.RU

Программа по внеурочной деятельности «Земля наш общий дом»


Программа по внеурочной деятельности «Земля – наш общий дом»



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на­чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литерату­ры, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер­шенствования всей системы воспитательной работы с младши­ми школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополнительно­го образования с экологической направленностью для младших школьников.

  1. ^ Цель и задачи курса «Земля – наш дом»

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­ образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

  1. ^ Особенности программы.

Программа «Земля – наш дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Теоретические основы программы - исследования возраст­ной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

Представленная целостная программа разработана для уча­щихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы» (33 часа):

2-й год обучен и я – «Экология моего дома» (34 часа)

3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь расте­ний и грибов» (34часа)

4-й год обучения - «Познавательная экология» (34 часа).

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академиче­скому часу.

Новизна программы.

Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, ут­вержденным Министерством образования в 1998 г., соответст­вует требованиям к содержанию образовательных программ до­полнительного образования детей, построена с учетом преемст­венности экологического образования дошкольников (програм­ма Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирает­ся на теоретический, практический и личностный опыт уча­щихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

Основные принципы содержания программы:

Курс включает и раскрывает основные содержатель­ные линии:

Спецификой курса является подход к выбору педагогиче­ских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту­пает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор­ческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си­туации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуще­ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации дея­тельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются системати­ческие фенологические наблюдения, раскрывающие экологиче­ские взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельно­сти предполагает систематическую работу с «Календарем приро­ды» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение инди­видуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».

Средствами эффективного усвоения программы курса явля­ются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс­курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз­дание экознаков, театрализованные представления, экологиче­ские акции, знакомство с определителями, гербаризация, со­ставление памяток. Предполагаются различные формы привле­чения семьи к совместной экологической деятельности: семей­ные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, класс­ных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведе­ния занятий с детьми, участие в организации праздников и в вы­полнении летних заданий.

Результативность. Результативность и целесообраз­ность работы по программе «Юный эколог» выявляется с по­мощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование уча­щихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебно­го года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и резуль­татов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

  1. ^ Место факультативного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.

  1. ^ Ожидаемый результат.

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

^ Учащиеся должны знать:

-наиболее типичных представителей животного мира России, Ставропольского края;

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не­которые меры борьбы с ними;

- человек существо природное и социальное; разносторон­ние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);




  1. Тематическое планирование. Содержание программы.

1-й год обучения

^ «ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» - 33 час

№ занятия


Тема занятия

Количество часов

теория

практика




^ 1. Введение (1 час)

1




1

Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

1







^ 2. Дикие животные ( 19 часов)

9

10

2

Заяц - «Длинное ухо»

0,5

0,5

3

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

0,5

0,5

4

Серый хищник - волк

0,5

0,5

5

Хозяин леса - медведь

0,5

0,5

6

Любознательный зверёк -белка

0,5

0,5

7

Куница - охотник на белок

0,5

0,5

8

Лесной красавец - лось

0,5

0,5

9

Сердитый недотрога- ёж

0,5

0,5

10

Подземный житель - крот

0,5

0,5

11

Всеядное животное — бар­сук

0,5

0,5

12

Бобр-строитель

0,5

0,5

13

Запасливый бурундук

0,5

0,5

14

Кабан - дикий родственник домашней свиньи

0,5

0,5

15

Мышка-норушка

0,5

0,5

16

Рысь - родственник кошки

0,5

0,5

17

Соболь - «дорогой» зверёк

0,5

0,5

18

Тигр - самая большая кош­ка на Земле

0,5

0,5

19

Косуля - самый маленький европейский олень

0,5

0,5

20

Обобщающие занятие о диких животных




1




^ 3. Пернатые жители (14 часов)

6

7

21

Воробей - самая распро­странённая птица на Земле

0,5

0,5

22

Ворона - «интеллектуаль­ная» птица

0,5

0,5

23

Ворон - красивая, умная птица

0,5

0,5

24

Сорока-белобока - «лесная сплетница»

0,5

0,5

25

«Лесной доктор» - дятел

0,5

0,5

26

Соловей - «великий маэст­ро»

1




27

Галка - городская птица

0,5

0,5

28

Загадочная птица - кукуш­ка

0,5

0,5

29

«Пернатая кошка» - сова

0,5

0,5

30

Любимая птица - снегирь

0,5

0,5

31

«Сестрицы-синицы» - са­мые полезные птички Рос­сии

0,5

0,5

32

Наш добрый сосед - скво­рец

0,5

0,5

33

«Золотая птица» — иволга

0,5

0,5

34

Обобщающее занятие о птицах




1







16

17




Итого:

34



Содержание курса . 1-й год обучения


^ «ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» - 33 часа

«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)

Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»(1 час)

Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»

^ Раздел 1. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» (19 часов)

Тема 2. Заяц - «Длинное ухо» (1 час)

Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».

^ Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (1час)

Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.

^ Тема 4.Серый хищник – волк (1час)

Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»

^ Тема 5. Хозяин леса – медведь (1час)

Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».

^ Тема 6. Любознательный зверёк – белка (1час)

Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»

Тема 7. Куница - охотник на белок (1час)

Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда .Творческая работа «Придумай загадку»

Тема 8. Лесной красавец – лось (1час)

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»

Тема 9. Сердитый недотрога - ёж (1час)

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»

Тема 10. Подземный житель – крот (1час)

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»

^ Тема 11. Всеядное животное — бар­сук (1час)

Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»

^ Тема 12. Бобр-строитель (1час)

Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.

Тема 13. Запасливый бурундук (1час)

Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа.

Тема 14. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (1час)

Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.

^ Тема 15. Мышка-норушка (1час)

Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».

^ Тема 16. Рысь - родственник кошки (1час)

Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь»,рисование домашней кошки или рыси.

^ Тема 17. Соболь - «дорогой» зверёк (1час)

Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».

^ Тема 18. Тигр - самая большая кош­ка на Земле (1час)

Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета.

^ Тема 19. Косуля - самый маленький европейский олень (1час)

Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».

^ Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (1час)

Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.

Раздел 2. . ^ «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ»

Тема 21. Воробей - самая распро­странённая птица на Земле (1час)

Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, на­родные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»

^ Тема 22. Ворона - «интеллектуаль­ная» птица (1час)

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приме­ты. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.

Тема 23. Ворон - красивая, умная птица (1час)

Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона»

^ Тема 24. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (1час)

Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, пого­ворки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка»

^ Тема 25. «Лесной доктор» - дятел (1час)

Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».

Тема 26. Соловей - «великий маэст­ро» (1час)

Знакомство с соловьём, сообщения учеников, за­гадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».

^ Тема 27. Галка - городская птица (1час)

Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кросс­ворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».

^ Тема 28. Загадочная птица - кукуш­ка (1час)

Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».

^ Тема 29. «Пернатая кошка» - сова (1час)

Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»

^ Тема 30. Любимая птица – снегирь (1час)

Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» .Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.

^ Тема 31. «Сестрицы-синицы» - са­мые полезные птички Рос­сии (1час)

Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.

^ Тема 32. Наш добрый сосед - скво­рец. (1час)

Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари» .Чтение стихотворения «Скворец».

^ Тема 33. «Золотая птица» — иволга. (1час)

Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными приметами. Игра «птичьи расцветки».

^ Тема 34. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания. (1час)

Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут ? Конкурс «Знатоки сказок».


^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2-й год обучения

«ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА» - 34 часа


№ занятия

Тема занятий

Количество часов

теория

практика




^ Введение (1час)

1




1

Что такое экология?

1







^ 1. Мой дом за окном (6 часов)

3

3

2

Мой дом

1




3

Дом, где мы живем

1




4

Практическое занятие «Уборка школьного двора»




1

5

Деревья твоего двора




1

6

Птицы нашего двора

1




7

Практическое занятие «Изготов­ление кормушек для птиц»




1




^ 2. Я и мое окружение ( 9 часов)

4,5

4,5

8

Моя семья

1




9

Соседи-жильцы

1




10

Мой класс

1




11

Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой ком­натах»




1

12

Дом моей мечты

0,5

0,5

13

Рассказы, стихи о семье




1

14

Комнатные растения в квартире, в классе

1




15

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»




1

16

Практическое занятие «маленький огород на подоконнике»




1




^ 3. Гигиена моего дома ( 7 часов)

3,5

3,5

17

Гигиена класса

1




18

Практическое занятие «Гигиена класса»




1

19

Бытовые приборы в квартире

1




20

Экскурсия в школьную кухню




1

21

Наша одежда и обувь

1




22

Русская народная одежда

0,5

0,5

23

Практическое занятие «Русская национальная одежда»




1




^ 4. Вода - источник жизни (4 часа)

3

1

24

Вода в моем доме и в природе

1




25

Стихи, рассказы о воде в природе

1




26

Вода в жизни растений и животных.

1




27

Вода и здоровье человека. Личная гигиена.




1




^ 5. Солнце и свет в нашей жизни (3 часа)

2

1

28

Солнце, Луна, звезды – источники света

1




29

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1




30

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света




1




^ 6. Весенние работы (2 часа)




2

31

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву




1

32

Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними




1




^ 7. Воздух и здоровье (2 часа)

1

1

33

Воздух и здоровье человека

1




34

Практическое занятие «Уборка в классе»




1







18

16




Итого:

34 часа



Содержание курса . 2-й год обучения

^ «ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА» (34 часа)

«ВВЕДЕНИЕ» (1 час)


programma-prikladnogo-kursa-biohimiya-10-klass.html
programma-primenenie-psihodramaticheskih-tehnologij-dlya-povisheniya-tolerantnosti-vo-vzaimootnosheniyah-podrostkov-sostavitel-kandidat-psihologicheskih-nauk.html
programma-prinyata-na-pedagogicheskom-sovete-ido-tgpu-protokol-ot-07-04-2009g-9-23.html
programma-prinyata-na-zasedanii-kafedri-teoreticheskoj-fiziki.html
programma-prinyata-programmnim-komitetom-konferencii-ibrr-2009-15-oktyabrya-2009-goda.html
programma-prinyato-na-zasedanii-pedsoveta.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadacha-lyubogo-pedagoga-probudit-interes-k-uchebnoj-deyatelnosti-dobitsya-proyavleniya-uchashimisya-aktivnosti-v-izuchenii-kak-programmnogo-tak-i-dopolnitelnogo-materiala.html
  • diploma.bystrickaya.ru/voennaya-politika-ssha-skvoz-prizmu-filosofii-i-personalij-chast-4.html
  • urok.bystrickaya.ru/poziciya-rukovodstva-ukraini-i-naftogaza-ne-imeet-smisla-volodin-pervij-kanal-novosti-03-01-2006-kokorekina.html
  • znanie.bystrickaya.ru/82-trebovaniya-k-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii-vipusknikov-v-v-radaev-prisutstvovali.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-6-professionalnoe-prakticheskie-rekomendacii-otdelnie-glavi-i-rekomendacii-publikuyutsya-v-zhurnale-upravlenie-personalom.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabota-s-molodimi-semyami-rabota-s-zhenshinami-ozhidayushimi-rebenka-analiticheskaya-spravka-muk-centralizovannaya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-konspekt-uroka-po-tehnologii-klass-vremya-2ch-tema-azhurnoe-vipilivanie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kozlova-gg-uchebniki-i-uchebnie-posobiya-massovogo-sprosa-prohodyat-ekspertizu-i-imeyut-grifi-ministerstva-obrazovaniya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhizn-i-nauchnie-otkritiya-allavuaze-i-klbertolle-chast-4.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sekciya-metodika-prepodavaniya-matematiki.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vliyanie-nishodyashego-izlucheniya-atmosferi-na-radioteplovie-izobrazheniya-i-kontrasti-zemnih-pokrovov-v-diapazone-millimetrovih-voln-specialnost-01-04-03-radiofizika.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bt-ge-dajindau-rdsnde-mektep-tlektern-zirettlktern-aliptastiru-sharti-retnde.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezultati-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-vipusknikov-9-h-klassov-po-russkomu-yaziku.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/radio-rossii-vesti-04022011-1100-radioprogramma-vesti-radio-rossii-04022011.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-i-kochetov-oao-niirtmash-g-tambov-a-s-klinkov-m-v-sokolov-p-s-belyaev-tambovskij-gtu-optimalnoe-proektirovanie-stanin-valcev.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zajmi-predostavlennie-affilirovannim-licam-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-korshunovskij-gorno-obogatitelnij-kombinat.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-rekomenduemoj-literaturi-po-kursu.html
  • esse.bystrickaya.ru/puteshestvie-po-knizhnoj-vselennoj-miri-chteniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/instrukciya-po-organizacii-ucheta-teplovoj-energii-i-teplonositelej-na-territorii-stranica-4.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-administrativnoe-prinuzhdenie-dlya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya-podgotovki-specialista-avtor-k-yu-n-docent-n-v-kichigin.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/protokol-zasedaniya-ekspertnoj-gruppi-ot-29-06-2011.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vserossijskie-publichnij-otchyot-gou-sosh-153-shkola-polnogo-dnya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-programma-disciplini-klinicheskaya-farmakologiya-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-lechebnoe-delo.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/moskva-v-epohu-kamnya-i-bronzi-chast-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/9-infologicheskaya-konceptualnaya-fizicheskaya-modeli-bd-modelirovanie-kak-metod-poznaniya-formi-predstavleniya-modelej.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7-chudesa-prodolzhayutsya-nikolaj-levashov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/222-implikativnie-formi-modifikacij-strukturno-semanticheskaya-klassifikaciya-konstrukcij-realizuemih-v-predvibornih-teledebatah.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-9-set-zvukovogo-veshaniya-szv-kurs-lekcij-dlya-studentov-ochnogo-i-zaochnogo-otdelenij-po-specialnosti-210406.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-6-evolyuciya-i-sotvorenie-mira-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mayak-novosti-19092005-garin-petr-1500-igra-na-vremya-18-vremya-novostej-lomovcev-eduard-20-09-2005-173-str-1-18.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kostyumi-i-odezhda-gorozhan-pervoj-chetverti-xix-stoletiya.html
  • school.bystrickaya.ru/itogi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-gorodishenskogo-municipalnogo-rajona.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/resheniem-soveta-shkoli.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshaya-dolevaya-sobstvennost-v-grazhdanskom-zakonodatelstve-rossii.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-110400-agronomiya-kvalifikaciya-stepen-bakalavr-selskogo-hozyajstva-harakteristika-napravleniya-podgotovki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.