.RU

Программа психолого-педагогического сопровождения «Социализация»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 им. М. Аверина


Программа


психолого-педагогического сопровождения


«Социализация»


Составители:

Шушина Т.Е.,

зам. директора

по ВР и ДО,

Пилюгин А.М.,

психолог школы,

Коридорова Н.А.,

социальный педагог.


г. Валдай

2006г


Пояснительная записка.


Главной целью , которая решается в процессе обучения , является создание условий для развития здоровой, способной к адаптации в современном обществе, творческой личности.

Какими должны быть эти условия? Как создать в школе комфортную, способствующую творческому росту участников учебного процесса обстановку взаимного уважения и взаимопонимания.

В решении этих задач приоритетное место должна занять система психолого- – педагогического сопровождения образовательного процесса.

Программа психологического сопровождения предусматривает разрешение трудностей, связанных с обучением, выбором будущей профессии, проблем взаимоотношений с одноклассниками, учителями, родителями.

Проблема адаптации детей к школьной жизни – одна из главных проблем и не теряет актуальности. К трудностям, связанным с фактом поступления в школу относятся:

Немаловажной проблемой является проблема адаптации учащихся пятых классов к новой системе обучения, когда осуществляется переход от одного учителя к многим учителям-предметникам.

По результатам психолого – педагогического консилиума были сделаны следующие выводы:

из пятиклассников дезадаптированы - 18 % учащихся,

требуется индивидуальное обучение одному учащемуся с ЗПР,

трудности во взаимоотношениях с классным руководителем у 5 %
трудности во взаимоотношениях с учителями у 10 %


Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения является сохранение и укрепление здоровья детей.

Конкретными задачами на этом этапе являются:



Анализируя исследования, проводимые центром ЦППРК, результаты анкетирования учащихся, были выделены следующие проблемы:

в школе среди учащихся 5-11 классов наблюдается рост числа курильщиков.

Так в 2004 году было выявлено 3 человека, постоянно курящих,

в 2005 году было выявлено 5 человек ,постоянно курящих,

в 2006 году было выявлено 11 человек, постоянно курящих.

По результатам исследования ЦППРК в восьмых классах риск алкоголизации у 62% , риск наркоманизации у 10 % учащихся.


Специфическим предметом психолого – педагогического сопровождения являются отношения среди сверстников, отношения между педагогами и учениками, учениками и их родителями.

На сегодняшний день четко установлена связь между социально-эмоциональным благополучием ребенка в сообществе, учебном коллективе и его успешность в учебной деятельности.

По проведенным исследованиям ЦППРК, наблюдениям педагогов, результатам психолого- педагогических консилиумов были сделаны выводы:


Психолого – педагогическое сопровождение профильного обучения должно включать в себя организацию всестороннего изучения личности учащегося, его индивидуальных особенностей, склонностей и интересов.

Изучая динамику поступления в ВУЗЫ, техникумы, ПТУ, можно сделать вывод, что только 52% выпускников продолжают обучение по выбранному профилю.

Необходимо разработать такую модель психолого-педагогической поддержки, которая даст возможность учащемуся осознанно сделать профессиональный выбор. Кроме того, психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения должно включать программы профилактики и коррекции быстрой утомляемости и навыков стрессовой устойчивости.

Анализ здоровья учащихся старших классов подтверждает это предложение:

В современных исследованиях указывается, что психолого-педагогическое сопровождение не может быть ограничено взаимодействием только с ребенком, но требует организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно- воспитательного процесса.

Особое место занимает вопрос об организации психолого – педагогической поддержки учителя, развитии у него навыков саморегуляции и управления эмоциями. Забота об учителе, испытывающем постоянные стрессы,- актуальная задача психологического сопровождения.


^ Вывод:

основные проблемы школы, для решения которых необходима программа психолого-педагогического сопровождения:





Цель программы:


создание благоприятных психолого-педагогических условий для воспитания здоровой, социально активной, адаптированной в современном обществе личности.


^ Задачи программы:


Старшая школа

Обеспечить помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержку в решении экзистенциальных проблем, профилактика девиантного поведения.


^ Основная школа

Разработать сопровождение перехода в основную школу, оказать помощь в решении личностных проблем и проблем социализации.


Начальная школа

Обеспечить адаптацию к школе, развивать самостоятельность и самоорганизацию, формировать желание учиться.


^ Программа включает в себя несколько подпрограмм :


Подпрограмма « Адаптация», с помощью которой будет решена проблема адаптации к школе первоклассников, пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено; в программе учтены проблемы повышения мотивации школьников к учению, вопросы сохранения психического, физического и нравственного здоровья учащихся, педагогов и родителей.


^ Подпрограмма «Сделай выбор», реализующая задачи психолого-педагогического сопровождения профильного обучения учащихся.


Подпрограмма « Профилактика», направленная на профилактику табакокурения, алкоголизации, наркоманизации подростков.


^ В основе программы – личностно-ориентированный подход.


Программа психолого-педагогической поддержки образовательного процесса рассчитана на два года.


^ Основными принципами программы являются принципы:




Критерии и показатели эффективности программы:



Критерий

Показатели

1.социализация

1.степень удовлетворенности образовательным процессом, 2.успешность обучения,

3. система взаимоотношений между членами коллектива.


2. здоровье (физическое, нравственное, психическое)


  1. динамика заболеваемости, 2.уровень воспитанности учащихся




3. статус школы


1.модель выпускника,

2. достижения коллектива.




Условия реализации программы : программа реализуется на базе МОУСОШ №1 на уроках, во внеурочное время. Кадровое обеспечение – педагоги школы, специалисты ЦППРК, работники здравоохранения, специалисты учреждений социума.


^ Сроки реализации программы: 2006-2008 годы.


Ожидаемый результат программы : к 2008 году повысить статус школы, создать благоприятные условия для учащихся, педагогов, родителей учащихся для развития творческой, здоровой личности, способной к самосовершенствованию.


^ Список литературы


Амонашвили Ш.А «В школу с 6 лет» М. Педагогика, 1986г.

Безруких М. «Почему не сбываются большие ожидания ?». Школьный психолог, 2000г.

Битянова М. «Работа школьного психолога» М. Совершенство. 1998г.

Мухина В.С. «Что такое готовность детей к школе». Семья и школа, 1995г.

Тростанецкая Г.Н. «Открытый урок нашей тревоги» М. 2003г.

Гериш А.А. «Учитель – ученик, от сердца к сердцу невидимая нить», М. 2003 г.

Троицкая Г.Н. «Родительский всеобуч» , М. 2003 г.

Закон РФ « Об образовании»

Караковский В.А. «Воспитание гражданина» .М. Московский рабочий,1987г.

Караковский В.А «Воспитание? Воспитпние… Воспитание!».Просвещение 1996 г.

Щуркова Н.Е. «Воспитание. Новый взгляд …» М. просвешение, 1998 г.

Воронов В.В. «Педагогика школы в двух словах» Педагогическое общество России, 1999 г.

Натанзон Э.Ш. «Психологический анализ поступков ученика» М. Просвешение,1991г.


^ Механизм реализации программы.



сроки

название этапа

содержание работы

предполагаемый результат

декабрь 2006г.

подготовительный

диагностика образовательного процесса, психологические исследования, информирование участников программы,

анализ ситуации, постановка целей и задач программы.

2007-2008

этап реализации программы

работа по подпрограммам «Адаптация», «Сделай выбор», «Профилактика»

достижение целей и задач подпрограмм и соответственно программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

декабрь 2008 г.

диагностический

психологические исследования, педагогическая диагностика образовательного процесса, анализ результатов программы по критериям и показателям

обобщение опыта работы на педагогических совещаниях, родительских конференциях, в СМИ, веб-сайте школы.




Подпрограмма

психолого-педагогического сопровождения

профилактики курения

«Профилактика»


Пояснительная записка.


Одной из важных проблем современной школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Конкретными задачами работы в данном направлении являются:

Анализируя результаты исследования ЦППРК, анкетирования учащихся и родителей, можно сделать вывод, что за последние несколько лет значительно возросло количество курящих детей.

В 2004 году - 1.2 % учащихся 5-11 классов,

в 2005 году - 2.2%,

в 2006 году - 4.5%. – по данным анкетирования.

Исследования ЦППРК показали, что в 8 классах высок риск алкоголизации -62%

наркоманизации-13%;

курения -28%

Педагоги и психологи выясняли причины курения школьников.

Это и индивидуально-психофизиологические особенности подростков:

возрастно-психологические особенности:

социально-педагогические:

недостаточная работа по формированию ценностей здорового образа жизни)- 3.6%

Результаты взяты в 8-9 классах школы.


Поэтому стала актуальной проблема программы психолого-педагогического сопровождения профилактики табакокурения.


^ Цель программы


Создание благоприятных психолого-педагогических условий для снижения числа курящих и привитие им навыков здорового образа жизни.


^ Задачи программы


  1. Организовать систему информирования учащихся, педагогов, родителей о необходимости профилактической работы табакокурения.

  2. Создать банк данных постоянно курящих подростков.

  3. Проводить коррекционную работу по профилактике табакокурения.

  4. Улучшать здоровьесберегающую среду в процессе обучения путем введения новых образовательных технологий .



^ Адресная группа: учащиеся 8-9 классов школы.


Программа рассчитана на два года.


Механизм реализации программы:


1 этап - подготовительный (2006-январь2007 года):

-получение результатов исследования, формирование групп риска


2 этап - организационный (февраль2007 года-март2007года) :

- разработка программы, создание творческих групп.


3 этап - реализация программы ( март2007-декабрь2008года)


4 этап - анализ результативности программы, обобщение опыта.


^ Ожидаемый результат: снижение числа курильщиков среди учащихся и их родителей.


Содержание программы.



реализуемая задача

мероприятие

целевая группа

форма проведения

мероприятий

сроки

кто проводит

методы отслеживания результатов

организовать систему информирования учащихся, родителей, педагогов о необходимости профилактики табакокурения

Разъяснительная работа по темам:

- «Наши знания о вреде курения».

- «Какие законы и правила существуют о запрете курения».

- «Здоровье без курения»

учащиеся 8-9 классов

групповая


беседа


тестирование


лекция

раз в месяц

кл руководители психолог

зам.директора по ВР,

фельдшер школы


анкетирование, индивидуальные беседы

Информирование педагогов о нормативных документах по профилактике курения, употребления алкоголя, наркотиков

педагоги школы

совещание учителей

сентябрь

зам.директора по ВР

проверка планов кл. руководите-лей и тематическо-го планирова-ния учителей предметни-ков

Информирование о ситуации в стране, районе, школе об употреблении ПАВ

родители

родительские собрания

раз в четверть

кл. руководители

анкетирование, собеседование

^ Создать банк данных постоянно курящих подростков,

групп риска

Проведение социально – психологических исследований по выявлению учащихся, склонных к табакокурению, алкоголизации, наркоманизации

учащиеся

групповые и индивидуальные

два раза в год

ЦППРК

методики социометрии




Обучение педагогов основам психологических наблюдений за поведением подростков в различных ситуациях

педагоги

обучающий семинар

октябрь

школьный психолог

контрольная работа

Работа родительского всеобуча по теме «психология подростка»



родители



родительское собрание



октябрь



психолог



собеседование

^ Коррекционная работа по профилактике курения

Цикл занятий работников здравоохранения Как укреплять здоровье»

учащиеся

теоретические и практические занятия

по два раза в четверть

фельдшер школы, работники ЦРБ

собеседование

контрольные вопросы

Проведение дней здоровья

учащиеся

соревнования,игры на воздухе

раз в четверть

учителя физкультуры

диагностика здоровья

Участие в акции «Школа без наркотиков»

учащиеся

конкурсы плакатов, рисунков, сочинений «Нет вредным привычкам!»

Конкурс на класс, в котором никто не курит

ноябрь

классные руководители

итоги конкурсов, рефераты учащихся

Выступление агитбригады «За здоровый образ жизни»

учащиеся

КТД

декабрь

организатор внеклассной работы

обмен мнениями

Коррекционная работа с группой риска

учащиеся

тренинговые занятия, индивидуальная работа

два раза в месяц

психолог школы, специалисты ЦППРК

тестирование

Обучающий семинар «Организация индивидуально-профилактической работы с учащимися»

педагоги

групповая работа

январь

зам.директора по ВР

собеседование

Работа с семьями группы риска:

посещение семей, консультирование, вовлечение в работу класса

родители

индивидуальная работа

по планам классных руководителей

социальный педагог

акты обследования семей, анкетирование

^ Улучшать здоровьесберегающую среду путем введения новых образовательных технологий

Введение в режим работы школы проведение утренней зарядки и физкультминуток между уроками

учащиеся

групповая

ежедневно

учителя- предметники, учителя физкультуры

диагностика здоровья

Проведение на уроках упражнений для коррекции зрения, осанки.

учащиеся

групповая

ежедневно

учителя - предметники

диагностика здоровья

Введение в учебные программы заданий на исследования по теме «Никотин и его последствия»

учащиеся

индивидуальные задания

по учебному плану

учителя - предметники

рефераты

Совместные занятия спортом с учащимися

педагоги

спортивные секции

два раза в неделю

учителя физкультуры

диагностика здоровья

Применение игровых технологий для развития коммуникативных навыков в воспитании волевых качеств личности для отказа от курения

учащиеся

групповая работа на уроках

по учебному плану

учителя предметники

наблюдения

Совместные конкурсы «Папа и я= победа», «Вместе – спортивная семья!»

родители

спортивные конкурсы

февраль,

май

учителя физкультуры




proiznesite-slovo-brending-i-ono-prozvuchit-kak-magicheskoe-zaklinanie-kommercheskaya-nirvana-uspokoenie-po-mere-togo-kak-pered-vashimi-glazami-prohodyat-logoti.html
proiznoshenie-zaimstvovannih-slov-temi-referatov-50-str-kontrolnaya-rabota-51-str.html
proiznosit-tekst-proiznosit-tekst-landishi-na-polyane-masha-i-natasha-uvideli-mnogo-landishej.html
proizrailskij-apparat-i-prodazhnost-politikov-ubijstva-etih-sovetskih-evreev-ochen-ne-prosta-poskolku-dlya.html
proizvedenie-vektorov-ih-svojstva-i-geometricheskij-smisl.html
proizvedeniya-dlya-chteniya-v-10-12-klassah-stranica-15.html
  • literatura.bystrickaya.ru/salam-ama-ot-polezniya-08062012-0338-telegraf-str-12-ministr-anyu-angelov-dadohme-otkrovena-kartina.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/voronin-oponyatii-teoreticheskaya-arheologiya.html
  • klass.bystrickaya.ru/ashbornskij-pastor-stranica-27.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i47-forma-dogovora-obespecheniya-zayavki-na-uchastie-v-konkurse-konkursnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-konkursa.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-5-benzodiazepini-i-drugie-anksioliticheskie-preparati-jerrold-rosenbaum-handbook-of-psychiatric-drug-therapy.html
  • letter.bystrickaya.ru/mihail-bulgakov-belaya-gvardiya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/berezhnova-l-n-nabok-i-l-sheglov-v-i-etnopedagogika-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-zaprosa.html
  • spur.bystrickaya.ru/lntolstoj-o-zolotom-pravile-5-voprosi-morali-v-istorii-filosofii.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhregionalnaya-associaciya-obshestvennih-obedinenij-anesteziologov-i-reanimatologov-severo-zapada.html
  • college.bystrickaya.ru/3-sushnost-i-vidi-inflyacii-tema-makroekonomicheskaya-nauka-2.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-19-sistematicheskij-kurs-v-treh-tomah-tom-ii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/formirovanie-klyuchevih-kvalifikacij-budushego-specialista-sferi-turistskogo-servisa-na-osnove-intensifikacii-obucheniya-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/visshee-specialnoe-ekaterinburg-2004-2009.html
  • write.bystrickaya.ru/gabriel-garsiya-markes-osen-patriarha-stranica-17.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/43-plan-seminarskih-zanyatij-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-latinskij-yazik.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/62-semanticheskoe-modelirovanie-dannih-er-diagrammi-lekciya-bazisnie-sredstva-manipulirovaniya-relyacionnimi-dannimi-4.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tom-ii-polutom-1-uchebnik-otv-red-prof-e-a-suhanov-2-e-izd-pererab-i-dop-m-izdatelstvo-bek-2000-704s-stranica-7.html
  • school.bystrickaya.ru/dogovor-pozhiznennogo-soderzhaniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-1-sentyabrya-2011-goda-arhangelsk-universitetskij-gorod-v-institute-pedagogiki-psihologii-i-socialnoj-raboti-vremya-mesto.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-13-brudnij-a-a.html
  • essay.bystrickaya.ru/c-stati-konvencii-a-storona-predstavlyayushaya-doklad.html
  • grade.bystrickaya.ru/obezzarazhivanie-kala-metodicheskie-ukazaniya-mu-1-5-09-izdanie-oficialnoe-federalnaya-sluzhba-po-nadzoru-v-sfere.html
  • writing.bystrickaya.ru/kommersant-27022009-novosti-9.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-mezhdunarodnij-detskij-i-yunosheskij-konkurs-festival-na-krilyah-talanta-1-5-maya-2010-g.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-2-variativnaya-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-municipalnogo-doshkolnogo.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-prioriteti-v-period-do-2011-gg-vklyuchitelno-plan-r-ossijskoj-federacii-osnovnie-napravleniya-razvitiya.html
  • klass.bystrickaya.ru/83-situaciya-na-predpriyatiyah-sajmonu-klarku-drugu-i-uchitelyu.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiticheskaya-himiya-stranica-9.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vadatddotvo-ck-vlksm-molodaya-gvardiya-stranica-14.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-o-chuvstvah-i-ih-issledovanii-praktikum-po-vozrastnoj-psihologii-udk-159-922-6076-58-bbk-88-4ya73-a16.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-m-ahmetova.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-socialno-psihologicheskoj-sluzhbe-v-mou-sosh-29-oktyabrskogo-rajona-gorodskogo-okruga-gorod-ufa-respubliki-bashkortostan.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-vrhu-uchebniya-material-po-anglijski-ezik-za-9-klas-prvi-chuzhd-ezik.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-dopolnitelnaya-literatura-metodicheskie-ukazaniya-k-izucheniyu-disciplini-i-kontrolnim-rabotam-dlya-studentov-zaochnoj.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.