе­вают знаниями о системе частных и общих связей в их иерар­хии в том случае, если перед детьми поставлены интересные и понятные задачи и обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать. Стремление к обобщениям и возможность обобщать делают реальной задачу усвоения детьми элементарных (предметных) видовых и родовых понятий.

^ Одна из задач воспитателя — способствовать расширению и углублению представлений детей о природе. Необходимо ре­шать эту задачу в двух планах: во-первых, продолжать конкре­тизировать имеющиеся у детей представления, показывая много­образие признаков, свойств объектов и явлений природы, во-вторых, приводить знания детей в порядок (систематизировать и обобщать их).

^ Вторая задача — развивать у детей соответствующие содер­жанию знаний познавательные и речевые умения.

Часть III: Старший дошкольный возраст 197

Третья задача — помочь детям освоить навыки и умения по уходу за животными и растениями и отдельные способы охраны природы.

Однако главной задачей в реализации программы становится воспитание у детей элементов экологического сознания, ценност­ных ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природ­ной среде и здоровью (собственному и окружающих людей), следование экологическим правилам в доступных для ребенка шестого года жизни формах.

В системе формирования отношений детей к природе боль­шое место занимает развитие познавательного интереса к при­роде, а также эстетических чувств, связанных с ее красотой.

Представления

Растения, животные, человек как представители живого в мире природы: многообразие внешнего строения конкретных живых существ, основные жизненные функции (питание, ды­хание, движение, рост и развитие, размножение); различия в проявлении жизненных функций у конкретных животных и растений. (Береза, фасоль, бальзамин и другие растения по­лучают питание из почвы с помощью корней; по стеблю пи­тательные вещества поступают к листьям, цветкам, плодам; рас­тение дышит всеми частями, поворачивает листья и цветки к свету. Белка, скворец, гуппи и др. находят пищу сами, для этого у них имеются хорошее зрение, слух, обоняние.) Связь между строением органов и их функциями. (Например, у рыбки обтекаемая форма тела, которая помогает быстро плавать; жаб­ры помогают ей дышать в воде.)

^ Представления о потребностях конкретных растений, живот­ных, людей в условиях среды (свете, воздухе, благоприятной тем­пературе, пище, месте для обитания, защите от врагов). Пони­мание связи между средой обитания конкретных живых существ и особенностями их строения, образа жизни, зависимости живых существ от удовлетворения их потребностей.

Своеобразие и неповторимость каждого живого существа, необходимость бережного и заботливого отношения к природе.

Знание о целостности каждого живого существа, жизненных свойствах (питании, дыхании, движении и др.), об общих и ин­дивидуальных потребностях, которые удовлетворяются в опре­деленных условиях среды. Конкретные представления о труде человека по выращиванию растений и животных в городских

^ 198 Программа развития и воспитания детей в детском саду

и сельских условиях (первоначальные представления о труде овощевода, садовника, хлебороба, лесника и др.).

^ Представления о различных средах обитания: наземной, воз­душно-наземной, водной; об основных факторах каждой среды. (Например, водная среда состоит из придонного слоя почвы, воды, камней, из растений и различных животных.) Обобщен­ные представления об основных группах растений и животных. (Например, рыбы — это животные, которые приспособились жить в воде. У них обтекаемая форма тела, тело покрыто че­шуей и слизью, есть плавники. Это помогает им быстро пла­вать. Есть жабры, так как рыба дышит воздухом, содержащимся в воде. Питаются рыбы разнообразной пищей, которую добы­вают в воде. Мечут икру или рождают живых маленьких рыбок, растут.)

Установление связей состояния конкретных живых организ­мов с условиями их существования, с удовлетворением потреб­ностей.

^ Представления о сезонных изменениях основных условий в раз­ных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообраз­ных живых существ, живущих в этих средах. Зависимость спо­собов существования конкретных животных и растений от ус­ловий окружающей среды и степени удовлетворения потребностей в разные сезоны. (Например, осенью дни стано­вятся короче, меньше света, снижается температура воздуха, часто выпадают холодные дожди; бывают заморозки, почва про­мерзает; дуют холодные ветры, иногда идет снег. Растения при­способились к осенним переменам: сбросили листья деревья и кустарники, завяли травы. Плоды и семена продолжат жизнь растений в следующем благоприятном сезоне. В земле остались корни травянистых растений, из которых вырастут новые рас­тения. Животные приспособились к жизни осенью по-разному: насекомые спрятались под кору деревьев, под опавшие листья, в землю; перелетные птицы улетели, так как они питаются насекомыми; звери — лось, лиса, волк, заяц — линяют, у них вырастает теплая шерсть, изменяется ее окраска; это спасает их от холода и от врагов. Белка, еж запасают корм впрок, медведь, еж и другие звери залезают в берлоги, норы и засы­пают.) Представления об отдельных видах труда человека в природе и некоторых способах охраны и защиты природы.

^ Представления о росте, развитии и размножении живых су­ществ, о стадиях роста и развития хорошо знакомых растений

Часть III: Старший дошкольный возраст 199

и животных разных сред и мест обитания, человека; представ­ления о цикличности роста и развития на каждой стадии, о за­висимости состояния живых существ от соответствия условий потребностям.

^ Взаимосвязь и взаимодействие живых организмов в сообщест­вах (экосистемах): представления о составе сообществ — водо­ема, леса, луга; представления об условиях среды, к которым приспособились растения и животные, люди в разных климати­ческих зонах. (Например, в лесу растут травы, кустарники, де­ревья, грибы, ягоды. Они приспособились к определенной тем­пературе, освещенности, влажности. Лес населяют разные жи­вотные — насекомые, птицы, звери и др. Люди живут в жарких странах, на севере и т. д.)

Роль человека в нарушении и сохранении целостности кон­кретной экосистемы, правила поведения в ней. Человек охра­няет природу. Он бережет лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья. Человек создает заповедники, оберегает растения и животных, занесенных в «Красную книгу».

На основе данной программы у детей формируются эле­ментарные предметные понятия: «травы», «кустарники», «дере­вья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «звери», «среда обитания», «приспособление», «сезонные изменения».

Седьмой год жизни

В подготовительной группе по-прежнему сохраняются два ведущих направления в подборе для детей знаний о природе. ^ Первое направление — это дальнейшее расширение представ­лений о ней путем включения знаний о новых объектах и яв­лениях и конкретизации уже освоенных в предыдущих возраст­ных группах сведений. Поэтому объектами познания ребенка становятся новые, прежде незнакомые животные и растения ближайшего природного окружения и различных природных зон — пустыни, тундры и т. п., явления неживой природы, типичные для них. Знакомое поворачивается для детей новыми, может быть, необычными сторонами, пополняется новыми фактами, яркими характеристиками.

Возросший познавательный интерес к миру, появившиеся к седьмому году жизни важные качества познавательной дея­тельности: целенаправленность, известная планомерность, сфор-мированность интеллектуальных операций и их результатив­ность, стремление проникнуть в суть окружающих явлений —

200 Программа развития и воспитания детей в детском саду

позволяют включить в содержание знаний представление о че­ловеке как органичной части природы, о его взаимосвязях со средой обитания.

^ Второе направление, наиболее ответственное и сложное, — это завершение работы по систематизации знаний, начатой в старшей группе. Оно реализуется путем формирования или развития уже имеющихся обобщений (лес, луг, животные, живое, приспособленность и др.) и установления новых по со­держанию и более сложных по структуре связей, необходимых для построения знаний в систему. Знания о домашних и диких животных, зимующих и перелетных птицах, временах года, эко­логических системах получат здесь дальнейшее развитие.

^ Не менее важной задачей в подготовительной группе явля­ется привлечение детей к экологически ориентированной дея­тельности. Совершенствуется трудовая деятельность, ей прида­ется экологическая направленность.

Существенное значение имеет развитие познавательной де­ятельности, оттачиваются ее сенсорные и интеллектуальные ос­новы. Дети учатся анализировать наблюдаемое в природе, де­лать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, эле­ментарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы; у них формируются элементы экологического миро­понимания.

Следует обратить внимание и на совершенствование при­родоохранительной деятельности дошкольников. Возросшие возможности позволяют осуществлять ее в разнообразных фор­мах: в уходе за животными, растениями, оказании помощи нуждающимся живым существам, сохранении и улучшении ус­ловий среды, выращивании растений и т.д.

Важнейшей задачей является обогащение личного опыта по­ложительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и жи­вотными, объектами неживой природы; укрепление познаватель­ного интереса, любви к природе.

Представления. Многообразие растений и животных, их принадлежность к миру живого на планете: растения, имеющие разнообразные признаки внешнего строения (например, видо­измененные стебли, листья, корни — корнеплоды), разное рас­положение частей — стеблей, листьев, многообразие цвета лис­тьев, стеблей, цветков и пр. Представители не только ближай-

^ Часть III: Старший дошкольный возраст 201

шего природного окружения, а и жители степей и пустынь (верблюд, сурок, медведь, черепаха и др.), Крайнего Севера и тундры (например, белый медведь, тюлень, морж, песец и др.), морей и океанов, тропиков и субтропиков и т.д.

Конкретные и обобщенные представления о потребностях растений, животных, человека в соответствующих условиях сре­ды обитания, а также о дифференцированное™ этих потреб­ностей и способах их удовлетворения. (Например, растения, имеющие темно-зеленые листья,— как правило, теневыносли­вые, их необходимо убирать с яркого света; растения, имеющие мясистые, сочные листья и стебли, покрытые плотной кожи­цей, засухоустойчивы и требуют умеренного полива, и т. п. Жи­вотные «ночные» и «дневные»; хищные, травоядные, всеядные и др.)

Обобщенное представление о системе потребностей расте­ний, животных и людей как живых организмов (в оптимальной температуре, свете, влаге, месте обитания, пище), об общей зависимости их состояния от соответствия условий среды по­требностям.

Конкретные представления о проявлениях чувств животных и людей. (Чувствуют изменения условий среды, другие воздей­ствия, например человека, и изменяют свое поведение. Неко­торые животные могут испытывать чувства, схожие с чувствами человека, — голод, боль, удовольствие, радость, привязанность и др.) Конкретные представления о проявлениях этих чувств у отдельных домашних животных — кошки, собаки, морской свинки, черепахи.

Представление об уходе за растениями и животными, его направленности на удовлетворение всех потребностей; основ­ные трудовые процессы по уходу за живыми объектами уголка природы, некоторыми домашними животными, растениями ого­рода, цветника.

Представление о человеке как живом существе. Представле­ния об основных признаках живого у человека, общих с дру­гими живыми существами: питается, дышит воздухом, двигает­ся, чувствует, растет и развивается (изменяется), рождает детей (размножается). Конкретные представления о признаках, отли­чающих человека от растений и животных.

Конкретные представления о системе биологических потреб­ностей человека, их взаимосвязи (в пище, свете, тепле, влаге и пр.); умение сравнить их с потребностями других живых

^ 202 Программа развития и воспитания детей в детском саду

существ, видеть их сходство и своеобразие, выделять в них проявления разумности и гуманности.

Представления о том, что здоровье человека зависит от пра­вильного удовлетворения его жизненно важных потребностей, сохранения целостности органов, качеств среды обитания; об основных правилах личной гигиены, безопасности поведения на улице и в помещении, их направленности на сохранение здо­ровья человека. Представления об использовании факторов при­родной среды (воды, солнца, воздуха) для укрепления здоровья.

Представление о том, что каждое живое существо — рас­тение, животное, человек — похоже на другое и вместе с тем отличается от него по признакам внешнего строения и спосо­бам жизнедеятельности.

Представления о приспособлении живых организмов к среде обитания. Обобщенное представление о том, что живые суще­ства могут жить, если они приспособлены к условиям среды обитания. Приспособленность проявляется в их внешнем стро­ении и особенностях поведения.

Конкретные представления о приспособленности человека для жизни в наземных условиях. Некоторые сведения о при­способлениях, которые человек придумал для перемещения и недлительного пребывания в других средах (водной, воздуш­ной, подземной), о машинах и приборах, созданных для этого.

Конкретные представления о том, как человек приспосо­бился использовать факторы природной среды — землю, воз­дух, воду, растения и животных — для удовлетворения своих потребностей. (Например, воду очищает, использует для при­готовления пищи, наведения чистоты, приведения себя в по­рядок, тушения пожара и пр.) Знание о том, что человек бе­режно и гуманно относится к среде обитания: экономно рас­ходует то, что в ней есть, защищает вымирающие растения, животных («Красная книга»), сохраняет заповедные места, вос­производит затраченное на себя. Разумность человека.

Обобщенное представление о признаках сезона: о состоянии неживой природы; об основных явлениях погоды, типичных для данного сезона; о системе приспособительных особенностей растений и животных в соответствии с сезонными изменения­ми основных факторов среды (например, как приспособились к зиме звери, птицы, рыбы, насекомые).

Конкретные представления о приспособлениях к сезонным изменениям природы человека (внешний вид, поведение, ти-

Часть III: Старший дошкольный возраст 203

пичные для времени года виды труда, отдыха, способы удов­летворения потребностей). Знание правил поведения в экстре­мальных или опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение и др.).

Представление о том, что все живые существа растут, раз­виваются (изменяются) и размножаются; о признаках роста и развития живых организмов.

Обобщенное представление об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека.

Конкретные представления о зависимости роста, развития и размножения от условий среды, о наиболее благоприятных для этого временах года (у растений и животных).

Обобщенное представление о составе живущих и их взаи­мосвязях в типичных экологических системах — лесе, луге, во­доеме, парке, огороде и др. При исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов. (На­пример, вырубка деревьев в лесу приведет к увеличению осве­щенности и тепла — погибнут тенелюбивые растения и жи­вотные, и т.п.)

Знание основных правил поведения человека в экосистемах, обеспечивающих сохранение их целостности.

Освоение элементарных предметных понятий: «человек», «сезон как время года», «живое», «неживое», «природа».


psihofizicheskaya-problema-10-stranica-53.html
psihofizicheskaya-problema-psihofizicheskaya-problema-10.html
psihofizicheskoe-razvitie-podrostkov.html
psihofiziologicheskie-osnovi-bezopasnosti-truda.html
psihofiziologicheskie-zakonomernosti-psihofizicheskaya-problema-10.html
psihofiziologicheskij-diagnosticheskij-kompleks-fobos-kak-metod-skrining-diagnostiki-anomalnih-lichnostnih-i-povedencheskih-nevroticheskih-i-psihosomaticheskih-narushenij.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-i-prognozirovanie-finansovoj-ustojchivosti-predpriyatiya-chast-4.html
  • esse.bystrickaya.ru/programmator-i-konfigurator-i-prog-instrukciya-po-ekspluatacii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshie-trebovaniya-k-postroeniyu-i-funkcionirovaniyu-regionalnoj-informacionnoj-sistemi-oms-samarskoj-oblasti.html
  • testyi.bystrickaya.ru/461073-verbovoj-af-suldina-tv-barabanova-na-2009-v-f-bezhenar-i-dr-zhurnal-akusherstva-i-zhenskih.html
  • essay.bystrickaya.ru/d-e-s-ya-t-i-j-k-l-u-b-o-k-razgulyalas-nepogodushka-tucha-groznaya-podnimalas-rasshumelis-priklonilis-dubravushki.html
  • literatura.bystrickaya.ru/slovo-33-protiv-arian-i-o-samom-sebe-svyatitel-grigorij-bogoslov-slova-32-45-2000.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vivod-stepen-obespechennosti-obuchayushihsya-uchebnoj-i-uchebno-metodicheskoj-literaturoj-dinamika-ee-obnovlyaemosti.html
  • report.bystrickaya.ru/gruppa-vidov-rabot-7-montazh-sbornih-betonnih-i-zhelezobetonnih-konstrukcij.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-raboti-respublikanskogo-uchebno-nauchnogo-metodicheskogo-centra-ministerstva-obrazovaniya-respubliki-bashkortostan-na-2011-2012-uchebnij-god.html
  • write.bystrickaya.ru/etot-elektivnij-kurs-prizvan-sposobstvovat-rasshireniyu-krugozora-bolee-chetkomu-i-obemnomu-predstavleniyu-o-metodah-i-predmete-geometrii-povisheniyu-uspevaemosti-na-zanyatiyah-geometriej-soderzhanie-programmi.html
  • tasks.bystrickaya.ru/16-sanitarno-bitovie-pomesheniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/perechen-podprogramm-i-meropriyatij-gosudarstvennoj-programmi-goroda-moskvi.html
  • report.bystrickaya.ru/illyustracii-i-burmaginoj-oformlenie-a-f-sergeeva-pisahov-s-g-ledyana-kolokolnya-skazki-i-ocherkisost-l-yu-shulman-stranica-10.html
  • student.bystrickaya.ru/34-steklo-i-izdeliya-iz-stekla-metodicheskie-ukazaniya-k-izucheniyu-kursa-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-stroitelnih.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshestvo-4.html
  • thescience.bystrickaya.ru/grafik-grupp-povisheniya-kvalifikaciii-kratkosrochnih-seminarov-plan-komplektovaniya-uchebnih-grupp-na-2009-god-chast-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-setevie-tehnologii-dlya-napravleniya-552808-magistratura-informacionnoe-i-programmnoe-obespechenie-avtomatizirovannih-sistem.html
  • books.bystrickaya.ru/chuvashskoj-respubliki-agro-innovacii-stranica-2.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uvazhaemie-podpischiki-glavnie-novosti-po-indeksu-citiruemosti-ic-stranica-7.html
  • znanie.bystrickaya.ru/audandi-dstemelk-keestn-2015-zhili-6-mamirindai-otirisinda.html
  • spur.bystrickaya.ru/meropriyatie-52-razrabotka-obrazovatelnih-programm-i-obrazovatelnih-modulej-dlya-visshih-i-srednih-specialnih-uchebnih-zavedenij.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/631-podgotovka-processa-gosudarstvennij-standart-rf-gost-r-isomek-12207-99.html
  • school.bystrickaya.ru/dalnegorci-vibrali-mera-metallurga-grizlov-b-v-monitoring-smi-23-oktyabrya-2007-g.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-1-nikolas-sparks-angel-hranitel.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/plodoovoshnie-tovari-chast-3.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-11-marta-2012-g-20-oprovedenii-oblastnogo-lichnogo-zaochnogo-konkursa-na-luchshij-putevoditel-po-muzeyu-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-shkolnomu-muzeyu.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekskursionnaya-programma-v-londone-den-duvr-london.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stanovlenie-sinodalnoj-cerkovnoj-istoriografii-staroobryadchestva-issledovaniya-vtoroj-polovini-xvii-xviii-vv.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-1-stranica-13.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-podhodi-k-obucheniyu-specialistov-v-oblasti-informatiki-sozdaniyu-i-ispolzovaniyu-upravlyaemih-servisno-orientirovannih-prilozhenij-v-ramkah-kursa-web-orientirovannaya-platforma-net-moskva.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-i-metodicheskie-rekomendacii-po-prohozhdeniyu-professionalno-orientirovannoj-praktiki-dlya-studentov-vseh-form-obucheniya-specialnost-100101-servis.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/l-v-antipova-stanovlenie-produktivnih-vzaimodejstvij-doshkolnikov-s-rovesnikami-kak-vazhnoe-napravlenie-ih-uspeshnogo-razvitiya-stranica-2.html
  • books.bystrickaya.ru/cel-zadachi-i-predmet-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-030501-yurisprudenciya-soglasovano.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-obespechenie-obsheobrazovatelnih-programm-pedagogicheskimi-kadrami.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-modulyu-filosofiya-nauki-i-iskusstva-b1-napravlenie-073400-vokalnoe-iskusstvo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.