.RU

Программа подготовки и вспомогательные материалы для специалистов в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди школьников общеобразовательных школ. 8 Тема 8


ННЦ наркологии МЗ РФ


Фонд «Система профилактических программ»




Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский





Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ

среди детей и подростков


Москва 2003




ОГЛАВЛЕНИЕ



Профилактика угрозы девальвации 4

Программа подготовки и вспомогательные материалы для специалистов в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди школьников общеобразовательных школ. 8

Тема 1. 8

Тема 2. 28

Тема 3. 37

Тема 4. 52

Тема 5. 65

Тема 6. 72

Тема 7. 77

Тема 8. 88

Основные понятия и термины 91
^ Профилактика угрозы девальвации


Необходимый барьер


Доказано: наиболее эффективным путем борьбы с наркоэпидемией является профилактика. Именно она позволяет не допустить приобщения молодежи к наркотикам. Немаловажно и то, что профилактика значительно дешевле лечения и позволяет охватить все слои населения. Именно она является необходимым барьером, сдерживающим эпидемию наркомании и злоупотребления другими психоактивными веществами в большинстве развитых стран мира.

Роль профилактики возрастает и будет возрастать. Несмотря на то, что ряд больных со сформированной химической зависимостью перестал обращаться за медицинской помощью, это не свидетельствует о снижении наркоугрозы. По-прежнему широко распространено потребление опиатов и особенно героина. На российский рынок с уверенностью выходят синтетические наркотики.

Какова же ситуация в области профилактики наркоманий? За последние годы она существенно улучшилась. От декларативного признания необходимости профилактической работы общество переходит к активным действиям. Разрабатываются стратегические подходы, ведутся научные исследования. Государственные и негосударственные организации реализуют разнообразные программы, проводят акции. Сегодня мы можем сказать: внимание общества, наконец, сфокусировалось на проблеме. Профилактика наркоманий в России уже не представляет собой лишь малоэффективные попытки информирования молодежи о наркотиках и их последствиях, а имеет четко сформулированные цели, задачи, стратегии.

Разработаны методологические основы первичной, вторичной и третичной профилактики наркоманий и алкоголизма. Определены факторы риска, способствующие наркотизации, а также факторы, которые, напротив, обеспечивают устойчивость личности. В профилактике выделены медико-психологические, психотерапевтические, социальные и педагогические технологии.

Что касается медико-психологических технологий, то они предусматривают систему действий, направленную на развитие личности, способной эффективно развиваться, преодолевать жизненные трудности и проблемы. Социальные и педагогические же технологии связаны с грамотным предоставлением информации, умением заинтересовать идеями здоровой жизни. И, что особенно важно, - формированием социально-поддерживающей системы (обучение родителей, учителей, сверстников, поддерживающему поведению, созданию благоприятного климата).

Разработаны и профилактические программы для детей, подростков и молодежи различных возрастов; для родителей, для учителей. Они апробируются и внедряются в школах и медико-психологических центрах различных городов и областей России.

Однако было бы ошибочным утверждать, что главные задачи решены. Существуют серьезные проблемы, без решения которых профилактика в масштабах страны не может стать эффективной. Прежде всего – действия здесь не носят системного и повсеместного характера. Многие программы, разрабатываемые в различных регионах России, являются недостаточно профессиональными; за их реализацию часто берутся лица, не имеющие специальной подготовки и соответствующего образования. Все это снижает ценность усилий, направленных на сокращение спроса на наркотики.

В профилактическую работу все активнее включаются многочисленные общественные организации. Их деятельность следовало бы поддерживать. Однако в своем большинстве работа этих организаций носит стихийный, а главное, - недостаточно квалифицированный характер.

Важнейший вопрос – об участии средств массовой информации. Мы видим эффективную работу издательского дома «Нарконет». Но, к сожалению, продолжаем сталкиваться и с не профессиональными выступлениями в печати, на радио и телевидении.

Как же следует действовать, чтобы наша отечественная профилактика все же состоялась, не превратилась в ряд формальных мер и призывов? Чтобы поколение наших детей и детей наших детей были защищены от угрозы наркотизации, суицидов, саморазрушения? Что делать, чтобы преодолеть угрозу перерождения и вымирания нашей популяции, наконец?

Попытаемся рассмотреть проблемы по порядку.


Они ничего не хотят знать друг о друге


Давайте поймем, наконец, что профилактика – это не только система действий, акций, слов, призывов… Мода на профилактику помимо позитивного эффекта имеет и негативный. Мы бросились защищать детей от наркомании. Это хорошо. Но каждый действует по-своему. Доминирует представление о необходимости деятельности, любой – агитационной, отвлекающей, замещающей. Это правильно лишь с одной стороны. Нам нужно действовать более глубоко. Нужна концепция человека. Позволю себе процитировать Макса Шеллера: «Никогда человек не был большей проблемой для себя, чем сейчас. У нас есть научная, философская и теологическая антропология, и они ничего не знают друг о друге. Следовательно, у нас больше нет сколько-нибудь ясного и последовательного представления о человеке. Растущее число отдельных наук, занимающихся изучением человека, только еще больше запутывают и затемняют дело». Применительно к профилактике скажу, что у нас есть еще и психология, наркология, психиатрия, психотерапия, педагогика, социология, культурология, и эти науки тоже ничего не хотят знать друг о друге. Большинство представителей этих наук, за очень редким и прекрасным исключение, упрямо отстаивают только тот методологический аппарат, которым владеют. Нам просто необходимо вырваться из плена собственной ограниченности.


Трагические «качели»


Как можно определить наиболее полно суть профилактики? Есть крылатое выражение: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Его можно перефразировать в контексте нашей проблемы таким образом: «Человек создан для стресса, так же как и стресс необходим человеку». Стресс – «заводной ключ» жизненных сил, основа мотивации к существованию. Его преодоление продвигает вперед, служит развитию. Однако неумение совладать со стрессом грозит болезнью, саморазрушением. И часто в такой ситуации человек обращается за «помощью» к наркотику.

Если мы хотим заниматься профилактикой всерьез, мы будем помогать человеку находить и развивать свои персональные ресурсы. В противном случае нам никогда не справиться с тем, что, уменьшая в популяции потребление алкоголя, мы неизбежно увеличиваем потребление наркотиков, или наоборот. Снижая и то, и другое, увеличиваем количество суицидов, неврозов и психосоматической патологии. Это – трагические качели, результат непонимания того, что профилактика – прежде всего процесс формирования умения эффективно преодолевать стресс.

Для того чтобы быть успешным и здоровым, надо иметь развитые ресурсы. То есть определенные способности, позволяющие человеку справляться с требованиями жизни. Здесь и умение понимать ситуацию, прогнозировать последствия собственных поступков и поступков окружающих. А главное – нести ответственность за свое поведение и жизнь в целом. Иными словами ресурсы личности – тот базис, который позволяет нам без страха принимать жизненные трудности, стремиться не избегать их, разумно разрешать встречающиеся проблемы.


Кое-что об альтернативной активности


Говоря о профилактике, многие уповают на альтернативную занятость. Считается: ребенок должен быть загружен, и тогда наркотику к нему не подступиться. Но есть здесь и опасность: занятость может оказаться формальной. Самодеятельные театры, дискотеки, спорт – все это принесет пользу, только если в процессе занятий между детьми и взрослыми возникнет контакт. Именно в совместной деятельности учатся они понимать друг друга, ценить друг друга и каждый момент своей жизни. Не вдаваясь в теоретический анализ важности всего этого для развития подрастающего человека, приведу строчки из дневника одной школьницы, члена клуба путешественников: «Наши походы – это время, когда мы учимся понимать друг друга, преодолевая усталость и раздражение, боль и печаль, собственные и чужие слабости, когда понимаешь, что человек – это огромная, великая ценность со всеми своими печалями и горестями, ошибками и «занудством», просто потому, что он – человек и может бесконечно меняться в направлении «друг к другу», от «простого к сложному», от «низшего к высшему». Наши походы – та точка бытия, которую ты видишь, слышишь и ощущаешь. Каждый пронизанный солнцем лист, каждый шорох, еле уловимый запах леса, поля, земли, дождя, пыли – все говорит тебе «я есть и ты есть, сейчас, сегодня, а не вчера и не завтра, и этот миг катастрофически конечен и волшебно бесконечен».


Самое юное направление


Для того чтобы не употреблять наркотики и не сгибаться под давлением социального и психологического стресса, надо иметь веские основания. Совершенно недостаточно просто понимать, что не следует разрушать себя. А почему бы не попробовать? Для того, чтобы серьезно не желать саморазрушения, необходимо очень сильно хотеть жить, развиваться, быть здоровым, успешным. А всем ли знакома радость «создания себя», созидания вообще? Именно в этой сфере психологи помогают найти мотивы к здоровой жизни. Следует сразу сказать, что исследования мотивации к здоровью – очень юное направление научных исследований и практических воплощений. Здесь еще все впереди, однако, уже выделен ряд условий, которые важно соблюсти в процессе работы.

Первое условие – повышение осознания человеком того, что с ним происходит. Зигмунд Фрейд был первым, кто утверждал важность процесса осознания бессознательных процессов, психических травм, оставивших свой след, скрытых мыслей и чувств. Следующее условие – социальная поддержка, поддерживающие отношения. Очень важно избежать устаревшего мнения о том, что менять себя человек должен в одиночку, это его личная задача. Поддержка может исходить от друзей или членов семьи, тренинговой группы. Но в любом случае отношения должны обеспечивать заботу, понимание и принятие. Помогать не просто. К сожалению, многие не обладают даже простейшими навыками, не умеют выслушать, не умеют сочувствовать, хотя именно это помогает безотказно. Еще чрезвычайно важный инструмент преодоления собственных проблем – высвобождение эмоций, чаще его называют катарсисом. Это яркое, иногда внезапное эмоциональное переживание. Катарсис – энергетически очень мощный процесс. Часто пережить его заставляет какая-то жизненная ситуация. А специалисты умеют вызвать такой выброс эмоций с помощью специальных методов в процессе профилактического тренинга.

Выше сказанное – далеко не все, что можно сказать о сегодняшнем состоянии профилактики. Это лишь некоторые штрихи, наброски к картине, которая обязательно должна быть написана. Профилактика становится настолько важным фактором воздействия, что мы просто обязаны четко представлять себе общую картину, ее сильные и, наоборот, уязвимые места. А также и белые пятна, которые предстоит заполнить.

Программа подготовки и вспомогательные материалы для специалистов в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди школьников общеобразовательных школ.
Авторы:

СИРОТА Наталья Александровна – доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела профилактики ННЦ наркологии МЗ РФ

ЯЛТОНСКИЙ Владимир Михайлович – доктор медицинских наук, ведущий сотрудник отдела профилактики ННЦ наркологии МЗ РФ


Цели программы:

Развитие концептуально обоснованного системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков.

Внедрение комплекса обучающих программ профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди детей и подростков.

Развитие сети специалистов и лидеров в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами из числа учителей средних школ, психологов, сотрудников милиции по делам несовершеннолетних, подростков и их родителей.

Разработка механизмов развития социальной системы профилактического антинаркотического воздействия. Подготовка групп специалистов и волонтеров, организующих и проводящих работу по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в регионе.

Программа предполагает работу с учителями средних школ в течение одного учебного года с последующей консультативной и супервизорской поддержкой преподавательско-тренерского состава.

programma-psihologo-pedagogicheskogo-prosvesheniya-roditelej-yugorskaya-semya-kompetentnie-roditeli-novoselceva-t-f-k-ps-n-stranica-6.html
programma-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-socializaciya.html
programma-psihologo-pedagogicheskoj-podderzhki-semi-i-detstva-vse-v-tvoih-rukah-e-s-evdokimova-kandidat-pedagogicheskih-nauk-docent.html
programma-publisher-6-8-stranic-v-formate-a-4-1-raz-v-mesyac.html
programma-puteshestviya-1-den-vilet-v-bangkok-imeetsya-vozmozhnost-vileta-iz-minska-moskvi-rigi.html
programma-pyatnica-12-noyabrya-19-30-21-00-doklad-troice-sergieva-lavra-v-godi-liholetya-i-vozobnovlenie-zhizni-v-nej-posle-ii-oj-mirovoj-vojni.html
  • credit.bystrickaya.ru/ocenka-zatrat-doklad-zdravoohranenie-v-rossii-2010.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-po-istorii-sibiri-na-temu-sibirskaya-promishlennost-v-xviii-v-v.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vibor-organizacionnoj-strukturi-predpriyatiya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rasporyazheniem-pravitelstva-stranica-4.html
  • control.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-vozmozhnosti-tekstovogo-redaktora-avtor-korepanova-v-n-vozmozhnosti-tekstovogo-redaktora-stranica-2.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primenenie-dostoinstva-i-nedostatki-rbnf-vnastoyashee-vremya-v-seti-internet-imeetsya-dostatochnoe-kolichestvo-materialov.html
  • esse.bystrickaya.ru/rasskaza-m-a-sholohova-sudba-cheloveka.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zapisano-s-tv-kratkoe-soderzhanie-vremya-chch-mm.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekcii-rassmotreni-fundamentalnie-sdvigi-v-sovremennom-mirovom-hozyajstve-svyazannie-s-pererastaniem-ego-internacionalizacii-v-globalizaciyu-i-obostreniem-obsheche-stranica-56.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-specialnosti-271200-tehnologiya-produktov-obshestvennogo-pitaniya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mezhdu-tem-mnogie-ego-filmi-imeyut-uspeh-i-nemalij-i-u-tak-nazivaemoj-kinoneprosveshennoj-publiki-oprichinah-dogadatsya-neslozhno-kak-nikto-drugoj-iz-sov.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/elektronnaya-promishlennost-rossii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fgou-spo-doneckij-gosudarstvennij-promishlenno-gumanitarnij-tehnikum-zaklyuchenie-o-rezultatah-samoobsledovaniya-specialnosti-080110-stranica-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-prohozhdeniya-temi-kol-vo-chasov-povtorit-komandu-povtoreniya-algoritm-realizacii-komandi-povtoreniya-operator-cikla-s-predusloviem-while.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-4-vibori-otziv-i-konsultacii-uchebnik-v-4-t-t-4.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-meropriyatij-mezhdunarodnogo-festivalya-elektronnoe-budushee-2010-v-regione-kavkazskie-mineralnie-vodi-stavropolskogo-kraya-rf-proekt.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/onbushmakina-izhevsk-nomadicheskij-subekt-v-strukturah-setevogo-soobshestva.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zh-zharkova-anna-nesterovna-redakcionnaya-kollegiya-zavyalov-e-a.html
  • reading.bystrickaya.ru/mayak-novosti-06122005-garin-petr-1200-itogi-viborov-v-mosgordumu-12-tv-12.html
  • desk.bystrickaya.ru/otkritoe-akcionernoe-obshestvo-vtoraya-generiruyushaya-kompaniya-optovogo-rinka-elektroenergii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shedrovickij-shedrovickij-po-vozmozhnosti-voprosi-posle-etogo-budet-vtoroj-doklad-viktorii-a-potom-budet-obsuzhdenie.html
  • esse.bystrickaya.ru/psihoanaliz-predmet-filosofii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razgadka-polya-golubih-detej-mihail-bejlkin.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/drevnee-iskusstvo-narodov-yuga-priamurya-petroglifi-i-skulptura.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vtorie-blyuda-rabochaya-programma-i-metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-kursa-i-vipolneniyu-kursovoj-raboti-dlya-studentov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koncepcii-i-sredstva-dostupa-k-virtualnim-miram-v-obrazovanii-kulture-i-iskusstve.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/the-system-of-ecological-and-economic-monitoring-of-wildlife-resources-as-a-mean-of-management-of-their-rational-exploitation-in-sakhalin-island-oil-and-gas-pipe-lines-construction-and-exploitation-areas.html
  • esse.bystrickaya.ru/prokudin-iv-federalnoe-agentstvo-zheleznodorozhnogo-transporta.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-upravlenie-federalnogo-kaznachejstva-po-permskomu-krayu-obyavlyaet-konkurs-na-zameshenie-vakantnih-dolzhnostej-federalnoj-gosudarstvennoj-grazhdanskoj-sluzhbi.html
  • grade.bystrickaya.ru/moskovskaya-pedagogicheskaya-gimnaziya-laboratoriya-uskoriteli-i-bolshoj-adronnij-kollajder.html
  • composition.bystrickaya.ru/pamyat-o-vojne-stranica-4.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teoriya-i-praktika-formirovaniya-deontologicheskoj-gotovnosti-budushego-uchitelya-selskoj-shkoli-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/strunnaya-teoriya-vihodit-v-svet-michio-kaku-parallelnie-miri-sofiya-2-0-0-8-ob-ustrojstve-mirozdaniya-visshih-izmereniyah.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-2010-2011-uchebnom-godu-uchashiesya-shkoli-prinimali-uchastie-v-razlichnih-festivalyah-konkursah-smotrah-i-td.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-2-3-kursov-specgruppi-persidskij-yazik.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.