Программа по русскому языку (образовательный стандарт основного общего образования)
.RU

Программа по русскому языку (образовательный стандарт основного общего образования)


Программа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литератур-ного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учебный предмет «Русский язык» в школе с русским (родным) языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых предметов в школе.

«Русский язык» в школе с родным (нерусским) языком обучения выполняет дополнительные цели, обусловленные его статусом государственного языка, средства межнационального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приобщает учащихся к культуре русского народа, обеспечивает их готовность к межнациональному общению.

^ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ
С РУССКИМ (РОДНЫМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ


КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Речь и речевое общение. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая.

^ Сферы речевого общения1. Функциональные разновидности языка (разговорная речь, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы), их основные особенности.

Ситуации речевого общения.

Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной (рассказ, беседа, спор) речи.

Культура речи. Критерии культуры речи.

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение. Структура текста.

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка, определенному стилю.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения.

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения.

Овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений различных видов; создание текстов разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, рецензия, аннотация; письмо; расписка, доверенность, заявление.

языковая и Лингвистическая (языковедческая) компетенции

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества.

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Русский язык – язык русской художественной литературы.

Русский язык как развивающееся явление. ^ Лексические и фразеологические новации последних лет.

Понятие о русском литературном языке и его нормах.

Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей.

Наука о русском языке и ее основные разделы. ^ Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.

Система языка

Фонетика. Орфоэпия

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.

Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. ^ Элементы фонетической транскрипции.

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

^ Основные выразительные средства фонетики.

Правильное произношение слов и интонирование предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических и интонационных норм.

Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Состав слова (Морфемика) и словообразование

Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс. Чередование звуков в морфемах. Основа слова.

Основные способы образования слов.

^ Основные выразительные средства морфемики и словообразования.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексика и фразеология

Слово – основная единица языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Исконно русские и заимствованные слова.

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Фразеологизмы; их значение и употребление. ^ Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова как явления фразеологической системы.

Понятие об этимологии, истории происхождения слов и фразеологизмов.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология

Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

^ Основные выразительные средства морфологии.

Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.

Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.

Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.

Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.

Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Текст. Деление текста на смысловые части и основные средства связи между ними.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

^ Основные выразительные средства синтаксиса.

Употребление синтаксических конструкций в соответствии с нормами русского литературного языка.

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.

^ Правописание: орфография и пунктуация

Орфография

Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Правописание Ъ и Ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Прописная и строчная буквы.

Перенос слов.

Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация

Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Сочетание знаков препинания.

Употребление пунктуационных знаков.

^ КУЛЬТуРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Отражение в языке культуры и истории народа.

Русский речевой этикет.

Выявление единиц языка с национально-культурным компо-нентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)


^ РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ
С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ


КОММУНИКАТИВНАЯ компетенЦИЯ

Овладение видами речевой деятельности

Аудирование (слушание). Понимание устной речи, передача ее в сжатом и развернутом виде. Выявление основной информации, последовательное ее изложение. Понимание и оценка особенностей текстов разных типов, стилей. Понимание языка средств массовой информации.

Чтение. Овладение разными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое чтение), приемами работы с учебной книгой и другими источниками.

Говорение. Создание устных диалогических и монологических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуациями общения.

Письмо. Создание письменных текстов разных стилей и жанров. Передача (подробно, сжато, выборочно) содержания прослушанного или прочитанного текста.

Речь

Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая, разговорная и книжная.

Стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный. Язык художественной литературы.

Различение устной и письменной форм речи, разговорной и книжной, диалога и монолога. Использование языковых средств в соответствии с целями общения, особенностями ситуации.

^ Текст как продукт речевой деятельности

Тема текста, основная мысль, план. Структура текста. Функционально-смысловые типы текста: описание, повествование, рассуждение.

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект. Создание текстов, различных по типу, стилю, жанру.

^ Культура речи

Понятие о литературном языке и его нормах.

Овладение нормами русского литературного языка.


языковая и Лингвистическая (языковедческая) компетенции

Общие сведения о русском языке

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения. Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык – язык русской художественной литературы.

Осознание роли и места русского языка в современном мире, в жизни современного общества, государства.

^ Система языка

Фонетика. Орфоэпия. Интонация

Система гласных и согласных звуков речи, их произношение и отличие от звуков родного языка.

Слог и ударение в русском языке, их особенности. ^ Элементы фонетической транскрипции.

Интонация. Основные типы интонации.

Основные правила литературного произношения и ударения. Орфоэпические словари.

Овладение орфоэпическими нормами и интонацией русского языка. Осознание особенностей звуковой системы и интонации русского языка.

Преодоление акцента, возникающего под влиянием звуковой системы и интонации родного языка.

Состав слова и словообразование

Основа слова и окончание. Корень, приставка, суффикс. Однокоренные слова.

Отличия структуры русского слова от структуры слов родного языка.

Основные способы образования слов в русском языке.

Лексика и фразеология

Слово – основная единица языка.

Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления.

Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Исконно русские и заимствованные слова.

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Фразеологизмы, их значение, употребление.

Толковые словари русского языка.

Употребление в речи слов и фразеологизмов с учетом сферы и ситуации общения.

Морфология

Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Категория одушевленности и неодушевленности. Род, число существительных, прилагательных, порядковых числительных, местоимений, причастий. Формы, значение и употребление падежей.

Видовременная система глагола русского языка.

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Представление о частях речи и морфологических формах слов русского языка.

Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами русского литературного языка.

Осознание сходств и различий состава частей речи, форм выражения морфологических категорий русского языка по сравнению с родным.

Синтаксис

Словосочетание и предложение – единицы синтаксиса.

Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании.

Виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске. Средства оформления предложений: интонация, логическое ударение, порядок слов.

Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения.

Простое предложение. Двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные предложения. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращение, вводные слова и конструкции.

Предложения бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные. Сложные предложения с разными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Текст. Средства связи предложений текста. Смысловые части текста, средства связи между ними.

Соблюдение норм построения словосочетания, простого и сложного предложения, текста.

Орфография. Пунктуация

Соотношение звука и буквы. Правописание гласных и согласных, правописание Ь и Ъ. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Перенос слов. Орфографические словари.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях. Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге.

Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм.

^ КУЛЬТуРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.

Русский речевой этикет, его особенности в сопоставлении с речевым этикетом родного народа.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе, объяснение их значения с помощью лингвистических словарей.

Овладение нормами русского речевого этикета.

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ
С РУССКИМ (РОДНЫМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

знать

уметь

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

^ РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ
С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

знать

уметь

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:




1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.




programma-podgotovki-kandidatskogo-ekzamena-po-inostrannim-yazikam-dlya-aspirantov-i-soiskatelej-sostavitel.html
programma-podgotovki-kurs-gosudarstvennaya-registraciya-i-uchet-nalogoplatelshikov-v-ais-nalog-3-uchebnij-plan.html
programma-podgotovki-kvalificirovannih-rabochih-sluzhashih.html
programma-podgotovki-nauchno-pedagogicheskih-kadrov-v-aspiranture-programma-vstupitelnogo-ekzamena-po-inostrannomu-yaziku.html
programma-podgotovki-perevodchikov-specialistov-v-oblasti-nauki-i-tehniki-na-inzhenernom-selskohozyajstvennom-i-ekologicheskom.html
programma-podgotovki-rabotnikov-pozharnoj-ohrani-obsherossijskoj-obshestvennoj-organizacii-stranica-3.html
  • abstract.bystrickaya.ru/14-00-19-luchevaya-diagnostika-luchevaya-terapiya-stranica-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/poligraficheskij-kompleks-tipografiya-gumanitarnaya-pomosh-rossijskogo-soyuza-rektorov-yugo-osetinskomu-gosudarstvennomu-universitetu-imeni-a-a-tibilova.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-1-vvedenie-v-kurs-rimskoe-chastnoe-pravo-uchebnoe-posobie-krasnoyarsk-2005-moskovskij-gosudarstvennij-universitet.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/6-ponyat-rebenka-roditelyam-obiknovennih-detej-indigo.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchyot-o-nauchno-issledovatelskoj-deyatelnosti-za-2009-god.html
  • institute.bystrickaya.ru/federalnoegosudarstvennoebyudzhetnoeobrazovatelnoe-stranica-86.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-institucionalnaya-ekonomika-dlya-napravleniya-521600-ekonomika-podgotovki-bakalavra-avtori-programmi.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obraz-gusara-v-russkoj-kulture-i-literature.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6m090700-zemelnij-kadastr.html
  • education.bystrickaya.ru/32materiali-dlya-igri-s-pravilami-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-stupenki-k-uspehu.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-seminara-praktikuma-specialnost-100101-servis.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rezervi-kak-instrument-nalogovogo-planirovaniya-chast-2.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-informacionnoj-strukturi-mga-zadachi-proektirovaniya-srv-delyat-na-zadachi-analiza-i-zadachi-sinteza.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-b-tovarovedenie-odnorodnih-grupp-neprodovolstvennih-tovarov.html
  • writing.bystrickaya.ru/koncepciya-stressa-g-sele-i-obshij-adaptacionnij-sindrom.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-iii-ustanovlenie-obshih-trebovanij-k-sostavleniyu-otchetov-ob-ocenke.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-telekanala-podmoskove-na-21-maya-2012-g-ponedelnik-05-00-doktor-zhivago.html
  • shkola.bystrickaya.ru/problema-mezhdunarodnoj-otvetstvennosti-v-spektre-mnenij-chast-7.html
  • education.bystrickaya.ru/3-opori-i-vali-1-obshie-trebovaniya-k-oformleniyu-chertezhej-pribornih-ustrojstv-list-proektirovanie-pribornogo-ustrojstva.html
  • pisat.bystrickaya.ru/t-19-03-1996-goda-i-zaregistrirovana-moskovskoj-registracionnoj-palatoj-29-01-1999g-nomer-v-reestre-76293.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-chetirnadcataya-vilyam-kozlov-prezident-ne-uhodit-v-otstavku.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-obzor-yazikov-programmirovaniya-istoriya-yazikov-programmirovaniya-cel-i-principi-razrabotki-yazikov-programmirovaniya-sposobi-tipizacii-modeli-struktur-dannih.html
  • grade.bystrickaya.ru/monografiya-n-n-pahomova-stranica-6.html
  • literature.bystrickaya.ru/deyatelnost-v-sootvetstvii-s-konstituciej-rossijskoj-federacii-federalnim-zakonom-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii-i-normami-soderzhashimisya-v-drugih.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-i-predmet-zadachi-principi-i-metodi-psihologii-obshee-ponyatie-o-psihike-cheloveka-razvitie-psihiki-v-evolyucionnom-i-istoricheskom-processah-psihika-i-mozg-nejrofiziologicheskie-osnovi-psihiki-cheloveka.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/salambo.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-5filosofskie-osnovaniyadialogicheskogo-vospitaniya-kniga-znakomit-chitatelej-s-teoreticheskimi-osnovami-i-vazhnejshimi.html
  • report.bystrickaya.ru/informaciya-edinici-izmereniya-kolichestva-informacii-avtomatizirovannoe-rabochee-mesto-klassifikacii-arm-5-algoritmicheskaya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/praktikum-po-resheniyu-pr-zadach-nd.html
  • crib.bystrickaya.ru/indikatori-riska-v-sisteme-kontrolya-tamozhennoj-stoimosti-tovara-chast-8.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fedorov-a-v-trudno-bit-molodim-kino-i-shkola-m-kinocentr-1989-66-s.html
  • literatura.bystrickaya.ru/son-vtoroj-kniga-mertvih-v-svoej-glubinnoj-suti-govorit-o-tom-zhe-o-snah-oneotvratimih-dlya-kazhdogo-snah-zagrobya.html
  • letter.bystrickaya.ru/n-dobrushina-optativ-ili-imperativ.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-nachalnogo-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-na-2011-2015-g-g-stranica-11.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-kursa-literaturi-v-v-x-klass.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.