.RU

Программа по учебной практике в школе для специальности 031000 Педагогика и психология


Министерство образования и науки РФ

Якутский государственный университет им. М.К.Аммосова

Педагогический институт

Факультет управления образовательными системами

Кафедра педагогики и психологии высшей школы


Рабочая программа

по учебной практике в школе

для специальности 031000 - Педагогика и психология


Якутск 2004 г.


Составитель: Птицына Ольга Николаевна,

к.п.н. доцент кафедры ПиПВШ ФУОС ПИ ЯГУ


Рабочая программа утверждена на заседании кафедры педагогики и психологии высшей школы

«__»________________2004г. протокол №_________


Заведующая кафедрой О.Н.Птицына


Рабочая программа утверждена на заседании учебно-методической комиссии ПИ ЯГУ

«____»_______________2004г. протокол №______


Председатель НМК ПИ: С.Е.Захарова


Рабочая программа утверждена на заседании научно-методического совета ЯГУ

«___»_________________2004г. протокол №__________


Председатель НМС ЯГУ: А.А.Григорьева


^ Выписка из учебного плана:


Курс: II

Семестр: 3

Вид практики: учебная практика в школе

Продолжительность: 1 неделя


1. Требования стандарта к уровню подготовки выпускника по специальности 031000 – «Педагогика и психология»:

7.1. Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации.

Специалист владеет системой знаний: о человеке как развивающейся личности,

индивидуальности, субъекте жизнедеятельности; об образовательных системах, их становлении, развитии и механизмах передачи знаний.

Специалист умеет отбирать адекватные психолого - педагогическим задачам методы диагностики и прогнозировать последствия принятых решений.

Специалист должен быть готов к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и практической подготовкой.


^ 2. Принципы и цели

2.1. Принципы построения программы

1. Программа отвечает государственному образовательному стандарту специальности 031000 учебной и производственной практик.

2. Программа закладывает основы профессиональной подготовки студентов.

3. Программа построена на принципах непрерывности, научности образования, связи теории с практикой.


^ 2.2. Цели курса

В процессе прохождения учебной практики в школе студент будет:

- иметь представление:

      1. о структуре профессиональной деятельности педагога-психолога в школе;

      2. о методах деятельности педагога – психолога.

- знать:

      1. положение о психологической службе в образовании;

      2. о функциональных обязанностях педагога – психолога:

      3. нормативные документы психолога.

- уметь:

      1. наблюдать, определять функции педагога-психолога;

      2. применять простейшие методы психолого-педагогического исследования – наблюдение, беседа, изучение документации;

      3. вести необходимую документацию.


^ 3. Структура и содержание программы


3.1. Структура

Учебная практика в школе является первым этапом в системе профессиональной подготовки педагогов-психологов.

С начала практики студент знакомится с нормативно-правовыми документами педагога-психолога: функциональными обязанностями, положениями, направлениями деятельности, уставом школы, кодексом психолога, необходимой документацией, режимом работы.

С первого дня учебной практики студент ведет психолого-педагогический дневник, в котором фиксируется вся деятельность студента за время практики. При осуществлении всей этой работы студент имеет право на консультации психологов, учителей, группового методиста, руководителя практики.

По итогам практики студент предоставляет дневник психолого– педагогических наблюдений, отчет о практике с характеристикой и оценкой деятельности педагога-психолога школы.



  1. Структура деятельности студента

    1. Для успешного прохождения учебной практики в школе студенту необходимо:

      1. Регулярно посещать место практики.

      2. Систематически фиксировать в дневник результаты своей деятельности.

      3. Активно помогать психологу школы в его деятельности.

      4. Своевременно выполнять задания методистов и психолога.

      5. Изучать нормативно-правовые документы психолога, необходимую документацию.

      6. Составить картотеку школьного психолога.

      7. Применять психолого-педагогические методы, предусмотренные программой.


Рекомендуемая литература

  1. Абдуллина Р.А., Загрязктна Н.Н. Педагогическая практика студентов. М., 1989.

  2. Аманбаева Л.И., Горохова Е.И., Габышева Н.Т. Педагогическая практика – путь к профессиональной и гражданской зрелости будущего учителя: методические разработки. Якутск, 2003.

  3. Весна Е.Б., Киселева О.О. Профессионально-педагогическая практика: учебно-методическое пособие. М., 1999.


Требуемая документация



^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗВОАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЯКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.К.АММОСОВА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ


ПРОГРАММА


«ЭТНОЛОГИЯ»


^ ДЛЯ ГОСУДАРТСВЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Специальность – 031000 Педагогика и психология


Якутск 2004

Состваитель: Сергина Е.С.

к.п.н., доцент


Рабочая программа утверждена на заседании кафедры педагогики и спихологии высшей школы ФУОС ПИ ЯГУ


«____»_________2004 года Протокол №_____


Зав.кафедрой ПиПВШ ПИ ЯГУ: О.Н.Птицына


Рабочая программа утверждена на заседании научно-методической комиссии ПИ ЯГУ


«___»________2004 года Протокол №______


Председатель НМК ПИ ЯГУ: С.Е.Захарова


Рабочая программа утверждена на заседании научно-методического совета ЯГУ


«___»_________2004 года Протокол №____


Председатель научно-методического совета ЯГУ: А.А.Григорьева


^ Выписка из учебного плана (ДПП. Ф.06)


Факультет управления образовательными системами

Специальность – 031000 Педагогика и психология

Кафедра педагогики и психологии высшей школы

Курс – 2





Количество часов

Всего

120

Всего аудиторных

68

Лекционных

34

Практических

34

СРС

52

Экзамен

3 семестр


^ ТРЕБОВАНИЕ СТАНДАРТА


Специалист должен :

    1. должен быть готовым к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся;

    2. способствовать социализации и формированию общей культуры личности. Осознанному выбору и освоению образовательных программ;

    3. способствовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения;

    4. должен быть готовым к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и практической подготовкой.

Знать:

    1. знать конституцию Российской Федерации;

    2. законы российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования.


Владеет системой знаний:

    1. о человеке как развивающейся личности, индивидуальности, субъекте жизнедеятельности;

    2. об образовательных системах, их становлении, развитии и механизмах передачи знаний



^ ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ КУРСА

2.1. Принципы построения курса


Данный курс разработан для студентов 2 курса очного отделения по специальности 031000 «Педагогика и психология».


^ 2.2. Цели курса


После изучения курса «Этнология» студент будет:

2.2.1. Иметь представление:

2.2.1.1. об основных проблемах развития этносов;

2.2.1.2. о роли этнического фактора в эволюции культур и цивилизаций;


2.2.2. Знать:

2.2.2.1. понятийный аппарат изучаемого курса;

2.2.2.2. основные этнологические концепции по теории этноса;

2.2.2.3. основные этапы истории этнологии как науки;

2.2.2.4. предметные области этнологии.


2.2.3. Уметь:

2.2.3.1. формировать вопросы по существу обсуждаемой проблемы, участвовать в дискуссии;

2.2.3.2. выражать и обосновывать свою позицию по вопросам касающихся изучаемого курса;

2.2.3.3. анализировать, применяя этнологический подход


^ IV. Структура деятельности обучаемых


Для успешного изучения курса студенту необходимо:

  1. Сдать зачет и экзамен.

  2. Выполнить самостоятельно следующие виды работ:

    1. Проработка тем

    2. Выступление докладами в семинарских занятиях.




                    ^ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

                    1. Активная работа на практических, семинарских занятиях – 5 баллов

                    за 10 тем: - 50 баллов

                    2. Зачет - 50 баллов.

                    Проработка тем – по 10 баллов

                    10 тем 100 баллов

                    Итого: 200 баллов

                    Во время зачета проводится контроль знаний:

                    а) теоретического материала;

                    б) самостоятельного изучения;

                    в) защита практических работ.

                    Рейтинговые баллы переводятся в традиционную систему отметок по следующей схеме:

                    100-91 баллов – «отлично»

                    90-76 баллов – «хорошо»

                    75-56 баллов - «удовлетворительно»

                    55 и ниже - «неудовлетворительно»

Студенты получившие выше 150 освобождаются от экзамена. Оценка знаний на экзамене производится по традиционной форме.


Тесты

(для проверки остаточных знаний и в качестве контролирующего материала по содержанию лекционных занятий)


1 вариант

  1. Возникновение науки этнографии

а) 18 век;

б) в начале 20 в.;

в) в середине 19 в +


  1. Основоположник эволюционного подхода развития

а) Л.Морган;

б) Ч.Дарвин;

в) Э.Тэйлор. +


  1. Вставьте пропущенные слова в текст

Наравне с тремя основными расами можно выделить еще 2 расы …………..

(американоидная и асвтолоидная)


4. Название этнических объединений людей на определенном этапе исторического развития …………………………………………………………………………………

(племя, народность, нация, этнографическая группа, национальное меньшинство)


5. Первая этническая общность классового общества

а) нация;

б) племя;

в) народность +

6. Ассимиляция

а) процесс слияния относительно самостоятельных народов, родственных по языку и культуре в единую этническую общность;

б) процесс этнического взаимодействия уже сформировавшихся этносов, в результате которого происходит усвоение языка и культуры и полностью утрачивается прежняя этническая принадлежность +;

в) процесс установления этнических культурных контактов разнородных этносов в пределах одной социально-политической общности;


7. Приспособление людей к жизни в новой исторической среде называется:

а) аккомодация или адаптация; +

б) аккультурация;

в) урбанизация.


8. Кому принадлежит понимание этноса как информационного явления?

а) Бромлей Ю.В.;

б) Чебоксаров Н.Н., Арутюнов С.А.; +

в) Гумилев Л.Н.


9. Этническое самосознание -

а) осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности; +

б) осознание индивидами принадлежности к своей этнической истории;

в) осознание индивидами своей этнической культуры.


10. Этноцентризм –

а) одна из гипотез единого происхождения этносов;

б) восприятие и интерпретация других призму своей культуры; +

в) концепция центральной нации среди других этнических общностей.


11. Вставьте пропущенные слова в текст:

Физическое смешение этно-расовых групп в процессе ассимиляции называется ……….. (амальгамация);


12. Какие из этнических процессов приводят к изменению этнического самосознания и самоназвания и конечном счете ведут к появлению новых этносов?

а) эволюционные;

б) трансформационные; +


13. Сколько уровней религиозных общностей вы знаете?

а) два уровня;

б) три уровня;

в) четыре уровня. +


^ Министерство образования и науки Российской Федерации
Якутский государственный университет им. М.К.Аммосова

Педагогический институт

Факультет управления образовательными системами

Кафедра педагогики и психологии высшей школы
^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине: Социальная педагогика

для специальности 031000 - Педагогика и психология


Якутск 2004

Составитель: Сергина Евдокия Степановна,

К.п.н., доцент кафедры ПиПВШ ФУОС ПИ ЯГУ


Рабочая программа утверждена на заседании кафедры педагогики и психологии высшей школы

«__»_____________2004 г. протокол №_____


Заведующая кафедрой Птицына О.Н.


Рабочая программа утверждена на заседании учебно-методической комиссии ПИ ЯГУ

«___»________________2004 г. протокол №_____


Председатель НМК ПИ: Захарова С.Е.


Рабочая программа утверждена на заседании научно-методического совета ЯГУ «____»__________2004 г. протокол №_____


Председатель НМС ЯГУ: Григорьева А.А.


^ Выписка из учебного плана






















^ ТРЕБОВАНИЕ СТАНДАРТА


1.3. Специалист должен быть:

1.3.1. готовым к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся;

1.3.2. способствовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения;

1.3.3. осуществлять меры по формированию психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей.


^ 7.1. Специалист должен знать:

7.1.1. государственный язык Российской Федерации – русский язык;

7.1.2. свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.


^ 7.1.2. Специалист владеет системой знаний:

7.1.2.1. о человеке как развивающейся личности, индивидуальности, субъекте жизнедеятельности;

7.1.2.2. должен быть готов к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и практической подготовкой.


^ ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ КУРСА

2.1. Принципы построения курса


Данный курс разработан для студентов 2 курса очного отделения по специальности 031000 «Педагогика и психология».

2.1.1. На лекциях удаляется внимание на культурологических аспектах изучения педагогического процесса.

2.1.2. На практических занятиях решаются современные проблемы социологического образования в целях владения взаимодействовать с личностью и коллективом, техники педагогической рефлексии.

2.1.3.


^ 2.2. ЦЕЛИ КУРСА


После изучения курса «Социальная педагогика» студент будет:

2.2.1. Иметь представление:


2.2.2. Знать:


2.2.3. Уметь:





^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ




СОДЕРЖАНИЕ

Кол-во часов

Форма отчета

1.

Сущность социальной педагогики

4
Конспект

2.

Основные понятия и термины социальной педагогики

4
Тезариус

3.

Социальная среда

4
Конспект

4.

Коллектив и личность

4
Конспект

5.

Основы межличностных отношений

6
Реферат

6.

Восприятие человека человеком

4
Конспект

7.

Организация деятельности социального педагога

6
Доклад

8.

Задачи и функции социального педагога

4
Конспект

2
Выступление

9.

Требование к социальному педагогу

4
Конспект

10.

Педагогическая диагностика и прогнозирование в деятельности социального педагога

4
Конспект

2
Составить план проведения диагностических процедур

11.

Планирование деятельности социального педагога

4
^ Составить примерный план работы социального педагога

12.

Составляющие педагогического мастерства

8
Реферат

13.

Педагогическое творчество

6
Доклад

ВСЕГО:

66



^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ


  1. Система служб социальной помощи населению (состояние, перспектива)

  2. Предмет, функции и задачи социальной педагогики

  3. Личность как социально-психологический феномен

  4. Группа как субъект действия

  5. Взаимодействие социальной среды и личности

  6. Место ФК и спорта в социализации личности

  7. Понятие «межличностного отношения». Особенности межличностных отношений в физкультурно-спортивной, физкультурно-оздоровительной сферах

  8. Восприятие человека человеком

  9. Привлекательность человека для человека

  10. Влияние человека на человека

  11. Стихийное влияние и внеколлективное поведение

  12. Факторы, обуславливающие эффективность педагогического общения

  13. Современные требования к специалисту высшей квалификации

  14. Роль и функции социального педагога

  15. Обязанности и права социального педагога

  16. Профессиональный портрет социального педагога (знания, умения, личностные качества, кодекс этики, общественный имидж)

  17. Педагогическая техника как форма организации педагогической деятельности

  18. Основные компоненты педагогической техники и особенности её реализации в деятельности социального педагога

  19. Основные сферы и стороны педагогического творчества

  20. Возможности педагогического творчества в деятельности социального педагога

  21. Характерные особенности педагогического воздействия

  22. Педагогические требования методов педагогического воздействия

  23. Педагогические требования к убеждению как способу коммуникативного воздействия

  24. Возможности применения внушения в деятельности социального педагога

  25. Приёмы социально-педагогической анимации

  26. Функции и принципы педагогической диагностики

  27. Объекты педагогической диагностики, вариантность программ изучения объектов социума

  28. Методы педагогической диагностики социального педагога

  29. Возможности социального педагога в улучшении физкультурно-спортивной, физкультурно-оздоровительной деятельности

  30. Социально-этические требования к проведению диагностических процедур

  31. Практическое применение системы диагностики в области ФК и спорта

  32. Педагогические требования к плану работы социального педагога

  33. Виды, структура и технология составления плана деятельности социального педагога

  34. Виды учёта и оценка результатов деятельности социального педагога

  35. Педагогическая помощь молодёжи в выборе духовных, материальных и оздоровительных ценностей.

  36. Организация социальной защиты и социальной помощи населению в микросоциуме

  37. Особенности работы с трудными подростками

  38. Социальная помощь «неблагополучным семьям»

  39. Социальная помощь ветеранам труда, войны, спорта

  40. Изучение факторов, влияющих на физическую и двигательную активность взрослых и школьников

  41. Формы и методы пропаганды здорового образа жизни

  42. Формы и методы физкультурно-оздоровительной работы в социуме

  43. Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми девиантного поведения, с ослабленным здоровьем, в неблагополучных семьях, людьми пожилого возраста, спортсменами

  44. Интегративная роль социального педагога в организации эффективной физкультурно-оздоровительной, спортивной работы

  45. Культура как средство социального воспитания

  46. Искусство, народные традиции и социального воспитания

  47. Роль средств массовой информации в социальном формировании личности

  48. Проблемы семейного воспитания. Роль социального педагога в координации семейного воспитания




                    ^ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ



  1. Профессионально-педагогические функции социального педагога

  2. Роль ФКиС в социализации личности

  3. Воспитание в процессе обучения

  4. Ведущая роль социального педагога в воспитание

  5. Особенности межличностных отношений в физкультурно-спортивной сфере

  6. Пути создания морально-психологического климата

  7. Педагогические условия и пути, обеспечивающие поступательное развитие детского спортивного коллектива

  8. Педагогическое общение в системе межличностных отношений

  9. Культура педагогического общения

  10. Семейное воспитание как составная часть социального воспитания

  11. Культура как средство социального воспитания

  12. Искусство в системе социального воспитания

  13. Народные традиции и их значение для социального воспитания

  14. Особенности педагогической техники в воспитательной деятельности

  15. Возможности педагогического творчества в воспитательной деятельности социального педагога

  16. Убеждение и внушение в воспитательной деятельности социального педагога

  17. Приемы коммуникативного воздействия в воспитательной работе социального педагога

  18. Педагогическая помощь молодежи в выборе духовных, материальных и оздоровительных ценностей

  19. Комплексный подход в воспитательной работе

  20. Проблема самовоспитания



^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ


  1. Азаров Ю. Семейная педагогика. – М., 1993.

  2. Бочаров В.Г. Социальная педагогика. – М., 1994.

  3. Бочаров В.Г. Социальное воспитание учащихся. – М., 1991.

  4. Бочаров В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива. – М., 1992.

  5. Кан-Калик В.А. Учителю о психологии общения. – М., 1988.

  6. Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей. – М., 1982.

  7. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М., 1991.

  8. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. – Минск, 1986.

  9. Корнилова А.Г. Педагогические основы социального воспитания. Якутск, 1992

  10. Лихачёв Б.Т. Педагогика. – М., 1993.

  11. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. – Орёл, 1994.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ


Министерство образования Российской Федерации

Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова

Педагогический институт

^ Кафедра педагогики и психологии высшей школы


Рабочая программа

по курсу “Общие основы педагогики”

специальность 031000 – “Педагогика и психология”

(очная форма обучения)


Якутск 2004 г.


Составитель: ст. преподаватель Дмитриева С.Н.


Рабочая программа утверждена на заседании кафедры педагогики и психологии высшей школы


“_____”____________2004 г. протокол №____________


^ Зав. кафедрой: О.Н. Птицына


Рабочая программа утверждена на заседании научно-методической комиссии ПИ ЯГУ:


“_____”____________2004 г. протокол№____________


^ Председатель НМК ПИ C.Е. Захарова


Рабочая программа утверждена на заседании научно-методического совета ЯГУ:


“_____”___________2004 г. протокол№_____________

^ Председатель НМС ЯГУ: А.А. Григорьева


Выписка из учебного плана


Всего часов: 72 ч.

Аудиторных: 36 ч.

Лекционных: 18 ч.

Практических: 18 ч.

СРС: 36 ч.

Экзамен

Семестр: 1 семестр

Специальность: Педагогика и психология



  1. ^ Требования ГОС к уровню подготовки выпускника по специальности 031000 – “Педагогика и психология”

7.1. Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации.

Специалист владеет системой знаний: о человеке как развивающейся личности, индивидуальности, субъекте жизнедеятельности; об образовательных системах, их становлении, развитии и механизмах передачи знаний.

Специалист умеет отбирать адекватные психолого-педагогическим задачам методы диагностики и прогнозировать последствия принятых решений.

Специалист должен быть готов к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и практической подготовкой.

1.3^ . Специалист долже��:

- знать основные законодательные и нормативные документы, касающиеся системы народного образования, декларацию прав и свобод человека, Конвенцию о правах ребенка;

- учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия учащихся, включая возрастные, социальные, психологические и культурные;


^ 2. Принципы и цели


2.1. Принципы построения курса

      1. На лекционных занятиях уделяется внимание основным понятиям педагогики, ее методологической базе.

      2. На практических занятиях даются творческие, исследовательские задания, педагогические задачи и ситуации.

      3. Содержание курса имеет направленность содержания дисциплины на развитие профессионального творчества и самообразовательной деятельности будущего специалиста.

2.1.4. В целях рационального использования времени (аудиторного) на практических занятиях разрабатываются технологии обучения в зависимости от целей образования и используются методы развития творческой деятельности студентов, методы коллективного стимулирования творческих поисков, методы группового решения творческих задач.


^ 2.2. Цели курса

После изучения курса “Общие основы педагогики” студент будет:

  1. Иметь представление:

1.1. о педагогике как науке;

  1. 1.2. о категориальном аппарате педагогики;

1.3.о современных педагогических концепциях;

1.4. об образовательных системах, их становлении.



  1. Знать:

2.1. методологические основы педагогики;

2.2. связь педагогики с другими науками;

2.3. сущность процесса обучения и воспитания;

2.4. о человеке как развивающейся личности;

2.5. содержание общего образования;

2.6. основные характеристики педагогического исследования;

2.7. методы педагогического исследования;

2.8. методологическую культуру педагога;

2.9. развитие и механизм передачи знаний.

3.Уметь:

3.1. анализировать учебную литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала;

3.2. наблюдать и анализировать учебную деятельность учащихся, правильно оценивать ее результаты;

3.3. отбирать педагогические методы диагностики и прогнозирования;

  1. 3.4. ясно и логично излагать содержание материала.




  1. Структура деятельности обучаемых


^ 4.1. Для успешного изучения курса студенту необходимо:

4.1.1. Регулярно посещать лекционные и практические занятия;

4.1.2. Систематически готовиться к лекционно-семинарским занятиям;

4.1.3. Усвоить программно-теоретический материал;

4.1.4. Активно участвовать на практических занятиях;

4.1.5. Своевременно выполнить СРС;

4.1.6. Проработать необходимую литературу;

4.1.7. Подготовиться и сдать экзамен за курс.


^ 4.2. Структура деятельности студента

Деятельность студента направлена на:

- реализацию образовательных программ и учебных планов на уровне отвечающем принятым государственным стандартам образования;

- проектирование, разработку и проведение типовых мероприятий, связанных с преподаванием (уроков, лекций, семинарских и практических занятий, консультаций, аттестационных мероприятий);

- проведение исследований проблем, связанных с преподаванием, разработку рекомендаций по их разрешениям: анализ частных и общих проблем преподавания, управления образовательными учреждениями;

- использование современных технологий образования для выбора оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучаемых и целей обучения;


Рейтинговая система контроля

Сумма баллов накапливается по показателям:

- результат работы СРС: +20 баллов;

- опоздание: -5 баллов.

Студенты, набравшие по рейтинговой системе контроля 90 – 100% всего количества баллов освобождаются от сдачи экзамена.


Рекомендуемая литература:

  1. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 1996.

  2. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. – Ростов на/Д:Изд. центр “МарТ”, 2002.

  3. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 1995.

  4. Подласый И.П. Педагогика. В 2кн. – М.: Гум. цзд. центр ВЛАДОС, 1999.




1. Бабанский Ю.К. Педагогика.-М., 1988.

  1. Бабанский Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике.-М., 1988.

  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

  1. Гончаров Н.К. Основы педагогики.-М., 1947.

5. Общие основы педагогики/Под ред.Ф.Ф. Королева, В.Е. Гмурмана.-М.,1967.

6. Скалова Я. Методология и методы педагогических исследований.-М., 1989.

7. Сластенин В.А., Падымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997.

8.Харламов И.Ф. Педагогика.-М.,1990.

9.Филонов Г.Н. Формирование личности: проблема комплексного подхода в процессе воспитания школьников.-М., 1983.


Контролирующий материал

Экзаменационные вопросы:

  1. Предмет педагогической науки.

  2. Возникновение и развитие педагогики.

  3. Основные категории педагогики.

  4. Задачи педагогической науки.

  5. Система педагогических наук.

  6. Связь педагогической науки с другими науками.

  7. Методология педагогической науки.

  8. Методы педагогического исследования.

  9. Цели и задачи воспитания.

  10. Цели воспитания в современной школе.

  11. Современные зарубежные педагогические концепции.

  12. Цели воспитания в современной педагогике.

  13. Предмет и задачи дидактики.

  14. Основные категории и понятия дидактики.

  15. Понятие о процессе обучения.

  16. Цели обучения.

  17. Методологические основы учения и преподавания.

  18. Виды учебной деятельности.

  19. Принципы обучения.

  20. Методы обучения.

  21. Средства обучения.

  22. Урок – основная форма организации учебного процесса.

  23. Типология и структура урока.

  24. Организация учебной деятельности учащихся на уроке.

  25. Сущность и пути формирования человеческой личности.

  26. Периодизация детства.

  27. Учет индивидуальных особенностей.

  28. Понятие и сущность содержания образования.

  29. Требования к содержанию образования.

  30. Признаки и типы новых школ.

  31. Типы педагогических инноваций.

  32. Инновации в содержании образования.

  33. Освоение государственного стандарта знаний.

  34. Педагогический процесс как система.

  35. Целостность педагогического процесса.

  36. Закономерности педагогического процесса.

  37. Этапы педагогического процесса.

  38. Процесс развития личности.

  39. Наследственность и развитие.

  40. Влияние среды на развитие личности.

  41. Развитие и воспитание.

  42. Деятельность как фактор развития.

  43. Диагностика развития.

  44. Функции учителя.

  45. Требования к учителю.

  46. Педагогическая техника в работе учителя.

  47. Учебный план. Учебная программа.

  48. Вальдорфская педагогика.

  49. Школа для личностей.

  50. Новые школы ХХ столетия.



Текущий контроль.

Тест по теме “Предмет и задачи педагогики”:

  1. Что такое педагогика? Из предложенных ответов выберите правильный, обосновав его достоверность.

  1. Педагогика изучает закономерности развития ребенка и определяет пути его воспитания.

  2. Педагогика – это наука о воспитании, образовании и обучении людей.

  3. Педагогика – это искусство воздействия воспитателя на воспитанника с целью формирования его мировоззрения.

  4. Педагогика занимается изучением вопросов обучения и образования подрастающего поколения.

  5. Педагогика – наука о воспитании человека.

  1. Какой термин, на ваш взгляд, наиболее точно определяет сферу действия науки о воспитании?

  1. Педагогика (от греч. “пайдос” - дитя – мальчик и “аго” - вести).

  2. Андрогогика (от греч. “андрос” - мужчина и “аго” - вести).

  3. Антропогогика (от греч. “антропос” - человек).

  4. Антропология (от греч. “антропос” - человек и “логос” - наука).

  5. Педология (от греч. “пайдос” - дитя и “логос” - наука).

  1. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?

  1. Воспитание, обучение подрастающего поколения.

  2. Познание законов воспитания, вооружение педагогов – практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса.

  3. Изучение воспитания как фактора духовного развития людей.

  4. Изучение проблем образования и обучения людей в современном мире.

  5. Исследование человеческой природы.

  1. Что определяет развитие педагогики как науки? Из приведенных ответов выберите правильный, доказав неполноту других ответов.

  1. Прогресс науки и техники.

  2. Забота родителей о счастье детей.

  3. Биологический закон сохранения рода.

  4. Объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду.

  5. Повышение роли воспитания в общественной жизни.

  1. Что называется обучением? Выберите правильный ответ. Докажите ошибочность одного - двух приведенных ответов.

  1. Обучение – это передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки их к жизни.

  2. Обучение предполагает организацию самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками.

  3. Обучение – процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков, подготовку к жизни.

  4. Обучение – это двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательное и прочное овладение системой знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное мировоззрение.

  5. Обучение – это общение учителя с учениками, в ходе которого происходят передача и усвоение знаний, умений, навыков.

  1. Укажите, в какую группу включены науки, входящие в систему педагогических.

  1. Дидактика, психология, история, философия, школоведение, теория воспитания, школьная гигиена, сравнительная педагогика.

  2. Общая педагогика, возрастная педагогика, социальная педагогика, методики изучения отдельных предметов, специальные педагогики, история педагогики.

  3. Педагогика дошкольных учреждений, педагогика школы, педагогика высшей школы, педагогика профессионально-технического образования.

  4. Общая педагогика, этика, эстетика, возрастная физиология, дошкольная педагогика, школоведение, история школы.



Правильные ответы


Вопросы

I

II

III

IV

V

VI

Ответы

2, 5

-

2

5

4

2



^ Министерство образования и науки Российской Федерации

Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова

Педагогический институт

Кафедра педагогики и психологии высшей школы


Рабочая программа

по курсу “Теория и методика воспитания”

специальность 031000 – “Педагогика и психология”

(очная форма обучения)


Якутск 2004 г.


Составитель: ст. преподаватель Дмитриева С.Н.


Рабочая программа утверждена на заседании кафедры педагогики и психологии высшей школы


“_____”____________2004 г. протокол №____________


^ Зав. кафедрой: О.Н. Птицына


Рабочая программа утверждена на заседании научно-методической комиссии ПИ ЯГУ:


“_____”____________2004 г. протокол№____________


Председатель НМК ПИ C.Е. Захарова


Рабочая программа утверждена на заседании научно-методического совета ЯГУ:


“_____”___________2004 г. протокол№_____________

^ Председатель НМС ЯГУ: А.А. Григорьева


Выписка из учебного плана


Всего часов: 270 ч.

Аудиторных: 136 ч.

Лекционных: 68 ч.

Практических: 68 ч.

СРС: 134 ч.

Зачет: 2 семестр

Экзамен: 3 семестр

Семестр: 2 и 3

Специальность: Педагогика и психология



  1. ^ Требования ГОС к уровню подготовки выпускника по специальности 031000 – “Педагогика и психология”

7.1. Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации.

Специалист владеет системой знаний: о человеке как развивающейся личности, индивидуальности, субъекте жизнедеятельности; об образовательных системах, их становлении, развитии и механизмах передачи знаний.

Специалист умеет отбирать адекватные психолого-педагогическим задачам методы диагностики и прогнозировать последствия принятых решений.

Специалист должен быть готов к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и практической подготовкой.

1.3^ . Специалист долже��:

- знать основные законодательные и нормативные документы, касающиеся системы народного образования, декларацию прав и свобод человека, Конвенцию о правах ребенка;

- учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия учащихся, включая возрастные, социальные, психологические и культурные;


^ 2. Принципы и цели


2.1. Принципы построения курса

      1. На лекционных занятиях уделяется внимание проблемам воспитания. Основные понятия теории воспитания, ее методологическая база раскрываются с учетом достижений современной науки и педагогического опыта.

      2. На практических занятиях даются творческие, исследовательские задания, педагогические задачи и ситуации.

      3. Содержание курса имеет направленность содержания дисциплины на развитие профессионального творчества и самообразовательной деятельности будущего специалиста.

2.1.4. В целях рационального использования времени (аудиторного) на практических занятиях разрабатываются технологии обучения в зависимости от целей образования и используются методы развития творческой деятельности студентов, методы коллективного стимулирования творческих поисков, методы группового решения творческих задач.


^ 2.2. Цели курса

После изучения курса “Теория и методика воспитания ” студент будет:

  1. Иметь представление:

1.1. об основах науки о формировании личности;

  1. 1.2. об основных проблемах формирования личности и путях их решения;

1.3. о базовых теориях воспитания и развития личности;

1.4. о путях и способах осуществления воспитательного процесса;

1.5. о воспитательных системах.

  1. Знать:

2.1. сущность и содержание процесса воспитания;

2.2. движущие силы воспитательного процесса;

2.3. общие закономерности и принципы процесса воспитания;

2.4. национальное своеобразие воспитания;

2.5. систему форм и методов воспитания;

2.6. педагогические взаимодействия в воспитании;

2.7. культуру межнационального общения;

2.9. функции и основные направления деятельности классного руководителя.

3. Уметь:

3.1. анализировать учебную литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала;

3.2. наблюдать и анализировать воспитательную деятельность классного руководителя, правильно оценивать ее результаты;

3.3. отбирать педагогические методы диагностики и прогнозирования;

  1. 3.4. ясно и логично излагать содержание материала.




  1. Структура деятельности обучаемых


^ 4.1. Для успешного изучения курса студенту необходимо:

4.1.1. Регулярно посещать лекционные и практические занятия;

4.1.2. Систематически готовиться к лекционно-семинарским занятиям;

4.1.3. Усвоить программно-теоретический материал;

4.1.4. Активно участвовать на практических занятиях;

4.1.5. Своевременно выполнить СРС;

4.1.6. Проработать необходимую литературу;

4.1.7. Подготовиться и сдать экзамен за курс.


^ 4.2. Структура деятельности студента

Деятельность студента направлена на:

- реализацию образовательных программ и учебных планов на уровне отвечающем принятым государственным стандартам образования;

- проектирование, разработку и проведение типовых мероприятий, связанных с преподаванием (уроков, лекций, семинарских и практических занятий, консультаций, аттестационных мероприятий);

- проведение исследований проблем, связанных с преподаванием, разработку рекомендаций по их разрешениям: анализ частных и общих проблем преподавания, управления образовательными учреждениями;

- использование современных технологий образования для выбора оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучаемых и целей обучения;


Рейтинговая система контроля

Сумма баллов накапливается по показателям:

- результат работы СРС: +20 баллов;

- опоздание: -5 баллов.

Студенты, набравшие по рейтинговой системе контроля 90 – 100% всего количества баллов освобождаются от сдачи экзамена.


Рекомендуемая литература:

  1. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 1996.

  2. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 1995.

  3. Подласый И.П. Педагогика. В 2кн. – М.: Гум. цзд. центр ВЛАДОС, 1999.

  4. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., Академия, 2002.




  1. Бабанский Ю.К. Педагогика.-М., 1988.

  2. Бабанский Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике.-М., 1988.

  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

  4. Гончаров Н.К. Основы педагогики.-М., 1947.

  5. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значесние. – М., 1975.

  6. Макаренко А.С. Пед. соч. – М., 1985-1986.

  7. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М., 1984.

  8. Общие основы педагогики/Под ред.Ф.Ф. Королева, В.Е. Гмурмана.-М.,1967.

  9. Скалова Я. Методология и методы педагогических исследований.-М., 1989.

  10. Сластенин В.А., Падымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997.

  11. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. - Любое издание.

  12. Харламов И.Ф. Педагогика.-М.,1990.

  13. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М., 1998.

  14. Филонов Г.Н. Формирование личности: проблема комплексного подхода в процессе воспитания школьников.-М., 1983.


Контролирующий материал

Зачетные и экзаменационные вопросы:

  1. Сущность процесса воспитания

  2. Социальная природа воспитательного процесса

  3. Естественно - научная основа процесса воспитания

  4. Воспитание – процесс двусторонний

  5. Задачи воспитания

  6. Содержание процесса воспитания

  7. Общие закономерности воспитательного процесса

  8. Воспитание как социализация

  9. Перевоспитание и самовоспитание

  10. Движущие силы воспитания

  11. Оценка результатов процесса воспитания

  12. Общение как средство воспитания

  13. Учение как средство воспитания

  14. Роль игры в воспитании личности

  15. Труд как средство воспитания

  16. Средства массовой информации и социализация

  17. Общество сверстников и детская субкультура

  18. Принципы воспитания

  19. Общественная направленность воспитания

  20. Связь воспитания с жизнью, трудом

  21. Опора на положительное

  22. Единство воспитательных воздействий

  23. Методы и приемы воспитания

  24. Выбор методов воспитания

  25. Правила выбора методов воспитания

  26. Классификация методов воспитания

  27. Методы формирования сознания личности

  28. Методы организации деятельности

  29. Методы стимулирования

  30. Формы воспитания

  31. Ученический коллектив

  32. Учение А.С. Макаренко о коллективе

  33. Коллектив и личность

  34. Коллектив и неформальные группы

  35. Педагогическое руководство коллективом

  36. Личностно ориентированное воспитание

  37. Комплексный подход к воспитанию

  38. Формы организации воспитательного процесса

  39. Воспитательные дела

  40. Социально ориентированные воспитательные дела

  41. Этические воспитательные дела

  42. Эстетические и физкультурные воспитательные дела

  43. Экологические и трудовые воспитательные дела

  44. Воспитание в семье

  45. Типы семейного воспитания

  46. Содержание семейного воспитания

  47. Стили семейного воспитания

  48. Методы воспитания детей в семье

  49. Педагогическая поддержка семьи

  50. Диагностика воспитанности

51. Национальное своеобразие воспитания.

52. Особенности национального воспитания.


Текущий контроль.

Тест по теме “Принципы воспитания”:

  1. Из приведенных понятий выберите те, которые вы считаете принципами воспитания.

  1. Нравственное воспитание и формирование личности.

  2. Общественная направленность воспитания.

  3. Воспитание и развитие.

  4. Связь с жизнью, трудом.

  5. Воспитание в коллективе.

  6. Опора на положительное в воспитании.

  7. Единство требований и уважения к личности.

  8. Гуманизация воспитания.

  9. Комплексный подход в воспитании.

  10. Последовательность, систематичность и единство воспитательных воздействий.

  11. Единство воспитательных воздействий.

  12. Самовоспитание и перевоспитание.

  13. Личностный подход.

  14. Использование разнообразных методов воздействия.

  15. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям учеников.

  16. Объективность и независимость воспитания.

  17. Сознательность, самодеятельность и активность воспитанников.

  1. Анализируя альтернативные утверждения, определите требования принципа общественного характера воспитания.

  1. Принцип требует оптимального соответствия (соотношения) государственных, общественных и личных потребностей в воспитательном процессе.

  2. Принцип требует приоритета государственных интересов и превалирования их над всеми другими в процессе формирования всесторонне и гармонически развитой личности.

  3. Принцип указывает на необходимость резкого смещения целей воспитания в область личных интересов граждан.

  4. Воспитание гражданина – главное требование данного принципа.

  5. Требования принципа сводятся к внедрению в сознание людей господствующей в обществе идеологии.

  1. Определите требования принципа связи воспитания с жизнью, трудом..

  1. Принцип требует обязательного участия всех детей и подростков в посильном производительном труде.

  2. Принцип требует соединения воспитания с практической деятельностью людей.

  3. Принцип требует решений всех воспитательных задач с опорой на реальную жизнь, трудовую деятельность людей, разумно организованное и посильное участие воспитанников в трудовой деятельности.

  4. Принцип требует участия воспитанников во всех общественных делах, проводимых в микрорайоне школы.

  5. Принцип требует идти в воспитании от жизни, ее проблем и выработать главное качество личности – трудолюбие.

  1. Определите требования принципа опоры на положительное в воспитании.

  1. Принцип указывает на необходимость.

  2. Принцип требует выявлять в каждом воспитаннике положительные качества, опираясь на которые, искореняют плохие и развивают недостаточно сформированные качества.

  3. Принцип требует от воспитателя вести постоянную борьбу с вредными привычками.

  4. Принцип обусловлен противоречивым характером развития человека.

  5. Принцип рекомендует воспитателю уделять большое внимание развитию личности ребенка, не ущемляя при этом его индивидуальности.




  1. Выберите утверждения, характеризующие признаки гуманного воспитания:

  1. уважение прав и свобод личности; 2) поощрение добрых дел; 3) предъявление разумных и посильных требований; 4) вседозволенность; 5) уважение позиции воспитанника; 6) уважение права человека быть самим собой; 7) попустительство в воспитании; 8) полная свобода действий воспитанника; 9) принятие воспитанником целей воспитания; 10) ненасильственное формирование требуемых качеств; 11) отказ от наказаний, унижающих достоинство личности; 12) воспитание в духе христианской морали; 13) воспитание милосердия; 14) возрождение гуманизма; 15) отказ от централизованного школьного воспитания.



  1. Определите требования личностного подхода.

  1. Личностный подход требует учета индивидуальных особенностей воспитанников.

  2. Личностный подход указывает на необходимость учета возрастных особенностей в воспитании.

  3. Личностный подход нацеливает воспитателя на изучение личности воспитанника и организацию воспитательного процесса на основе интересов и пожеланий воспитанников.

  4. Личностный подход предполагает участие воспитанников в совместном обсуждении программы воспитания.

  5. Личностный подход обязывает воспитателей строить воспитательный процесс на основе учета главных личностных качеств – направленности личности, ее жизненных планов и ценностных ориентаций, опираться на возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

  1. Среди приведенных альтернатив найдите правильный ответ, отражающий сущность принципа единства воспитательных воздействий.

  1. Сущность указанного принципа заключается в организации воспитательного воздействия, исходящего из единых требований, согласованных действий всех участников воспитательного процесса, причастных к нему людей, служб, социальных институтов.

  2. Принцип требует координации всех воспитательных воздействий.

  3. Принцип обязывает воспитателей опираться на семью, учитывая при этом индивидуальность ребенка.

  4. Принцип заключается в согласовании действий всех воспитателей.

  5. Принцип обязывает средства массовой информации координировать свою деятельность со школой.



Правильные ответы


Вопросы

I

II

III

IV

V

VI

VII

Ответы

2, 4, 6, 8, 11, 13

1

1, 2, 3, 4, 5

2

1, 3, 5, 6, 9, 10, 11

5

1

programma-prednaznachena-dlya-prepodavatelej-vedushih-dannuyu-disciplinu-uchebnih-assistentov-i-studentov-napravleniya-030600-62-istoriya.html
programma-prednaznachena-dlya-prepodavatelej-vedushih-dannuyu-disciplinu-uchebnih-assistentov-i-studentov-napravleniya-080100-62-ekonomika-izuchayushih-disciplinu-anglijskij-yazik.html
programma-prednaznachena-dlya-prepodavatelej-vedushih-dannuyu-disciplinu-uchebnih-assistentov-i-studentov-napravleniya-podgotovki-030600-62-istoriya-izuchayushih-disciplinu-ekonomicheskaya-teoriya.html
programma-prednaznachena-dlya-prepodavatelej-vedushih-dannuyu-disciplinu-uchebnih-assistentov-i-studentov-napravleniya-podgotovki-080100-62-ekonomika.html
programma-prednaznachena-dlya-prepodavatelej-vedushih-dannuyu-disciplinu-uchebnih-assistentov-i-studentov-napravleniya-podgotovki-080500-62-biznes-informatika-stepen-bakalavr.html
programma-prednaznachena-dlya-prepodavatelej-vedushih-dannuyu-disciplinu-uchebnih-assistentov-i-studentov-napravleniya-podgotovki-221700-68-standartizaciya-i-metrologiya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/93-zdravoohranenie-zakonodatelnoe-sobranie-krasnoyarskogo-kraya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stilisticheski-okrashennaya-leksika-chast-7.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-komponenti-metodicheskoj-modeli-korrekcionnoj-raboti-v-processe-fizicheskogo-vospitaniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/reklama-v-nauchnoj-medicinskoj-periodike.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-instituta-mehaniki-i-mashinostroeniya-kaznc-ran-po-specialnosti-01-02-05-mehanika-zhidkosti-gaza-i-plazmi.html
  • thescience.bystrickaya.ru/igrovaya-priroda-mifa-kak-semioticheskogo-obrazovaniya.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vremennie-sdvigi-v-periodizacii-istorii-rossii-po-otnosheniyu-k-vsemirno-istoricheskoj-periodizacii-2.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reglament-pravitelstva-moskvi-stranica-7.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-3-kursa-inzhenerno-stroitelnogo-fakulteta-na-1-semestr-20112012-uch-goda-pgs-0901-pgs-0902-pgs-0903in-st-gsh-0904-ponedelnik-30-ekonomika-lekciya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/taksonomicheskaya-struktura-pedagogicheskoj-tehnologii-metodika-uchebnogo-predmeta-nablyudenie.html
  • turn.bystrickaya.ru/ponomarev-ab-uchebnoe-posobie-konspekt-lekcij-m-izd-vo-asv2009-160s.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-obekt-zhiloj-kompleks-s-podzemnoj-avtostoyankoj-i-detskim-doshkolnim-uchrezhdeniem-po-adresu-g-moskva-ul-kooperativnaya-16-stadiya-proektirovaniya.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zemledelie-s-osnovami-pochvovedeniya-chast-3.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-12-ispolzovanie-zemel-selskohozyajstvennogo-naznacheniya-grazhdanami-i-yuridicheskimi-licami.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-polozhenii-o-sostave-i-poryadke-podgotovki-dokumentov-territorialnogo-planirovaniya-kuedinskogo-municipalnogo-rajona.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/proishozhdenie-cheloveka-problemnie-voprosi-antropogeneza.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/modemnaya-svyaz-i-kompyuternie-seti-chast-7.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-pyataya-pagubnaya-samonadeyannost-pagubnaya-samonadeyannost.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pensiyam-nedobrali-komponenta-monitoring-smi-27-28.html
  • desk.bystrickaya.ru/otveti-kandidatskogo-ekzamena-po-filosofii-biologi-i-mediki-gruppa-busheva-s-a-20102011-uch-god-stranica-9.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovodstvuyas-st-12-14-federalnogo-zakona-ot-21-12-2001-g-178-fz-o-privatizacii-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-imushestva-prognoznim-planom-program.html
  • desk.bystrickaya.ru/omskaya-oblast-spisok-arbitrazhnih-upravlyayushih-yavlyayushihsya-chlenami-samoreguliruemih-organizacij-arbitrazhnih.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spechak-shirkent-istoriko-lingvisticheskoe-issledovanie-toponimii-gissarskoj-dolini-tadzhikistana.html
  • shkola.bystrickaya.ru/otrabotka-sistem-samoleta-mig-25-e-a-fedosov-polveka-v-aviacii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/razlichiya-v-stepeni-kompetentnosti-v-obshenii-vipusknikov-gorodskih-i-selskih-shkol.html
  • diploma.bystrickaya.ru/v-f-ponomarev-matematicheskaya-logika-stranica-4.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-stiven-d-levin-i-stiven-dzh-dabner.html
  • shkola.bystrickaya.ru/raspredelenie-hozyajstv-aleksandrovskogo-ulusa-po-kolichestvu-golov-skota-raznogo-vida.html
  • student.bystrickaya.ru/091200-7-uslugi-okazivaemie-advokaturoj-obsherossijskij-klassifikator-uslug-naseleniyu-ok-002-93-okun.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razlichenie-sposobov-polucheniya-otvetov-na-svoi-voprosi-nablyudenie-sprashivanie-poisk-v-informacionnih-istochnikah.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kakimi-instrumentalnimi-sredstvami-osushestvlyaetsya-razrabotka-ekspertnih-sistem-chto-takoe-informacionnaya-tehnologiya.html
  • turn.bystrickaya.ru/planirovanie-5-klass-p.html
  • testyi.bystrickaya.ru/anketa-1-e-v-zhizhko-i-s-d-chiganovoj.html
  • student.bystrickaya.ru/17-empiricheskie-i-teoreticheskie-osnovi-nauchnogo-znaniya-1-filosofiya-kak-samosoznanie-epohi-vzaimodejstvie.html
  • desk.bystrickaya.ru/oshibki-kategorialno-logicheskogo-mishleniya-problemi-kategorialnoj-logiki-ih-otricatelnie-effekti-kategorialnaya-putanica.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.