.RU

Программа разработана учителем биологии моусош №46 Кейн Светланой Викторовной


Муниципальное образовательное учреждение

с
Программа разработана учителем биологии МОУСОШ № 46

Кейн Светланой Викторовной

Программа согласована на заседании методического объединения учителей биологии, химии и географии.

Протокол № ….

от…………
редняя общеобразовательная школа № 46

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 46




Л. А. Бабенко



Программа элективного курса

для 9 класса

«Урбоэкология»


г. Тверь

2008 г.

Введение

Взаимоотношение человека и природы всегда в истории носили проблемный характер: чем больше умел и делал человек, тем больше страдала от него окружающая среда. Причем, это противоречие не уменьшается, а увеличивается с каждым днем. Особенно эти проблемы обострились с формированием больших городов и мегаполисов, т.е. их сообществ, уплотнив и усложнив нашу жизнь до максимума. Обучить ребенка жить и выживать в этом мире, адаптироваться в нем, создать в этой безумно быстро меняющейся среде свой оазис счастья – не это ли самая благородная и важная цель образования.


^ Пояснительная записка

Самыми выгодными во всем мире являются вложения в развитие человека, в его обучение, оздоровление, повышение качества жизни. Находясь в рамках модернизирующегося образования России, управление которым ориентировано на стандартизацию результатов и формирование целостного мировоззрения, обучению самореализации и самообразования, школа должна сочетать рациональность управления с гуманитарной направленностью самой педагогики. Эта гуманитарная направленность реализуется через обязательность освоения учащимися:

познавать окружающий мир и себя самого;

оценивать окружающий мир, себя самого;

предвосхищать возможные последствия своих практических действий, уметь вырабатывать прогнозы;

осознанно действовать в окружающем мире, выстраивать гармоничные взаимоотношения с другими людьми, овладеть методами организации своих отношений с природой, обществом, самим собой;

выстраивать целостную систему мировоззрения, знаний, убеждений, ценностей, принципов позволяющих ему адекватно воспринимать окружающий мир, понимать свое место и роль в нем;

развивать свои природные задатки, реализовывать свои сущностные силы, естественное стремление к основным ценностям Бытия;

способам саморефлексии, самопознания, самореализации, позволяющим понимать смысл своей жизни, выбирать достойный образ жизни и стиль поведения, определять главные жизненные пути и цели, находить свое назначение в мире.

Актуальность. В образовании большого города необходимым компонентом, стимулирующим социальную и познавательную активность, формирующим

уважение к своей «малой родине», повышающим эффективность коммуникаций, социальное ориентирование должно стать освоение знаний по урбоэкологии. Освоение учащимися экологических проблем общих и региональных делает их поступки более продуманными, предупреждающими обострение антропогенного влияния на окружающую их городскую среду. Общесоциальная направленность действий государства в этом направлении в последние годы активизировалась, а потому, и отношение учащихся к этому предмету стало более мотивированным.

Человечество в основном живет в городах и поэтому актуальным является формирование у учащихся знаний о городской среде, как экосистеме, в которой существуют экологические проблемы и путях их решения.

Новизна. Главной проблемой в настоящее время является исключение экологии из предметного перечня базисного учебного плана. Поэтому элективный курс для 9 класса «Урбоэкология» носит профориентационный, социализирующий и развивающий характер. При этом, если внимательно изучить содержательную сторону предлагаемых сейчас учебных программ и учебников, то очевидной становится их чрезмерная перегруженность терминами и понятиями, определения которых зачастую не приводятся вообще, излишняя теоретизированность материала, оторванность от жизни, отсутствует прикладной аспект экологии. Изобилие теоретического материала, не подкрепленного отработкой практических навыков и умений, утомляет учащихся, резко снижает мотивацию к обучению предмету. На сегодняшний день есть программы по данному курсу (например, Камерилова Г.С. Программа профильного курса “Экология города”), которая не может быть использована для предпрофильной подготовки по причине большого объема, кроме того программ рассчитана на учеников 10 – 11 классов.

Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Урбоэкология» предназначена для учащихся 9 класса. Программа рассчитана на 18 часов, 2 из которых резервные. Программа может быть реализована в течение четверти или полугодия.

Этот курс, интегрированный с географией и социологией по содержанию, включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, интегрируя географию, биологию, химию.

^ Цель курса:

– повышение уровня  экологической грамотности школьников, расширение информационного поля учащихся об экосистемах.

– формирование системы ценностей, взглядов, принципов, норм поведения в отношении к окружающей среде,

– развитие познавательной установки личности на решение проблем современного общества;

– помощь ученику в профессиональной ориентации, в выборе профиля (в частности естественно - научного) и профессии.

Задачи курса:

1) развивать знания о городской среде, как среде жизни человека;

2) расширить знания об экологических проблемах городов;

3) развивать умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность;

4) активизировать социальную активность учащихся в заботе о природе;

5) настроить учащихся на создание комфортной среды собственного обитания;

6) помочь учащимся освоить навыки исследовательской деятельности.

Условия для проведения данного курса:

1. Ранее проводимый факультатив по экологии.

2. Имеется школьная биологическая лаборатория, полученная в рамках НППО.

3. Школа обеспечена научно-методическим комплектом по экологии.

Учащиеся могут самостоятельно выбрать вид отчетности реферат или проект.

В процессе изучения курса оцениваются результаты практических работ (оценка не ниже «4»). По окончании обучения ученик получает зачет при условии выполнения отчетной работы и по сумме выполнения практических работ.

Заключительное занятие – это итоговая конференция, предполагающая защиту (презентацию) отчетных работ учащихся.

В процессе изучения курса учащиеся приобретают следующие знания:

– об урбоэкологии как новой научной области знаний;

– о методах и способах урбоэкологических исследований;

– о городской среде как урбосистеме;

– об экологических проблемах городов и путях их решения;

– о правилах составления проектов.

На основе перечисленных знаний формируются конкретные умения:

– разрабатывать модель урбосистемы;

– составлять опросник горожан;

– готовить презентации;

– разрабатывать проекты.

В ходе написания рефератов и других видов отчетности, закреплять навыки работы с дополнительной литературой, умение систематизировать и тезисно конспектировать найденную информацию.

^ Методическое обеспечение элективного курса

Практические работы элективного курса построены таким образом, что позволяют проверить усвоение теоретического материала, при выполнении работ происходит его закрепление. Практические работы направлены на отработку умений применять те или иные методы познания, также демонстрируют связь с теоретическим материалом, что способствует развитию логического мышления, проявлению критичности и гибкости мышления, а также стимулирует актуализацию нужных знаний.

Теоретический материал, содержит новую для учащихся информацию, из многих разделов различных наук не только способствуют развитию познавательного интереса, но в то же время активизируют развитие всех остальных элементов творческого мышления.

Выполнение каждой практической работы начинается с краткого обсуждения следующих вопросов:

– какова цель выполнения данной работы;

– определяются характеристики объектов изучения

– как связана данная работа с теоретическим материалом, конкретно какие знания понадобятся для выполнения этого практикума. Ответы на поставленные вопросы позволят решить несколько дидактических задач:

– разъяснить учащимся не только цель практической работы, но и место данного практического занятия, в системе целого учебного курса, а также в системе

знаний естественно - научного цикла;

– помочь учащимся установить связь с изученным ранее материалом;

– обучить учащихся формулировать учебно-познавательные гипотезы и проверять их истинность;

– мобилизовать знания и имеющийся у учащихся практический опыт для выполнения работы.

В отличие от существующих курсов по экологии урбоэкологический практикум достаточно прост выполнение его возможно в течение урока и не требуют от учителя дополнительной подготовки, за исключением одной работы. Лабораторные практикумы дают возможность развитию у старшеклассников творческих способностей, а вместе с ними самостоятельности и коммуникативным умениям, которые способствуют систематизации полученных знании и профессиональной ориентации. Выполнение практических лабораторных работ предоставляет возможность подросткам, независимо от их интереса к тем или иным дисциплинам, ознакомиться с экологическими проблемами городов и путями их решения.

В преподавании используются элементы следующих технологий: проблемной, теории решения исследовательских задач, здоровьесберегающей, технологии критического мышления, ИКТ, проектной.

^ Методы и формы организации занятий в рамках элективного курса

– лекция и семинары;

– практикумы;

– защита проектов;

– выполнение исследовательской работы.

^ Формы контроля

В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы сообщения и рефераты учащихся, результаты выполнения исследований.

В качестве итоговой формы контроля используется защита проектного задания или защита реферата.

Примерные темы рефератов:

Экологические проблемы городов в исторической перспективе (допромышленный период).

Экологические проблемы (промышленный период).

Исторические типы городов. Каменная летопись истории человечества.

Города будущего.

Факторы формирования городской среды.

Примерные темы проектов:

Проект города будущего.

Улучшения экологической обстановки нашего города.

Решение экологических проблем микрорайонов города.

Предприятие, возле которого мы живем.

Темы практических работ:

1. Разработать модель урбосистемы для микрорайона города, в котором вы проживаете.

2. Определить место города Твери в цепи ресурсных циклов.

3. Разработать опросник горожан, чтобы выяснить их отношение к качеству среды, в которой они живут.

4. Экспериментальное исследование поверхностного стока воды.

5. Влияние тяжёлых металлов на белки.


Учебный план.

Разделы ( блоки)

Всего часов

Из них

Формы контроля

Теоретические занятия

Практические работы

1.Введение

3

3




Круглые столы

Отчеты по практическим работам.

В кругу вопросов и решений.

Презентация отчетных работ.



2.Городская среда – среда жизни человека.

6

6

3

^ 3.Экологические проблемы городов.

5

5

2

4. Итоговое занятие - конференция

2







Итого:


16

14

5

Учебно-тематический план

№№

п/п

Наименование разделов и тем.

Всего

часов

В том числе по видам деятельности

Лекции

семинары

Практические работы

Конфе-ренции


1
Введение
3

3







2

Городская среда – среда жизни человека.

6

6

3







2.1. Городская среда как урбосистема.

1

1










2.2. Законы оптимального развития урбосистем.

1

1










2.3.Компоненты урбосистемы.

1

1

1







2.4.Ресурсный цикл.

1

1










2.5 Города в цепи ресурсных циклов.

1

1

1







2.6.Качество городской среды.

1

1

1




3

Экологические проблемы городов.

5

5

2







3.1.Общая характеристика экологических проблем.

1

1










3.2.Природно-ландшафтные проблемы.

1

1

1







3.3Ресурсно -хозяйственные проблемы.

1

1










3.4.Антропоэкологические проблемы.

1

1

1







3.5.Пути решения экологических проблем.

1

1







4

^ Итоговое занятие- конференция.

2







1




Итого:

16

16

5





Содержание программы.

(1ч в неделю, всего 18 часов)

^ Тема 1. Введение

Урбоэкология – история, развитие, значение.(3 ч.)

Появление урбоэкологии как самостоятельного раздела экологии. Понятие урбоэкология, городская среда. Характеристика городской среды. Урбанизация – глобальный исторический процесс. Многообразие городов по числу жителей, по видам деятельности, по градообразующим функциям, по планировочной структуре Мониторинговая служба городов.

Результат: опорный конспект.

Ключевые слова: урбоэкология, урбанизация, мегаполис, агломерация, мониторинг.

^ Тема 2. Городская среда – среда жизни человека. (6 ч)

Городская среда - как урбосистема. Общая концепция систем. Свойства урбосистемы. Законы оптимального развития урбосистем. Закон необходимого разнообразия. Закон неравномерности развития урбосистем. Закон развития урбосистемы за счет окружающей её среды. Компоненты урбосистемы: техносфера, население (социум), природная абиотическая, природная биотическая среда. Ресурсный цикл. Города в цепи ресурсных циклов. Природные и технологические циклы. Качество городской среды. Характеристики, по которым оценивается качество городской среды.

Практические работы:

1. Разработать модель урбосистемы для микрорайона города, в котором вы проживаете.

2. Определить место города в цепи ресурсных циклов.

3. Разработать опросник горожан, чтобы выяснить их отношение к качеству среды, в которой они живут.

Результат: схемы, конспект и отчёты по практическим работам.

Ключевые слова: система, урбосистема, техносфера, биота, цикл, ресурсный цикл, здоровье (физическое, социальное), здоровье индивида и популяции.


^ Тема 3. Экологические проблемы городов. (5 ч)

Общая характеристика экологических проблем городов. Природно-ландшафтные проблемы. Влияние городов на грунты. Оползни. Влияние городов на рельеф, на уровень грунтовых вод. Режим осадков. Особенность растительных сообществ городов. Ресурсно-хозяйственные проблемы. Использование ресурсов городов, их специфика. Влияние различных отраслей хозяйства городов на окружающую среду. Антропоэкологические проблемы городов. Адаптация человека к городской среде. Нарушения адаптационных возможностей горожан. Пути решения экологических проблем: технологические, экономические, архитектурно – планировочные, юридические, воспитательные.

Практические работы.

4. Экспериментальное исследование поверхностного стока воды.

5. Влияние тяжелых металлов на белки.

Результат: сообщения учащихся, рефераты, отчёты по практическим работам.

Ключевые слова: адаптация, гиподинамия, болезнь, стресс, ресурсосбережение, экологическая культура.

^ Тема 4. Заключительная конференция. (2 ч)

Учащиеся готовят рефераты, проекты, исследовательские работы и выступают с ними на отчетной конференции.

Результат: Реферативные работы, проекты, исследовательские работы, презентации.

^ Предполагаемые результаты:

Освоение навыков эффективных коммуникаций.

Освоение детьми основ исследовательской деятельности.

Создание условий для индивидуальной самореализации и успешности.

Погружение обучающихся в экологические проблемы жизни.

Формирование на их основах ценностных ориентиров школьников (доброта, забота о природе, духовность).

Воспитание любви к родному краю (патриотизм).Выбор дальнейшей образовательной траектории и профессиональная ориентация.


Литература для учителя

1. Агаджанян Н. Л. Человеку жить всюду. М. 1982.

2. Бочкарева Т.В. Экологический «джин» урбанизма. М. 1988.

3. Велев П. Города будущего. Пер. с болг. М. 1985.

4. Владимиров В.В., Микулина Е.М., Ярчина З.М. Город и ландшафт. М. 1986.

5. Гарышина Н.Н. Растения в городе. Л. 1985.

6. Григорьев А.А. Уроки экологических просчетов. Л. 1991.

7. Камерилова Г.С. Экология города. М. «Просвещение». 1997.

8. Камерилова Г.С. Программа профильного курса “Экология города” (“Урбоэкология”) для 10-11 классов // География в школе.- 1997.- №4

9. Теремов А.В. Ученические проекты по урбоэкологии как форма межпредметной интеграции: [город как среда жизни человека], 2007 

10. Общественный экологический Internet-проект EcoLife. http://www.ecolife.org.ua./

http://ecoportal.ru/


Литература для учащихся:

1. Лаппо Г.М. Города на пути в будущее. М. 1987.

2. Перцик Е.Н. Среда человека: предвидимое будущее. М. 1990.

3. Разумов Г.А., Хасин И.Р. Тонущие города. М. 1991

4. Реймерс Н.Ф. Охрана природной и окружающей среды человека. М. 1993.

Глоссарий

Урбоэкология – занимается изучением городской среды, ее компонентов, качества, факторов и истории формирования.

Урбанизация – процесс роста городов и городского населения, сопровождаемый повышением роли городов и широким распространением

городского образа жизни.

Агломерация – скопление городов.

Мегаполис – гигантские скопления агломераций, слившихся друг с другом и образующих сплошную полосу городского расселения.

Мониторинг – это система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности.

Система – это совокупность взаимосвязанных компонентов, образующих целостность и определенным образом взаимосвязанных.

Ресурсный цикл – это обмен веществ между природой и обществом, включающий извлечение естественных богатств из природы, вовлечение их в хозяйственный оборот и возвращение природной субстанции после ее утилизации в окружающую среду.

ПДК – это такая максимальная концентрация загрязняющего вещества в окружающей среде, которая не оказывает вредного воздействия на здоровье человека и не вызывает отдаленных мутагенных и канцерогенных последствий.

ПДУ – предельно допустимый уровень физического воздействия (шумовое, радиоактивное, тепловое)

ПДВ – предельно допустимый выброс (газов), устанавливаемый для каждого источника загрязнения, превышение которого опасно для окружающей среды и здоровья человека

ПДС – предельно допустимый сброс жидкого загрязнителя – масса вещества в сточных водах

ПДП – предельно допустимое поступление загрязнителя – количества вещества, поступившего на определенную площадь в единицу времени в количествах, образующих концентрации, не превышающие установленные ПДК

ПГП – предельно годовое поступление

Прогноз- предвидение изменений в развитии и исходе каких-либо событий, явлений, процессов на основании полученных данных.


ПРИЛОЖЕНИЕ .

Учебно-методический комплекс.


Раздел 1. Введение.

Занятие 1.

Тема: Понятие урбоэкологии.

Урбанизация - глобальный процесс.

Цель: познакомить учащихся с понятием урбоэкология и урбанизацией как глобальным процессом.

Задачи:

1) дать понятие городской среды как продукта взаимодействия природы и человеческой деятельности;

2) определение научной области «урбоэкология»;

3) раскрыть интегрированный подход в изучении городской среды;

4) расширить понятие «урбанизация».

Т


ип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: лекция с элементами беседы.

Виды деятельности: составление опорного конспекта.




Ход занятия.

1. Актуализация знаний.

Как называются поселения, в которых живет большинство жителей мира? Что же представляет собой город как место жизни людей? Нам сегодня на занятии предстоит это узнать.

2.Изучение нового материала. Город – это особый мир, особая среда обитания человека. Эта среда полна противоречий. С одной стороны, жизнь в городе дает людям огромные возможности реализовать себя в сфере труда, образования, досуга, общения. Большинство шедевров мировой материальной и духовной культуры, высшие достижения человечества сосредоточены в городах. С другой стороны, именно в городах взаимодействие общества и природы приобретает особую остроту и драматизм. Концентрация промышленности, транспорта, населения до неузнаваемости преобразует природный ландшафт. Мощно и рельефно проявляются экологические проблемы. И на этом фоне люди всех возрастов и социальных слоев объединены гигантским круговоротом городского образа жизни.

Изучением городской среды, ее компонентов, факторов и истории формирования занимается новая научная область знания – урбоэкология. Термин «урбоэкология» происходит от слияния двух слов: латинского urbahus – городской и греческого oikos- дом. Дословный перевод: город как дом, как среда жизни горожан.

Городская среда – сложное образование, продукт взаимодействия природы и человеческой деятельности. Проблемы и пути ее развития нельзя понять, оценить и решить в рамках, какой – либо одной области знания, сколь бы обширной она не была. Зарождение, специфика становления, особенности проявления экологических проблем связаны с географическим положением города, природным ландшафтом, функциональной структурой, градостроительной планировкой, уровнем социально – экономического развития. Важным является изучение взаимосвязи между экологической ситуацией, сложившейся в городе, и здоровьем его жителей.

Следовательно, изучение городской среды требует интегрированного подхода, т.е. использования закономерностей, принципов, концепций, методов, разработанных в экологии, биологии, географии, градостроительстве, гигиене, эстетике, истории.

Города существуют с глубокой древности. В процессе исторического развития их ряды пополнялись, сами они делались все крупнее, достигая порой фантастических размеров. Рост численности городов и городского населения представляет собой неотъемлемую черту развития человеческой цивилизации. В 20 веке начался небывалый рост крупных городов и формирование новых городских форм расселения. Урбанизация (от лат. Urbos – город) процесс роста городов и городского населения, сопровождаемый повышением роли городов и широким распространением городского образа жизни. 20 век можно в полной мере назвать веком урбанизации.

Теперь опираясь на знания об урбанизации из курса географии, давайте заполним схему.

Причины урбанизации:

1. развитие промышленного производства;

2. развитие непроизводственной градообразующей деятельности;

3. интенсификация сельского хозяйства;

4. межфункциональное взаимодействие (интеграция различных видов деятельности)

5.влияние мирового хозяйства, развитие международной торговли.

Признаки урбанизации:

  1. рост числа городов и городского населения;

  2. развитие групповых форм городского расселения – агломераций, мегаполисов;

  3. усложнение функций городов;

  4. развитие инфраструктуры.

Давайте вспомним, что такое агломерация.

Агломерация – скопление городов. Что такое мегаполис?

Мегаполис – гигантские скопления агломераций.

Таким образом, на колоссальных территориях, покрытых бетоном и асфальтом, формируется особый тип среды жизни людей. Эта урбанизированная среда насыщена промышленными предприятиями, транспортными средствами, объектами жилищно – коммунального хозяйства, которые воздействуют на природный ландшафт и человека, определяя обострение всех экологических проблем: ресурсно – хозяйственных, природно – ландшафтных, антропоэкологические.


Занятие 2.

Тема: Многообразие городов.

Цель: познакомить учащихся с понятием урбоэкология и урбанизацией как глобальным процессом.

Задачи:

1) познакомить с многообразием городов по численности

2) многообразие городов по выполняемым функциям

3) по планировочной структуре

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: семинарское занятие.

Ход занятия.

1. Актуализация знаний.

Подумайте и ответьте на вопрос: « По каким признакам можно описать наш город?»

2. Изучение нового материала.  Все многообразие городов, существующих на планете, можно объединить в группы по разным признакам.

Людность – численность населения города – является одним из самых распространенных критериев.

В разных странах к городам относятся различные по людности поселения. В Нидерландах городами считаются населенные пункты с числом жителей более 20 тыс. человек, в Турции – более 10 тыс. человек, Тунисе – 1 тыс. человек, Дании – более 200 жителей.

В России городами могут быть те поселения, в которых число жителей составляет более 12 тыс. человек и основная часть населения не связана с сельскохозяйственным трудом.

Выделяют следующие группы городов:

  1. малые города с числом жителей до 50 тыс. человек;

  2. средние города – от 50 до 100 тыс. человек;

  3. большие города – от 100 до 250 тыс. человек;

  4. крупные – от 250 до 1 млн. человек.

В последнее время выделяют еще одну группу сверхкрупных городов (мультимиллионеров) с числом жителей более 5 млн.

Виды деятельности, которые вызывают к жизни город, образуют его экономический фундамент, определяют характеристику района и общественную жизнь в нем. Поэтому существенным признаком являются градообразующие предприятия города.

Среди них выделяют:

– центральные (от административных районов до столиц)

– специальные (промышленные центры, научные центры, рекреационные центры, религиозные центры)

Города, выполняющие не одну, а несколько функций называют полифункциональными. Как правило, чем крупнее город, тем больше разнообразных функций он несет. Несомненно, что функциональная значимость самым серьезным образом влияет на возникновение экологических проблем.

Помимо основной, город выполняет дополнительные функции – по обслуживанию собственного населения внутригородским транспортом, коммунальными и бытовыми услугами, продукцией повседневного спроса.

Существует также классификация по планировочной структуре, которая тесно смыкается с генетической группировкой (по времени образования и происхождению).

На основе главных особенностей в планировочной структуре и внешнем облике выделяют несколько типов городов.

Выступление учащихся о многообразии городов по планировочной структуре с демонстрацией слайдов и картин.

  1. европейский тип

  2. американский тип

  3. азиатский тип

  4. города Центральной и Южной Африки

  5. арабский тип

  6. города Латинской Америки.

3.Закрепление.

Коротко напишите, как изменилась функциональная роль Твери со времени ее основания.

Раздел 3. Экологические проблемы городов.

Занятие 6.

Тема: Качество городской среды.

Цель: познакомить учащихся с понятием качество городской среды.

Задачи:

  1. дать понятие качество и как оно применимо к городской среде;

  2. определить факторы, влияющие на качество городской среды;

  3. показать влияние качества среды на здоровье человека.

Тип занятия: изучения нового материала и применения знаний.

Вид занятия: дискуссия, решение познавательных задач, практическая работа.

Ход занятия.

  1. Актуализация знаний посредством «Мозгового штурма»

  1. Из изученных вами курсов биологии вспомните, каким образом поддерживается необходимое разнообразие в природных системах.

  2. Почему В.И. Вернадский обращал особое внимание на организующую и стабилизирующую роль биоты?

  3. Можно ли сформировать урбосистему из абсолютно одинаковых компонентов? Ответ объясните на примерах.

II. Практическое задание Учитель раздает карточки с заданиями. После выполнения карточки собираются и анализируются совместным обсуждением.

Перед вами типы прямых и обратных связей в системе. Проанализируйте их путем подстановки компонентов урбосистемы вместо индексов А, Б, В, Г.

I


II


III




IV


2.Изучение нового материала.

Что такое качество любого объекта или явления? Это набор его свойств и характеристик. Описание их – первый шаг. А вот второй шаг – оценка – уже зависит от того, кто и с какой целью эту оценку производит. Вполне понятно: что хорошо для одного, может быть плохо для другого.

Городскую среду создает человек для самого себя. Следовательно, интересы человека – та позиция, с которой нужно оценивать качество этой среды. С этой точки зрения мы не ошибемся, если поставим во главу угла физическое и социальное здоровье человека, а для характеристики качества городской среды будем оценивать совокупность условий, обеспечивающих (или не обеспечивающих) здоровье.

Вспомним, какие компоненты образуют городскую среду. Во- первых, это природная среда, в той или иной степени измененная человеком. Она характеризуется показателями энергетического состояния (тепловое, электромагнитное поле), состояние атмосферы, вод, характера поверхности, биоты, пейзажа местности.

Качество природной среды часто оценивают по степени отклонения ее физико-химических характеристик от некоторого «эталонного» состояния, т.е. в идеальных условиях.

Например, качество воздуха можно оценить по соотношению в слоях атмосферы газообразных составляющих, концентрации загрязняющих ее газов и частиц. В атмосфере города соотношение газов нарушено за счет уменьшения содержания кислорода, увеличения доли углекислого газа и появления различных других соединений (диоксида серы, углеводородов, радиоактивных веществ).

На качество городской среды оказывает влияние площадь и состояние зеленых насаждений. Растения (прежде всего деревья и кустарники) наряду с другими функциями способствует оздоровлению городской среды – снижению уровня шума и содержания пыли в воздухе, поглощению токсичных выбросов.

Помимо чисто утилитарного, зеленые зоны города имеют большое эстетическое значение. В идеале в них должны быть соединены в единую композицию особенности геопластики рельефа, растительности, внутренних вод. В целом создается определенный художественный образ.

Во–вторых, городская среда включает весь искусственный мир, созданный человеком в городе (техносфера). Он не имеет аналогов в естественной среде и, как правило, либо совсем не вписывается в природные циклы, либо входит в них с большим трудом. Это и технологическое оборудование предприятий, и транспорт, и жилье, и сфера обслуживания, и архитектурно – планировочный облик города.

Современного человека, главным образом, окружает именно такая среда. В одних случаях она смягчает воздействие на человека природных условий (например, в районах Севера улучшает микроклимат). В других, будучи искусственной, к тому же и резко ухудшенной, она отрицательно влияет на здоровье человека.

В–третьих, в городскую среду включается социальные компоненты – население, сфера обслуживания материальных потребностей населения и социальные институты общества (религиозные, культурные, образовательные единицы – удовлетворение духовных потребностей населения):

Особо следует выделить потребность в хорошем здоровье. Повторим определение «Здоровья», данное ВОЗ. Различают здоровье индивидуальное и общественное (например, населения города).

Здоровье индивида оценивается степенью сохранения и развития его психических, физических функций, оптимальной трудоспособности и активности при максимальной продолжительности жизни.

Здоровье общественное определяется социально – историческим развитием жизнеспособности населения, преемственности поколений при возрастающих темпах жизни.

Для характеристики здоровья населения города используют следующие показатели: уровень рождаемости, смертности, перинатальная и общая заболеваемость и демографические показатели: возрастная структура, продолжительность жизни, основные причины смерти.

Анализ качества среды предусматривает оценку не только утилитарно – полезного, но и утилитарно – бесполезного (создающего ощущение прекрасного, возвышенного) окружения человека.

Таким образом, природная, техногенная и социальная составляющие образуют комплекс условий городской среды. Все факторы здесь тесно взаимосвязаны и составляют объективные и субъективные стороны качества городской среды. Именно их совокупность оказывает общее воздействие на человека.

  1. Практическая работа.

Опираясь на изученный материал, составьте опросник горожан, чтобы выяснить их отношение к качеству городской среды. Для этого работайте в парах. Если не успеете, то задание закончите дома.


^ Практические работы.

Практикум 1. по теме: Городская среда как урбосистема.

Содержание практической работы.

Ключевые слова: техносфера, население, природа биотическая, природа абиотическая.

Учащимся дается задание. Разработайте модель урбосистемы для района (микрорайона), города в котором вы проживаете:

- наполните конкретным содержанием каждый компонент, расшифровав его, (например: техносфера (Т) – хлебозавод, мебельная фабрика, линии электропередач, транспортные магистрали и т.д. П – парк, сквер);

- установите существующие между компонентами связи;

- нанесите компоненты урбосистемы на план вашего района, разработав условные знаки, площадные объекты (парки, сады) покажите ареалами;

- докажите пользуясь авторскими моделями графической и картографической), наличие у урбосистемы свойств; взаимосвязанности компонентов; целостности; открытости; управляемости.

После выполнения работы, обсуждаются представленные модели.


Практикум 2 по теме: Города в цепи ресурсных циклов.

Содержание практической работы.

Ключевые слова: безотходное производство, малоотходное производство, природные ресурсы, звенья ресурсного цикла.

Учащимся дается задание. Работая в группах по 3 человека.

Определите место Твери в цепи ресурсных циклов. Для этого ответьте на вопросы.

1. Какие технологические циклы представлены в нашем городе?

2. Предложите пути их трансформации в ресурсные циклы.

3. Определите место нашего города в цепи ресурсных циклов.


Практикум 3 по теме: Качество городской среды.

Содержание практической работы.

Ключевые слова: здоровье, ландшафт, биота, антропогенное воздействие, социологический опрос.

Работая в парах, учащиеся составляют опросник горожан, чтобы выяснить их отношение к качеству среды, в которой они живут.

После завершения работы, обсуждаются предложенные опросники, и составляется общий, наиболее удовлетворяющий всех участников обсуждения.


Практикум 4 по теме: Природно-ландшафтные проблемы городов.

Содержание практической работы.

Ключевые слова: водный баланс, гидрологический сток, грунтовые воды, дренажная система.

Учитель объясняет ход выполнения практической работы, которую учащиеся выполняют во внеурочное время. Обсуждение полученных результатов проводится на следующем занятии.

Основная черта городских территорий в гидрологическом плане – экстремальное состояние проницаемости почвы. Оно вызывает нарушение водного баланса. Проведите экспериментальное исследование поверхностного стока на различных территориях вашего микрорайона методом заливных колец. Для этого используйте кольца диаметром 30см и высотой 30см, глубина

погружения в почву 20см. В заранее подготовленные кольца – углубления заливается вода и определяется коэффициент фильтрации во времени постоянной скорости впитывания воды в мм/мин. Кольца заложите в разных районах:

- на участке с большой площадью асфальтового покрытия, где имеются многоэтажные здания, промышленные предприятия;

- в парке или сквере

- в зоне индивидуальной застройки

- на оживленной озелененной улице с высокой пешеходной нагрузкой.

Время проведения опыта 90 мин. Выявите различия в водопроницаемости городских участков и объясните их.


Практикум 5 по теме: Антропоэкологические проблемы городов.

Содержание практической работы.

Ключевые слова: здоровье, болезнь, токсикозы.

Учащиеся работают в парах. Учитель обсуждает с учащимися, каким образом тяжелые металлы могут попасть в организм человека. К каким последствиям это может привести, они смогут воочию увидеть выполнив практическую работу.

Попадание в организм соединений тяжелых металлов (ртути, свинца, кадмия и др.) может привести к острым токсикозам. Это происходит потому, что они нарушают структуру белков и их функции. В химические пробирки налейте по 3 – 5 мл раствора белка куриного яйца. Добавьте в каждую из пробирок по 1- 2 мл растворов солей тяжелых металлов. Наблюдайте образование белковых осадков: белого студенистого – при добавлении солей свинца; голубого – солей меди. Таким образом, происходит денатурация белка.

^ Пример проекта.

«Предприятие, возле которого мы живем».


Над заводом стояло огромное красное колеблющееся зарево. На его кровавом фоне стройно и четко рисовались темные верхушки высоких труб, между тем как нижние части расплывались в сером тумане, шедшем от земли. Разверстые пасти этих великанов безостановочно изрыгали густые клубы дыма, которые смешивались в одну сплошную, хаотическую, медленно ползущую на восток тучу, местами белую, как комья ваты, местами грязносерую, местами желтоватого цвета железной ржавчины.
А.И. Куприн. "Молох"

Вы представляете экологическую организацию, которую заинтересовал селикатный завод, но вы, к сожалению, не располагаете ни приборной базой, ни средствами для ее приобретения.

В настоящее время существует немало методов обнаружения практически всех известных веществ, в том числе и в следовых количествах. Но многие из этих методов сложны, дорогостоящи и, соответственно, не всегда доступны общественности. Тем не менее, это не означает, что о мониторинге следует забыть. В распоряжении человека остается самый универсальный прибор, хотя и с высоким пределом обнаружения и низкой разрешающей способностью, - его организм. Подкрепив визуальные наблюдения документально такими доступными способами, как фото- и видеосъемка, можно примерно оценить степень воздействия предприятия на окружающую среду и определить источники воздействия.


^ Цель проекта - оценить характер и возможные пути сокращения воздействия селикатного завода на состояние окружающей среды.

Задачи проекта могут быть поставлены следующим образом:


^ Гипотеза проекта: Селикатное предприятие, являясь экологически вредоносным, должно быть защищено системой полноценной очистки воздуха и прилегающей территории в рамках предупреждения патогенного влияния на здоровье человека.

^ Объект исследования: территория и воздух в районе расположения производства.

Субъекты исследования: население вокруг селикатного завода и учащиеся МОУ СОШ № 46

Создав информационную базу для последующих переговоров и (будем надеяться) совместных действий с руководством предприятия, можно приступать к решению задач проекта:

^ Подготовительный этап.

На первом этапе целесообразно заняться сбором и систематизацией всей доступной информации, не прибегая к непосредственным контактам с руководством предприятия и к запросам, обращенным к его инженерно-техническим сотрудникам. Для этого необходимо: собрать печатную информацию о заводе в СМИ; организовать встречи и консультации с наиболее активными социальными партнерами (врачами, учителями, школьниками, пенсионерами, сотрудниками библиотеки, желающих принять посильное участие в проекте); провести необходимые социологические исследования населения района вокруг завода и отношения населения к экологическим проблемам.

^ Этап реализации.

Организовать наблюдения по программе, включая обход границ территории завода, картирование расположения видимых источников воздействия; фотосъемку сбросных потоков и дымящих труб, оценить состояние почвы, воды, растительности. Оформить полученную информацию в виде отчета (для предоставления комитету по экологии и руководству предприятия); подготовить и опубликовать серию статей или выпустить листовки о типичных факторах воздействия стекольного производства на окружающую среду в местной газете.

^ Заключительный этап.

Создав, таким образом, информационную базу для последующих переговоров и (будем надеяться) совместных действий с руководством предприятия, можно приступать к решению задач заключительного этапа проекта:

^ Практические рекомендации по выполнению задач проекта

С точки зрения воздействия на окружающую среду предприятие представляет собой совокупность источников воздействия всех видов: точечных стационарных (заводские трубы, места сброса сточных вод), точечные подвижные (транспорт), линейные (железные и автомобильные дороги, высоковольтные линии электропередач) и площадные (некоторые цеха, склады сырья и материалов, полуфабрикатов, конечных продуктов производства, свалки).

В общем случае стационарные и, до определенной степени, подвижные источники описаны в экологическом паспорте предприятия. Для каждого предприятия составляются также государственные формы статистической отчетности - 2ТП "Водхоз", 2ТП "Воздух", 2ТП "Твердые отходы". Если у вас есть доступ к этому документу (пусть устаревшему), задача упрощается; если нет - обратитесь к источникам [Химическая технология стекла и металлов/Под ред. П.С. Павлушкина. - М.: Cтройиздат, 1983. - 525 с.

Чехов О.С., Назаров В.И., Калыгин В.Г. Вопросы экологии в стекольном производстве. - М.: Легпромстройиздат, 1990. - 216 с.]. За обзором литературы естественным образом следует "экспериментальная часть" - обход границ территории завода.

В процессе обхода границ территории предприятия старайтесь учесть все возможные источники загрязнений. Обратите внимание на трубы котельных: как часто они дымят, в какое время суток. Помните, что чем выше труба, тем на большей площади и в меньшей концентрации рассеиваются загрязняющие вещества. Если местные жители считают, что дым слишком черен для энергетического объекта, работающего на природном газе, - предложите им позвонить вам, или записать, когда именно дымит пресловутая труба. Такой прием мониторинга позволит вам получить график нарушений природоохранительного законодательства.

Как правило, недалеко от предприятия можно найти трубы, через которые сбрасываются сточные воды (очищенные или, к сожалению, неочищенные) в близлежащий водоем. Можно оценить внешний вид сточной воды, запах, температуру (здесь может пригодиться термометр). Так, например, температура вод, поступающих в водоем-охладитель, может круглый год находиться в диапазоне 10-20оС, что влечет за собой тепловое загрязнение водоема. Разница температур природной и сбрасываемой воды особенно заметна в зимний период, когда над местом сброса образуется плотный слой тумана, и в радиусе 4-5 м от стока нет ни снега, ни льда.

Изучая воздействие, связанное с транспортом, полезно просчитать ежедневный поток машин, в среднем проходящий по предприятию, выяснить технические условия обслуживания, проследить, проходят ли очистку воды с мойки машин и куда они сбрасываются. Обычным является вариант, когда вода попадает в ливневую канализацию, а в итоге - в окрестные водоемы.

Важно оценить способы хранения исходных, промежуточных и конечных материалов производства. Для каждого материала характерны свои условия хранения, и если они нарушаются, последствия могут быть печальными. В стекольном производстве кроме основных сырьевых компонентов (песка, соды, сульфата натрия, доломита или глинозема) используются добавки (для отбеливания, окрашивания продукции), в числе которых могут быть соединения мышьяка, селена, кобальта. В пятидесятые годы хрусталь иногда окрашивали соединениями урана. Хранение материалов и свалка мусора под отрытым небом определяют так называемое вторичное загрязнение сопредельных сред (воздуха, глубоких горизонтов почв, водных объектов за счет фильтрации в грунтовые воды и поверхностных водоемов при поступлении в них примесей с поверхностным стоком).

Вряд ли рядом с вами расположено идеальное предприятие. Но если сотрудники завода уже, наверное, привыкли ко многому, ваш свежий взгляд на положение вещей, фотографии, сделанные школьниками, анкеты, предложенные детьми своим родителям, могут побудить вольных или невольных виновников загрязнения серьезно задуматься. Следует, однако, избегать обсуждения таких мероприятий, как немедленная реконструкция смесового цеха, установка дорогостоящих фильтров, замена стекловаренной печи. В современных условиях гораздо более актуальны (и не менее важны!) такие шаги, как приведение в порядок складских помещений, опись и проверка условий хранения токсичных веществ, планирование территории свалки, расчистка промышленные площадки.

В зависимости от складывающихся с предприятием отношений вы будете публиковать те или иные материалы в местной газете, раздавать листовки. В любом случае, постарайтесь, чтобы они носили характер информационных, дискуссионных, но не разоблачающих. Сотрудники предприятия - ваши соседи. Ваша цель - по-новому посмотреть на проблемы этого производства, обсудить характер его воздействия на здоровье работающих (стекольные заводы печально известны силикозами, предприятия, выпускающие стекловолокно, - экземами, производство хрусталя ведет к поступлению в атмосферу соединений свинца) и членов их семей, и составить совместный план действий. Постарайтесь не ставить непреодолимых барьеров между собой и предприятием, возле которого вы живете.

Вас пригласили на встречу с рабочими завода? Вы открываете постоянную рубрику в газете? - Поздравляем. Ждем информации.

protokol-71-ot-10-maya-2012g-dokumentaciya-na-provedenie-otkritogo-zaprosa-predlozhenij-po-viboru-organizacii-na-razrabotku-izgotovlenie-ipostavku-sumok-s-logotipom-dlya-nuzhd-srednerusskogo-banka-oao-sberbank-rossii.html
protokol-8-ot-zasedanie-na-obs-svoge-provedeno-na-08072010-godina.html
protokol-9-ot-zasedanie-na-obs-svoge-provedeno-na-29072010-godina.html
protokol-das-protokoll-makkenzen-l-m15-nemeckij-yazik-universalnij-spravochnikper-s-nemeckogo-e-zaharova.html
protokol-godovogo-obshego-sobraniya-akcionerov-otkritogo-akcionernogo-obshestva-blagoveshenskaya-konditerskaya-fabrika-zeya-stranica-10.html
protokol-godovogo-obshego-sobraniya-akcionerov-otkritogo-akcionernogo-obshestva-blagoveshenskaya-konditerskaya-fabrika-zeya-stranica-15.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/garantii-prav-profsoyuznih-obedinenij-pri-osushestvlenii-imi-svoih-funkcij.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-vosmaya-nik-perumov.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-5-kursa-zaochnogo-otdeleniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-sostavlena-na-osnove-fgt-poslevuzovskogo-professionalnogo-obrazovaniya-internatura.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vneshnyaya-politika-turkmenistana.html
  • urok.bystrickaya.ru/prakticheskie-rekomendacii-otdelnie-glavi-i-rekomendacii-publikuyutsya-v-zhurnale-upravlenie-personalom-stranica-2.html
  • tasks.bystrickaya.ru/33-upravlenie-slozhnoj-sistemoj-sankt-peterburg.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-070104-vokalnoe-iskusstvo.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-prakticheskih-zanyatij-i-lekcij-po-anatomii-cheloveka-dlya-studentov.html
  • education.bystrickaya.ru/14-vozvishenie-novih-russkih-centrov-i-nachalo-sobiraniya-zemel-vokrug-moskvi-stranica-5.html
  • tasks.bystrickaya.ru/11-bitie-dokazhi-predannost-bogu-prinesi-emu-v-zhertvu-svoego-sobstvennogo-sina.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spisok-ispolzovannih-istochnikov-razvitie-shkolnogo-istoricheskogo-obrazovaniya-kazahstana-v-kontekste-mirovih-tendencij.html
  • predmet.bystrickaya.ru/snnnmuanaigu-karjalas-venjn-tiedeakatemian-karjalan-tiedekeskus-kielen-kirjallisuuden-ja-historian-instituutti.html
  • literature.bystrickaya.ru/dokladi-oformlennie-soglasno-privedennim-nizhe-trebovaniyam.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svajnie-raboti-opusknie-kolodci-zakreplenie-gruntov-kniga-1-utverzhdeni-i-vvedeni-v-dejstvie-s-15-iyulya-2001-goda-postanovleniem-gosstroya-rossii-ot-23-iyulya-2001-goda-82-stranica-69.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novosti-radio-rsn-26062009-1700-novosti-20.html
  • credit.bystrickaya.ru/perevod-s-yaponskogo-v-smolenskogo-stranica-73.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-znanij-aleksandr-nevskij-lichnost-nacii.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekonomika-otdelnih-stran-i-regionov-1-fiziko-matematicheskie-nauki-3-tehnika-tehnicheskie-nauki-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vopros-pyatnadcatij-pochemu-ya-okazalsya-v-oppozicii-k-oppozicii-eduard-hodos.html
  • bukva.bystrickaya.ru/specialnij-mdk-ekonomika-i-buhgalterskij-uchet-trenirovochnij-test-2-vzglyad-na-kurs-s-visoti-ptichego-poleta-teoriya.html
  • essay.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-professionalnaya-obrazovatelnaya-programma-teoriya-i-praktika-obucheniya-uchashihsya-s-narusheniem-intellekta-prednaznachena-dlya-prepodavatelej-i-maste.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-organizaciya-planirovanie-proizvodstva-dlya-specialnosti-260302-tehnologiya-ribi-i-ribnih-produktov-napravlenie-260300-tehnologiya-sirya-i-produktov-zhivotnogo-proishozhdeniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoricheskie-etapi-razvitiya-stranica-3.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazovanie-kostromskoj-oblasti.html
  • college.bystrickaya.ru/4-gigienicheskie-trebovaniya-k-pravilnoj-posadke-uchashihsya-pri-rabote-na-pevm-ili-vdt.html
  • report.bystrickaya.ru/grafik-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-poyasnitelnaya-zapiska-1-mesto-kursa-v-professionalnoj-podgotovke-vipusknika.html
  • credit.bystrickaya.ru/pdvishennya-efektivnost-roboti-gzku.html
  • letter.bystrickaya.ru/nomer-dogovora-127.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-shkolnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-po-himii-v-sadovskoj-sosh-festival-nauchnih-idej-obshie-polozheniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/test-opredeleniya-mezhlichnostnih-otnoshenij-rene-zhilya-test-rozencvejga-dlya-izucheniya-osobennostej-povedeniya-rebenka-v-konfliktnih-situaciyah-test-skazka-l-dyuss.html
  • learn.bystrickaya.ru/g0-tipovaya-tehnologicheskaya-karta-ttk-vertikalnaya-gidroizolyaciya-fundamentnoj-pliti-podzemnoj-chasti.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/turkmeniya-priostanovila-licenziyu-dochki-mts-s-21-dekabrya-press-sluzhba-oao-tattelekom-dajdzhest-smi.html
  • textbook.bystrickaya.ru/h-lic-na-pravo-provedeniya-nezavisimoj-ekspertnoj-ocenki-deyatelnosti-subektov-zdravoohraneniya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svodnij-balans-kirovskaya-oblast.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.