.RU

Программа подготовки специалистов в области психологической помощи детям, подросткам и взрослым, переживающим трудные жизненные ситуации 5-6 - страница 2



Литература.

  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 1993.

  2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М., 1984.

  3. В помощь руководителю подросткового волонтерского отряда. Методическое пособие.- И., 2005.

  4. Критические жизненные ситуации в подростковом возрасте. Копотев С.Л.; Сунцова А.С. Учебно – методическое пособие. - Ижевск, 2006.

  5. Психология возрастных кризисов. К.Н.Поливанова.

  6. Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия. - М., 2000.







Обухова Г.В., педагог-психолог

Центра психолого-педагогической помощи молодежи «Доверие», г.Можга



^ ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ,

ПЕРЕЖИВШИМ ТРАВМАТИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ


Она. Горят все дома, где я жила. Горит моя жизнь.

(Содрогаясь.)

И это только начало.

Тень. Начало? Ты думаешь, что все это можно

пережить?

Анна Ахматова. Энума Элиш.


События последних лет (террористические акции в Дагестане, взрывы домов в Москве, захваты заложников, события в Беслане, рост числа чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера) поставили вопрос о необходимости создания системы психологической помощи в чрезвычайных ситуациях.

Неизбежное следствие экстремальных ситуаций – это разрушение базовой потребности человека – потребности в безопасности, нарушение стабильной картины мира. Все это приводит к тяжелым отсроченным последствиям: депрессивным состояниям, невротизации, потере веры в себя, потере перспективы – и во многом определяет дальнейшую судьбу целых социальных групп.

В условиях стихийных бедствий и катастроф нервно-психические нарушения проявляются у значительной части населения от состояния дезадаптации до реактивных психозов. Тяжесть их зависит от многих факторов: пол, возраст, уровень исходной социальной адаптации; индивидуальные характерологические особенности; дополнительные факторы (одиночество, наличие на попечении больных родственников, детей, собственная беспомощность: болезнь, беременность и т.дт.). Отсюда, вопросы, связанные с оказанием психологической помощи в чрезвычайных ситуациях, приобретают государственное значение (4).

Таким образом, система психологической безопасности состоит из разделов:

- психологическая модель развития образования;

- психологическая подготовка руководителей;

- психология экстремальных ситуаций (психологическая подготовка специалистов служб чрезвычайных ситуаций, формирование психологической устойчивости населения, методы реабилитации пострадавших);

- психологическая поддержка людей, находящихся в ситуации повышенного риска: специалистов опасных профессий, людей, проживающих в местах повышенной опасности) и др. (там же).

В последние годы практические психологи сталкиваются с проблемами кризисного вмешательства, что требует от специалистов дополнительных профессиональных навыков. В таких ситуациях всегда возникает угроза жизни человека, его здоровью. Именно на вывод человека из кризиса, преодоление негативного и формирование позитивного его отношения к себе и окружающему миру в целом направлена психологическая помощь.


^ Пути помощи

К сожалению, часто среди пострадавших в чрезвычайных и кризисных ситуациях оказываются дети.

К кризисам, могущим широко повлиять на детей, относятся: несчастные случаи, самоубийство или смерть, насилие, захват заложников, пожары или природные бедствия.

Психологическая травма изменяет представления ребенка о себе и о мире. Под угрозой оказываются ощущения безопасности и стабильности. Реакция детей на травмирующее событие зависит от тяжести ситуации, возраста детей и их психологических особенностей, навыков совладания с кризисами.

При планировании шагов по оказанию помощи необходимо учитывать признаки, определяющие первоочередность в оказании помощи. Имеет значение физическая близость к месту события. Важными являются психологическая связь и родственные отношения: в помощи нуждаются те, кто идентифицирует себя с жертвой, знакомые, родственники или близкие друзья, непосредственно семья. Необходимо работать также с население группы риска, к которой относятся крайне чувствительные люди, люди, переживающие сложный личный или социальный кризис, люди, потерявшие близких за последний год, имеющие свежую подобную травму (4).

Часто помощь необходима родителям в понимании реакций ребенка на насилие и травму. Ребенок может переживать необоснованные страхи относительно будущего, может возникнуть расстройство сна, может заболеть.

Специалисты также должны получать помощь по восстановлению самоконтроля, возможности справиться со своими собственными чувствами, реакциями на кризис. Консультирование и дебрифинг бывают столь же необходимы взрослым, как и детям. Дети в случае необходимости должны иметь возможность как краткосрочного, так и долговременного консультирования после кризисной ситуации (там же).

Важно помнить о том, что в кризисе происходит разрыв целостности человека на всех уровнях проявления им себя: когнитивном, ролевом, личностном и социальном.

Когнитивный разрыв проявляется в непонимании того, что произошло. Ролевой разрыв – это неспособность пострадавшего исполнять свои функции в семье, в школе, на работе. Социальный разрыв можно рассматривать как отдаление от семьи и друзей. Разрыв на личностном уровне характеризуется как неспособность отдавать себе отчет в происшедшем эмоционально или физически.

Для преодоления разрывов необходимы:

Специалисты могут помочь детям справиться со своими реакциями на кризисную ситуацию разнообразными формами деятельности в зависимости от возраста пострадавших (приложение 1).

Для младших школьников рекомендуется игра, являющаяся неотъемлемым средством выражения чувств и переживаний ребенка; использование кукол (дети более свободно откликаются на вопросы кукол, более открыто рассказывают о происшедшем и о своих собственных чувствах); элементы арт-терапии; чтение вслух; активные игры; групповая дискуссия. В более старшем возрасте могут применяться ролевое моделирование, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, танцевальная терапия (4).


^ Требования к специалистам, оказывающим экспресс –

психологическую помощь людям, пережившим трагедию

Как важно нужные слова

нам вовремя сказать,

Тому, чья кругом голова

и кто не может спать…

Александр Шадура


Как считает В.С.Мухина (академик РАО, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологического развития МПГУ, гл. редактор журнала «Развитие личности»), формирование группы для оказания экспресс-психологической помощи детям, пережившим травматические события, должно вестись с учетом следующего. Все члены должны быть профессионалами в области детской психологии. В ситуации, когда ребенок пережил травмирующие события, работа психолога должна вестись со знанием психических способностей и возможностей возраста. Знание закономерностей развития психики, ее возрастных особенностей и потенциала – первое основание для начала работы по оказанию психологической помощи. Опыт работ с детьми и подростками разных возрастов принципиально значим в этой ситуации.

Специалисты обязательно должны быть эмпатийными людьми. Работа с людьми, пережившими трагедию, находящимися в шоковом состоянии, переживающими горе потери, требует, помимо иных профессиональных качеств, простого человеческого сопереживания. Эмпатия – как вчувствование в состояние другого, понимание другого – основное условие для контакта с человеком, пережившим трагедию, и для выведения его из состояния посттравматического стресса (3).

Психологи обязательно должны быть как физически, так и психологически выносливы. Способность к саморегуляции своих собственных физических и психических состояний для них чрезвычайно значима, иначе они не смогут оказывать помощь другим.

Мотивация участия в деятельности такого рода должна быть одновременно глубокой и высокой. Мотив помощи людям, пережившим захват террористами, переживающим горе утраты, - естественный мотив порядочного человека. Однако это должен быть не просто общечеловеческий мотив, а осознанный, глубоко продуманный. Важно осознавать, что при оказании помощи не ситуация для психолога, а он для ситуации. Все мысли чувства должны быть сосредоточены на людях, которым оказывается помощь, на их проблемах, на их состояниях. Собственных амбиций, как профессиональных, так и личных, во время работы быть не должно.

Работать с коллегами необходимо согласованно, делиться своими достижениями и обсуждать неудачи. Очень важны общие рефлексии: разбор сложных случаев, их анализ и обсуждение.

По мнению В.С.Мухиной, психолог, который едет к детям, пережившим последствия катастрофы, должен взять с собой средства, содействующие установлению отношений и взаимопониманию (игрушки, материалы для включения в привычную деятельность – значимые для каждого возраста предметы, провоцирующие продуктивную деятельность и др.) (там же). Работа психолога заключается не только в общении, в каких-то психологических приемах, но и в грамотном подборе стимульного материала, который оказывал бы реабилитирующее воздействие. При подборе стимульного материала и подготовке специалистов к работе необходимо учитывать контекст трагедии. Знание наиболее болезненных (узловых) проблем весьма существенно. В бесланской трагедии «узловыми» болевыми точками является то, что заложникам не давали пить, ходить в туалет, и образ террористов, и ситуация взрыва и перестрелки.

Стимульный материал – это в первую очередь различные игрушки: «эмпатийные» - из естественных материалов, дающих ласкающее осязание, вызывающие умиления и теплые переживания (мягкие игрушки с наполнением из бисера), игрушки, стимулирующие к заботе, с детскими пропорциями и мордашками (сигнальными признаками, вызывающие эмпатию). Продуктивными для психологической работы являются мягкие куклы-перчатки, с помощью которых можно выстраивать диалоги, играть в кукольный театр. Необходимы игрушки, выводящие из ступорозных состояний – это двигательные игрушки, оперирование с которыми вызывает активность. Игрушки для проработки детско-родительских взаимосвязей – различные звери с детками. Также подбираются игрушки для снятия агрессии – солдатики, зеленый человек-буффало и т.д. Зная о ситуации, актуализирующей до предела проблему воды, необходима кукла, которую нужно поить, а затем сажать на горшок.

Другую группу стимульного материала можно условно назвать «материалы для делания» - альбомы, фломастеры, цветные какандаши, краски , кисточки. Очень важно иметь яркие, красочные цвета. У людей, переживших трагедию, сохраняется глубинная потребность в ярких, позитивных тонах. Следует провоцировать рисовать детей радостными красками. Сам процесс рисования оказывает многостороннее позитивное воздействие на выход психики из посттравматического состояния.

«Материалы для делания» - это также книжки-раскраски (как карандашами, так и водой), книжки-вырезалки (где нужно что-то вырезать, склеить, собрать), пластилин (простой и не тонущий в воде) и т.п. Все эти материалы используются для развития микромоторики, координации движения, внимания, так и для опосредованной проработки проблемных моментов.

Следует выделить также различные материалы для взаимодействия детей друг с другом. Это конструкторы из кубиков, мозаика и многое другое, что может быть использовано для совместной деятельности в парах или микрогруппах.

Также используются различные книги, которые подбираются в соответствии с возрастом детей. Для младших детей – сказки, на основе которых прорабатываются различные сюжеты. Для подростков – различного рода эскаполитература (обособляющая читателя от проблем реальной жизни и уводящая в мир фантазии) (там же).

Использование всех материалов необходимо сугубо индивидуально, в зависимости от конкретного ребенка и от индивидуальных особенностей и способностей психолога.


^ Особенности посттравматических стрессовых нарушений

Наиболее типичные нарушения при посттравматическом стрессе. Во-первых, это упорное, не уходящее, вновь и вновь повторяющееся переживание травмирующего события. Наиболее часто встречаемые варианты таких переживаний: повторяющиеся и помимо воли прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, повторяющиеся кошмарные сны о событии. Нарушение сна проявляется и у взрослых и у всех детей; отличия лишь в том, что подростки эти сны могут проговорить, а дети помладше – нет. Ночные кошмары у многих не проходят и спустя месяц после трагедии: «Мне кажется, что ночью в окно полезут мужики с автоматами…»; «Я просыпаюсь с ощущением, что у моей кровати стоит террорист…» - не уходящие страхи людей разных возрастов. Повторяющееся переживание действий или чувств, соответствующее переживаемым во время травмы. Это особо ярко проявлялось у детей, которые пережили шокирующие чувственные (тактильные, обонятельные, зрительные) ощущения. Некоторые не могут избавиться от трупного запаха в своих ощущениях. У других при прикосновении к чему-то жидкому и вязкому сразу возвращалось ощущение прикосновения к лужам крови…Подобные ощущения и негативные переживания особенно интенсифицировались при столкновении с чем-то напоминающим травматическое событие. При этом может проявляться выраженная физиологическая реактивность – спазмы желудка, головокружение, головные боли и т.п (там же).

Другое нарушение – упорное избегание всего, что может быть связано с травмой, - мыслей, разговоров, действий, места, людей.

Многие дети не могли вспомнить важные эпизоды травмы, что с ними происходило, что было вокруг. Это следствие посттравматического шока и невероятного физического истощения.

Одно из посттравматических нарушений – выражено сниженный интерес к тому, что занимало раньше. Человек становится равнодушным ко всему, его ничего не увлекает. Это свойственно более старшим. Дети поменьше постепенно, выходя из шока, включаются в активную деятельность. Но эта проблема может не уйти у многих подростков и взрослых на протяжении их дальнейшей жизни. Для старших детей и взрослых следствием посттравматических нарушений может стать отстраненность и отчужденность от других, ощущение одиночества, неспособность переживать сильные чувства.

У многих детей (особенно у подростков) и взрослых появляется чувство «укороченного» будущего – отсутствие жизненной перспективы, нежелание планировать свою жизнь. Можно было услышать от многих: «А что теперь планировать, если каждую минуту может случиться такое». Происходит психологическая сосредоточенность на трагедии. Все, что было в жизни до нее, и все, что будет после, уже для человека не имеет такого значения, как сама трагедия. Психологическое время смыкается на ней. Человек начинает жить исключительно в переживании трагедии.

В целом у многих людей происходит потеря доверия к жизни, разрушается иллюзия бессмертия, появляется гнетущее чувство полной беззащитности и уязвимости, безвластия над собственной судьбой, беспомощность в защите близких, родных, детей. У многих формируется чувство вины: «Я не смогла вытащить младшую сестру»; «Я не смог защитить свою семью».

Посттравматический стресс проявляется у каждого индивидуально, и психологический диагноз выражается в ступорозном состоянии, фобии, астенизации, постоянном мышечном напряжении, аутизации, не уходящем беспокойстве, застывшем переживании горя утраты близких, сжатии психологического времени на событии, потере жизненных перспектив, смысла жизни, чувстве вины выжившего. Также случаются проявления агрессивности, озлобленности (там же).

А.Обухов считает, что «в состоянии посттравматического шока психика людей сильно регрессирует, однако психический потенциал у человека колоссален, и психика способна порой сама выйти из шокового состояния, но это происходит медленно». Но если сразу после экстремальной ситуации оказывается внешняя психологическая помощь, то дальнейшие западения будут минимизированы.

^ Принципы и методы коррекционной работы

Работа с людьми, пережившими столь тяжелые, травмирующие обстоятельства, строится на знании и уповании на то, что психика детей обладает уникальным потенциалом к развитию и восстановлению после стрессов.

Методы работы весьма разнообразны. Затрону ключевые вопросы, значимые для понимания оснований и направлений экспресс-помощи людям, пережившим травматическую ситуацию.

Общей позицией является ненасилие при оказании помощи. В момент знакомства и предложения психологической помощи необходимо стараться подтвердить чувство личности у пациента: «Здравствуй, я психолог из…, меня зовут…А как тебя зовут?... Я могу тебе помочь, если ты этого захочешь, если ты готов со мной общаться…» Этими вопросами и договоренностями повышается ощущение самоценности у маленьких пациентов. При первой встрече важно сформировать у ребенка готовность к продуктивному сотрудничеству с психологом, создать положительные ожидания от встречи с собой. Особое значение приобретает имя ребенка. Важно его сразу узнать и использовать в разговоре как можно чаще. По словам В.С.Мухиной, «имя – это кристалл личности». С помощью его частого употребления в положительных контекстах человек начинает «собираться» из расколотого, разорванного состояния. Налаживанию взаимодействия содействуют и специально подобранные для этого игрушки. Если ребенок или подросток не идет на контакт, то не нужно завершать с ними общение, а показать, что мы уважаем их личное пространство и их решение закрыться от общения, дать почувствовать, что в любой момент открыты общению.

При первой встрече посредством диагностической беседы и путем наблюдения уточнить психологическое состояние ребенка. По возможности общаться с родственниками, узнать ситуацию – все ли выжили или кого-то не стало; познакомиться с клиническим диагнозом.

Особенно важен индивидуальный подход к каждому конкретному случаю, к каждому случаю. Изначально работа должна вестись исключительно тет-а-тет. Позже, когда дети станут более подвижными и контактными, постепенно выйдут из ступорозного состояния, начинать работать в микрогруппах. Пытаясь содействовать выходу психики из стресса, помогая детям соединить свой внутренний мир, расколовшийся на жизнь и смерть, необходимо стараться найти опору в потенциале возраста и индивидуальных особенностей, узнать у самих детей и подростков – какими они были, когда мир был еще целым для них.

Работа психолога должна вестись посредством эмпатийности, сопереживания. Чтобы помогать выходить из посттравматического состояния, нужно не просто сочувствовать и сопереживать. Важно, понимая чувства другого человека, не заражаться его состояниями, а шаг за шагом выводить из них, опережая его. Прийти к людям, переживщим трагедию, с радостным выражением лицаи заявить, что жизнь прекрасна, - абсолютно неверно. Малопродуктивно будет, если прийти к ним в подавленном и угнетенном состоянии. И чтобы своим состоянием оказывать на другого адекватное воздействие, которое не вызывает у подопечного внутреннего протеста, важно держать себя созвучно ему, но на тон выше (там же).

Обязательно должна вестись работа с родными. Надо хорошо понимать, что наша психика обладает сильным эффектом заражения состояниями. Особенно явно этот эффект проявляется в стрессе. Дети чрезвычайно быстро погружаются в психологические состояния окружающих. При этом дети чаще всего более готовы к выходу из стрессовых состояний, они тянутся к активной жизни, к радости. Но если все вокруг находятся в сильно подавленном состоянии, то это искусственно продлевает психологическую угнетенность и у детей. Если вокруг ребенка родные постоянно обсуждают трагедию, нагнетая невротизм ситуации, то необходимо обернуть таких родителей к ребенку, к поддержанию его внутренней потребности в позитивном. Если рядом с ребенком находится мама, пережившая все то же, что и ребенок, нужно подтолкнуть ее к действиям для выведения ребенка из ступора, что оказывает позитивное воздействие и на маму. Если отцы, испытывая вину, пытаются завалить ребенка игрушками, то необходимо убедить их, что нужна не только такая забота, но и тактильная близость и доверительный разговор.

Требует внимания и проработка особо травмирующих ситуаций, связанных с водой, с ночными страхами, с возвращающимися образами, с боязнью уколов. В этой работе действия предпринимать постепенно и последовательно, не обещать клиентам, что сразу все будет хорошо, что больно больше не будет: «Больно, конечно, будет, но уже не так, уже чуть меньше…» У человека, который потерял близких, боль утраты постепенно переводить в светлую память о дорогом человеке. Если о нем говорить с другими, то, возможно, наметится возвращение в повседневную жизнь – без родного человека, но с памятью о нем.

Психологи в Беслане строили работу не столько на негативных образах путем детализации и обсуждения, сколько искали этим образам, переживаниям и воспоминаниям позитивную или хотя бы нейтральную замену, выстраивая альтернативные позитивные образы будущего. Старались, опираясь на естественную потребность детей и подростков в позитивных образах и красках, давали им возможность выходить именно на них.

Если дети рисуют, то просить их: «Нарисуй то, что бы ты хотел сам»… Чаще всего дети начинают рисовать яркими красками радостные и добрые картины. Это и есть начало выхода психики за рамки трагедии.

Зная особенности ментальности народа, ее сильные стороны, специалисты пытались использовать в работе силу этничности, силу рода, силу семьи, значимость уважения к другому. Это помогало детям и подросткам найти опоры в расколовшемся мире. В случае, когда семьи не осталось, стараться расширить в сознании ребенка понятие семьи на оставшихся родственников. Когда происходит разочарование в своем этносе, стараться вернуть образы позитивной этничности. В случаях, когда сильные акценты делаются на негативных межэтнических отношениях, помогать развести в сознании понятия «этнос» и «террорист» (там же).

Психологи работали посредством прямого и косвенного воздействия, подключали как родственников, так и самих детей и подростков, их друзей и приятелей, пробуждая в них глубинное желание заботиться о ближнем, о младшем, о другом. Продуктивное взаимодействие между детьми помогает им выйти из посттравматического стресса более основательно, нежели прямое воздействие психологов в непосредственном общении.

Все методы были направлены к тому, чтобы снять основные симптомы посттравматических расстройств и вывести детей к позитивным образам и перспективам:

Были использованы игротерапия, природотерапия, фототерапия, ролевая терапия и многое другое. Специальная работа велась с водой – с помощью разных приемов, способов и игрушек (там же).

Для работы с горем, для понимания терапии горевания нужно знать основные фазы горя и закономерности их смены (11). Л.Б.Шнейдер выделяет следующие этапы горя:

1 – шок от информации и оцепенение;

2 – излияние чувств (слезы, крик);

3 – депрессия (горе как маленькая смерть);

4 – проявление физических симптомов;

5 – паника;

6 – появление чувства;

7 – горечь и тайная злоба;

8 – нетрудоспособность (одиночество, отчуждение от людей);

9 – проблески света (появление желаний, мысли о будущем);

10 – возвращение к жизни (на новом этапе).

Помощь психолога на первых этапах переживания горя минимальна. На более поздних фазах действия психолога более необходимы. Важно, чтобы он содействовал переходу от одной стадии к другой. На первых этапах основным фактором является время. Скорбь нельзя притормозить искусственно. На каждом этапе скорби действия психолога имеют свою специфику и цели. Помочь скорбящему найти себя в искаженном мире, увидеть какой-то смысл своей жизни в мире, расколовшемся на жизнь и смерть, помочь сделать выбор в пользу жизни.

В основном при терапии горевания используется особая техника, которая включает выслушивание (слушать, а не давать советы); эмоциональное отражение сказанного; в отдельных случаях возможно выразить непонимание; сказать о своих чувствах (реакция на слова пациента); проговаривание чувств здесь и сейчас; содействие (поддержание, закрепление) осмыслению; помощь в принятии собственного решения. Это медленный процесс. Важно быть готовым отойти в сторону.

Итак, сначала необходимо установить контакт с детьми, настроить их на работу с психологом, диагностировать состояние, узнать клинический диагноз, и, опираясь на это, выстраивать коррекционную работу (3).


^ Национальные особенности реагирования на кризисную ситуацию

Психологическую помощь детям и подросткам, побывавшим в позиции заложников, нельзя забывать о главных людях в их жизни – родителях, которые являются «косвенными жертвами» террористического акта. И тогда процесс психологической реабилитации и возрождения из боли может стать совместным. Более того, в процессе совместного переживания последствий террористического акта появляется шанс преобразовать детско-родительские отношения, не только укрепить их, но и сделать более зрелыми.

Сегодня много пишут об особенностях «кавказского менталитета». Психологу-консультанту необходимо знать культурные и семейные ценности жителей этих республик, которые влияют на поведение и переживания взрослых в экстремальной ситуации и могут затруднить процесс реабилитации детей и их родителей.

Вот основные из них:


«Как общаться со своим ребенком?»

Пример консультирования женщины пятнадцатилетнего мальчика, который был заложником в бесланской школе. Маму беспокоило, что сын стал совсем чужим, как будто окаменел, замкнулся в себе, ни о чем не рассказывал, не мог посещать кадетский корпус, молча уклонялся от любых попыток мамы позаботиться о нем, лишь твердил, что должен помочь тем соотечественникам, кто оказался в больницах. Маме было непонятно, как себя с ним вести, что делать, чтобы не навредить. Основной запрос женщины: «Я не знаю, как подступиться к сыну. Он вернулся какой-то чужой. Все время молчит. Оживляется, только когда по телевидению идут сообщения о трагедии. Смотрит и сердится. Кричит, что все врут, скрывают правду, там было гораздо больше людей… Я пытаюсь выключить телевизор, отвлечь его, но это не помогает. Он весь в этом. Я боюсь за него. Что делать? Как общаться со своим ребенком?»

Чрезмерная забота родителей лишь усиливает травматичность ситуации. Родители «заражают» детей, добавляя к их неизбежным при экстремальной ситуации архаическим страхам еще и свои собственные страхи.

Такую реакцию родителей можно понять: ожидая развязки трагедии, они несколько дней балансировали на грани между надеждой и отчаянием. Именно поэтому их порыв («прижать покрепче», «спрятать», «сохранить», «уберечь») – вполне естествен. Однако как бы ни хотелось спрятать, заслонить от жестокостей жизни своего вновь обретенного ребенка – это тупиковый путь. Он лишь усиливает травматизацию детей, но ни как не помогает справиться с ней.


^ Разрушение картины мира

По разрушительности своего воздействия на человека ситуация террористического акта принципиально отличается от ситуаций природных и техногенных катастроф. То, что переживает человек в этой ситуации, выходит за пределы обычного человеческого опыта: человек стоит перед лицом смерти, причем своей собственной. Он испытывает страх за свою жизнь, ужас, ощущение беспомощности. Он переживает то, что пережить нельзя: внезапность нападения, унизительную зависимость от воли другого человека, насилие, бесчеловечное обращение, становится свидетелем гибели других людей и т.п. А главное, что источником всех этих страданий выступает другой человек.

Исследования психологов и психиатров показали, что наиболее интенсивной, длительной, разрушительной оказывается реакция пострадавшего на человеческий стрессор (теракты, пытки, изнасилование), то есть на угрозу, исходящую от других людей. Сверхэкстремальные ситуации, подобные бесланской трагедии настолько разрушительно действуют на личность, что не только дезорганизуют поведение, но и «взрывают» базовые структуры всей личностной организации. У человека разрушается привычная картина мира, а вместе с ней и вся система жизненных координат.

Клиентка возбужденно говорит, почти взахлеб. А когда поток слов иссякает, становится похожей на маленькую, перепуганную девочку. Руки женщины живут сами по себе: сначала они нервно сжимают друг друга, потом начинают механически разглаживать ткань одежды. Затем с отчаянием, тихо произносит: «Для меня жизнь после 1 сентября – это все равно что жизнь после смерти. Ну что это я о себе? Ведь я все эти дни здесь была, в Москве, в безопасности… Даже не знала, что он в этой школе. Родные не сообщали, чтобы не мучилась. А вот он был там, в этой школе. Ему-то тяжелее, чем мне… Как мне себя с ним вести?»


^ Жизнь после «смерти»

Смерть наилучшим образом передает ту глубину душевной боли, которую переживают родители детей-заложников. И с этой болью надо работать. За чрезмерной фиксацией взрослых на своих детях необходимо разглядеть их защиту от своих собственных чувств и решиться преодолеть налаженный культурой запрет на проявление родителями собственной боли и слабости. Потому что лишь пережив свое горе, мама сможет без чувства вины и страха общаться с сыном, а значит – сумеет создать условия, в которых мальчик оживет, отогреется. Нет ничего опаснее «греха упрощения» - работы на уровне рекомендаций и инструкций вместо работы с переживаниями человека и упорядочением взорванного образа мира и себя в нем. «Самые изобретательные психотерапевтические процессы вмешательства, - писал Дж. Бьюдженталь, - как правило, оказываются безрезультатны, а часто антитерапевтичны, когда пациент находится в своей субъективности, а форма и время предъявления плохо согласуются с тем, где именно».

Где именно находится клиентка в своей субъективности? Один из способов понять это – видеть выражение лица, отслеживать реакции тела. Женщина находится в острой фазе переживания горя: ее бьет внутренняя дрожь, она – такая же жертва террора, как и ее сын и многочисленные родственники в Беслане. И если она зажмет свои переживания в кулак, то ничем не сможет помочь ни себе ни сыну. А ей необходимо выбрать, как жить в этой новой жизни, «жизни после смерти», ей необходимо осмыслить, что именно произошло, пересмотреть свои отношения с самой собой, с сыном и с миром. Ей надо перейти от «бегства в деятельность» к переживанию своего горя и укреплению себя. Лишь тогда она сможет без страха помочь своему сыну.


programma-razvitiya-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-515-stranica-7.html
programma-razvitiya-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli.html
programma-razvitiya-gosudarstvennogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-164.html
programma-razvitiya-gosudarstvennogo-specialnogo-korrekcionnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-dlya-obuchayushihsya-vospitannikov-s-otkloneniyami-v-razvitii-shkoli-internata-viii-vida-stranica-2.html
programma-razvitiya-gou-detskij-sad-2538-kosino-uhtomskij-rajon-mikrorajon-kozhuhovo.html
programma-razvitiya-gou-sosh-752-severo-vostochnogo-okruga-goroda-moskvi-po-teme.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koncepciya-razvitiya-sistemi-ministerstva-vnutrennih-del-kirgizskoj-respubliki-na-period-s-2011-po-2015-godi-predislovie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rol-sovetskoj-artillerii-v-reshayushih-bitvah-i-operaciyah-velikoj-otechestvennoj-vojni.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vyacheslav-timchenko-osnovnie-napravleniya-razvitiya-mestnogo-samoupravleniya-i-ego-osnov-v-2011-godu.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/utopicheskij-socializm-obzor-osnovnih-shkol-i-napravlenij-v-ekonomicheskoj-nauke.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchenie-o-cheloveke-5-6klass-nastolnie-igri-okruzhayushej-sredi-po-mnogim-predmetam-oni-bili-izdani-v-sbornike.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnij-proekt-mnogogrannij-mir.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rossiya-mozhet-stat-dlya-zapada-postavshikom-detskih-organov-7-obrashenie-obshestvennih-organizacij-k-prezidentu-rf-d-a-medvedevu.html
  • studies.bystrickaya.ru/e-mail-geos-booksyandex-ru-www-geos-books-ru-sklad-geos-books-bk-ru-stranica-5.html
  • klass.bystrickaya.ru/b3b4-specialnaya-psihologiya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/komponenti-programma-upravleniya-centralyami-omn.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-kooperacii-chelovek-veka.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sbornik-yavlyaetsya-obyazatelnim-elementom-informacionnogo-obespecheniya-upravlencheskoj-deyatelnosti-organov-mestnogo-samoupravleniya-municipalnogo-obrazovaniya-chukot.html
  • learn.bystrickaya.ru/formirovanie-regionalnogo-organizacionno-ekonomicheskogo-mehanizma-ekologicheski-ustojchivogo-razvitiya-territorii-teoriya-metodologiya-praktika.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-14-gosudarstvennoe-regulirovanie-audita-i-buhgalterskogo-ucheta.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/p-p-rumyanceva-izdatelstvo-tomskogo-universiteta.html
  • institut.bystrickaya.ru/stanet-li-byudzhet-2009-eshe-bolee-militaristskim-stolica-novosti-11-08-2008-markov-eduard-i-popova-svetlana-21-30-11.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-ot-19-iyunya-2003-g-n-229-ob-utverzhdenii-pravil-tehnicheskoj-ekspluatacii-elektricheskih-stancij-stranica-7.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lichnij-professionalnij-plan-uchashegosya-rekomendacii-uchashimsya-po-samovospitaniyu-rekomendacii-k-sobesedovaniyu-pri-prieme-na-rabotu.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proekt-obucheniya-na-urokah-istorii-obshestvoznaniya-s-primeneniem-tso-i-ikt-uchis-obuchaya.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-k-seminarskim-prakticheskim-zanyatiyam-po-ugolovno-ispolnitelnomu-pravu.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vigasin-aa-alaev-lb-safronova-al-istoriya-indii-m-drofa-2010.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/strategicheskij-menedzhment-13.html
  • education.bystrickaya.ru/2rf-yale-university-press.html
  • nauka.bystrickaya.ru/upolnomochennij-organ-na-razmeshenie-zakaza-stranica-12.html
  • abstract.bystrickaya.ru/31-korporativnaya-pressa-i-korporativnie-izdaniya-3-korporativnaya-pressa-i-korporativnie-izdaniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-4-primernoe-soderzhanie-i-metodikaorganizacii-prakticheskih-rabot-v-8-klasse.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-informatizacii-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-37.html
  • znanie.bystrickaya.ru/azastan-respublikasini-zai-azastan-respublikasini-haliarali-sharttari-turali.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-6-nagrevanie-i-ohlazhdenie-uchebnoe-posobie-znakomit-chitatelya-s-tehnikoj-eksperimenta-v-himii-i-prednaznacheno.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-konferencii-predusmatrivaet-ustnie-dokladi-i-stendovie-soobsheniya-na-sekcionnih-zasedaniyah-i-stendovih-sessiyah.html
  • crib.bystrickaya.ru/ivan-groznij-t-d-rubanova-istoriya-bibliotechnogo-dela.html
  • composition.bystrickaya.ru/ot-grech-bios-zhizn-i-logos-nauka-sovokupnost-nauk-o-zhivoj-prirode-biologiya-izuchaet-vse-proyavleniya-zhizni-stroenie-i-funkcii-zhivih-sushestv-i-ih-soobshe.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-dlya-studentov-vi-kursa-specialnosti-06-05-00-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit.html
  • turn.bystrickaya.ru/pobezhdaet-zdorovij-obraz-zhizni-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/immunofan-r-r-0005-1-ml-962835-federalnoe-agenstvo-po-zdravoohraneniyu-i-socialnomu-razvitiyu-nacionalnij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.