.RU

Программа психокоррекционной помощи детям младшего подросткового возраста, имеющим проблемы в эмоциональной сфере, в поведении и в общении


Программа психокоррекционной помощи детям младшего подросткового возраста, имеющим проблемы в эмоциональной сфере, в поведении и в общении


Общение является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте, и от того, как оно протекает в этот возрастной период, зависит во многом будущее ребенка.

С ранней возрастной ступени, с момента начальной стадии познания окружающего мира и себя как субъекта в нем, при наличии неблагоприятных факторов на личность ребенка (неполноценное и поверхностное его воспитание, неблагоприятная среда, неверные образцы ролевого поведения в период идентификации ребенка с окружающими его значимыми для него людьми и т.д.) возникают неверные представления у ребенка о себе, о своих возможностях, формируются неверные ценностные ориентации.

В данном возрасте центральным психологическим процессом является развитие самосознания. Это проявляется в новообразованиях данного возрастного периода: “чувство взрослости”, “чувство принадлежности к группе”, в появлении новых вопросов о себе, новых точек зрения, что опять таки зависит от среды, в которой ребенок воспитывается, и от особенностей его интеллектуального развития. Если среда неблагоприятна, а интеллектуальный уровень низок, то проблема самопознания и адекватной идентификации себя по отношению к окружающим людям встает наиболее остро.

^ Актуальность данной проблемы состоит еще и в том, что основными психологическими задачами данного возраста является самоопределение в сексуальной, психологической и социальной сферах, т.е. удовлетворение физиологической потребности, запускающей физическую и сексуальную активность подростка; потребности в безопасности, которую подросток находит в принадлежности к группе; потребности в независимости от семьи; потребности в привязанности (в доверительных и глубоких отношениях); потребности в успехе, в проверке своих возможностей; потребности в самореализации и развитии собственного “Я”.

Подростки очень часто в погоне за успехом, склонны преувеличивать свои возможности, склонны к риску и не в состоянии оценивать эту степень, чувство ценности собственной жизни еще недостаточно сформировано, и если среда плюс к этому недостаточно благоприятна, часто подросток отвергает себя как значимого для близких, а неуверенность в себе часто приводит к гиперкомпенсированному, аддиктивному, патохарактерологическому или делинквентному поведению, что не способствует прогнозированию и анализу собственных поступков.

Один из психологических принципов гласит: “Измени ситуацию, а если не можешь, то измени свое отношение к ней”. Именно этот принцип лежит в основе задач, преследуемых мною в работе с данным контингентом детей. Но ребенок, формирующийся в негативной обстановке с неверными ценностными представлениями, не в состоянии оценивать ту или иную ситуацию адекватно, поэтому, на мой взгляд, важно помочь ему в этом. Подобные перемены возможно осуществить двумя способами:

Но и в первом, и во втором случае начинать работу необходимо с самого ребенка, т.е. со стабилизации его эмоционального фона, с осознания наличия собственной проблемы и с создания установки на желание ее преодолеть.

^ Основные направления Программы:

На мой взгляд очень важно уделить внимание в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития и с педагогически запущенными детьми именно деятельности мимической, вербальной, эстетической и физической направленности. Считаю, что эффективность коррекционно – развивающих занятий возможна, как психоэмоциональная и поведенческая коррекция, именно через социальное взаимодействие и сотрудничество взрослого и ребенка, именно при наличии деятельностного подхода в данном коррекционном процессе.

Цель: содействие личностному росту и самоопределению личности ребенка, а именно, преодолению ребенком эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем.

Задачи:

Этапы работы:

  1. Более глубокое самопознание и установка на успех в решении собственных проблем.

  2. Коррекция самовосприятия и самооценки, устранение коммуникативных проблем.

  3. Стимулирование познавательной активности и желания использовать приобретенные навыки в реальной обстановке.

^ Участники группы: младшие подростки (10–12 лет).

Количество участников группы: 5–8 человек.

Основные правила группового взаимодействия.

Помимо психологической атмосферы комфорта и доверия ребенка к педагогу, порождаемой поведением самого педагога, важным является выполнение правил групповой работы:

– Дети рассаживаются по кругу или в полукруг.

– Каждому предоставляется возможность участвовать.

– В каждый момент времени может говорить только один человек, можно по очереди.

– Каждый имеет право на высказывание своего мнения и участие в работе без угрозы стать объектом критических нападок.

– Никто не может быть принужден к участию, если действительно не хочет, но каждому предлагается участвовать.

– Все, что обсуждается во время тренинга, считается конфиденциальной информацией.

Руководителю группы необходимо помнить, что каждый ребенок нуждается в поощрении и позитивном эмоциональном подкреплении.

Методы, используемые в работе:

Предполагаемый результат:

Примечание.

Материал предлагается с учетом возрастного восприятия детей, может варьироваться, комбинироваться в зависимости от рабочей группы и рабочей ситуации в данной группе.

Программа рассчитана на 12 практических и 2 диагностических занятия – всего 14 часов.

^ Диагностический срез на начало работы предлагаю осуществить при помощи следующих методик:

  1. Диагностика стойких личностных качеств (“Дерево” Коха, “Несуществующее животное”, “Личностный опросник” Кеттелла, “Прекции в образах”, “Фрейбургская анкета агрессивности”, “HAND” – тест).

  2. Диагностика эмоционального состояния (“ЦТО” Люшера, “Личностная шкала проявления тревожности” Спилбергера, “ТиД” – методика).

  3. Определение особенностей темперамента (методика Айзенка).

  4. Исследование мотивационной сферы ребенка (“Шкала оценки потребностей в достижении”, “Ценностные ориентации” М.Рокича, “Определение направленности личности” Баса, “Шкала самооценки” Роджерса.

  5. Исследование социальных контактов (“Социометрический прогноз” Коган, “Определение уровня межличностных отношений ребенка” Рене – Жиля).

Эффективность работы в группе отслеживается на каждом этапе деятельности и на каждом новом возрастном витке с помощью указанных выше методик по параметрам:
^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЗАНЯТИЕ 1

  1. Знакомство:

“Я – имя” – как произнесено? С какой интонацией?;
“Мяч в кругу” – назвать имя того, кому бросаешь мяч, и показать одно из положительных качеств этого ребенка;
“Я люблю и не люблю” – реклама своих симпатий и антипатий.

  1. Дискуссия “Человек может все!”.

  2. Диагностика: “Несуществующее животное”, “Дерево” Кохха, “ЦТО” Люшера.

  3. Упражнения на коррекцию гиперактивности: “Черепашки” – кто медленнее дойдет до финиша, “101 мяч” – в кругу дети договариваются глазами, кому бросить мяч; сначала в игре фигурирует один мяч, затем два и т.д. по мере натренированности игроков.

  4. Упражнение на преодоление психологического барьера: “Прорваться в круг” – по очереди участники находятся за кругом и пытаются договориться с остальными игроками, чтобы они пропустили внутрь круга.

  5. Рефлексия, аутотренинг “Я могу, хочу и буду!”.

 ЗАНЯТИЕ 2

  1. Дублирование упражнений 1 цикла занятия № 1 с целью более глубокого осмысления отношения к себе и к ребятам в группе.

  2. Упражнения на снятие психо – мышечного и психо – эмоционального напряжения.

  3. Упражнения на закрепление объективной оценки друг друга, выработка позитивной самооценки и отношения к ребятам в группе: “Мнение” – что я думаю о соседе справа, “Метафоры” – придумать метафорическое прозвище соседу справа, которое бы полностью его характеризовало.

  4. Дискуссия: “За что уважают мальчика и за что – девочку?” – создать объективное и максимально верное мнение.

  5. Упражнения на коррекцию гиперактивности и агрессивности в поведении: “101 мяч”, “Черепашки”, “Мешочек гнева”. “Мешочек гнева” – с разной степенью силы бросается в мишень мешочек. Сила броска зависит от того, как ребенок реагировал бы на ту или иную ситуацию.

  6. “Прорваться в круг”.

  7. “Рисование настроения”.

  8. Рефлексия.

 ЗАНЯТИЕ 3

  1. “Мяч в кругу” – говорим о своих “+” и “–”. Совместно с участниками группы ищем варианты, как можно воспользоваться своими положительными качествами и преодолеть отрицательные.

  2. Дискуссия “Как стать умнее?”

  3. Эстафета (вариант может быть любым, основная задача – дать каждому ребенку почувствовать себя успешным).

  4. Тест Спилбергера на выявление уровня самооценки.

  5. Упражнения на коррекцию гиперактивности и агрессивности (занятия № 1, 2).

  6. Рефлексия.

 ЗАНЯТИЕ 4

  1. “Кто Я?” – словесный автопортрет, как ребенок себя видит и чувствует наедине и в группе.

  2. Дискуссия “Что такое “обман” и “самообман”? Как их избежать.

  3. Зарисовка “Расскажи честно о себе”. Что нужно сделать для того, чтобы изменить мнение окружающих о себе?

  4. Силовые игры: отжимание, “Петушки” – стоя на одной ноге необходимо прыгать дольше соперника и постепенно вытеснить его из круга.

  5. Сочинение в кругу поучительной сказки о глупых и умных детях, о смелых и трусливых детях.

  6. Рефлексия: зная свои слабые и сильные стороны, человек может изменить себя сам, много добиться в жизни.

ЗАНЯТИЕ 5

  1. Энергизатор: “Поезд настроения” – ведущий называет цвета, дети выбирают понравившийся и “цепляются за паровоз”; образуется состав, который движется в быстром темпе.

  2. Дискуссия “Умеем ли мы разбираться в эмоциональном состоянии других людей, что мы в них ценим, что нам в них симпатично или не нравится, почему у некоторых людей нет друзей?”

  3. Игры: “Пересмотреть соперника”, “Нарисовать свои “Я– реальное” и “Я – идеальное” и сравнить с обсуждением в кругу.

  4. Упражнения на коррекцию гиперактивности и агрессивности.

  5. Рефлексия.

 ЗАНЯТИЕ 6

  1. Энергизатор: “Животные” – участники задумывают животное, изображают его по очереди, остальные отгадывают, какой зверь изображен.

  2. Выявляем эталоны поведения, обсуждая конкретные ситуации, предлагаемые ведущим и детьми.

  3. Упражнения на коррекцию гиперактивности и агрессивности.

  4. Рефлексия.

ЗАНЯТИЕ 7

  1. Энергизатор: “Шахматы” – игроки становятся в шахматном порядке и с закрытыми глазами слушают команды ведущего, выполняя действия за шахматные фигуры; побеждает тот, кто быстрее и без ошибок достигнет противоположного конца комнаты.

  2. Дискуссия “ О характере”, как он формируется.

  3. Игра: “Добрый и злой мяч” – мягко или с силой, в зависимости от того, добрый мяч или злой, он перемещается игроками по кругу.

  4. Упражнения и игры на коррекцию гиперактивности и агрессивности.

  5. Рефлексия.

ЗАНЯТИЕ 8

  1. Энергизатор: “Алфавит” – участники бросают мяч в кругу и одновременно называют букву, постепенно образуется слово; “Добрые руки” – участники по кругу передают мягкое поглаживание руками.

  2. Определение типа темперамента по Айзенку.

  3. Дискуссия “Какими мы видим мальчиков и девочек, какими нам хочется их видеть?”.

  4. Кто Я такой(я) и что Я могу? – самоанализ на “личностном профиле”.

  5. Игры и упражнения на коррекцию гиперактивности и агрессивности.

  6. Рефлексия в кругу: что бы Я хотел в себе изменить?

ЗАНЯТИЕ 9

  1. Энергизатор: “Счет в кругу” – не договариваясь об очередности дети ведут счет от 1 до 10, причем, если игроки произносят одновременно цифру, счет начинается сначала и до тех пор, пока не будет достигнута цифра 10 без единой ошибки.

  2. Дискуссия о роли и ролевом поведении. Ролевые игры: “Продавец и покупатель”, “Доктор и больной”, “Учитель – ученик”, “Семья”, “Брат – сестра” – в разных ситуациях людям свойственно разное ролевое поведение.

  3. Цветные зарисовки: “Мое отношение к людям” – рисование настроения и ситуаций в разных цветовых гаммах.

  4. “Живая газета”– заметки на темы: “Как я отношусь к людям, к самому себе”, “Какими я хочу видеть окружающих?”.

  5. Рефлексия: “Я равноправен среди ребят своей группы, своей семьи, своего класса, и у меня будет все в порядке!”

ЗАНЯТИЕ 10

  1. Энергизатор: “Часы” – дети встают в круг, изображая циферблат, и слушают ведущего, который называет время; дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат свой вариант времени.

  2. Театрализованные мини – представления ситуаций, где люди обижают и обижаются, обсуждение ситуаций. Резюме: что такое обида? Почему человек обижается? Необходима ли обида? Как с ней справиться? Что можно простить, а что нельзя? Нужно ли за обиду мстить? Что такое поступок?

  3. Сказка в кругу (мини – сочинение): “О дружбе и вражде”.

  4. Рефлексия.

ЗАНЯТИЕ 11

  1. Энергизатор: “Угадай, что это?”

  2. Дискуссия об удачах и неудачах. Игра “Обидчик и обиженный”– ребятам предлагается побывать и в той, и в другой роли, ситуации участники придумывают самостоятельно.

  3. Что означают поговорки:

  4. “Как аукнется – так и откликнется”, “Что посеешь – то и пожнешь”, “Что один дурак забросит – десять умных не вытащат”.

  5. Рефлексия.

  6. Логические игры.

ЗАНЯТИЕ 12

  1. Энергизатор: “Ваше величество” в центре круга ставится стул, на который садятся по очереди участник; к ним обращаются с просьбой или комплиментом, начиная с фразы: “Ваше величество”. “Лепка скульптуры” – участники делятся на группы, задумывают композицию и “лепят” ее, остальным необходимо догадаться, что изображено.

  2. Дискуссия “Что значит быть уверенным человеком и доверять другим людям?”. Игры: “Колокол” – участники тренинга делают плотное кольцо, соприкасаясь плечами друг с другом, в центре по-очереди оказываются все ребята. Они изображают “язычок” колокола, с закрытыми глазами качаются в центре кольца при помощи рук остальных игроков. Позже все делятся своими впечатлениями. “ Слепой и поводырь” – участники встают друг за другом цепочкой и закрывают глаза. Стоящий во главе цепочки ведет остальных с открытыми глазами. Позже все члены группы делятся своими впечатлениями.

  3. Рефлексия.

ЗАНЯТИя 13–14

  1. 1. Энергизатор: “Я люблю тебя за то, что…”, “Добрые руки”.

  2. Игра “Искажение информации”

  3. Рефлексия: чему можно верить?

  4. Диагностика групповой сплоченности, самооценки, эмоционального состояния (Люшер, Дж. Морено, Спилбергер).

  5. Игра “Ассоциации” – в кругу задается тема, а участники придумывают свои ассоциации по данной проблеме. Например, тема “ШКОЛА”, ассоциации: портфель, ручка, звонок и т.д.

  6. Общие впечатления о занятиях.

prohozhdenie-kursov-povisheniya-kvalifikacii-vetspecialistami-subektov-rossijskoj-federacii.html
proigravshij-biznes-16032007-43-str-2-boris-grizlov-monitoring-smi-16-marta-2007-g.html
proishodit-svoeobraznij-ih-perekos-akcentuaciya-virazhennost-akcentuacij-haraktera-mozhet-bit-razlichnoj-ot-legkoj-zametnoj-lish-blizhajshemu-okruzheniyu-do-stranica-11.html
proishodit-svoeobraznij-ih-perekos-akcentuaciya-virazhennost-akcentuacij-haraktera-mozhet-bit-razlichnoj-ot-legkoj-zametnoj-lish-blizhajshemu-okruzheniyu-do-stranica-5.html
proishodyat-zabavnie-i-interesnie-veshi-krajon-li-kerroll-novoe-bozhestvennoe-vremya-kniga-10.html
proishozhdenie-cheloveka-problemnie-voprosi-antropogeneza.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lukketti-aron-seron-gaston-oters-dzhon-archipelago-pereocenyat-chtobi-sozdat-nyse-group1.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080102-mirovaya-ekonomika-moskva-2008g.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kandidatskogo-ekzamena-dlya-obrazovatelnih-uchrezhdenij-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-mvd-rossii-specialnost-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osnovnie-oshibki-v-induktivnih-umozaklyucheniyah.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dno-krizisa-mneniya-ekspertov-dzhejmi-dajmon-jpmorgan-chase-co-vliyanie-krizisa-na-razlichnie-otrasli-29.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-adresovana-shirokomu-krugu-chitatelej-nadeyus-chto-ona-ostavit-zametnij-sled-v-soznanii-kazhdogo-kto-eyo-prochitaet-stranica-5.html
  • klass.bystrickaya.ru/8-aprelya-815-1235-aud-328-nazvanie-doklada-vuz.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-gistologiya-specialnost.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-29-sudba-mastera-i-margariti-opredelena-mihail-bulgakov-master-i-margarita.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-zaklyuchenie-kursovoj-proekt-takzhe-stavit-zadachu-rascheta-posadki-sudna-pri-raznih-variantah-zagruzki-ballastirovki.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-referatov-po-discipline-investicii-principi-i-metodi-ocenki-stoimosti-nedvizhimosti.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-standartov-gosudarstvennih-uslug-i-vnesenii-izmenenij-i-dopolneniya-v-nekotorie-resheniya-pravitelstva-respubliki-kazahstan-stranica-32.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-tabiat-andaj-tamasha.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/bankovskoe-delo.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-proekt-municipalnie-finansi-i-upravlenie-seriya-referatov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sovremennie-problemi-menedzhmenta-dlya-napravleniya-080200-68-menedzhment.html
  • grade.bystrickaya.ru/nov-arhitekturen-akcent-na-koleloto-na-bul-dunav-v-plovdiv-mediya-monitoring-po-tema-arhitektura-25-09-05.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-hhh-ob-opredelenii-rinochnoj-stoimosti-prostih-vekselej-vidannih-zao-stranica-5.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/a-a-batyaev-o-v-bobkova-n-v-vasilchikova-stranica-30.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakupochnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-zaprosa-predlozhenij-na-pravo-zaklyucheniya-dogovora-tehnicheskoj-podderzhki-po-proektu-sistemi-zashiti-ot-spama-oao-mobilnie-telesistemi.html
  • desk.bystrickaya.ru/perspektivnoe-planirovanie-uchebno-vospitatelnogo-processa-na-god-poyasnitelnaya-zapiska-stranica-26.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-zemli-selskohozyajstvennogo-naznacheniya-posobie-dlya-rossijskih-zemlevladelcev-rukovoditel-avtorskogo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomenduemaya-literatura-mediaobrazovanie-4-2008.html
  • institut.bystrickaya.ru/stihi-tullag-poemi.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/matematicheskoe-modelirovanie-povedeniya-sistemi-dislokacij-dlya-issledovaniya-plasticheskoj-deformacii-kristallicheskih-materialov.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-20-landshaftno-usadebnaya-urbanizaciya-kak-osnova-obespecheniya-ustojchivogo-razvitiya-rossii-v-xxi-veke.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhenskaya-iniciaciya-ili-kak-prinyat-snezhnuyu-korolevu.html
  • uchit.bystrickaya.ru/student-vibiraet-problemu-dlya-raboti-v-zavisimosti-ot-programmi-raboti-shkolnogo-psihologa-dlitelnosti-praktiki-vozmozhnostej-i-zaprosov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-i-sobstvennih-nauchnih-interesov-studenta-naprimer.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-tema-1.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12daosizm-kak-sochetanie-dialekticheskogo-i-misticheskogo-ponimaniya-bitiya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-1-toma-1-i-2-stranica-5.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/ivan-aleksandrovich-goncharov.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-312-metodicheskie-ukazaniya-normirovanie-rashodov-toplivno-energeticheskih-resursov-pri-proizvodstve-teplovoj.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-tipologiya-produkcii-proizvodstvenno-tehnicheskogo-naznacheniya-osobennosti-marketinga.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauchno-tehnicheskaya-sfera-i-innovacionnaya-deyatelnost-globalizaciya-mirovogo-hozyajstva-i-mesto-rossii-v-nem.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.